рефераты бесплатно

МЕНЮ


Пилотируемые орбитальные комплексы серии Салют

беспилотного космического корабля «Союз-20», запущенного 17 ноября 1975 г.,

с орбитальной станции «Салют-4». В совместном полете, длившемся 3 месяца,

продолжались дальнейшая отработка и испытания конструкции, агрегатов и

бортовых систем обоих космических аппаратов. На борту корабля «Союз-20»

проводились также комплексные биологические эксперименты с живыми

организмами и различными растениями.

После отстыковки корабля «Союз-20» и мягкой посадки его в расчетном

районе полет станции продолжался в автоматическом режиме. В соответствии с

программой станция совершала полет с ориентацией на Землю или звезды при

поддержании постоянного оптимального положения солнечных батарей. Всего за

время полета станции в пилотируемом и автоматическом режимах было проведено

более 300 научно-технических экспериментов.

К двум часам московского времени 3 февраля 1977 г. станция совершила

12188 оборотов вокруг Земли. В соответствии с программой полета после

проведения заключительных операций станция «Салют-4» по командам с Земли

была сориентирована в пространстве и в расчетное время включена ее

двигательная установка. В результате торможения станцияперешла на

траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом

акватории Тихого океана и прекратила существование.

Полет станции «Салют-4» длился 2 года 1 месяц и 1 неделю. В течение

всего этого времени нормально функционировали все бортовые системы станции,

были обеспечены герметичность, нормальные состав атмосферы, ее давление,

температура и влажность. Решение о прекращении полета было принято в связи

с израсходованием бортого запаса топлива.

Более чем двухлетняя работа сложного космического комплекса –

орбитальной научной станции «Салют-4» - значительное достижение

отечественной космонавтики.

Следующая орбитальная станция - «Салют-5» была выведена на

околоземную орбиту 22 июня 1976 г. Максимальная высота орбиты 346 км,

наклонение 51,6 градуса.

С помощью транспортного корабля «Союз-21», стартовавшего 6 июля

1976 г., на борт станции был доставлен экипаж в составе командира Б.

В. Волынова и бортинженера В. М. Жолобова(позывные «Байкал»). В течение 48-

суточного полета на борту станции космонавты выполнили очень насыщенную

программу исследований, потребовавшую у них много сил. Корабль с экипажем

вернулся на Землю 24 августа 1976 г.

Для продолжения работ на станции следующий экипаж – командир В. Д.

Зудов и бортинженер В. И. Рождественский (позывные «Родон») – стартовал

14 октября 1976 г. на корабле «Союз-23». Из-за нештатного режима

работы системы управления сближением корабля стыковка со станцией была

отменена. 16 октября 1976 г. «Союз-23» с экипажем вернулся на Землю.

Впервые посадка пилотируемого спускаемого аппарата была произведена не на

сушу, а на воду (поверхность озера Тенгиз), что допускается конструкцией

кораблей прошедших, так же как и космонавты, тренировки по посадке в море.

Поисково-спасательный комплекс, включающий самолеты, вертолеты и

плавсредства, в сложных условиях ночного времени и сильного снегопада

обеспечил эвакуацию космонавтов и спускаемого аппарата.

Кораблем «Союз-24», стартовавшем 7 февраля 1977г., на борт станции

«Салют-5» была доставлена вторая экспедиция в составе командира В. В.

Горбатко и бортинженера Ю. Н. Глазкова (позывные «Терек»). Процесс

сближения и стыковки космических аппаратов проводился в два этапа. На

первом этапе сближение корабля со станцией до расстояния 80 м

осуществлялось в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение

проводилось экипажем корабля вручную. 8 февраля после причаливания корабля

к станции были произведены механическая стыковка аппаратов и соединение их

электрических коммуникаций, а 9 февраля, после отдыха и проведения

подготовительных работ, экипаж перешел на станцию. Программа работы на

станции была выполнена полностью, и экипаж произвел посадку 25 февраля

1977г.

Исследования на станции «Салют-5» проводились в период работы двух

смен экипажей и во время полета в автоматическом режиме, протекавшего с

постоянной ориентацией на Землю. Выполнена широкая программа научно-

технических исследований и экспериментов.

С помощью комплекса фотографической аппаратуры в интересах различных

отраслей народного хозяйства осуществлялось фотографирование обширных

районов территории нашей страны и акватории Мирового океана. Получено

несколько тысяч цветных, спетрозональных и черно-белых фотографий.

Проведены исследования физических характеристик земной атмосферы и

околоземного космического пространства.

На борту станции выполнялись также комплексные медицинские и

биологические эксперименты с живыми организмами и различными растениями.

Важной частью программы полета явились технические эксперименты по

отработке новых перспективных систем, в том числе электромеханической

системы стабилизации и системы, обеспечивающей замену атмосферы станции.

После завершения пилотируемой части программы полета 26 февраля

1977 г. со станции был доставлен на Землю возвращаемый аппарат с

материалами исследований. Получено много нового и ценного научного

материала.

На протяжении всего полета станции «Салют-5» бортовые системы и

научная аппаратура функционировали нормально. Станция завершила полет,

длившийся более 1 года 1 месяца, 8 августа 1977 г., совершив 6630 оборотов

вокруг Земли. После тормозного импульса она вошла в плотные слои атмосферы

над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование.

«Салют-6» является представителем нового поколения долговременных

орбитальных станций, способных решать более широкий круг задач освоения

космоса. Базируясь на конструкции предшествующих станций, «Салют-6» в

отличие от них снабжена двумя стыковочными узлами и может принимать сразу

два транспортных корабля различного назначения (пилотируемый, грузовой,

спасательный беспилотный и пилотируемый). Станция оборудована шлюзовой

камерой и снабжена скафандрами новой конструкции полужесткого типа для

выхода экипажа в открытый космос. Используется объединенная двигательная

установка с единой системой питания, что улучшило ее характеристики и

упростило организацию дозаправки станции топливом в космосе. Установлены

новые двигатели и новая система управления. С учетом возрастающей

длительности экспедиций на борту станции установлены душевая, автоматически

управляемый ионизатор воздуха и другое оборудование.

Станция «Салют-6» состоит из пяти отсеков: переходного, рабочего,

промежуточного, агрегатного и отсека научной аппаратуры. На участке

выведения на орбиту в плотных слоях атмосферы переходный отсек и часть

рабочего отсека (диаметр 2,9 м) закрыты головным обтекателем, защищающим

расположенные под ним в сложенном состоянии на внешних поверхностях станции

солнечные батареи, радиатор системы терморегулирования, оптические датчики

системы ориентации, спектрометры, экспериментальные элементы системы

энергопитания и многое другое. Ниша отсека научной аппаратуры на участке

выведения также закрыта крышкой.

Нижняя часть конструкции рабочего отсека и агрегатный отсек закрыты

несбрасываемым пластиковым кожухом.

Рабочая отсек образуется двумя цилиндрическими оболочками (диаметром

2,9 и 4,15 м длиной соответственно 3,5 и 2,7 м), соединенными конической

оболочкой (длина вдоль оси 1,2 м), торцы отсека закрыты сферическими

днищами.

Снаружи рабочего отсека установлены три солнечные батареи общей

площадью 60 кв. м с автоматической ориентацией на Солнце, вырабатывающие 4

кВт электроэнергии; радиаторы системы терморегулирования; антенны

радиосистем сближения, связи, траекторных измерений, командного управления;

оптические датчики и приборы – инфракрасный построитель местной вертикали,

положения Солнца, ионного потока и другое оборудование.

В рабочем отсеке находится основное оборудование станции,

размещаемое вдоль стен в так называемых приборных зонах. По левому и

правому бортам в районе большого диаметра за панелями интерьера находятся

химические батареи и приборы системы энергопитания, приборы систем

управления бортовым комплексом, аппаратура радиосвязи и траекторных

изменений, командная радиолиния, аппаратура ориентации и управления

движением. Гироскопическая аппаратура установлена в передней части рабочего

отсека у люка, соединяющего рабочий отсек с переходным. Здесь же, в зоне

малого диаметра рабочего отсека, расположен центральный пост управления с

двумя рабочими местами. Остальные посты управления предназначены для работы

с исследовательской аппаратурой.

На иллюминаторе рабочего отсека установлен космический фотоаппарат

МКФ-6М для проведения съемок в шести спектральных зонах (два в

инфракрасной, остальные в видимой части спектра) по программе исследования

природных ресурсов Земли. Масса аппарата 170 кг, изготовлен он в ГДР.

Позади центрального поста управления расположена «столовая», а рядом

с ней – «кухня». Спальные места экипажа находятся в задней части рабочего

отсека на боковых панелях. Здесь, в зоне заднего днища у люка в

промежуточную камеру, размещается туалет.

Переходный отсек соединяется с рабочим через люк. На внешнем торце

переходного отсека установлен стыковочный агрегат для пилотируемых

транспортных кораблей.

Переходный отсек служит также шлюзом для выхода космонавтов в

космос. Для этого на боковой поверхности отсека имеется выходной люк. Здесь

же размещены пульты обеспечения выхода и скафандры.

Промежуточный отсек соединяется с рабочим через люк со стороны,

противоположной переходному отсеку.

Промежуточный отсек, так же как и переходный, состоит из

цилиндрической и конической частей, но короче (его длина составляет всего

1,3 м). На нем установлен стыковочный агрегат, пригодный как для

пилотируемого космического корабля, так и для грузового.

Агрегатный отсек цилиндрической формы, его диаметр 4,1 м, длина 2,2

м. Он также крепится к рабочему отсеку со стороны заднего днища. Агрегатный

отсек негерметичен, в нем размещена объединенная двигательная установка: 6

топливных баков, 2 корректирующих двигателя, 32 двигателя ориентации, блок

компрессоров системы дозаправки топливом.

Отсек научной аппаратуры – коническая ниша в рабочем отсеке, в

которой установлен бортовой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М с

автоматическим и ручным управлением и системой охлаждения приемника

телескопа, обеспечивающей температуру до 4,2 К. Охлаждение телескопа до

температуры жидкого гелия и ее поддержание осуществляются на борту

криогенной системой замкнутого цикла с помощью компрессора, двух газовых

холодильных машин, промежуточных теплообменников и использования на

решающей стадии эффекта охлаждения газа при его истечении через

расширяющееся сопло. Эта уникальная криогенная система имеет массу около

130 кг и потребляет 1,5 кВт электроэнергии. Диаметр главного зеркала

бортового телескопа БСТ-1М – 1,5 м, а масса около 650 кг. Он регистрирует

излучение в субмиллиметровом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Многие другие системы станции «Салют-6» не были упомянуты, так как о

них рассказывалось при описании орбитального комплекса «Салют-4».

29 сентября 1977 г. станция «Салют-6» (масса 19824 кг) была выведена

на околоземную орбиту с наклонением 51,6 градуса; максимальная высота

достигала 424 км. 9 октября к ней направился корабль «Союз-25» с экипажем:

командир корабля В. В. Коваленок и бортинженер В. В. Рюмин (позывные

космонавтов «Фотон»). Автоматическое сближение корабля со станцией прошло

нормально, но из-за отклонений от предусмотренного режима причаливания

стыковка была отменена и после двухсуточного полета экипаж вернулся на

Землю.

Дополнительные меры, принятые для повышения надежности стыковки

корабля со станцией, себя оправдали, что было подтверждено в последующих

полетах, позволивших полностью выполнить программу работ на станции «Салют-

6».

Корабль «Союз-26», стартовавший 10 декабря 1977 г., доставил на

следующий день на борт станции «Салют-6» первую экспедицию в составе

командира

Ю. В. Романенко и бортинженера Г. М. Гречко (позывные «Таймыр»). В

отличие от корабля «Союз-25», который сближался со станцией со стороны

переходного отсека, корабль «Союз-26» стыковался со стороны агрегатного

отсека.

20 декабря экипаж осуществил выход в космическое пространство для

осмотра и контроля состояния внешних элементов конструкции станции в районе

переходного отсека и расположенного на нем стыковочного узла и проведения,

в случае необходимости, ремонтных операций. Возможные повреждения элементов

конструкции стыковочного узла могли произойти в результате отклонения от

предусмотренного режима причаливания корабля «Союз-25».

Экипаж станции после почти двухчасового осмотра подтвердил

работоспособность орбитального комплекса.

10 января 1978 г. стартовал корабль «Союз-27», доставивший на борт

станции «Салют-6» второй экипаж в составе командира В. А. Джанибекова и

бортинженера О. Г. Макарова (позывные космонавтов «Памир»). На борту

пилотируемого орбитального научно-исследовательского комплекса, впервые

образованного орбитальной станцией и двумя космическими кораблями: «Союз-

26» - «Салют-6» - «Союз-27», совместные исследования начали проводить

четыре космонавта. Масса этого комплекса составила 32500 кг, а длина 29 м;

масса одной станции 18900 кг, ее длина 15 м. Элементы орбиты комплекса 12

января 1978 г. составляли: высота в апогее 367 км, высота в перигее 334 км,

период обращения – 91,3 мин, наклонение орбиты 51,6 градуса. После

выполнения предусмотренных программой совместных с первым экипажем

пятидневных исследований, в том числе советско-французского биологического

эксперимента «Цитос» по изучению влияния факторов космического полета на

кинетику клеточного деления микроорганизмов,

В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров вернулись на Землю на корабле

основного экипажа, доставив материалы с результатами исследований и

экспериментов, выполненных во время полета станции «Салют-6» в течение

более трех месяцев.

Крупным шагом в развитии космонавтики является создание

автоматического грузового транспортного корабля снабжения «Прогресс». Он

служит для обеспечения длительного активного функционирования и более

эффективного использования орбитальных станций путем регулярной доставки на

их борт топлива для двигательных установок, материалов для обеспечения

жизнедеятельности экипажа, оборудования, аппаратуры и таких расходуемых

материалов, как фото-, кино-, магнитные пленки и т.п. При этом повышается и

ремонтоспособность станции в условиях космического полета.

20 января 1978 г. произведен старт первого космического грузовоза

«Прогресс-1», состыковавшегося 22 января со станцией со стороны агрегатного

отсека. Сближение и стыковка космических аппаратов осуществлялась в

полностью автоматическом режиме. Так был образован новый орбитальный

комплекс «Союз-27» - «Салют-6» - «Прогресс-1».

Доставленные грузы были перенесены космонавтами на станцию и

закреплены, а в освободившийся грузовой отсек перенесено отработавшее

оборудование системы обеспечения жизнедеятельности и зафиксировано в

определенных местах, чтобы обеспечить заданное положение центра масс

грузового корабля.

После проведения контрольных проверок герметичности заправочных

магистралей, емкостей транспортного корабля «Прогресс-1» и станции «Салют-

6», откачки сжатого газа из топливных баков станции с помощью компрессоров

было произведено наполнение емкостей станции компонентами топлива, а затем

продувка и вакуумирование топливных магистралей. Все агрегаты и приборы

системы космической дозаправки работали безотказно.

За время пилотируемого полета часть воздуха станции была

израсходована при выходе экипажа в космическое пространство, а также при

выполнении операций по шлюзованию отходов. В связи с этим был проведен

дополнительный наддув станции воздухом из баллонов грузового корабля.

В течение первых двух месяцев полета Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко

провели пять циклов испытаний по программе эксперимента «Резонанс» при

различном построении орбитального комплекса, включающего станцию «Салют-6»,

пилотируемые космические корабли «Союз-26», «Союз-27» и грузовой

транспортный корабль «Прогресс-1». Целью этого эксперимента являлось

изучение динамических характеристик сложных многозвенных орбитальных систем

и определение величин нагрузок, действующих на их конструкцию.

Для проведения двухимпульсного маневра космонавты дважды

осуществляли ориентацию орбитального комплекса, после чего включалась

двигательная установка корабля «Прогресс-1». Таким образом корабль

«Прогресс-1» использовался также в качестве буксира для коррекции орбиты

комплекса.

После полного завершения программы совместного полета, длившегося 15

суток, грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» был отделен от

орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз-27» и переведен в режим

автономного полета, в ходе которого продолжались испытания и отработка

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.