Административное пресечение как мера административно-правового принуждения
принудительного содержания – серьезных правоограничений их личной свободы,
личной и имущественной неприкосновенности[28].
В ряде случае отрицается принудительный характер административно-
правовых мер, например, задержания и доставления в милицию, применяемых к
невменяемым лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или
наркотического опьянения и которые полностью или частично теряют
способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению. Данная
позиция обосновывается тем, что в подобных случаях отсутствует волевой
объект принуждения. Однако, согласиться с отрицанием принудительного
характера указанных и других аналогичных мер также нельзя. Объясняется это
тем, что принудительность воздействия направлена против воли субъекта, а
это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для
субъекта. И если лицо не способно сознавать, воспринимать и оценивать
характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет
объективно принудительного содержания такого воздействия.
Внешние формы проявления административно-правового принуждения весьма
различны. Данное обстоятельство обуславливается громадным разнообразием
обеспечиваемых с их помощью общественных отношений, содержанием компетенции
органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер,
и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться,
например, в административном аресте за мелкое хулиганство, задержании и
доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся,
например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их
антисанитарного состояния. К имущественным ограничениям относятся, в
частности, штраф, конфискация, реквизиция.
Все меры административно-правового принуждения, являясь результатом
реализации государственно-властных полномочий, имеют своей целью побудить
лицо к исполнению юридических обязанностей и запретов. Таким образом,
объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама
личность, а ее поведение[29].
Меры административно-правового принуждения могут устанавливаться
только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе
законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах,
предусмотренных нормами права. В противном случае административное
принуждение принимает обличие административного произвола. Следовательно,
административное принуждение является правовым принуждением, направленным
на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере
государственного управления.
Административно-правовое принуждение применяется лишь уполномоченными
на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен
правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их
должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных
функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних
дел, контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное
принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц,
полномочных применять меры данного принуждения.
Специфика управленческих отношений объективно определяет
необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных
лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом
мер. В этой связи очевидной становится особенность административного
принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с
целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном
следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект
административного принуждения.
Реализация административно-правового принуждения возможна без
предварительной судебной оценки, устанавливающей законность того или иного
управленческого решения[30]. Таким образом, административно-правовое
принуждение характеризуется внесудебным порядком его применения
соответствующими органами и должностными лицами в процессе реализации своей
компетенции без обращения в суд. Однако правом административной юрисдикции
наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную
категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным
меры административного наказания (административные взыскания, например, за
мелкое хулиганство).
Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках особых
охранительных правоотношений, складывающихся в сфере государственного
управления и направленных на защиту общественного порядка и общественной
безопасности.
Административно-правовое принуждение характеризует и то
обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым
оно применяется, не связаны отношениями организационного соподчинения, в
отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках
государственно-служебных отношений. Таким образом находит свое объяснение
то обстоятельство, что административно-правовое принуждение может
использоваться в отношении широкого круга субъектов административного
права.
Применение мер административно-правового принуждения опосредуется
регламентированным процессуальным порядком их реализации, причем
процессуальный порядок применения мер административно-правового принуждения
по сравнению с процессуальным регламентом уголовного и гражданского
судопроизводства элементарен, прост, экономичен и лишен относительно
громоздкой процедуры.
Административно-правовое принуждение применяется не только к
физическим лицам (гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без
гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к
рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других
негосударственных предприятий, учреждений и организаций расширяется сфера
применения административно-правового принуждения в виде достаточно крупных
штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил,
установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение
земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил
пожарной безопасности, законодательства о рекламе. Посредством применения
мер административно-правового принуждения вызывается особый юридический
правоохранительный режим, для которого характерно неравенство органа
исполнительной власти или должностного лица, применяющего ту либо иную меру
административно-правового принуждения, и физического или юридического лица,
к которому данные меры применяются.
Практическое применение административно-правового принуждения
способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это обусловлено
тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты
исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением
соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение.
Административно-правовое принуждение включает в себя большое количество
средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование которых прекращает антиобщественные действия,
предотвращает наступление общественно вредных последствий. Во многих
случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в
сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые
впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают
большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе
профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что
безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и т.д.),
непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивает
вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.
Одним из важнейших признаков административно-правового принуждения
является специфическая юридическая природа оснований его применения.
Основанием административно-правового принуждения являются, как правило,
административные проступки. В отличии от авторов, связывающих реализацию
данных мер лишь с административными правонарушениями[31], а также в строго
определенных случаях и с преступлениями, не представляющими большой
общественной опасности[32], я поддерживаю авторов, которые в качестве
основания применения административно-правового принуждения, помимо
названных выше обстоятельств, называют:
1) экстремальные социальные условия, предусмотренные правовой нормой,
например, эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных
обстоятельств, при которых меры административно-правового принуждения
используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях
предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их
локализации[33];
2) преступления любой степени общественной опасности;
3) объективно противоправные деяния[34].
Среди ученых и практиков существуют различные мнения о содержании
понятия административно-правового принуждения. С точки зрения способа
упорядочения общественных отношений правовое принуждение в целом и
административно-правовое – в частности, рассматривается отдельными учеными
как метод государственного воздействия, обеспечивающий выполнение
определенных действий либо воздержания от их совершения[35].
По мнению других авторов, «…административно-правовое принуждение –
это … применение субъектами функциональной исполнительной власти
установленных нормами административного права принудительных мер»[36], «… в
целях граждан и должностных лиц к исполнению юридически закрепленных правил
для предотвращения правонарушений, обеспечения общественной безопасности,
прекращения правонарушений и наказания нарушителей»[37]. И в этом смысле
административное принуждение рассматривается как совокупность
принудительных средств, определенных законом[38].
Наконец, некоторые авторы считают, что под таковым принуждением
следует понимать как психическое либо физическое воздействие на сознание и
поведение субъекта с целью понудить их путем угрозы применения
предусмотренных законом санкций к должному поведению, так и само применение
мер административно-правового воздействия[39].
В моем понимании административно-правового принуждения я опираюсь на
позицию тех авторов, которые предлагают различать административно-правовое
принуждение как способ защиты правопорядка – с одной стороны, и меры
административного принуждения – с другой. Эти два понятия соотносятся как
содержание и форма. Внешнее проявление административного принуждения и есть
та или иная административно-принудительная мера. Посредством правовой
регламентации отдельных мер принуждения происходит регламентация оснований,
порядка и содержания правового воздействия[40]. Следует отметить большое
количество терминов, означающих административно-правового принуждения:
«административно-принудительные средства», «административно-принудительные
меры», «меры принудительного обеспечения должного поведения»,
«принудительные правоохранительные средства воздействия» и другие. Причем
эти понятия употребляются авторами как синонимы мер административного
принуждения[41].
Административно-правовое принуждение включает в себя различные по
своему характеру и назначению принудительные меры. Эти меры могут быть
объединены в различные группы в зависимости от конкретных целей.
Классификация мер административного принуждения имеет не только важное
теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет определить
место каждой такой меры в системе административно-принудительных средств
воздействия и, следовательно, установить основания и порядок ее применения.
До 50-х годов в юридической литературе господствовала двухчленная
классификация. Все меры административно-правового принуждения сводились к
двум группам: административные взыскания и иные меры административного
принуждения, которые будучи по своей сути принудительными, лишены характера
наказания[42].
В 1956 году М.И. Еропкин обосновал трехчленную классификацию мер
административного принуждения, которой долгое время придерживалось
большинство ученых – административистов. По этой классификации меры
административно-правового принуждения подразделяются на три группы:
административно - предупредительные меры; меры административного
пресечения; административные взыскания (административная ответственность).
В основе этой классификации лежат цели и способ обеспечения
правопорядка[43].
По этому вопросу имеются и другие точки зрения. Так Д.Н. Бахрах
предлагает следующую классификацию мер административно-правового
принуждения: меры пресечения, административно - восстановительные меры и
меры взыскания (наказания)[44].
Интересную классификацию мер административно-правового принуждения
предложил Л.М. Розин. Критерием классификации по его мнению является цель,
для достижения которой соответствующая мера применяется, а именно ею
определяется основание и порядок применения каждой меры. Данная
классификация выглядит следующим образом:
а) административные взыскания, применяемые при привлечении к
административной ответственности в качестве наказания правонарушителя;
б) меры административного пресечения, используемые для пресечения
совершающегося правонарушения;
в) меры процессуального принуждения, которые дают возможность
установить факт правонарушения, удостоверить личность нарушителя, собрать
все необходимые данные об административном правонарушении и составить
требуемые законом документы;
г) восстановительные меры, предназначенные для восстановления
нарушенного правопорядка, прав граждан;
д) меры административно-принудительные, применяемые в целях
предотвращения правонарушений[45].
С одних и тех же позиций смотрят на проблему классификации мер
административно-правового принуждения А.П. Коренев и Л.Л. Попов. Исходя из
целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной
безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей
применяемых мер административно-правового принуждения ими выделяется четыре
группы:
а) меры административного предупреждения (административно -
предупредительные меры);
б) меры административного пресечения (административно –
пресекательные меры);
в) меры административно – процессуального обеспечения;
г) меры административного взыскания[46].
Свою позицию по поводу классификации мер административно-правового
принуждения мне бы хотелось построить, во-первых, через понимание
административной ответственности как части административно-правового
принуждения, и, во-вторых, через понятие административно-правового
принуждения, данного профессором К.С. Бельским. По его мнению,
административно-правовое принуждение означает словесно-психическое и
физическое воздействие органов исполнительной власти, осуществляемое на
правовой основе в отношении определенного физического или юридического лица
с целью заставить, побудить его к соответствующему поведению, подчинению
известным ограничениям или возложить на него одно из административных
взысканий[47]. В данном определении заключены две группы мер
административного принуждения. Одна давно получила в науке
административного права родовое наименование «меры административной
ответственности». К ним относятся все административные взыскания:
предупреждение, штраф, административный арест и т.д. Вторая группа
охватывает такие принудительные меры воздействия, как административно –
предупредительные, административно – пресекательные, административно –
восстановительные и также административно – обеспечительные меры, как меры
административно-правового принуждения процессуального характера, хотя
отдельные меры административно-процессуального обеспечения поглощаются
мерами административно-правового пресечения (например, доставление,
задержание и др.). К сожалению, все эти меры второй группы до настоящего
времени не получили родового наименования, а это с научной точки зрения
мешает рассматривать их как единую компактную группу, имеющую общую
генетическую основу и учитывающую общие родственные корни объединяемых
принудительных воздействий. В свое время теоретики права предлагали для
названных мер принуждения наименование «меры защиты», но оно не привилось в
правоведении и было признано неудачным. Думается, что правильнее
административно-предупредительные, административно-пресекательные,
административно-восстановительные меры, а также и в какой-то степени и
административно-обеспечительные меры процессуального характера называть
французским понятием «action direct» (непосредственное принуждение).
Конечно, понятие «меры непосредственного принуждения» не на сто процентов
отражают те административно-правовые реальности, которые оно обозначает и
которые имеют место в действительной жизни, но охватывает сердцевину
рассматриваемых мер административно-правового принуждения: они применяются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|