рефераты бесплатно

МЕНЮ


Пилотируемые орбитальные комплексы серии Салют

Пилотируемые орбитальные комплексы серии Салют

План:

I. Введение

II. Пилотируемые орбитальные комплексы серии «Салют»

III. Заключение

IV. Список литературы

Введение

Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам

родились тысячелетия назад и нашли широкое отражение в фольклоре и

литературе многих народов. Упоминание об этом встречается в древнеиндийских

поэмах, древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах.

Уровень знаний тех времен отражался в способах полета. Вначале

воображаемый полет совершался на больших птицах. Например, известны мифы о

полете вавилонского царя Этаны на орле 3200 лет до нашей эры, о полете

Александра Македонского на грифонах. Бессмертен греческий миф о полете к

Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском.

Более 300 лет назад появились фантастические сочинения, в которых

впервые описывались машинные способы полета. В сочинении «Путешествие на

Луну»(1649 г.) французского писателя Сирано де Бержерака впервые

упоминается полет с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет.

Ашиль Эро в романе «Путешествие на Венеру»(1865 г.) описывает ракетный

аппарат, а Жюль Верн в произведениях «С Земли на Луну»(1865 г.) и «Вокруг

Луны»(1870 г.) отправляет своих героев на Луну в пушечном Ядре, снабженном

ракетными двигателями для коррекции траектории.

В 20-м веке помимо фантастических рассказов появились еще и научные

теории выведения летательных аппаратов в космическое пространство.

Основоположником космонавтики, разработавшим теорию ракетного полета

и основные принципы построения ракетно-космических систем, автором первых

научных планов проникновения человека в межпланетное пространство и

завоевания космоса на благо человечества является К. Э. Циолковский(1857-

1935 гг.).

Опубликованная им в 1903 г. работа «Исследование мировых пространств

реактивными приборами» и последующие ее дополнения являются фундаментальным

вкладом в сокровищницу мировой науки. Эти исследования К. Э. Циолковский

начал еще в прошлом веке, изложив их в 1883 г. в рукописи «Свободное

пространство».

Теоретические разработки К. Э. Циолковского позже были подтверждены

и дополнены научными исследованиями как в СССР, так и за рубежом: во

Франции – Робером Эно-Пельтри в 1913, 1928, 1930 – 1935 гг., в США –

Робертом Годдардом в 1919, 1936 гг., в Германии – Германом Обертом в 1923,

1929 гг. и другими выдающимися учеными.

К. Э. Циолковский нашел ряд важных инженерных решений конструкции

ракет. Впервые в мире он дал основы теории жидкостного ракетного двигателя

и указал элементы его конструкции. Им были рассмотрены и рекомендованы к

использованию различные виды топлива для ракетных двигателей. Целый ряд

технических идей, высказанных Циолковским, находит применение при создании

современных ракетных двигателей, космических ракет и аппаратов.

Значительное место в трудах Циолковского занимали проблемы

организации межпланетных сообщений и перспективы их развития. Он утверждал,

что от первых искусственных спутников Земли, межпланетных станций и полетов

к планетам лежит широкая дорога к городам и грандиозным поселениям в

межпланетном пространстве и к приспособлению космического пространства с

его неисчерпаемыми ресурсами материи и энергии для нужд человечества.

К. Э. Циолковский не дожил до осуществления своей мечты. Прорыв в

космос был совершен через 22 года после смерти великого ученого.

Исследование космического пространства в нашей стране было очень

бурным. Так мы первыми запустили искусственные спутники Земли, Солнца, Луны

и Венеры. Наши автоматические аппараты первыми приземлились на Луне, Марсе

и Венере, сфотографировали обратную сторону Луны и передали на Землю

изображение лунной панорамы, обследовали лунную поверхность луноходом и

доставили на Землю образцы лунной породы. Полеты первых космонавтов –

мужчин и женщин, одиночные и групповые, в одноместных и многоместных

кораблях-спутниках, первый выход космонавтов – мужчины, а затем и женщины –

из корабля в космическую бездну, создание первой экспериментальной

пилотируемой орбитальной станции, автоматического космического корабля

снабжения, полеты международных экипажей космических кораблей и станций,

многомесячные полеты космонавты, одновременные полеты в космосе нескольких

кораблей и станций, первые перелеты космонавтов между орбитальными

станциями и другие приоритетные достижения в освоении космоса – это то, чем

каждый житель нашей огромной страны может похвастаться перед всем остальным

миром.

В своем реферате я хотел бы познакомить читателя с пилотируемыми

орбитальными станциями серии «Салют», созданными в нашей стране.

Пилотируемые орбитальные комплексы серии «Салют»

В развитии космонавтики фундаментальное значение имеют обитаемые

долговременные орбитальные станции, обращающиеся вокруг нашей планеты.

Создание долговременных орбитальных станций, их непрерывное развитие,

сопровождающееся увеличением их массы, объема, численности экипажа,

длительности функционирования, расширением круга решаемых задач, является

обязательным условием освоения человеком космического пространства.

Именно путь развития долговременных пилотируемых орбитальных станций

ведет к фундаментальному освоению космоса, созданию космической

промышленности (индустриализации космоса), использующей солнечную энергию,

условия невесомости и глубокого вакуума. Рождение космической

промышленности начинается с осуществления на орбитальных станциях тонких

технологических процессов, не реализуемых на Земле, позволяющих рентабельно

получать уникальные материалы, способствующие дальнейшему развитию

промышленности.

Первая долговременная орбитальная научная станция «Салют» массой

18,9 т находилась на орбите спутника Земли с 19 апреля по 11 октября 1971

г. Высота орбиты станции в апогее в основном находилась в пределах 250 –

280 км, наклонение орбиты 51,6 градусов, период обращения 88 – 90 минут.

Станция «Салют» состоит из рабочего отсека, образованного двумя

цилиндрами диаметром 4,15 и 2,9 м, соединенных коническим переходником, и

третьего цилиндрического – переходного отсека диаметром 2 м, к которому

пристыковывается транспортный корабль «Союз». С противоположной стороны к

рабочему отсеку примыкает негерметичный агрегатный отсек. Переходный и

рабочий отсеки герметичны и разделены люком.

В переходном отсеке, также являющемся рабочим помещением станции,

установлены элементы систем жизнеобеспечения и терморегулирования,

аппаратура астрофизической обсерватории «Орион» и пульты управления.

Снаружи расположены две панели солнечных батарей, антенны систем поиска и

наведения и другое оборудование.

Внутри рабочего отсека размещается оборудование системы обеспечения

жизнедеятельности, радиотехническая и телевизионная аппаратура, системы

управления бортовым комплексом, энергопитания, ориентации и управления

движением, телеметрии, пульты и рабочие места экипажа, научная аппаратура,

запасы пищи и воды, «бегущая дорожка» для тренировки космонавтов. Снаружи

установлены панели радиаторов системы терморегулирования, антенны систем

связи и радиотелеметрии и иное оборудование. В жилых помещениях станции

поддерживается нормальный состав атмосферы, давление, температура и

влажность. На станции имеется 21 иллюминатор.

В агрегатном отсеке установлены корректирующая двигательная

установка и баки с топливом, а снаружи – двигатели системы ориентации и

стабилизации с топливными баками и шар-баллоны со сжатым газом. На корпусе

агрегатного отсека размещены также панели солнечных батарей, антенны и

другое оборудование.

Энергоснабжение бортовой аппаратуры осуществляется от единой системы

энергопитания, состоящей из солнечных батарей общей площадью 42 кв. м и

химических источников тока.

Длина космического комплекса «Салют» - «Союз» составляет 21,4 м,

объем герметичных отсеков около 100 куб. м.

Продолжавшийся почти шесть месяцев полет орбитальной станции состоял

из нескольких этапов. На первом этапе был проведен совместный полет станции

с космическим кораблем «Союз-10», стартовавшим 23 апреля 1971 г., который

пилотировал экипаж, состоявший из космонавтов В. А. Шаталова, А. С.

Елисеева и Н. Н. Рукавишникова(позывные космонавтов «Гранит»). При этом

проводилась проверка функционирования усовершенствованных систем,

обеспечивающих поиск, сближение, причаливание, стыковку и расстыковку

корабля и станции. После совместного полета в состыкованном состоянии,

длившемся 5ч 30 мин, корабль отделился от станции и 25 апреля 1971 г.

приземлился. Последующая работа орбитальной станции проходила в

автоматическом режиме. Второй этап космического эксперимента начался 6 июня

1971 г. запуском транспортного корабля «Союз-11» с экипажем: командир

корабля Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель

В. И. Пацаев(позывные космонавтов «Янтарь»). После стыковки с кораблем

станция «Салют» стала первой долговременной пилотируемой орбитальной

научной станцией. Ее масса превышала 25 т.

В течение 23-суточного полета пилотируемой станции экипаж выполнил

комплексные научно-технические и медико-биологические исследования,

явившиеся крупным вкладом в развитие длительных орбитальных пилотируемых

полетов и принесшие важные научные результаты. Продолжительность полета

экипажа в корабле и на станции составила 570 ч.

После выполнения программы космонавты перешли в корабль «Союз-11» и

отстыковались от станции «Салют», вновь переведенной на работу в

автоматическом режиме. Во время снижения после окончания работы

двигательной тормозной установки, при отделении спускаемого аппарата, за 30

минут до посадки произошла его быстрая разгерметизация вследствие ложного

срабатывания клапана, что привело к гибели космонавтов. Следуя заложенной

программе, спускаемой аппарат осуществил мягкую посадку в заданном районе.

Именами космонавтов были названы кратеры на обратной стороне Луны.

С целью организованного спуска станции «Салют» с орбиты 11 октября

были проведены заключительные операции, она была ориентирована должным

образом и после включения тормозной двигательной установки вошла в плотные

слои атмосферы над заданным районом Тихого океана и прекратила

существование.

Станция «Салют» пробыла в суровых условиях космического пространства

почти полгода, и все это время системы, которые обеспечивали ее

функционирование как в пилотируемом, так и в автоматическом режиме,

работали бесперебойно.

Следующая орбитальная станция «Салют-2» 3 апреля 1973 г. была

выведена на орбиту высотой до 260 км при наклонении 51,6 градусов. Во время

ее 25-суточного полета отрабатывались конструкция станции и бортовая

аппаратура.

Долговременная орбитальная станция «Салют-3» была выведена на орбиту

25 июня 1974 г. и просуществовала 7 месяцев. Транспортным кораблем «Союз-

14», стартовавшем 3 июля того же года, на борт этой станции был доставлен

экипаж в составе командира П. Р. Поповича и бортинженера Ю. П. Артюхина

(позывные «Беркут»). Более 15 суток совершал экипаж полет в космосе,

полностью выполнив запланированную программу исследований.

Корабль «Союз-15» с экипажем в составе командира Г. В. Сарафанова,

бортинженера Л. С. Демина (позывные «Дунай»), стартовавший 26 августа

1974 г., проводил маневрирование и сближение со станцией в различных

режимах, но не состыковался с нею и после двухсуточного полета впервые

произвел посадку в ночное время.

В ходе запланированного 90-суточного ориентированного полета станции

«Салют-3» в пилотируемом и автоматическом режимах отрабатывались

Электромеханическая система стабилизации, солнечные батареи с поворотными

панелями и другие системы. По завершении программы 23 сентября от станции

был отделен возвращаемый аппарат с материалами исследований. После

торможения двигательной установкой и ее отделения возвращаемый аппарат

приземлился с парашютом. Полет станции в автоматическом режиме был продлен

еще на три месяца. В течение всего времени полета станция была постоянно

ориентирована на Землю. Параметры орбиты станции находились в основном в

следующих пределах: высота в апогее 270 – 299 км, высота в перигее 235 –

268 км, наклонение 51,6 градуса, период обращения около 89,8 мин. После

завершения полета, 24 января 1975 г., станция по программе достигла

акватории Тихого океана и прекратила существование.

26 декабря 1974 г., еще до завершения полета станции «Салют-3» в

автоматическом режиме, очередная долговременная орбитальная станция «Салют-

4» была выведена в космос. «Салют-4» является усовершенствованным образцом

станции. Ее масса после выведения на орбиту составила 18900 кг, а с

пристыкованным транспортным кораблем «Союз» - 25600 кг. Длина станции 16

м, а вместе с кораблем – 23 м. Снаружи рабочего отсека диаметром 2,9 м

установлены три поворотные панели солнечных батарей. В рабочем отсеке

расположен центральный пост управления и ряд служб. Общая площадь панелей

солнечных батарей 60 кв. м. Каждая из них автоматически автономно

ориентируется на Солнце. Наибольший поперечный размер станции с раскрытыми

панелями солнечных батарей 17 м, объем герметичных помещений 100 куб. м. В

конической части, соединяющей рабочие отсеки диаметрами 2,9 и 4,15 м,

расположены средства физической тренировки космонавтов и другое

оборудование. В отсеке научной аппаратуры – конической нише в корпусе

рабочего отсека большого диаметра, открытой в космическое пространство,

установлены научные приборы. На станции 14 иллюминаторов с несъемным

оптическим оборудованием и 8 свободных или со съемным оптическим

оборудованием. Корпус снабжен шлюзовыми камерами для выброса за борт

контейнеров с отходами жизнедеятельности. На станции установлена система

регенерации воды из конденсата атмосферной влаги.

На борту станции находилось около полутора тысяч приборов и

агрегатов. Масса научной аппаратуры составляла две тонны. Высота рабочей

орбиты станции до 384 км, наклонение орбиты 51,6 градусов, период обращения

91,3 мин.

Первая экспедиция для работы на борту станции «Салют-4» была

отправлена 11 января 1975 г. на корабле «Союз-17» в составе командира А. А.

Губарева и бортинженера Г. М. Гречко(позывные «Зенит»). В течение полета,

длившегося в соответствии с программой почти 30 суток, космонавтами был

полностью выполнен широкий комплекс научных и технических исследований,

проведены работы в интересах народного хозяйства.

Для продолжения работ со станцией 5 апреля 1975 г. на корабле «Союз-

18-1» стартовал экипаж в составе командира В. Г. Лазарева и бортинженера

О. Г. Макарова. При взлете, на начальном участке работы третьей ступени,

произошло отклонение параметров движения ракеты от расчетных значений.

Автоматическое устройство выдало команду на прекращение полета по программе

и отделение корабля.

После отделения корабль совершил суборбитальный полет длительностью

21 мин 27 с, поднявшись на высоту 192 км и пролетев расстояние 1574 км.

Работы на борту станции «Салют-4» были продолжены экипажем в составе

командира П. И. Климука и бортинженера В. И. Севастьянова(позывные

«Кавказ»), стартовавшем на корабле «Союз-18» 24 мая 1975 г. Длительность

второй экспедиции составила 63 суток.

Во время работы двух экспедиций была выполнена обширная программа

научных, технических, медико-биологических экспериментов и исследований.

С помощью установленного на станции солнечного телескопа получено

несколько сот уникальных спектрограмм активных образований на поверхности

Солнца. Рентгеновские телескопы дали возможность измерить спектральные

характеристики рентгеновских источников различной интенсивности. Несколько

тысяч спектров зафиксированы с помощью инфракрасного телескопа станции.

Выполнены исследования космических лучей и микрометеоров.

Экипажами проведен комплекс исследований физических характеристик

земной атмосферы и околоземного космического пространства.

С борта станции «Салют-4» выполнена значительная программа фото - и

спектральных съемок земной поверхности с целью получения информации для

решения многочисленных научных и народнохозяйственных задач. Длительное

функционирование станции позволило провести изучение земной поверхности в

различные времена года.

Получены новые данные о реакции человеческого организма на различные

факторы длительного космического полета, испытаны средства профилактики

неблагоприятного воздействия невесомости. Систематические ежедневные

занятия физкультурой на специальном тренажере – «бегущей дорожке»,

велоэргометре, тренировочно-нагрузочные костюмы помогли космонавтам

сохранить высокую работоспособность в течение орбитального полета и

благополучно перенести период адаптации после возвращения.

В течение всего полета станции – как в пилотируемом, так и

автоматическом режимах – одновременно с научными исследованиями проводились

испытания новых и усовершенствованных бортовых систем и приборов.

19 ноября 1975 г. была осуществлена автоматическая стыковка

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.