рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное пресечение как мера административно-правового принуждения

незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения

оружия.

Статьей 16 Закона «О милиции» закреплены гарантии личной безопасности

сотрудника милиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести

его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут

возникнуть основания для его применения или использования. Попытка лица,

задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием,

приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или

прикоснуться к его оружию дает работнику милиции право применить

огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против любых лиц

независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского,

дипломатического и иных иммунитетов, служебного, социального положения и

иных, характеризующих субъекта посягательства или задерживаемого субъекта,

обстоятельств. Вместе с тем установлен и ряд ограничений. Так, по общему

правилу запрещено применять огнестрельное оружие в отношении:

- беременных женщин, если это очевидно и известно;

- лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся,

в частности, отсутствие конечностей, невозможность

самостоятельного перемещения или крайняя затрудненность и т.д.);

- несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен.

В исключение из общего правила закон разрешает прибегнуть к

огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний

совершают одно из следующих действий:

- в одиночку или в составе группы оказывает вооруженное

сопротивление;

- в одиночку или в составе группы совершает вооруженное нападение;

- в составе группы (то есть действует совместно хотя бы еще с одним

соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния

здоровья) осуществляет нападение, угрожающее жизни людей.

Ограничения установлены не только по субъективным, но и по

объективным признакам. Запрещается применять оружие при значительном

скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Не

будучи твердо уверенным в том, что никто из окружающих не пострадает,

работник милиции, военнослужащий должен воздержаться от применения

огнестрельного оружия. Например, если проводится освобождение заложников,

то огонь ведется так, чтобы не поразить заложников; если оружие применяется

для пресечения массовых беспорядков, то огонь ведется не просто по толпе, а

по тем ее участникам, которые непосредственно осуществляют погромы,

разрушения, поджоги и иные насильственные действия, оказывают вооруженное

сопротивление силам охраны порядка.

Наряду с общими принципами административной деятельности -

законностью и профессионализмом – при применении специальных средств

пресечения, а тем более оружия, должен соблюдаться принцип минимизации

вреда. Минимизации вреда способствует:

- информирование лиц, против которых возможно применение оружия, о

том, что они имеют дело с сотрудником милиции, службы органа

безопасности, уполномоченным должностным лицом. Принадлежность к

милиции сотрудник доказывает своей служебной формой, служебным

удостоверением, значком соответствующей службы милиции или устным

заявлением: «Милиция». Изученная практика показывает, что

сотрудники милиции, действуя с оружием, достаточно ясно обозначают

свое официальное положение. Из 388 случаев применения и

использования оружия работниками милиции Томской области в 307

случаях (77%) они были в служебной форме, причем 113 из них

находились либо пребывали к месту задержания на патрульных

милицейских автомобилях. В 18 случаях (4,7%), будучи в гражданской

одежде, должностные лица представлялись и предъявляли служебные

удостоверения, в 40 (10,6%) работники милиции лишь представлялись

правонарушителям. В оставшихся 23 случаях должностные лица,

находясь в гражданской одежде, не представлялись (6%), но в 13 из

них задерживаемые лица лично знали сотрудников милиции – в

основном это были участковые инспектора. Примечательно, что в 13

случаях нападению подвергались одетые в форменную одежду работники

милиции, которых преступники знали в лицо.

- предупреждение о намерении использовать оружие. Из 303 случаев

применения оружия по основаниям, перечисленным в части 1 Закона «О

милиции», сотрудники милиции Томской области в качестве

предупреждения использовали только голос – 43 раза (14,2%), только

выстрел – 34 (11%), причем в 191 случае предупреждение о намерении

применить оружие выполнялось и голосом, и выстрелом (63%). Следует

сказать, что в 131 случае, когда в качестве предупреждения

использовалось оружие, предупредительный выстрел делался

неоднократно (48,9% от всех случаев, когда выполнялось

предупреждение и 58,2% - когда оно делалось с помощью

огнестрельного оружия). Лишь 19 раз с помощью предупредительного

выстрела прекращалось то или иное опасное действие, названное

частью 1 статьи 15 Закона «О милиции»[95].

- причинение лицу, против которого применяется огнестрельное оружие,

по возможности наименьшего вреда. Причинение телесных повреждений,

а тем более смерти, не является целью пресечения. Поэтому, когда

работник милиции, военнослужащий, вынужден стрелять по человеку,

он по возможности должен вести огонь по рукам, ногам, обязан

стремиться сохранить жизнь тому, в адрес кого направлена данная

мера пресечения.

- обеспечение раненым доврачебной помощи, вызов «скорой помощи»,

уведомление в возможно короткий срок родственников.

Применение огнестрельного оружия – самая серьезная мера пресечения,

которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть.

Поэтому в этом случае установлены дополнительные гарантии законности. Так,

сотрудник милиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в

течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику

органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного

оружия.

Правомерность применения оружия устанавливается в результате

служебной проверки лицом, назначенным начальником ОВД. Она назначается

обычно тогда, когда кому-либо причинен физический или имущественный вред,

либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо

по факту случившегося возбуждено уголовное дело.

О всех случаях смерти или ранения вследствие применения

огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Задержание и доставление. Под задержанием и доставлением как мерами

административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной

свободы с целью пресечения его противоправного действий и обеспечения

правопорядка не в результате применения наказания (взыскания). Известны два

вида задержания: уголовно-процессуальное и административное.

Административное задержание следует отличать от задержания лиц,

подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК

РСФСР[96]. Первому подвергаются лица, совершившие административные

проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем

такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное

задержание проводиться в порядке, установленном нормами административного

права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном

нормами УПК РСФСР. Подозреваемый должен быть допрошен в 24 часа, о

задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того,

ни другого не делается, но с задержанных берется объяснение.

Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство

граждан, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании

граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы:

интерес ограждения личности от административного произвола, с одной

стороны, и интерес охранения … порядка и безопасности, с другой»[97]. Это

обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и

порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал

все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и

должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и

основные правила применения этой меры, к сожалению, нет.

Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет

уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить

соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о

применении иных мер принуждения или общественного воздействия.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью[98]. Как правило, административное

задержание не применяется к военнослужащим[99]. Однако при совершении

военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если по

близости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны

сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру

или военному коменданту.

Статьей 19 Закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе

депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»[100] установлено, что депутат не может быть задержан, арестован,

подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального

Собрания, кроме случаев задержания их на месте преступления.

В Законе «О статусе судей в Российской Федерации»[101] говорится, что

судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно

принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в

порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и

следователя, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным

законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при

совершении преступления[102].

Административное задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонарушения и

возможности его пресечения другими способами (выполнение правонарушителем

требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение

противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и

т.д.);

б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения

установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить

протокол об административном правонарушении;

в) при наличии основания для наложения взыскания в виде

предупреждения или штрафа на месте совершения административного

правонарушения.

Законодательством предусмотрено две основные разновидности

административного задержания: превентивное и процессуальное.

Превентивное преследует цель предотвращения новых противоправных

деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком,

так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц.

Регулируется такое задержание разными правовыми актами. Примерами

превентивного задержания являются:

- помещение в медицинский вытрезвитель;

- неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в

принудительном лечении[103];

- помещение в центр временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИН)

лиц, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения

закрытого типа, а также самовольно ушедших из таких учреждений,

ожидающих решения вопроса направления в эти учреждения.

Несовершеннолетние, ожидающие решения вопроса о направлении в

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут находиться

в УВИН ОВД до 30 суток. В исключительных случаях постановлением

судьи этот срок может быть продлен до 45 суток. Федеральным

Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года[104]

предусмотрены и иные случаи задержания – помещения в УВИН ОВД

несовершеннолетних;

- задержание лиц, совершивших противоправные действия на судах,

находящихся в плавании. Так, в статье 67 Кодекса торгового

мореплавания Российской Федерации сказано: «Капитан судна вправе

изолировать лицо, действия которого не содержат признаков

преступления…, но создают угрозу безопасности судна или

находящихся на нем людей и имущества»[105];

- задержание нарушителей гражданского часа.

Хотя соответствующие меры называются по-разному (помещение в

вытрезвитель, в УВИН; неотложная госпитализация, изоляция лица) фактически

это профилактическое задержание, временное лишение личной свободы путем

водворения лица, как правило, в специальное помещение. Если основания

помещения в медвытрезвитель регулируются законом, то порядок и сроки

задержания – приказом МВД.

Лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в

состоянии сильного опьянения, задерживаются и помещаются в медицинские

вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение,

при котором лицо представляет опасность для себя (может стать объектом

преступного посягательства или несчастного случая) и для окружающих (может

совершить преступление или иное правонарушение). Такое состояние наступает

при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.

Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются,

как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении – в лечебные

учреждения. Помещение их в медвытрезвители допускается в лишь

исключительных случаях, когда невозможно установить их личность, место

жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих

за их воспитание и содержание. Все доставленные в вытрезвитель немедленно

осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении

лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости – и о санитарной

обработке.

Срок пребывания в вытрезвителе зависит от состояния лица, но не

должен превышать 24 часа. За содержание в медвытрезвителе взыскивается

плата. Ее размер устанавливается главами администраций, Правительствами

субъектов Федерации. Как правило, она не превышает минимального размера

оплаты труда за месяц. Процессуальное задержание преследует двойную цель:

предотвратить наступление вредных последствий и уклонение виновного от

ответственности. Оно применяется в связи с административными

правонарушениями и регулируется КоАП РСФСР.

Процессуальное административное задержание может быть произведено,

если помимо общей предпосылки – совершение административного

правонарушения, - имеется одно из следующих дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте, например, личность виновного не установлена,

нужно провести медицинское обследование, отказ уплатить штраф на месте

или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если

отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о

нарушителе.

В отличие от превентивного процессуальное задержание может быть

осуществлено, даже если нет угрозы совершения новых правонарушений.

По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на

общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может

проводиться только в случае совершения лицом определенного, прямо

указанного в законе проступка.

Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать под стражей не

более трех часов. В связи с задержанием составляется протокол, по просьбе

задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники[106].

Таким образом, превентивное и процессуальное административное

задержание различаются по:

1) нормативному основанию;

2) целям;

3) фактическим основаниям применения;

4) правовым последствиям;

5) кругу задерживаемых лиц.

Также хотелось бы отметить, что на все случаи административного

задержания распространяется действие часть 2 статьи 22 Конституции

Российской Федерации: «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто

задержанию на срок более 48 часов».

На основании статьи 56 Конституции Российской Федерации и в

соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991

года[107] должностные лица государственных органов, ответственных за

осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час,

задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.