Административное право (шпаргалка)
касающиеся сферы его деят-ти, а также нормы, предусм-ые его уставом;
ежегодно публиковать отчет об исп-ии своего имущества или обеспечивать
ознакомление с указанным отчетом; ежегодно инф-ть орган, рег-щий ОО, о
продолжении своей деят-ти; представлять этому органу другие сведения.
Надзор за соблюдением законов ОО осуществляет Прокуратура. Орган, рег-щий
ОО, осуществляет контроль за соотв-ием их деят-ти уставным целям. Деят-ть
ОО может быть приостановлена в случае нарушения законод-ва по решению суда.
ОО может быть ликвидировано по решению суда (запрет на его деят-ть). ПП –
это ОО, цель кот. участие в полит.жизни об-ва посредством влияния на
формирование полит. воли гр-н, участие в выборах, в орг-ии и деят-ти ОГВ и
ОМСУ.
23-25. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (ГСБ), ГОСУД.
ДОЛЖНОСТЬ (ГД), КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУД. СЛУЖАЩИХ (ГСЩ)
Понятие ГСБ: Раньше не было четкого определения понятия ГСБ. Теперь
согласно ФЗ "Об основах ГСБ РФ" 1995 г. под ГСБ понимается проф-ая деят-ть
по обесп-ию испол-ия полн-й госорганов (ГО). Т.е. к госслуж-м относятся
только лица, замещающие ГД в ГО, а не в любых госорг-иях (например в
госвузах). Кроме того, к ГСБ относится исп-ие должн-х об-тей (ДО) только
лицами, замещающими ГД категорий Б и В, на лиц кат. А понятие ГСБ не распр-
ся, они не явл-ся ГСЩ. Деят-ть лиц кат. Б и В носит обслуж-ий х-р, для
обесп-ия исп-ния полном-ий лицами кат. А. Неправильно понимать, будто лица
Б и В служат при лицах А, а не об-ву и гос-ву. Если лица А сменяются,
предполагается возм-ть замены лиц Б. ГСБ основана на принципах:
верховенства Конст. и ФЗ над иными НПА, должн-ми инструк-ми при исполнении
ГСЩ ДО и обеспечении их прав; приоритета прав и свобод человека и гр-на, их
непоср-го д-ия (обяз-и ГСЩ признавать, соблюдать и защищать); единства
системы госвласти, разгр-ия предметов ведения между РФ и субъектами
(субъекты вправе издавать свои акты по вопросам ГСБ); разделения властей
(ГСЩ не вправе быть депутатом и наоборот); равного доступа гр-н к ГСБ в
соотв-ии со способн-ми и профподготовкой; обяз-ти для ГСЩ решений, принятых
вышестоящими ГО и руководителями (исполнительская дисциплина); единства
основных требований, предъявляемых к ГСБ; проф-зма и компетентности ГСЩ;
гласности; отв-ти ГСЩ за решения, неисполнение ДО; внепартийность и
внеконфессиональность ГСБ; стабильности кадров ГСЩ. Госдолжность – вообще
под д-тью понимается учрежденная в установл-м пор-ке первичная структурная
единица, отраж-ая содерж-ие и объем полн-й занимающего ее лица. Эта ОП
категория присуща только служащим. ГД – только д-ть в фед. ОГВ, ОГВ
субъектов, а также в иных ГО, образуемых в соотв-ии с Конст., с
установленным кругом об-тей по исполнению и обесп-ию полн-чий данного ГО,
денежным содержанием и отв-тью за исполнение этих об-тей. ГД подразделяются
на: категории "А" (политико-судебные) – д-ти, устан-мые Конст., ФЗ, конст.
субъектов для непоср-го исп-ия полн-ий ГО (Президент, Председатель Пр-ва,
депутаты, судьи и др.); категории "Б" (патронатные) – д-ти, учреждаемые в
уст-ном законод-м порядке для непоср-го обесп-ия исп-ия полн-ий лиц А
(рабочий аппарат Президента); категории "В" (адм-ые) – д-ти, учреждаемые ГО
для исп-ия и обесп-ия их полн-ий (секретари, курьеры и др.). ГД, включенные
а Реестр ГД подразд-ся на группы: высшие ГД (5-я группа), главные (4-я
группа), ведущие (3-я группа), старшие (2-я группа), младшие (1-я группа).
ГСЩ - это гр-нин РФ, исполняющий в порядке, установленным Законом о ГСБ,
обяз-ти по ГД ГСЩ за денвознагр-ие, выплачиваемое за счет федбюджета или
бюджета субъекта. Классиф-ия ГСЩ: 1) по масштабу деят-ти органов ГВ: фед-ые
ГСЩ и ГСЩ субъектов; 2) по разделени. властей: ГСЩ предст-х, судебных и
органов исп. власти; 3) по объему долж-х полн-й: должн-ые лица (руков-ли,
предст-ли власти, чьи властные полн-ия выходят за пределы их органов, распр-
ся на неподчиненных им гр-н) и ГСЩ, не являю-хся ДЛ; 4) по квалиф-ным
разрядам (присваиваются лично каждому ГСЩ по рез-там квал. экзамена или
аттестации) соответс-но для 5ти групп ГД начиная с 5ой (для лиц категорий Б
и В): д-ит госсоветник (ГС) РФ, ГС РФ, советник РФ, советник ГСБ, референт
ГСБ (все 1го, 2го и 3го классов). Существуют и другие виды квал. разрядов –
воинские звания диплом. ранги.
26. Права И Обяз-ти (ПИО) ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
С момента замещения ГД ГСЩ становится субъектом ГС отн-ий, в частности,
наделяется особыми ПИО. Различают 1) должн-ые ПИО - опред-ют полн-я по
конкр-ой долж-ти, устанавл-ся соотв-ми НПА (например, ПИО руководителя). 2)
общие ПИО – установлены Законом о ГСБ для всех ГСЩ независимо от долж-тей.
ГСЩ имеет право на: ознакомление с документами, определ-ми его ПИО по
занимаемой ГД ГСБ, критерии оценки качества работы и условия продвижения по
службе, а также на орг.-техн. условия, необх. для исп-ия им Д. об-тей;
получение в устан-ом порядке инф-ии и материалов, необх. для исп-ия ДО;
посещение в уст. порядке для исп-ия ДО предприятий, учреждений и орг-ий
независимо от форм собст-ти; принятие решений и участие в их подготовке в
соотв-и с ДО; участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной
ГД; продвижение по службе, увеличение денсодержания с учетом рез-тов и
стажа, уровня квалификации; ознакомление со всеми материалами своего
личного дела, отзывами о своей деят-ти и т.д до внесения их в ЛД,
приобщение к ЛД своих объяснений; переподготовку и повышение кв-ции за счет
соотв. бюджета; пенсионное обесп-ие с учетом стажа ГСБ; проведение по его
требованию служ. расслед-ия для опровержения сведений, порочащих его честь
и достоинство; объединение в профсоюзы; внесение предложений по
совершенствованию ГСБ. Обяз-и ГСЩ: обеспечивать поддержку конст. строя и
соблюдение Конст., реализацию ФЗ и законов субъектов; добросовестно
исполнять ДО; обесп-ть соблюд. и защиту прав и законных интересов гр-н; исп-
ть приказы и т.д. вышестоящих, за исключением незаконных; в пределах своих
ДО своевр. рассм-ть обращения гр-н и общ. объединений и т.д. и принимать по
ним решения; соблюдать устан-ые в ГО правила внутреннего трудового
распорядка, долж. инструкции, порядок работы со служ. инф-ей; поддерживать
уровень кв-ии, дост-ый для исп-ия своих ДО; хранить гос. и иную охраняемую
законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исп-
ием ДО сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство гр-н.
27. ПРОХОЖДЕНИЕ ГСБ (ПГСБ)
ПГСБ – это процесс, выражающийся в последов-ой смене ГСШ-им должностей
категории Б и В, начиная с момента поступления на службу и до увольнения с
нее. ПГСБ регулируется 1) НПА, устанавливающие порядок ПГСБ для всех гр-н;
2) Индивид. акты – один из видов юр. фактов, кот. порождают, изменяют или
прекр-ют ГС отн-ия для конкр. гр-на. Порядок приема на ГСБ - не моложе 18
лет и т.д., ограничения по приему, приказ по ГО о назначении гр-на на ГД –
основание для вступления в долж-ть. 3 варианта назначения на ГСБ впервые
или вновь поступающих: 1) На ГД кат-рии Б – по представлению лиц кат. А,
уполном-х лиц или госорганов. 2) На ГД 1ой группы кат. В – соотв-им
руководителем. 3) На ГД 2, 3, 4 и 5ой групп кат. В – по рез-там конкурса на
замещение вакантных долж-тей. Допускается испытание на срок от 3 до 6 мес
для гр-на, впервые принятого. Аттестация проводится не чаще раза в 2 года,
не реже раза в 4 года. Формируется атт-ая комиссия. По рез-там атт-ии
комисия вносит на рассм-ие руковод-ля рекоменд-ии. ГСБ прекращается при
увольнении ГСЩ, в т.ч. в связи с выходом на пенсию. Сведения о прох-ии гр-
ном ГСБ содержатся в его личном деле, которое постоянно за ним следует.
28. ПООЩРЕНИЕ (П) И ОТВ-ТЬ (О) ГСЩ
П применяются при успешном и добросов-м исп-ии ГСЩ своих ДО, продолжит. и
безупр. службу, выполнение особых заданий и т.д. Согласно КзоТ применяют:
объявление благодарности, выдача премии, награждение подарком, за особые
заслуги – награждение орденами,медалями, присвоение почетных званий и т.д.
Кроме П законод-во предусм-ет и юр. О ГСЩ, кот. выражается в применении мер
наказания, взысканий и т.д. за виновное совершение ими правонар-ий. Дисц-ая
О – применение мер дисц. возд-ийя в порядке служ. подчинения за виновные
нар-ия правил ГСЩ, не преследуемые в уг. порядке. Долж. проступок (ДП) -
неисп-ие или ненадл. исп-ие ГСЩ возл-ных на него об-тей (нарушение порядка
и сроков исп-ия поручений, выполнение их в неполном объеме, искажение их
содержания). За ДП органом или рук-лем, кот. имеют право назначать ГСЩ на
ГД могут налагаться дисц. взыскания (ДВ): замечание; выговор; строгий
выговор; предупр. о неполном служ. соотв-ии; увольнение. ГСЩ м.б. временно
(не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисц. О, отстранен от исп-
ия ДО с сохранением денсодержания. Приказ или решение о наложении ДВ
объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно. ГСЩ вправе
обжаловать. ДВ считается снятым еслисоблюдены усл-ия: истек годичный срок;
лицо не было повторно привлечено к дисц. О; издан приказ о снятии ДВ.
Материальная О по трудовому праву - это об-ть работника возместить ущерб,
причиненный предприятию, учреждению, орг-ии, в пределах и порядке, уст-ном
законод-вом. Мат. О наступает либо в адм. порядке, либо по решению суда. За
ущерб, причиненный учреждению при исп-ии служ. об-тей, служащие несут МО в
размере прямого д-ительного ущерба, но не более своего среднего месячного
жалования. МО свыше среднего мес. жалования допускается лишь в случаях,
указанных в законод-ве. Законод-во о труде не распр-ся на военнослужащих,
они несут МО на основании Положения о МО в-служащих. Имущ. О сотрудников
ОВД может предусматриваться контрактом о службе.
29. АКТЫ ГУ (АГУ) – ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Правовой акт упр-ия (ПАУ) – подзаконное (на основании и во исп-ие закона),
1стороннее, юр.-властное волеизъ-ие полномочного субъекта ИВ, направленное
на 1) установление АПН (нормативный ПАУ) или 2) возн-ие, изм-ие или прек-ие
конкретных АПО (индивидуальные ПАУ) в целях реализации ИВ. ПАУ, как
правило, издается в кач-ве письменного юр. док-та, в отд-ых случаях
допускается его устная форма (военные), конклюдентные акты – выраж-ся в
знаках, сигналах (регулировщик). ПАУ не могут изменить или отменить акты
суд-х органов, а последние – могут. ПАУ могут служить док-вами в процессах.
Виды ПАУ: 1) по юр. св-вам – 1.1) Нормативные АУ – содержат АПН. АПН – это
правила, расчитанные на долгое применение и не имеющие конкр. адресата
(ПДД). В НАУ находит выражение подзаконное адм. нормотв-во, они конкрет-ют
нормы высшей юр. силы. НАУ явл-ся нормат. базой для возн-ия конкр. АПО,
хотя сами их непоср-но не создают. Издание НАУ в виде писем и телеграмм не
допускается. 1.2) Индивид. АУ – решения субъектов ИВ по конкр. вопросам,
обращены к конкр. лицам. ИАУ служат юрфактами, вызывающими, изм-ми или
прекр-ми конкр. АПО. ИАУ – важное ср-во оперативного решения текущих
вопросов упр-ия. ИАУ д. соотв-ть НАУ, иначе они не д-ит-ны. 2) в завис-ти
от способа охраны ПА от неисполнения – 2.1) ПА, охр-мые мерами дисц. отв-ти
(акты, выраж-ие дисц. власть рук-ля по отн-ию к подчиненным); 2.2) ПА, охр-
ые мерами адм. отв-ти (акты с адм. санкцией, издаются ОИВ общей компетенции
(прав-во, адм-ия), адм. отв-ть за их нарушение устан-ся органами зак.
власти). 3) по установ-му наименов-ию – каждый вид исп. органов впарве
издавать ПА опред. наименов-ия – указы и распор. През-та; постановл. и
распор. Пр-ва; постановл., приказы, распор., правила, инстр-ии ФОИВ; пост-
ия и распор. прав-в респ-к и глав адм-ий субъектов.
31. ТРЕБОВАНИЯ К ПАУ
1) Целесообразность, полезность с т.з. госинтересов. В основе ПАУ д. лежать
общ. благо, он д. б. научно обоснован, соотв-ть реальной обст-ке, своевр.
принят, предусм-ть мех-м его претворения в жизнь. Должны учитываться: права
человека; уровень сознания и культуры масс; плюрализм мнений,
интересов;возм-ти решения проблем; ранее принятые акты. 2) Законность -
наличие компетенции у автора; соотв-ие ПАУ Конст. законод-ву, указам ПР-та;
учитывать ПАУ вышестоящих ОИВ; четко выражать основания и цели издания +
юр. последствия издания; не ограничивать комп-цию и самост-ть нижестоящих
звеньев сиситемы ИВ, предпр-ий и учр-ий, общ. объедин-ий; соблюдение
процесс-х правил подготовки, принятия и издания ПАУ. ПАУ, не соотв-щие треб-
ям з-сти, бывают: ничтожные, если на то есть прямое указание закона, грубо
нарушена подведомст-ть адм. дел; нет законного основания (заявления и т.
д.) для принятия; нарушен срок давности; акт предписывает совершение
преступления и т. д.; оспоримые, подлежат исполнению, что не лишает инд. и
колл. субъектов права оспорить их з-ть в устан-м порядке. 3) Орг.-техн.
требования: язык акта д.б. четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он
обращен; акт д.б. оформлен грамматически правильно; д.б. соблюдены все
соотв. реквизиты; акт д.б. своевр. доведен до сведения исполнителей и
заинтересованных субъектов; оформленный акт д.б. передан на хранение.
32-34. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИН. ПРИНУЖДЕНИЯ (АП), МЕРЫ А-ПРЕДУПР. И А-
ПРЕСЕКАТЕЛЬНЫЕ
Принуждение (П), как способ возд-ия на сознание и волю людей, заключается в
применении субъектами ИВ установленных АПН-ми принудит. мер в связи с
неправомерными д-иями. П в зав-ти от непоср-го объекта возд-ия подразд-ся
на психическое и физическое. П имеет целью заставить конкр. субъектов права
соблюдать опред-ые предписания или воздерж-ся от каких-либо д-ий. АП –
особый вид госприн-ия, его назн-ие – охрана общ-х отн-ий, складывающихся
преимущ-но в сфере ГУ. Внешние формы проявления АП различны: админ. арест,
штраф и т.д. Меры АП могут устан-ся только правов. актами, их применение
д.б. только на осн. законов и др. АП примен-ся только уполном. органами и
долж. лицами. Эффект АП состоит в немедленном его примен-ии, оно д.
безотлаг-но следовать за совершенным правонар-ием. Для АП хар-н внесудебный
порядок прим-ия, соотв-ие исп. органы (долж. лица) непоср. реализуют их без
обращения в суд. Когда суды применяют к виновным меры адм. наказания при
рассм-ии дел об адм. правонар-х – это часть адм. процесса. Компет. госорган
и лица, к кот. примен-ся П не связаны отн-иями служ. подчиненности в отл-ии
от дисц. П. Основания применения АП: а) совершение адм. правонар-ия, б)
наступление особых условий, предусм. НП. (стихийных бедствий и т.д.). При
этом меры АП исп-ся при отсутствии правон-ия и вины человека. Основаниями
других видов гос.П могут выступать только совершения правонар-ия. Виды АП в
завис-ти от целей и способа обесп-ия правопор-ка: 1) А-предупр. меры – -
способы и средства, напр-ые на предупр. правон-ий и обст-тв, угрожающих
жизни и без-ти гр-н или норм. деят-ти госорганов, предпр. и т.д. Основанием
для примен. служит не правон-ие, а наступление особых, установл. законод-м
условий, как связанных, так и не связанных с дейст-ми человека, эти меры
носят профилакт х-р. Группы А-предупр. мер: 1.1) примен-ые в целях
предотвр. угрозы наступл.возм-ых опасных послед-вий (введение карантина,
закрытие участков Гос. границы); 1.2) напр-ые на предупр-ие адм. проступков
и преступлений (тамож. досмотр, проверка док-тов) 1.3) лечебно-предупр.
меры- наркоманы и т. п. 2) А-пресекательные меры – суть в принудит.
прекращении противоправных д-ий гр-н, долж. лиц, предпр-ий и т.д.
Основанием для примен. служит а) совершение правонар-ия, б) наступление
предст-х опасность противопр-х состояний или событий. Наиболее часто
применяемые меры: адм. задержание, личный досмотр (принудит. обследование
гр-на с целью обнаруж. и изъятия предметов, явившихся орудием или непоср.
объектом правон-ия, установл. личности задерж-го), отстранение от упр-ия
тр. средством, отзыв лицензии, примен-ие наручников и т.д.); 3) меры А отв-
сти (А взыскания). А взыскание - это наказание, применяемое в устан-ом
законом порядке уполн. органом (долж. лицом) к виновному физ. или юр. лицу,
может выражаться в моральном или мат-ном возд-ии на виновного или во
временном лишении его опр-ого права. 4) меры А-процесс-го обеспечения
производства по делам об адм. правон-иях.
35. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМ. ОТВ-ТИ (АО)
ЮО - это возм-ть применения к виновному лицу, совершившему пр-н-ие, мер
публично-правовового принуждения, предусм-ых санкцией нарушенной юр-ой
нормы, в строго опред-ом для этого процессуальном порядке. АО – реализация
АП санкций, применение уполн. органом или долж. лицом А. взысканий (АВ) к
гр-нам и ЮЛ, совершившим правон-ие. Особенности АО: 1) АО регулируется
нормами, кот. содержатся в законах и подзаконных актах ( уг. отв-ть устан-
ся только законами); 2) основанием АО служит А. правон-ие (осн-ием УО –
преступление); 3) субъектами АО м.б. и Ф. и Ю. лица (УО –только ФЛ); 4) АВ
применяются широким кругом уполн. органов и ДЛ ИВ и органов МСУ + судами
(УО – только судами); 5) применение АВ не влечет за собой судимости или
увольнения с работы; 6) АО прим-ся за нарушение не всех АПН, а только тех,
кот. содержат указание на АО; 7) особый процесс. порядок реализации АО
(простота, операт-иь,экономичность), при реализ. АО часто матер. и процесс.
правоотн-ия сливаются. Освобождение от АО – давностной срок наложения АВ (2
мес. со дня совершения правон-ия) + система гибкого реагирования на А. п-н-
ия при малозначительности (устное замечание), замена АО общ-ым ворзд-ием.
АО ЮЛ – применение к орг-иям, облад-м А. правосубъектностью, АВ за неисп-ие
или ненадл. исп-ие установл. гос-вом правил, норм и стандартов сцелью восст-
ия соц. справедливости, гос. осуждения противопр. деят-ти, обеспечения возл-
х на них обяз-тей и т.д.
36. АДМ. ПРАВОН-ИЕ (ПРОСТУПОК) КАК ОСНОВАНИЕ АО
АП (проступок) по ст. 10 КоАП - посягающее на гос или общ порядок,
собственность, права и свободы гр-н, на устан-ый порядок упр-ия
противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) д-ие либо безд-ие,
за кот. законод-м предусм. АО. Понятия "д-ие" и "безд-ие" обр-ют правовое
понятие "деяние". Д-ие - активное невыполнение прав. предпис-я в виде обяз-
и или законного требования; нарушение конкр. запрета, правила, нормы,
стандарта (нар-ие ПДД). Безд-ие - пассивное поведение, выраж-ся в несоверш-
ии лицом тех д-ий, кот. оно д.б. и могло совершить в силу лежащих на нем об-
тей (неподача декларации о доходах). Сущность АП опред-ся его общ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|