рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право (шпаргалка)

для рассм. всех кат-ий дел, порядок обр-ия рег-ся ПА субъектов, создаются

при рай., гор. пос. адм-ях. Подсистема отраслевых органов – рассм-ют дела

об АПНАР, тесно связанных с ораслями ГУ, им присуща иерархичность,

подчиненность (органы госинспекций, ОВД). А. штрафные санкции могут

налагать главы а-ций МСУ, края и области.

49. СИСТЕМА СОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПР-ИЯ

Сущность зак-ти – соблюден. Конст-ии и законов, соотв-ие всех других НПА

дейст-му законод-ву. Эффек-ть деят-ти ОИВ зависит от уровня зак-ти и от

дисциплины участников упр-кого процесса. Помимо общих мер гос-ва по

укреплению зак-ти и дис-ны в деят-ти ОИВ (совершен-ие системы ОИВ, опред-ие

об-тей ГСЩ, пределов отв-ти, повышение прав. культуры гр-н и т.д.) сущ-ет

особая система госорганов, кот. непоср-но этим занимаются. Применяемые ими

разл. прав. и орг-ные формы и методы деят-ти – способы обес-ия зак-ти: 1.

Контроль – система набл-ия и проверки пр-сса функ-ия объекта с целью

устранения отклонений от зад. параметров. В отно-ии ОИВ – уполн-ые

госорганы разных ветвей власти и общ. орг-ии выясняют, не допущены ли какие-

либо наруш. зак-ти, если да, то своевр-но их устраняют, восс-ют наруш.

права, привл-ют к отв-ти. Приним-ся меры по обновлению системы контроля

(НПА, новые органы, деят-ть Конст. суда). Основная проблема сейчас - устран-

ие несоотв-ия законод-ва субъектов – их акты надо регистрировать и чтобы

была возм-ть отмены. Признаки контроля – а) между контр-им органовм и

объектом сущ-ют отн-ия подчинен-ти или подвед-ти. б) контр-ся не только зак-

ть, но и целесообр-ть деят-ти. в) контр-щий часто может отменять решения

контр-мого. г) когда треб-ся контр-ий может применять меры возд-ия. Формы к-

ля: заслушивание отчетов, проверки, наблюдение за д-иями, рассм-ие жалоб и

т.д. К-ль бывает а) в завис-ти от стадии деят-ти объекта - предвар-ый,

текущий, послед-щий. б) внешний – со стороны других органов, и внутренний.

2. Надзор – постоянное сист-ое наблюдение спец. госорганов за деят-ю

неподчиненных им объектов с целью выявления нар-ий зак-ти. При этом

целесообр-ть деят-ти не проверяется, а значит не допускается вмешательство

в текущую адм.-хоз. деят-ть. Виды надзора – прокурорский и адм-ый.

50–52. КОНТРОЛЬ

51. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА Согласно ст. 80 К-ии Пр-т определяет осн. напр-ия

внутр. и внеш. пол-ки гос-ва, ОИВ претворяют их в жизнь. Контр. полномочия

Президента: 1) при форм-нии Пр-ва, других ФОИВ, при назначении ДЛ (Пр-ля ПР-

ва и т.д.), при форм-ии СБ, Администрации, назначении высшего командования

ВС; 2) повседн. контроль за деят-ю Пр-ва и других ОИВ (может председ-ать на

заседаниях Пр-ва, как Верх. Главноком., Пр-ль СБ); 3) может отменить пост-

ия и распор-ия Пр-ва, приостановить д-ие актов ОИВ субъектов; 4) через Адм-

ию (подразделение – Гл. контр. упр-ие). Его полном-ия: - систем-ий

контроль, – координация деят-ти органов к-ля и надзора ФОИВ в субъектах, –

по рез-там проверок вносит Пр-ту предложения, если надо напр-ет материалы о

выявл-х нарушениях в соот-ие органы, - регул-но проверяет ход исполнения

поручений Пр-та ОИВ. Полномочные представители Пр-та в округах. 50.

КОНТРОЛЬ ПРЕДСТАВИТ. ВЛАСТИ 1) Ст. 102, 103 К-ии: мех-м к-ля за соотв-ием

Указов Пр-та К-ии и законам (Совет Федерации – указы о введении военного

пол-ия, исп-ие ВС за пределами РФ, ГД – дача согласия на назначение Пр-ля

Пр-ва, вопрос о доверии Пр-ву, импичмент Пр-та, назначение и освоб-ие Пр-ля

ЦБ и Уполном-го по правам чел-ка); 2) Пр-т консультируется с соот-ми

комитетами и комиссиями при назн-ии и отзыве диплом. предст-ей в других гос-

вах и межд. орг-иях; 3) запрос депутата (группы д-тов) Пр-ву, руков-лям ОИВ

и т.д.; 4) для осущ-ия контроля за исп-ием фед. бюджета ФС обр-ет Счетную

палату. Задачи СП: - контроль за исполнением доходн. и расх. статей

бюджета, опред-ие эфф-ти и целесообр-ти расходов гос. средств и исп-ия фед.

собств-ти; - оценка проектов бюджетов; - финансовая экспертиза проектов ФЗ

и НПА ФОИВ; - контроль за зак-тью и своевр-ю движения ср-в бюджетов в

банках; - регул. доклад ФС о ходе исполнения бюджета. СП проводит ревизии,

проверки, передает материалы в соотв-ие органы, направляет предст-ия по рез-

там проверок, дает предписания. 52. ДЕЯТ-ТЬ СУДА ПО ОБЕСП-ИЮ ЗАКОННОСТИ В

СФЕРЕ УПР-ИЯ Судебн. власть нельзя сводить только к расс-ию конкр. суд.

дел. Она имеет возм-ть оказать активное влияние на решения и д-ия ИВ. Закон

93 г. «Об обж-ии в суд действий и решений, затрагивающих права и свободы

...». Контр. полномочия Констит. суда – в ст. 125 Конст. – разрешает дела о

соотв-ии К-ии НПА Пр-та, Пр-ва, ОИВ, разрешает споры о компетенции, делает

представления по нарушениям К-ии, толкование К-ии. КС не может начинать

дела по собст. инициативе, только по жалобам. Контроль судов общ. юр-ии

(СОЮ) за деят-ю ОИВ осущ-ся в процессе рассм-ия дел. Уг. дела - форма

реагирования СОЮ на недостатки в работе ОИВ, кот. способствовали нар-ию

(преступлению) ДЛ – частное опред-ие. Гр. дела (восст-ие на работе,

неправильная запись в книге АГС) – кроме решения вопроса по сущ-ву суд

изучает правомер-ть д-ий и актов ОИВ. Админ. дела (мелкое хул-во) – суд

проверяет зак-ть д-ий ОИВ по привлечению лица к АО. Арбитражный суд –

устанавливает жесткую дисциплину договорных отн-ий, пресекает эк-кий

произвол чиновников, процесс банкротства и т.д. АС резрешают споры: - о

признании недейст-ми ненорм-х актов органов, кот. не соот-ют законам и НПА;

- об отказе в госрег-ции (уклонении от нее); - о взыскании штрафов органами

(если законом не предусм-н бесспорный порядок) и т.д. При рассм-ии этих дел

АС проверяет соот-ие актов и д-ий органов законам.

53_54. НАДЗОР ПР-РЫ В СФЕРЕ УПР-ИЯ

Осн-ая ф-ция П. – надзор за исп-ием д-ющих на тер-ии РФ законов. Предмет ПН

за деят-ю ОИВ (общий надзор) определен законом о пр-ре 95 г. – 1)

исполнение законов минист-ми и ведомствами, предст-ми и исп-ми органами

субъектов, органами МСУ, военного упр-ия, контроля, 2) соотв-ие законам

издаваемых ими актов. Перечень не подлежит расширению. При несоот-ии пост-

ий Пр-ва К-ии и законам Генпрокурор инф-ет об этом Пр-та. Органы П. при

осущ-ии надзора не вмешиваются в опер-но-хоз. деят-ть поднадзорных. Прок.

проверки проводятся на основании поступ-ей инф-ии и по плану. Пр-ры имеют

большие полномочия – проход, доступ к документам, вправе вызывать ДЛ и гр-н

для объяснений. Актуальные виды надзора – о соблюдении законод-ва о собст-

ти, предприн-ве, приватизации, коррупции, налог. нарушения. Надзор за собл-

ем прав и свобод – надзор не только за вышеперечисл. госорганами, но и за

различными комм. и некомм. орг-иями. 54. АКТЫ ПР-РА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ УПР-

ИЯ Протест пр-ра – реагирование на противор-ий закону ПА органа или ДЛ,

приносится в этот орган или ДЛ, или в суд. В пр-те пр-р требует либо отмены

акта, либо приведение его в соот-ие. Пр-т д.б. расс-м в 10дн. срок, либо на

ближайшем заседании коллег. органа. О рез-тах рассм-ия докладывается пр-ру

в письменном виде. Представление – готовится на основе материалов проверок,

цель – устранение нарушений законов, способ-щих причин и условий. Вносится

в орган или ДЛ, кот. правомочны устранить нарушения. Конкретные меры – не

позднее, чем в мес. срок, доклад в письм. форме пр-ру. Постановление пр-ра

о возб-ии произ-ва об А. правон-ии – если установлены нарушения адм.

законод-ва, рассм-ся уполн-ым органом или ДЛ в установл. законом срок, о

рез-тах доклад в письм. форме пр-ру. В новой ред. Закона о пр-ре новая

статья «Предостережение о недопустимости нарушения закона» - превентивный х-

р, цель - предупредить возм. нарушения, сведения о подготовке которых стали

известны, выносится не по совершенным уже правон-ям, а по тем, кот.

готовятся и есть сведения об этом. В письменной форме.

55. АДМИН. НАДЗОР

Один из способов обесп-ия з-ти и дисц-ны в сфере упр-ия – АН. Определение –

особый вид деят-ти спецуполн-х гос. ОИВ и их ДЛ, в отношении организ-нно

неподчиненных органов, орг-ий, ДЛ и гр-н, по поводу исполнения ими общеобяз-

х правил, норм, стандартов и т.д. с целью предупр-ия, выявления и

пресечения правон-ий, восст-ия порядка и привлечения к АО. Виды АН по

объектам: 1) в отн-ии неопред. круга ФЛ и ЮЛ независимо от их ведом. под-

ти, за соблюдением ими опред. правил (например поведение в общ. местах); 2)

в отн-ии опред. круга гр-н, ДЛ, ЮЛ и по конкр. вопросам (соблюдение правил

приобр., хранения и исп-ия огнестр. оружия); 3) персониф. АН, осущ-ся ОВД в

отн-ии некоторых гр-н, освобожд. из мест лишения свободы. Особенности АН:

(по ср-ию с контролем) а) отс-ие орг. подч-ти субъектов и объектов АН; б)

проверяет только з-ть д-ий конкр. объекта, но не целесообр-ть; в) невозм-ть

вмеш-ва в опер-хоз. деят-ть объектов; г) возм-ть самост-го примен-ия мер А.

прину-ия в случае обн-ия правон-ий или возн-ия угрозы безоп-ти, эти меры

строго ограничены. ФОИВ, осн. деят-ю кот. явл-ся АН: горный надзор, по яд.

и рад. безоп-ти, ветеринарные, рыбные, пожарные, регистры и т.д. Указ Пр-та

92 г. о гос. надзорных органах. Компетенция конкр. надзоров определена

соотв-ми НПА. Многие надз. органы имеют право разрабатывать и утверждать

правила в своей области деят-ти. Стадии АН: предварит. – анализ инф-ии об

объекте, разработка и доведение до объекта правил его функц-ия. Текущий –

систем. набл-ие, проверки. Заключит-ый – выявление тенденций, разработка

предложений.

56. ОБЖАЛОВАНИЕ ГР-МИ Д-ИЙ И РЕШЕНИЙ ОИВ И ДЛ, НАРУШАЮЩИХ ИХ ПРАВА И

СВОБОДЫ.

К-ия РФ ст. 45: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми

способами, не запрещенными законом; ст. 33 гр-не имеют право обращаться

лично, напр-ть обращения в госорганы и органы МСУ. Личные обр-ия гр-н с

жалобами (Ж), предл-иями и заявл-ми (ПиЗ) имеют большое зн-ие для обесп-ия

з-ти в деят-ти ОИВ. ПиЗ не связаны с нар-ми прав гр-на, носят критич. х-р.

Ж. – обр-ия гр-н по поводу наруш. их субъ. прав и свобод. Сущ-ют 2 пор-ка

рассм-ия и разр-ия Ж. 1) Адм-ый – когда Ж. поступает непоср-но в ОИВ. Указ

Пр-та 97 г. «Положение об Управлении Пр-та по работе с обр-ями гр-н».

Недостаток – Ж. рассм-ся и разр-ся заинтер-ми органами, негласно, в

отсутствие жалобщика, работниками, кот. зачастую не имеют правовой

подготовки. Поэтому многие Ж. остаются неудовл-ными. 2) Судебный – гр-н

выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны. ДЛ

обязано давать объяснения суду. Поэторму нередко еще в стадии предвар.

подготовки дела к слушанию ДЛ пересм-ют решения, чтобы не доводить дела до

суда. Закон «Об обж-ии в суд ...» 93 г. перечисляет д-ия, кот. м.б. обж-ны:

- если нарушены ПиС ч-ка; - если созданы препятствия осущ-ию гр-ном его

ПиС; - если на гр-на незаконно наложены какие-то об-ти, он незаконно

привлечен к отв-ти. Можно обр-ся либо сразу в суд, либо к вышестоящему

госоргану, ДЛ, ГСЩ и т.д. Они должны рассм-ть Ж. в мес. срок, если в удовл.

Ж. отказано, или не получен ответ – тогда в суд. Суд, приняв Ж., вправе

приостановить исполнение обж-ого решения. Суд либо устан-ет обоснованность

Ж., признает решение незак-ым, либо отказывает в удовл-ии Ж.

57-60. ГОСУДАРСТ-ОЕ УПР-ИЕ

Система ГУ имеет свою структуру – 3 крупных блока, сост-щих содержание

соврем. госполитики и формирующихся на основе общности упр-ких отн-ий и

деят-ти по орг-ии упр-ия. 57. ГУ И АП РЕГУЛ-ИЕ ОТНОШЕНИЙ В ЭК-КОЙ СФЕРЕ.

Упр-ие в области эк-ки охватывает промышленность, с.х прои-во, строит-во,

тр-т и связь, финансы, природные ресурсы и т.д. Промышленность Минэкономики

проводит госполитику (ПГП), реализует федпрограммы, осущ-ет госрег-ие и

межотрасл. коорд-ию, участвует в разр-ке гос. оборонного заказа, проводит

единую госпол-ку во внешнеторг. деят-ти, регул-ет и контрол-ет ее. Минатом

– ядерное оружие и энергетика. Минтопэнерго – топливно-энерг. комплекс.

Агропром. комплекс Минсельхозпрод ПГП и осущ-ет упр-ие (ОУ) в АПК, отвечает

за обеспечение страны прод-ием и коорд-ет деят-ть в этой сфере. Транспортно-

дорожный комплекс и связь Мин. путей сообщения ПГП на ж/д тр-те, регулирует

хоздеят-ть жел. дорог, обесп-ет безопасность движения и сохр. грузов.

Минтранспорта ПГП и ОУ тра-ным комплексом (зарегист-х ЮЛ и инд. предприн-

ей, осущ-х перевоз-ю и трансп.-экспедиц. деят-ть на морском, речном, автом-

м, гор. пассажирском тр-те, работы по обслуживанию водных ПС). Фед. авиац.

служба – руководит гражд. авиацией. Фед. дорожная служба – осущ. руков-во

дорожным комплексом. Госком по связи и информатизации – ПГП и ОУ в этой

сфере и осущ. межотрасл. коорд-цию в обл-ти электросвязи, информатизации и

почт. связи. Строит.-жилищн. комплекс Госком по строит., архитектурн. и

жил. пол-ке – экспертиза проектов на стро-во, издает нормы, стандарты,

контроль застройки городов, ПГП в ЖКХ и т.д. Природоисп-ие Мин. природных

ресурсов упр-ет фондом недр и водным фондом. Финансы и кредит Минфин

проводит единую фин., бюдж., налог., и валют. пол-ку, коорд-ет деят-ть

других ОИВ в этой сфере. 58. ГУ И АП РЕГУЛ-ИЕ ОТН-ИЙ В СОЦ.-КУЛЬТУРНОЙ

СФЕРЕ. Упр-ие в СК сфере охватывает отрасли соц. развития и соц. пол-ки,

культ. стро-ва. Образование Основное общее обр-ие – 9тиклассное. Мин. общ.

и проф. обр-ия возгл-ет всю систему обр-ия, сущ-ют также фед. ведомств. ОУ

об-ием (минобороны, ВД и т.д.) + гос. ОУ обр-ем субъектов. Минобр-я

разрабатывает и реализует концепцию развития об-ия, опр-ет перечень проф-ий

и спец-тей и т.д. Наука Мин. науки и технологий разр-ет и реал-ет единую

гос. научно-техн. пол-ку. Агенство по патентам и товарным знакам. Рос.

академия наук. Культура Минкультуры обеспечивает свободу творчества, доступ

гр-н к культ. ценностям, участие в культ. жизни, сохранение памятников

культуры. Труд и соц. развитие Мин. труда и соцразвития – проблемы

народонаселения, повышения уровня жизни и доходов, развитие сист.

соцстраха, орг-ия пенсионного обесп-ия и т.д. Урегулирование труд. споров.

Миграционная служба. Здравоохр-ие Мин. здраво-ия – санитарно-эпидемиолог.

благопол-ие населения, профилактика, оказание медпомощи населению, научные

исследования и т.д. 59. ГУ в АДМ.-ПОЛИТ. СФЕРЕ Оборона – система полит., эк-

ких, военных, соц., правовых мер по подготовке к военной защите и вооруж.

защита целостности и неприкосновенности территории РФ. Орг-ия и упр-ие

обороной включают: прогнозирование и оценку военной опасности и военной

угрозы, разработка военной политики и доктрины, строит-во, подготовка и

поддержание ВС и т.д. Минобороны несет отв-ть за состояние ВС, боевую

готовность, воинскую дисциплину. Генштаб ВС – осн. орган оперативного упр-

ия ВС: разрабатывает предложения по военной доктрине, планы строит-ва ВС,

мобилизации, развед. деят-ть и т.д. Военные советы – постоянно дейст-ие

совещ. органы. Безопасность Осн. напр-ия в этой обл-ти – анализ и

прогнозирование угроз нацб-ти, определение критериев нацб-ти и их пороговых

значений, выработка мер и мех-мов обесп-ия б-ти, поддержание на уровне

страт. и моб. ресурсов. Совет Без-ти – форм-ся и возгл-ся Пр-том, опред-ет

жизненно важные интересы об-ва, гос-ва, выявляет угрозы. ФСБ осущ-ет

контрразв. деят-ть, борьбу с преступностью, разведдеят-ть. Служба внешн.

разведки – добывает и обрабатывает инф-ию о возм-тях, планах, намерениях

ин. гос-в, орг-ий и лиц. Кроме того есть фед. служба охраны, ФАПСИ, ФПС.

Внутр. дела – Объекты упр-ия: личность (права и свободы), об-во (его

ценности), гос-во (строй, сув-тет, целостность). ОВД осущ-ют непоср. охрану

ПиС гр-н, обесп-ют общ-ый порядок и безопасность. МВД возгл-ет систему ОВД:

главные упр-ия, УВД краев, областей, городов, на транс-те, РУБОП,

противопож. служба, внутренние войска и т.д. Иностранные дела МИД осущ-ет

ГУ в обл-ти отн-ий с ин. гос-ми и межд. орг-ми, в его систему входят дипю

предст-ва, консульские учр-ия, предст-ва при межд.орг-иях. МИД разраб-ет

вн. пол-ку, реализ-ет внешнепол-ий курс страны, защищает права и интересы

Р. гр-н за рубежом, обесп-ет диплю и конс. отн-ия с другими гос-ми.

Посольства собирают инф-ию о гос-ве пребывания, готовит проекты договоров с

этим гос-м, поддер-ет контакты с госорганами этой страны и т.д. Консульские

учреждения – если отсутствует посольство, защищает интересы РФ и ее гр-н.

Юстиция Судебный деп-т при ВС РФ осущ-ет орг. обесп-ие деят-ти судов.

Реформирование угол.-исп. системы – места лишения свободы в ведении органов

юстиции. Минюст – правов. обесп. нормотв-ской деят-ти госорганов

(экспертиза законов, разработка законопр-тов, систем-ция законод-ва),

госрег-ция ведомственных НПА, затр-щих ПЧ или межведом-ые, госрег-ция ЮЛ,

АГС, прав на недв-ть и сделок с ней, правовая информ-ция госорганов,

управление гос. нотариатом, рук-во деят-ю судебных приставов (охрана судов,

исполнение решений).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.