рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право (шпаргалка)

опасностью, именно она обусл-ет отв-ть за АП. Признаки АП: противоправность

– лицо совершает д-ие, запрещенное НП, или не сов-ет предписанного д-ия;

виновность – АП признается деяние, предст-ее ппроявление воли и разума д-

щего или безд-го лица; наказуемость -. АП признается только то деяние, за

кот. законод-м предусм. АО. Юр-ий состав АП –установл. правом совокупность

признаков, при наличии кот. деяние может повлечь АО (единственное осн-ие

АО). Элементы состава: 1) Объект АП – общ. отн-ия в сфереГУ, рег-мые НП и

охр-мые мерами АО (общий объект). Родовые объекты – гос. и общ порядок,

права и свободы гр-н, собств-ть. Каждое АП имеет видовой объект

посягательства – например, общ. нравственность, спокойствие гр-н и т.д.).

2) Объективная сторона АП – внешние признаки, хар-ие противопр. д-ия или

безд-ия, рез-тат посягат-ва, причинную связь и т.д. Содержание ОО:

неоднократность - совершение двух или более однородных АП; повторность -

совершение одним и тем же лицом в течение года однородного АП, за которое

оно уже подвергалось адм-ому взысканию; длящееся АП – длительное

невыполнение треб-ий НП в виде д-ия(б-ия); злостность – упорство, четкое

желание неподчиниться. Субъект АП - лицо, совершившее АП. Общий субъект –

вменяемый, достигший 16 лет гр-н. Спец. субъект - ДЛ, лицо, ранее

привлекавшееся к АО, ин. гр-не, в/с. Субъективная сторона АП – псих. отн-ие

субъекта к совершаемому противопр. д-ию или б-ию и его посл-ям. Оно м.б.

выражено в форме: умысла - лицо, совершившее АП, сознавало противопр. х-р

своего д-ия или б-ия, предвидело его вредные посл-ия и желало их или

сознательно допускало их наступление; неосторожности - лицо предвидело

возм-ть наступления вредных посл-ий, но легкомысленно рассчитывало на их

предотвр-ие либо не предвидело возм-ти наступления таких посл-ий, хотя д.б.

и могло их предвидеть.

37. СИСТЕМА МЕР АДМ. ВЗЫСКАНИЙ

Понятие: АВ –один из видов А.-принудит. мер. АВ – это мера отв-ти за АП

(оно и только оно), содержит итоговую юр. оценку противопр. деяния

нарушителя. Цель применения АВ по КоАП: воспитание лица, совершившего АП в

духе соблюдения закона и уважения к правопор-ку; предупр-ия соверш-ия лицом

и другими лицами новых правон-ий; Особенность правонар-ий в сфере ГУ – ими

причиняется как правило немат. вред, поэтому содержание АП санкций, охр-щих

об-ые отн-ия в ГУ, носит наказательный х-р, АВ не свойственен восстановит.-

компес-ый х-р. Вид и объем огр-ий, сост-щих содерж. АВ, определяются

полномочн. органами и ДЛ гос-ва с учетом х-ра пр-н-ия, личности нар-ля,

степени его вины, смягчающих и отягч-х обст-в. Индивид-ии отв-ти способ-ет

относит. опред-ть АП санкций. Применение АВ влечет для лица состояние А.

наказанности (продолжается в теч. года со дня окончания исполнения АВ,

прекращается автоматом), это обст-во имеет особ. значение при наложении АВ

при неоднократных АП. Виды АВ: предупр-ие (незначит. нар-ия); штраф

(кратный МРОТ, стоимости похищенного, равный размеру незаконного дохода и

т.д.); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

непоср. объектом АП (принудит. изъятие, реализация, передача вырученной

суммы бывшему собственнику); конфискация предмета, явившегося ..... ;

лишение спец. права, предост-го данному гр-ну (упр-ия трансп. средствами,

права охоты – от 15 дн. до 3 лет); адм. арест (искл. случаи, за отд. виды

АП, срок до 15 сут., назначается судьей, содержание в спецприемниках или

изоляторах ОВД); адм. выдворение за пределы РФ ин. гр-на или лица без гр-

ва.

38. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМ. ВЗЫСКАНИЙ

Основные правила наложения АВ – в отд. главе КоАП. 1) Общие принципы

наложения АВ: Законности. орган (ДЛ), рассм-щее дело об АП, может аложить

на виновного только то взыскание, кот. установлено НПА и только в пределах

санкции конкр. НП. Законность обеспечивается а) закреплением в КоАП ситемы

АВ, за пределы кот. нельзя выходить. б) закреплением в каждой ст. КоАП вида

и размера АВ, в) санкция предусм-ет ряд альтернат. АВ, но наложено м.б.

только одно основное, г) за одно и тоже АП м.б. наложено только одно

основное, либо основное и дополнит. АВ. из установленных. Индивидуализация

АВ – учитыв. обст-ва, смягчающие и отягчающие (особая роль), х-р пр-н-ия,

личность нар-ля, степень его вины. Смягч-ие об-ва – чистосерд. раскаяние,

добровольное возм. ущерба, устранение причиненного вреда, сильное душ.

волнение и т.д. Отягч. об-ва – несмотря на требование прекратить,

продолжение противопр. поведения, вовлечение несовершеннолетних, в сост.

опьянения и т.д. Экономия карательных мер (АПН предоставляют

правоприменителю возм-ть, или прямо обязывают его заменить взыскание иными

мерами возд-ия). 2) Исчисление сроков АВ и сроков их давности – АВ не м.б.

наложено позднее 2 мес. со дня совершения проступка, при длящихся пр-н-иях

– 2 мес. со дня обнаружения. Срок погашения АВ (прекращения состояния А.

наказанности) – если в течение года со дня окончания исп-ия наказания лицо

не совершило нового АП, т.е. потом новое АП не рассм-ся как повторное. 3)

Порядок возмещения причиненного АП имущ-го ущерба – коллегиальные органы А.

юр-дикции и судья при решении вопроса о наложении АВ вправе одновременно

решить вопрос о возмещении ущерба если его сумма не превышает 1/2 МРОТ.

Районный суд – независимо от размера.

39, 40. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИН. ПРОЦЕССА (АПЦ), ПРИНЦИПЫ.

Процесс — совокупность послед-ых д-ий, совер-мых для достиж. опред. рез-та;

порядок осущ-ия какой-либо деят-ти. Гос.-упр-ская деят-ть также имеет

процессуальную форму. В качестве АПЦ можно рассм-ть деят-ть по реализации

мат-ых АПН, т.е. обесп-ть примен. АПН в сфере ГУ в целях достижения опред.

юр. результатов, предпол-ых диспозицией нормы (соотв-щих правил должного

поведения). Но в равной мере субъекты ИВ реализуют и санкции мат АПН.

Следов-но, осущ-яя ГУ деят-ть, соотв-ие ИО и ДЛ совершают АПЦ д-ия

правоприменительного и правоохранительного х-ра. В традиц-м смысле понятие

«процесс» отожд-ся с деят-ю суд. органов по рассм-ию и разрешению конкр.

дел, суд реагирует на отклонения от требований мат. права, т.е.

осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соотв. НП. В рамках АПЦ

реал-ся диспозиции и санкции АПН - 2 подхода к АПЦ: а) как совокупность

всех д-ий, совершаемых субъектами ИВ для реализации своей компетенции (в

основном подразум-ся д-ия ИО и ДЛ по осущ-ию различных А. процедур, не

связанных с юрис-цией – разрешительно-лицензионные, регистр-ые и т.д.) б)

как деят-ть полномочных ИО и ДЛ по реализ. санкций мат. АПН (А.-

юрисдикционная (АЮ)деят-ть). Основанием АПЦ деят-ти являются индивид. адм.

дела (ИАД)- возникающие в сфере ГУ деят-ти вопросы, связанные с прим-ием

АПН и треб-ий в целях его разрешения распорядит-х д-ий полн-чных ИО и ДЛ.

АПЦ деят-ть реглам-тся ПЦ АПНормами. Принципы АПЦ: все проц-ые принципы

служат обесп-ю законности при рассм-ии и разр-ии ИАД спорного х-ра, при

примен. А.-принудит. мер, в процедурном произ-ве. Принципы 1)

компетентности – полн-ия по широкому кругу АЮ деят-ти закрепляются не за

всеми субъектами ИВ, их круг закрепл-ся в КоАП. 2) охраны интересов гос-ва

и личности – надлеж-ее исп-ие сторонами АЮ ПЦ своих прав, интересов гос-ва,

гарантий прав 3) процессуального равенства - равенство сторон перед законом

и наделение каждой стороны опред. объемом взаимных процес. прав и об-тей.

4) достижения мат. истины –тщат. изучение всех условий и обст-в, связанных

с данным ИАД + состязательность в ходе рассм-ия дел. 5) доступности – созм-

ть для всех сторон уч-вать во всех стадиях рассм-ия ИАД. 6) гласности -

открытое рассм-ие АЮ дел 7) экономичности - установление сжатых сроков для

осущ-ия всех АЮ д-ий, включая исполнение решения. 8) отв-ти ДЛ за

правильное и эффективное ведение ПЦ, за проявление бюрократизма при разборе

жалоб и т.п.

41-43. СТРУКТУРА АПЦ. ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ.

Адм. производство (АПВ) — это нормативно урегул-ый порядок совершения ПЦ д-

ий, обесп-щий законное и объективное рассм-ие и разреш. ИАД, объединенных

общностью предмета. (порядок разбора жалоб гр-н, порядок лицензирования).

Сам АПЦ предст. собой совокупн. различающихся конкр. предметами АПВ. Виды

АПВ: а) процедурное (АППВ); б). юрис-нное (АЮПВ). Особенности АППВ – его

предметом явл-ся ИАД бесспорного х-ра, правовая оценка поведения лица не

является обяз-ной. Оно не имеет своим рез-том примен. принудит. мер, его

рез-т – удовлетв. законных запросов ФЛ и ЮЛ и обесп-ие эфф. работы упр-го

аппарата. Виды АППВ – 1) Лицензионно-разрешит. Лицензия – это офиц.

документ, кот. разрешает осущ-ие указанного внем вида деят-ти в течение уст-

го срока. 2) Регистрационное. Рег-ция – акт оф. признания законности соотв-

х д-ий, осущ. органами Минюста. Это госрег-ция норм. актов ОИВ, кот.

затрагивают права и свободы, р-ция уставов общ. объединений. Это госр-ция

ЮЛ и прав на недвижимость (компетенция рег. палат). Рег. учет гр-н вместо

прописки. 3) 42. ПР-ВО ПО ПРИНЯТИЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПР-ИЯ исп-тся преимущ-но

для эфф-ой работы аппарата. Общие правила практически отсутствуют, в некот.

случаях д-уют правила ведомст. х-ра. Регл-ция процедур на фед. уровне – на

основе Положения о подготовке проектов постан-ий и распор-ий Пр-ва РФ 93

г., Регламент заседаний ПР-ва, Правила подготовки ведомст. НА и т.д. В

соотв-ии с Регламентом проекты решений по вопросам, включенным в план

заседаний, вносятся рук-лями фед. органов ИВ и ОИВ субъектов с приложением

пояснит. записки (необх. обоснования и прогнозы последствий). Предлож-ия гр-

н, орг-ий напр-ся для предвар. рассм-ия соотв. ОИВ. Обязательно

согласование с заинтерес. органами и орг-иями. Аппарат Пр-ва проводит

экспертизу, редактирование проектов, согласовывает с Главным гос.-прав. упр-

ием През-та, срок до 10 дн. Проект визируется зам. Пр-ля Пр-ва и передается

рук-лю Аппарата для доклада Пред-лю. После этого решение принимается,

подписыв-ся и вступает в законную силу. Замы Пр-ля в соотв-ии с

распределением обяз-тей рассм-ют проекты решений, если нужно – дают

указания о их доработке (рабочие группы). Сущ-ют Правила подготовки НПА ФО

ИВ и их госрегистр-ии 97 года. Проект акта подлежит согл-ию и визированию в

соот-х минист-х и вед-х. Срок подготовки проекта и издания НПА не более

мес. если не установлен другой срок. Возможно создание раб. групп. Гос. рег-

ция предполагает юр. экспертизу НПА, решение о необх. его рег-ции,

присвоение рег. номера, внесение в Госреестр НПА. Госрег-ции подлежат акты,

затраг-ие права, свободы и об-ти гр-н, имеющие межвед-ный х-р. Рег-ует НПА

минюст в срок до 15 дн. с даты получения. Для исполнения акты напр-ся

только после госрег-ии и офиц опубликования. Особенности АЮПВ – осущ-ся во

внесуд. порядке; его предметом явл-ся конкрет. АП спор между сторонами АП

отн-ия; условием справедливого разрешения АП спора явл-ся правовая оценка

поведения сторон спора; применение соотв. мер юр. отв-ти к виновной стороне

АП спора. Виды АППВ – 1) Дисц-ое пр-во – применение к лицам, совершившим

дисц. проступок (госслужащие – служ. проступок), соотв. и предусм-х дисц.

взысканий в виде замечания, выговора или приказа. Регл-ция – Указ Пр-та О

мерах по укреп-ю дисц-ны в системе госслужбы 96 г. 2) 43. ПР-ВО ПО ДЕЛАМ

РАССМОТР-ИЯ ЖАЛОБ – примен-ся для установления правомерности либо необосн-

ти заявлений гр-н о нарушении их прав или законных интересов д-иями или НПА

ДЛ исп. органов. Конст. предусм-ет лишь судебное обж-ие решений и д-ий

(безд-ий) ИО и ДЛ. Также Конст. закрепляет право гр-н обращаться в

госорганы. Адм. порядок обж-ия рег-ся Указом Президиума ВС СССР 68 г. Ж-ба

подается ИО (ДЛ) которому непоср. подчинено ДЛ (ИО), правомерность д-ий

кот. оспаривается. В/с – по команде. Для рассм-ия жалобы – 1 мес., если

доп. проверка не треб-ся, д.б. разрешена безотлагательно, не позднее 15 дн.

Решение по ж-бе д.б. мотивированным, + решение – обоснованным, д.б.

организовано исп-ие решения. Если гр-н не согласен с решением, он вправе

обж-ть в вышест-ий орган или в суд. Нарушение пор-ка рассм-ия ж-б влечет

дисц. отв-ть. Решение по ж-бе в пользу заявителя влечет изменение или

отмену д-ия (решения) ДЛ (ИО) + его отв-ть. 3) Пр-во по делам об А.

правонар-иях.

44-48. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ А. ПРАВОН-ИЯХ (ПД АПНАР)

Ст. 225 КоАП перечисляет задачи ПД АПНАР: своевр-ое, всестороннее, полное и

объективное выяснение обст-в каждого дела; разр-ие его в точном соот-ии с

законод-ом, обесп-ие исп-ия вынесенного пост-ия; выяснение причин и

условий, способ-их сов-ию АПНАР; предуп-е п-н-ий; воспитание гр-н в духе

соблюдения законов, укрепления законности. Важное значение - обесп-ие

гарантий злоупотр-ий в отн-ии ФЛ и ЮЛ, поэтому четко определены обст-ва,

кот. исключают ПД АПНАР: 1) Для ФЛ и ЮЛ: отсутствие события и состава

АПНАР; издание акта амнистии, если он устраняет примен. А. взыскания (АВ);

отмена акта, устан-щего АО; истечение к моменту рассм-ия дела об АПНАР уст-

го законод-ом срока наложения АВ. Для ФЛ только: недостижение лицом на

момент сов-ия АПНАР 16-л. возраста; невм-ть лица; д-ие лица в сост-ии

крайней необх-ти или необх-ой обороны; наличие по тому же факту постановл.

органа (ДЛ) о наложении АВ, уг. дела; смерть лица. ПД АПНАР осущ-ся на

основании законод-а, дей-шего во время сов-ия АПНАР и по месту его сов-ия

(или по месту учета трансп. средств). Рассм-ие дел об АПНАР осущ-ся на

началах равенства перед законом и органом, рассм-им дело, всех гр-н

независимо от соц. и имущ. положения, расовой и нац. принадл., пола,

образования, языка и т.п. Дела об АПНАР рассм-ся открыто. Дела об Апнар

рассм-ся, как правило, в 15дн срок со дня получения необх-ых мат-лов (п-

кола о нарушении и т.д.). Дела о мелком хулиганстве д. б. рассм-ы в течение

суток. 46. УЧАСТНИКИ ПД АПНАР Кроме органов (ДЛ), уполн-ых рассм-ть дела об

АПНАР, иные уч-ки АПроиз-ва: 1) лица, в отн-ии кот. ведется произ-во, оно

вправе знакомиться с мат. дела, давать объяснения, представлять док-ва,

заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, обжаловать

вынесенное по делу пост-ие и т.д. 2) Потерпевший - лицо, кот. причинен

моральный, физ. или имущ. вред. 3) Законные предст-ли — родители,

усыновители, опекуны, попечители несов-нолетних нар-лей или потерпевших, а

также лиц, кот. в силу своих физ. или псих. недостатков не могут сами осущ-

ть свои права. 4) Адвокат оказывает юр. помощь. Его полн-ия удостов-ся

ордером, выдаваемым юрконсультацией. 5) Свидетель — любое лицо, кот. могут

быть известны какие-либо обст-ва, подлежащие установлению по делу. 6)

Эксперт назначается органом (ДЛ), в произв-ве кот. находится дело, в

случае, когда возникает необх-ть в спец. познаниях. Все вышеназв-ые вправе

знакомиться с мат. дела, заявлять ходатайства, приносить жалобы на пост-ие

по делу. 7) Новое - законные предст-ли ЮЛ, при применении мер обесп-ия

производства — понятой. О месте и времени рассм-ия дела об АПнар, сов-ном

несов-нолетним, а также о п-н-ии, влекущем примен. А. ареста, извещается

прокурор. 47. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О АПНАР, т.е. любые факт-ие данные,

на основе кот. органы (ДЛ) уст-ют наличие либо отсутствие АПНАР, вин-ть

лица и иные обст-ва, имеющие значение для правильного разр-ия дела. Эти

данные уст-ются п-колом, объяснениями привлекаемых лиц, показаниями

потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, вещдоками (предметы,

явившиеся орудием или непоср. объектом АПНАР либо сохранившие на себе его

следы), прот-ми об изъятии вещей и док-тов и т.д. Оценка док-в осущ-ся

органом (ДЛ), ведущим АП, по своему внутр. убеждению, осн-му на всестор.,

полном и объект-м иссл-ии всех обст-в дела в их совокупности. 45. ОСНОВНЫЕ

ЭТАПЫ ПД АПНАР 1) Возбуждение А. дела — Поводы к возб-ию дела: непоср-ое

обн-ие уполн-ым ДЛ факта сов-ия АПНАР; мат-лы, поступ-ие из ПО, от других

ГО, органов МСУ, заявления ФЛ и ДЛ; сообщения в СМИ. Основание для возб-ия

дела - наличие дост-ых данных, указывающих на признаки АПНАР. Дело

считается возб-ным с момента сост-ия п-кола о его сов-ии или вынесении

прокурором пост-ия о возб-ии АП. П-кол — проц-ый док-т, свид-щий о сов-ии

данного противопр. деяния (предпол-но), сост-ют уполн-ые ДЛ. 2) Рассм-ие

дела — Прежде всего орган (ДЛ) осущ-ет подготовку к рассм-ию: относится ли

дело к комп-ии данного органа (ДЛ); правильно ли составлены п-кол и др. мат-

лы; извещены ли уч-щие лица о месте и времени рассм-ия; имеются ли обст-ва,

искл-ие возм-ть рассм-ия дела; достаточно ли мат-лов для рассм-ия по

существу; имеются ли ходатайства и отводы. Порядок рассм-ия дел а)

объявление о том, кто рассм-ет, какое дело, кто привлекается. б) уст-ся

личность уч-ков, разъясняются права и об-ти. в) оглашается п-кол. г)

Заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются док-ва. 3)

Разр-ие дела выр-ся в вынесении органом (ДЛ) пост-ия по делу (либо о прекр-

ии дела либо о наложении АВ). Судья вправе при отсутствии спора одновр. с

наложением АВ решить вопрос о возмещ. имущ. ущерба. 4) Обжал-ия и опротест-

ия пост-ия. Право на обжалование - лицу, в отн-ии кот. пост-ие, а также

потерпевшему. Опрот-ие осущ-ся прокурором. Жалоба и протест напр-ся судье,

в орган (ДЛ), вынесший пост-ие, они обязаны в 3дн срок направить со всеми

мат-ми в соот-ующий суд, вышест-ий орган. Жалоба м. б. подана в течение 10

дней со дня вручения копии пост-ия. Срок рассм-ия жалобы, протеста — 10 дн;

1 дн — на пост-ие об А. аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача

жалобы, протеста в уст-ый срок приостанавливает исп-ие пост-ия по делу. 48.

СУБЪЕКТЫ ПРАВОМОЧНЫЕ РАССМ-ТЬ ДЕЛА ОБ АПНАР Центральное звено – госорган,

разр-ий А. дело по сущ-ву, т.е. орган, уполн-ый рассм-ть и разрешать дела

об АПНАР и налагать АВ. В наст-ее время у системы таких органов нет единого

коорд. центра, нужно создать А. юстицию с Высшим А. судом во главе.

Основной принцип построения системы органов, осущ-х адм. юрисд-цию –

террит.-отраслевой. Подсистема терр-х органов (особенность – нет вертик.

подчин-ти вышест-м госорганам): 1) судьи рай. (гор.) судов (при этом

выступают не как орган правосудия, а как ДЛ), 2) комиссии по защите прав

несов-летних – д-ют на основе Положения 1967 г. и Указа 93 г., создаются

при рай. и гор. адм-ях, возгл-ет систему Межвед-ая комиссия при Прав-ве,

рассм. дела об АПНАР лицами 16-18 лет, 3) А. комиссии – специально образ-ны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.