Пилотируемые орбитальные комплексы серии Салют
беспилотного космического корабля «Союз-20», запущенного 17 ноября 1975 г.,
с орбитальной станции «Салют-4». В совместном полете, длившемся 3 месяца,
продолжались дальнейшая отработка и испытания конструкции, агрегатов и
бортовых систем обоих космических аппаратов. На борту корабля «Союз-20»
проводились также комплексные биологические эксперименты с живыми
организмами и различными растениями.
После отстыковки корабля «Союз-20» и мягкой посадки его в расчетном
районе полет станции продолжался в автоматическом режиме. В соответствии с
программой станция совершала полет с ориентацией на Землю или звезды при
поддержании постоянного оптимального положения солнечных батарей. Всего за
время полета станции в пилотируемом и автоматическом режимах было проведено
более 300 научно-технических экспериментов.
К двум часам московского времени 3 февраля 1977 г. станция совершила
12188 оборотов вокруг Земли. В соответствии с программой полета после
проведения заключительных операций станция «Салют-4» по командам с Земли
была сориентирована в пространстве и в расчетное время включена ее
двигательная установка. В результате торможения станцияперешла на
траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом
акватории Тихого океана и прекратила существование.
Полет станции «Салют-4» длился 2 года 1 месяц и 1 неделю. В течение
всего этого времени нормально функционировали все бортовые системы станции,
были обеспечены герметичность, нормальные состав атмосферы, ее давление,
температура и влажность. Решение о прекращении полета было принято в связи
с израсходованием бортого запаса топлива.
Более чем двухлетняя работа сложного космического комплекса –
орбитальной научной станции «Салют-4» - значительное достижение
отечественной космонавтики.
Следующая орбитальная станция - «Салют-5» была выведена на
околоземную орбиту 22 июня 1976 г. Максимальная высота орбиты 346 км,
наклонение 51,6 градуса.
С помощью транспортного корабля «Союз-21», стартовавшего 6 июля
1976 г., на борт станции был доставлен экипаж в составе командира Б.
В. Волынова и бортинженера В. М. Жолобова(позывные «Байкал»). В течение 48-
суточного полета на борту станции космонавты выполнили очень насыщенную
программу исследований, потребовавшую у них много сил. Корабль с экипажем
вернулся на Землю 24 августа 1976 г.
Для продолжения работ на станции следующий экипаж – командир В. Д.
Зудов и бортинженер В. И. Рождественский (позывные «Родон») – стартовал
14 октября 1976 г. на корабле «Союз-23». Из-за нештатного режима
работы системы управления сближением корабля стыковка со станцией была
отменена. 16 октября 1976 г. «Союз-23» с экипажем вернулся на Землю.
Впервые посадка пилотируемого спускаемого аппарата была произведена не на
сушу, а на воду (поверхность озера Тенгиз), что допускается конструкцией
кораблей прошедших, так же как и космонавты, тренировки по посадке в море.
Поисково-спасательный комплекс, включающий самолеты, вертолеты и
плавсредства, в сложных условиях ночного времени и сильного снегопада
обеспечил эвакуацию космонавтов и спускаемого аппарата.
Кораблем «Союз-24», стартовавшем 7 февраля 1977г., на борт станции
«Салют-5» была доставлена вторая экспедиция в составе командира В. В.
Горбатко и бортинженера Ю. Н. Глазкова (позывные «Терек»). Процесс
сближения и стыковки космических аппаратов проводился в два этапа. На
первом этапе сближение корабля со станцией до расстояния 80 м
осуществлялось в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение
проводилось экипажем корабля вручную. 8 февраля после причаливания корабля
к станции были произведены механическая стыковка аппаратов и соединение их
электрических коммуникаций, а 9 февраля, после отдыха и проведения
подготовительных работ, экипаж перешел на станцию. Программа работы на
станции была выполнена полностью, и экипаж произвел посадку 25 февраля
1977г.
Исследования на станции «Салют-5» проводились в период работы двух
смен экипажей и во время полета в автоматическом режиме, протекавшего с
постоянной ориентацией на Землю. Выполнена широкая программа научно-
технических исследований и экспериментов.
С помощью комплекса фотографической аппаратуры в интересах различных
отраслей народного хозяйства осуществлялось фотографирование обширных
районов территории нашей страны и акватории Мирового океана. Получено
несколько тысяч цветных, спетрозональных и черно-белых фотографий.
Проведены исследования физических характеристик земной атмосферы и
околоземного космического пространства.
На борту станции выполнялись также комплексные медицинские и
биологические эксперименты с живыми организмами и различными растениями.
Важной частью программы полета явились технические эксперименты по
отработке новых перспективных систем, в том числе электромеханической
системы стабилизации и системы, обеспечивающей замену атмосферы станции.
После завершения пилотируемой части программы полета 26 февраля
1977 г. со станции был доставлен на Землю возвращаемый аппарат с
материалами исследований. Получено много нового и ценного научного
материала.
На протяжении всего полета станции «Салют-5» бортовые системы и
научная аппаратура функционировали нормально. Станция завершила полет,
длившийся более 1 года 1 месяца, 8 августа 1977 г., совершив 6630 оборотов
вокруг Земли. После тормозного импульса она вошла в плотные слои атмосферы
над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование.
«Салют-6» является представителем нового поколения долговременных
орбитальных станций, способных решать более широкий круг задач освоения
космоса. Базируясь на конструкции предшествующих станций, «Салют-6» в
отличие от них снабжена двумя стыковочными узлами и может принимать сразу
два транспортных корабля различного назначения (пилотируемый, грузовой,
спасательный беспилотный и пилотируемый). Станция оборудована шлюзовой
камерой и снабжена скафандрами новой конструкции полужесткого типа для
выхода экипажа в открытый космос. Используется объединенная двигательная
установка с единой системой питания, что улучшило ее характеристики и
упростило организацию дозаправки станции топливом в космосе. Установлены
новые двигатели и новая система управления. С учетом возрастающей
длительности экспедиций на борту станции установлены душевая, автоматически
управляемый ионизатор воздуха и другое оборудование.
Станция «Салют-6» состоит из пяти отсеков: переходного, рабочего,
промежуточного, агрегатного и отсека научной аппаратуры. На участке
выведения на орбиту в плотных слоях атмосферы переходный отсек и часть
рабочего отсека (диаметр 2,9 м) закрыты головным обтекателем, защищающим
расположенные под ним в сложенном состоянии на внешних поверхностях станции
солнечные батареи, радиатор системы терморегулирования, оптические датчики
системы ориентации, спектрометры, экспериментальные элементы системы
энергопитания и многое другое. Ниша отсека научной аппаратуры на участке
выведения также закрыта крышкой.
Нижняя часть конструкции рабочего отсека и агрегатный отсек закрыты
несбрасываемым пластиковым кожухом.
Рабочая отсек образуется двумя цилиндрическими оболочками (диаметром
2,9 и 4,15 м длиной соответственно 3,5 и 2,7 м), соединенными конической
оболочкой (длина вдоль оси 1,2 м), торцы отсека закрыты сферическими
днищами.
Снаружи рабочего отсека установлены три солнечные батареи общей
площадью 60 кв. м с автоматической ориентацией на Солнце, вырабатывающие 4
кВт электроэнергии; радиаторы системы терморегулирования; антенны
радиосистем сближения, связи, траекторных измерений, командного управления;
оптические датчики и приборы – инфракрасный построитель местной вертикали,
положения Солнца, ионного потока и другое оборудование.
В рабочем отсеке находится основное оборудование станции,
размещаемое вдоль стен в так называемых приборных зонах. По левому и
правому бортам в районе большого диаметра за панелями интерьера находятся
химические батареи и приборы системы энергопитания, приборы систем
управления бортовым комплексом, аппаратура радиосвязи и траекторных
изменений, командная радиолиния, аппаратура ориентации и управления
движением. Гироскопическая аппаратура установлена в передней части рабочего
отсека у люка, соединяющего рабочий отсек с переходным. Здесь же, в зоне
малого диаметра рабочего отсека, расположен центральный пост управления с
двумя рабочими местами. Остальные посты управления предназначены для работы
с исследовательской аппаратурой.
На иллюминаторе рабочего отсека установлен космический фотоаппарат
МКФ-6М для проведения съемок в шести спектральных зонах (два в
инфракрасной, остальные в видимой части спектра) по программе исследования
природных ресурсов Земли. Масса аппарата 170 кг, изготовлен он в ГДР.
Позади центрального поста управления расположена «столовая», а рядом
с ней – «кухня». Спальные места экипажа находятся в задней части рабочего
отсека на боковых панелях. Здесь, в зоне заднего днища у люка в
промежуточную камеру, размещается туалет.
Переходный отсек соединяется с рабочим через люк. На внешнем торце
переходного отсека установлен стыковочный агрегат для пилотируемых
транспортных кораблей.
Переходный отсек служит также шлюзом для выхода космонавтов в
космос. Для этого на боковой поверхности отсека имеется выходной люк. Здесь
же размещены пульты обеспечения выхода и скафандры.
Промежуточный отсек соединяется с рабочим через люк со стороны,
противоположной переходному отсеку.
Промежуточный отсек, так же как и переходный, состоит из
цилиндрической и конической частей, но короче (его длина составляет всего
1,3 м). На нем установлен стыковочный агрегат, пригодный как для
пилотируемого космического корабля, так и для грузового.
Агрегатный отсек цилиндрической формы, его диаметр 4,1 м, длина 2,2
м. Он также крепится к рабочему отсеку со стороны заднего днища. Агрегатный
отсек негерметичен, в нем размещена объединенная двигательная установка: 6
топливных баков, 2 корректирующих двигателя, 32 двигателя ориентации, блок
компрессоров системы дозаправки топливом.
Отсек научной аппаратуры – коническая ниша в рабочем отсеке, в
которой установлен бортовой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М с
автоматическим и ручным управлением и системой охлаждения приемника
телескопа, обеспечивающей температуру до 4,2 К. Охлаждение телескопа до
температуры жидкого гелия и ее поддержание осуществляются на борту
криогенной системой замкнутого цикла с помощью компрессора, двух газовых
холодильных машин, промежуточных теплообменников и использования на
решающей стадии эффекта охлаждения газа при его истечении через
расширяющееся сопло. Эта уникальная криогенная система имеет массу около
130 кг и потребляет 1,5 кВт электроэнергии. Диаметр главного зеркала
бортового телескопа БСТ-1М – 1,5 м, а масса около 650 кг. Он регистрирует
излучение в субмиллиметровом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.
Многие другие системы станции «Салют-6» не были упомянуты, так как о
них рассказывалось при описании орбитального комплекса «Салют-4».
29 сентября 1977 г. станция «Салют-6» (масса 19824 кг) была выведена
на околоземную орбиту с наклонением 51,6 градуса; максимальная высота
достигала 424 км. 9 октября к ней направился корабль «Союз-25» с экипажем:
командир корабля В. В. Коваленок и бортинженер В. В. Рюмин (позывные
космонавтов «Фотон»). Автоматическое сближение корабля со станцией прошло
нормально, но из-за отклонений от предусмотренного режима причаливания
стыковка была отменена и после двухсуточного полета экипаж вернулся на
Землю.
Дополнительные меры, принятые для повышения надежности стыковки
корабля со станцией, себя оправдали, что было подтверждено в последующих
полетах, позволивших полностью выполнить программу работ на станции «Салют-
6».
Корабль «Союз-26», стартовавший 10 декабря 1977 г., доставил на
следующий день на борт станции «Салют-6» первую экспедицию в составе
командира
Ю. В. Романенко и бортинженера Г. М. Гречко (позывные «Таймыр»). В
отличие от корабля «Союз-25», который сближался со станцией со стороны
переходного отсека, корабль «Союз-26» стыковался со стороны агрегатного
отсека.
20 декабря экипаж осуществил выход в космическое пространство для
осмотра и контроля состояния внешних элементов конструкции станции в районе
переходного отсека и расположенного на нем стыковочного узла и проведения,
в случае необходимости, ремонтных операций. Возможные повреждения элементов
конструкции стыковочного узла могли произойти в результате отклонения от
предусмотренного режима причаливания корабля «Союз-25».
Экипаж станции после почти двухчасового осмотра подтвердил
работоспособность орбитального комплекса.
10 января 1978 г. стартовал корабль «Союз-27», доставивший на борт
станции «Салют-6» второй экипаж в составе командира В. А. Джанибекова и
бортинженера О. Г. Макарова (позывные космонавтов «Памир»). На борту
пилотируемого орбитального научно-исследовательского комплекса, впервые
образованного орбитальной станцией и двумя космическими кораблями: «Союз-
26» - «Салют-6» - «Союз-27», совместные исследования начали проводить
четыре космонавта. Масса этого комплекса составила 32500 кг, а длина 29 м;
масса одной станции 18900 кг, ее длина 15 м. Элементы орбиты комплекса 12
января 1978 г. составляли: высота в апогее 367 км, высота в перигее 334 км,
период обращения – 91,3 мин, наклонение орбиты 51,6 градуса. После
выполнения предусмотренных программой совместных с первым экипажем
пятидневных исследований, в том числе советско-французского биологического
эксперимента «Цитос» по изучению влияния факторов космического полета на
кинетику клеточного деления микроорганизмов,
В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров вернулись на Землю на корабле
основного экипажа, доставив материалы с результатами исследований и
экспериментов, выполненных во время полета станции «Салют-6» в течение
более трех месяцев.
Крупным шагом в развитии космонавтики является создание
автоматического грузового транспортного корабля снабжения «Прогресс». Он
служит для обеспечения длительного активного функционирования и более
эффективного использования орбитальных станций путем регулярной доставки на
их борт топлива для двигательных установок, материалов для обеспечения
жизнедеятельности экипажа, оборудования, аппаратуры и таких расходуемых
материалов, как фото-, кино-, магнитные пленки и т.п. При этом повышается и
ремонтоспособность станции в условиях космического полета.
20 января 1978 г. произведен старт первого космического грузовоза
«Прогресс-1», состыковавшегося 22 января со станцией со стороны агрегатного
отсека. Сближение и стыковка космических аппаратов осуществлялась в
полностью автоматическом режиме. Так был образован новый орбитальный
комплекс «Союз-27» - «Салют-6» - «Прогресс-1».
Доставленные грузы были перенесены космонавтами на станцию и
закреплены, а в освободившийся грузовой отсек перенесено отработавшее
оборудование системы обеспечения жизнедеятельности и зафиксировано в
определенных местах, чтобы обеспечить заданное положение центра масс
грузового корабля.
После проведения контрольных проверок герметичности заправочных
магистралей, емкостей транспортного корабля «Прогресс-1» и станции «Салют-
6», откачки сжатого газа из топливных баков станции с помощью компрессоров
было произведено наполнение емкостей станции компонентами топлива, а затем
продувка и вакуумирование топливных магистралей. Все агрегаты и приборы
системы космической дозаправки работали безотказно.
За время пилотируемого полета часть воздуха станции была
израсходована при выходе экипажа в космическое пространство, а также при
выполнении операций по шлюзованию отходов. В связи с этим был проведен
дополнительный наддув станции воздухом из баллонов грузового корабля.
В течение первых двух месяцев полета Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко
провели пять циклов испытаний по программе эксперимента «Резонанс» при
различном построении орбитального комплекса, включающего станцию «Салют-6»,
пилотируемые космические корабли «Союз-26», «Союз-27» и грузовой
транспортный корабль «Прогресс-1». Целью этого эксперимента являлось
изучение динамических характеристик сложных многозвенных орбитальных систем
и определение величин нагрузок, действующих на их конструкцию.
Для проведения двухимпульсного маневра космонавты дважды
осуществляли ориентацию орбитального комплекса, после чего включалась
двигательная установка корабля «Прогресс-1». Таким образом корабль
«Прогресс-1» использовался также в качестве буксира для коррекции орбиты
комплекса.
После полного завершения программы совместного полета, длившегося 15
суток, грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» был отделен от
орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз-27» и переведен в режим
автономного полета, в ходе которого продолжались испытания и отработка
Страницы: 1, 2, 3, 4
|