Административное пресечение как мера административно-правового принуждения
незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения
оружия.
Статьей 16 Закона «О милиции» закреплены гарантии личной безопасности
сотрудника милиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести
его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут
возникнуть основания для его применения или использования. Попытка лица,
задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием,
приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или
прикоснуться к его оружию дает работнику милиции право применить
огнестрельное оружие.
Закон допускает применение огнестрельного оружия против любых лиц
независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского,
дипломатического и иных иммунитетов, служебного, социального положения и
иных, характеризующих субъекта посягательства или задерживаемого субъекта,
обстоятельств. Вместе с тем установлен и ряд ограничений. Так, по общему
правилу запрещено применять огнестрельное оружие в отношении:
- беременных женщин, если это очевидно и известно;
- лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся,
в частности, отсутствие конечностей, невозможность
самостоятельного перемещения или крайняя затрудненность и т.д.);
- несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен.
В исключение из общего правила закон разрешает прибегнуть к
огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний
совершают одно из следующих действий:
- в одиночку или в составе группы оказывает вооруженное
сопротивление;
- в одиночку или в составе группы совершает вооруженное нападение;
- в составе группы (то есть действует совместно хотя бы еще с одним
соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния
здоровья) осуществляет нападение, угрожающее жизни людей.
Ограничения установлены не только по субъективным, но и по
объективным признакам. Запрещается применять оружие при значительном
скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Не
будучи твердо уверенным в том, что никто из окружающих не пострадает,
работник милиции, военнослужащий должен воздержаться от применения
огнестрельного оружия. Например, если проводится освобождение заложников,
то огонь ведется так, чтобы не поразить заложников; если оружие применяется
для пресечения массовых беспорядков, то огонь ведется не просто по толпе, а
по тем ее участникам, которые непосредственно осуществляют погромы,
разрушения, поджоги и иные насильственные действия, оказывают вооруженное
сопротивление силам охраны порядка.
Наряду с общими принципами административной деятельности -
законностью и профессионализмом – при применении специальных средств
пресечения, а тем более оружия, должен соблюдаться принцип минимизации
вреда. Минимизации вреда способствует:
- информирование лиц, против которых возможно применение оружия, о
том, что они имеют дело с сотрудником милиции, службы органа
безопасности, уполномоченным должностным лицом. Принадлежность к
милиции сотрудник доказывает своей служебной формой, служебным
удостоверением, значком соответствующей службы милиции или устным
заявлением: «Милиция». Изученная практика показывает, что
сотрудники милиции, действуя с оружием, достаточно ясно обозначают
свое официальное положение. Из 388 случаев применения и
использования оружия работниками милиции Томской области в 307
случаях (77%) они были в служебной форме, причем 113 из них
находились либо пребывали к месту задержания на патрульных
милицейских автомобилях. В 18 случаях (4,7%), будучи в гражданской
одежде, должностные лица представлялись и предъявляли служебные
удостоверения, в 40 (10,6%) работники милиции лишь представлялись
правонарушителям. В оставшихся 23 случаях должностные лица,
находясь в гражданской одежде, не представлялись (6%), но в 13 из
них задерживаемые лица лично знали сотрудников милиции – в
основном это были участковые инспектора. Примечательно, что в 13
случаях нападению подвергались одетые в форменную одежду работники
милиции, которых преступники знали в лицо.
- предупреждение о намерении использовать оружие. Из 303 случаев
применения оружия по основаниям, перечисленным в части 1 Закона «О
милиции», сотрудники милиции Томской области в качестве
предупреждения использовали только голос – 43 раза (14,2%), только
выстрел – 34 (11%), причем в 191 случае предупреждение о намерении
применить оружие выполнялось и голосом, и выстрелом (63%). Следует
сказать, что в 131 случае, когда в качестве предупреждения
использовалось оружие, предупредительный выстрел делался
неоднократно (48,9% от всех случаев, когда выполнялось
предупреждение и 58,2% - когда оно делалось с помощью
огнестрельного оружия). Лишь 19 раз с помощью предупредительного
выстрела прекращалось то или иное опасное действие, названное
частью 1 статьи 15 Закона «О милиции»[95].
- причинение лицу, против которого применяется огнестрельное оружие,
по возможности наименьшего вреда. Причинение телесных повреждений,
а тем более смерти, не является целью пресечения. Поэтому, когда
работник милиции, военнослужащий, вынужден стрелять по человеку,
он по возможности должен вести огонь по рукам, ногам, обязан
стремиться сохранить жизнь тому, в адрес кого направлена данная
мера пресечения.
- обеспечение раненым доврачебной помощи, вызов «скорой помощи»,
уведомление в возможно короткий срок родственников.
Применение огнестрельного оружия – самая серьезная мера пресечения,
которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть.
Поэтому в этом случае установлены дополнительные гарантии законности. Так,
сотрудник милиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в
течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику
органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного
оружия.
Правомерность применения оружия устанавливается в результате
служебной проверки лицом, назначенным начальником ОВД. Она назначается
обычно тогда, когда кому-либо причинен физический или имущественный вред,
либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо
по факту случившегося возбуждено уголовное дело.
О всех случаях смерти или ранения вследствие применения
огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.
Задержание и доставление. Под задержанием и доставлением как мерами
административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной
свободы с целью пресечения его противоправного действий и обеспечения
правопорядка не в результате применения наказания (взыскания). Известны два
вида задержания: уголовно-процессуальное и административное.
Административное задержание следует отличать от задержания лиц,
подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК
РСФСР[96]. Первому подвергаются лица, совершившие административные
проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем
такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное
задержание проводиться в порядке, установленном нормами административного
права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном
нормами УПК РСФСР. Подозреваемый должен быть допрошен в 24 часа, о
задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того,
ни другого не делается, но с задержанных берется объяснение.
Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство
граждан, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании
граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы:
интерес ограждения личности от административного произвола, с одной
стороны, и интерес охранения … порядка и безопасности, с другой»[97]. Это
обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и
порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал
все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и
должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и
основные правила применения этой меры, к сожалению, нет.
Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет
уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить
соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о
применении иных мер принуждения или общественного воздействия.
Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся
дипломатической неприкосновенностью[98]. Как правило, административное
задержание не применяется к военнослужащим[99]. Однако при совершении
военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если по
близости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны
сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру
или военному коменданту.
Статьей 19 Закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»[100] установлено, что депутат не может быть задержан, арестован,
подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального
Собрания, кроме случаев задержания их на месте преступления.
В Законе «О статусе судей в Российской Федерации»[101] говорится, что
судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно
принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в
порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и
следователя, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при
совершении преступления[102].
Административное задержание также не допускается:
а) при малозначительности административного правонарушения и
возможности его пресечения другими способами (выполнение правонарушителем
требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение
противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и
т.д.);
б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения
установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить
протокол об административном правонарушении;
в) при наличии основания для наложения взыскания в виде
предупреждения или штрафа на месте совершения административного
правонарушения.
Законодательством предусмотрено две основные разновидности
административного задержания: превентивное и процессуальное.
Превентивное преследует цель предотвращения новых противоправных
деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком,
так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц.
Регулируется такое задержание разными правовыми актами. Примерами
превентивного задержания являются:
- помещение в медицинский вытрезвитель;
- неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в
принудительном лечении[103];
- помещение в центр временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИН)
лиц, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа, а также самовольно ушедших из таких учреждений,
ожидающих решения вопроса направления в эти учреждения.
Несовершеннолетние, ожидающие решения вопроса о направлении в
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут находиться
в УВИН ОВД до 30 суток. В исключительных случаях постановлением
судьи этот срок может быть продлен до 45 суток. Федеральным
Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года[104]
предусмотрены и иные случаи задержания – помещения в УВИН ОВД
несовершеннолетних;
- задержание лиц, совершивших противоправные действия на судах,
находящихся в плавании. Так, в статье 67 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации сказано: «Капитан судна вправе
изолировать лицо, действия которого не содержат признаков
преступления…, но создают угрозу безопасности судна или
находящихся на нем людей и имущества»[105];
- задержание нарушителей гражданского часа.
Хотя соответствующие меры называются по-разному (помещение в
вытрезвитель, в УВИН; неотложная госпитализация, изоляция лица) фактически
это профилактическое задержание, временное лишение личной свободы путем
водворения лица, как правило, в специальное помещение. Если основания
помещения в медвытрезвитель регулируются законом, то порядок и сроки
задержания – приказом МВД.
Лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в
состоянии сильного опьянения, задерживаются и помещаются в медицинские
вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение,
при котором лицо представляет опасность для себя (может стать объектом
преступного посягательства или несчастного случая) и для окружающих (может
совершить преступление или иное правонарушение). Такое состояние наступает
при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.
Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются,
как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении – в лечебные
учреждения. Помещение их в медвытрезвители допускается в лишь
исключительных случаях, когда невозможно установить их личность, место
жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих
за их воспитание и содержание. Все доставленные в вытрезвитель немедленно
осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении
лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости – и о санитарной
обработке.
Срок пребывания в вытрезвителе зависит от состояния лица, но не
должен превышать 24 часа. За содержание в медвытрезвителе взыскивается
плата. Ее размер устанавливается главами администраций, Правительствами
субъектов Федерации. Как правило, она не превышает минимального размера
оплаты труда за месяц. Процессуальное задержание преследует двойную цель:
предотвратить наступление вредных последствий и уклонение виновного от
ответственности. Оно применяется в связи с административными
правонарушениями и регулируется КоАП РСФСР.
Процессуальное административное задержание может быть произведено,
если помимо общей предпосылки – совершение административного
правонарушения, - имеется одно из следующих дополнительных условий:
1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные
действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб
общественным интересам, другим гражданам, себе;
2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы
непосредственно на месте, например, личность виновного не установлена,
нужно провести медицинское обследование, отказ уплатить штраф на месте
или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если
отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о
нарушителе.
В отличие от превентивного процессуальное задержание может быть
осуществлено, даже если нет угрозы совершения новых правонарушений.
По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на
общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может
проводиться только в случае совершения лицом определенного, прямо
указанного в законе проступка.
Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать под стражей не
более трех часов. В связи с задержанием составляется протокол, по просьбе
задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники[106].
Таким образом, превентивное и процессуальное административное
задержание различаются по:
1) нормативному основанию;
2) целям;
3) фактическим основаниям применения;
4) правовым последствиям;
5) кругу задерживаемых лиц.
Также хотелось бы отметить, что на все случаи административного
задержания распространяется действие часть 2 статьи 22 Конституции
Российской Федерации: «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто
задержанию на срок более 48 часов».
На основании статьи 56 Конституции Российской Федерации и в
соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991
года[107] должностные лица государственных органов, ответственных за
осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час,
задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|