Административное право (шпаргалка)
правомерными (полное соотв-ие требованиям АПН). Например, подача гр-нином
жалобы. Основной вид правомерных д-ий - правовые акты субъектов исп. власти
адресованные к конкретному лицу и делу. Например, приказ о назначении на
должность. Неправомерные д-ия нарушают требования АПН (дисц-ые проступки
или адм. правон-ия). 2) Безд-ие может быть и правомерным и неправомерным
(например, непринятие службой ВД мер по обеспечению общ-ого порядка).
Неволевые ЮФ - события — жизненные обст-ва, не зависящие от воли людей, но
с которыми закон связывает возникновение ПО (например, смерть, стихийное
бедствие и проч.).
12. СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО АП
САП делится на общую (включает нормы, охватывающие упр-ие в целом) и
особенную (состоит из норм, д--щих в пределах отд-х сфер деят-ти исп.
власти. Общая часть вкл-ет в себя институты: 1) Субъектов АП, сюда входят
АПН, которые рег-т орг-ию и деят-ть, правовой статус всех субъектов АП; 2)
Гос. службы – сейчас в стадии становления; 3) Актов госупр-ия (их еще
называют юр. формой деят-ти органов ГУ), этих актов, нормативных и индивид-
х, масса, надо иметь правила по их принятию и т.д.; 4) Админ. отв-ти 5)
Обеспечения зак-ности в госупр-ии (комплексный) – наряду с нормами АП
присутствуют нормы других ОП, принимают участие различные органы гос-ва
(закон-ые, судебная система, прокнадзор). Особенная часть – основная
тяжесть АП, здесь концентрируются нормы, кот. рег-т отн-ия в 4х крупных
сферах госжизни: 1) Экономической – крупные отрасли н/х (промышленность,
строительство, транспорт, с/х, ЖКХ); 2) Соц.-культурной (наука, здравоохр.,
культура, соц. защита, СМИ; 3) Админ.-полит. сфера (упр-ие в области
обороны, внутренние дела, безопасность, внешразведка, иностр. дела,
юстиция, таможня, погранслужба). 4) Межотраслевая сфера – здесь
группируются нормы, охватывающие потребности 3х предыдущих сфер. Т.о. в
одном пространстве сосредоточен огромный массив. Чтобы обеспечить
надлежащую работу этих сфер и отраслей, нужны надлежащие правила, которые
имеют тенденцию устаревать, поэтому за ними надо следить.
13, 14. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА АП, ДЕЕСПОС-ТЬ ГР-Н, СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АП
Субъект АП - это обладатели с-тивных прав и носители юр-их обяз-ей. Виды с-
тов ПО: 1) физические лица (индивид. с-ты) - гр-не, лица с двойным гр-
нством, ин-ые гр-не, лица без гр-нства; 2) Коллективные с-ты - Юр-ие лица:
гос-во, гос-ные органы, общ-ые, коммерческие и некоммерческие орг-ии.
Статус с-тов ПО характеризует такое понятие, как правос-тность - спос-ть
быть участником ПО, которая включает: 1) правоспос-ть - спос-ть иметь с-
тивные права, предусм-ые АПН, и нести юр-ие обяз-и в сфере гос-упр-ия
(возникает в момент рождения, прекращается со смертью); 2) дееспос-ть -
спос-ть своими д-иями реализовывать с-тивные права, исполнять обяз-и,
предусм-ые АПН, нести ответс-ть в соотв-ии с этими нормами, спос-ть
самостоятельно вызывать те или иные юр. последствия (подписывать
документы). Дееспос-ть зависит от возраста и психического состояния лица.
Объем дееспос-ти может быть полным, частичным (мало-и несовершеннолетние) и
ограниченным (алкоголики, решает суд). В соотв-ии с КРФ гр-н может
осуществлять в полном объеме свои права и об-ти с 18 лет, НО право на обр-
ие нприходит гораздо раньше, отв-ть за А. правонар-ия наступает с 16 лет.
3) Деликтоспос-ть - это спос-ть лица нести юр-ую отв-ть за совершенное
правон-ие (деликт). Не обладают дел-тью по адм. делам малолетние и
невменяемые. Правосу-тность разделяют на общую (спос-ть быть су-том права
вообще и вступать в любые ПО, за исключением ПО, требующих наличия
специальной правосу-тности) и специальную, которой наделяют опред-ых гр-н
(например, судья, чтобы получить такой статус, обязан достичь 25-летнего
возраста). Система субъектов рос. АП: 1) Индивид. с-ты (гр-не, иностр. гр-
не, лица без гр-ва); 2) Коллективные с-ты (органы исп. власти, предприятия
и учреждения разл-х форм собств-ти, общ-ые объединения, органы МСУ).
15. ОСНОВЫ АДМ. ПРАВОСУБ-СТИ ИН. ГР-Н И ЛИЦ БЕЗ ГР-ВА
Правовое пол-ие ин. гр-н (ИГ) на терр-ии РФ регулируется а) рос-м законод-
вом (КРФ ст. 27, 62, 63, Закон СССР «О правовом пол-ии ИГ» 81 г., ФЗ «О
порядке выезда из РФ и въезда в РФ» 96 г., Правила пребывания ИГ в СССР 91
г., Правила транзит-го проезда ИГ через терр-ию СССР 84г.) и межд-ми
договорами. ИГ и лица без гр-ва (ЛБГ) в РФ пользуются правами и несут об-ти
наравне с гр-ми РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или межд. договором. ИГ
подразделяются на: а) постоянно проживающих (имеющих разрешение и вид на
жительство, выданный ОВД); б) временно пребывающих. Отличия АП статуса гр-
на России (ГР) и ИГ и ЛБГ: 1) У ИГ по получении разрешения на въезд
наступает ограниченная правосп-ть, с момента прибытия на терр-ию РФ –
полная. 2) Ряд ограничений прав и об-тей ИГ (не могут избирать и быть
избранными, не могут посещать опред-ые терр-ии РФ и т.д.). 3) Только к ИГ
и ЛБГ может быть применено такое взыскание как адм. выдворение. Еще один
вид возд-ия – сокращение срока пребывания. ИГ подлежат отв-ти на тех же
основаниях, что и ГР, за искл-м лиц, пользующихся привилегиями и
иммунитетом (решается дипломатич-м путем). ЛБГ - до 1938 г. по закону о гр-
ве гр-ми СССР считались «все находящиеся на сов. терр-ии, в отн-ии которых
нет док-в, что они гр-не другого гос-ва». 1938 г. – новый закон - «гр-ми
СССР признаются а) все подданные Росстии на 07.11.17 и не утратившие сов.
гр-ва; б) все вступившие в гр-во на законных основаниях». С 1979 года –
если ребенок родился от ЛБГ на терр-ии СССР – он считается гр-ном.
16. ПОЛН-Я ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК ГЛАВЫ ГОС-ВА В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИВ
Президент возвышается над законодательной, исполнительной и судебной
ветвями власти, не являясь формально главой ИВ, он активно влияет на деят-
ть органов в этой сфере: непосредственно (исходя из прямой подчиненности
ФОИВ); косвенно (через Прав-во). Полн-я по конст-ии: 1) назначает с
согласия ГД Пр-ля Пр-ва ; 2) имеет право предс-вать на заседаниях Прав-ва ;
3) принимает решение об отставке Прав-ва ; 4) представляет ГД андидатуру
для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит вопрос об
освобождении от должности его же; 5) по предложению ПП РФ назначает и
освобождает зам-ей ПП , федеральных министров; 6) формирует и возглавляет
СБ; 7) формирует Адм-цию Президента ; вносит законопроекты в ГД;
подписывает и обнародует ФЗ; обращается к ФС с ежегодными посланиями;
издает указы и распоряжения по вопросам своей компетенции; может
использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между
органами госвласти; вправе приостановить д-ие актов органов исп. власти
субъектов в случае их противоречия Конституции, ФЗ и межд-ым обязательствам
или нарушения этими актами прав и свобод человека и гр-нина до решения
этого вопроса соотв-щим судом. В случае агрессии против РФ или ее угрозы
ПРФ вводит на терр-ии РФ или в отд-х регионах военное положение.
Чрезвычайное положение – при обст-вах и в порядке, предусмотр-ми ФКЗ.
17. СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ ИВ РФ
ОИВ - это структурное подразделение гос.- властного мех-ма (госаппарата),
создаваемое специально для повседневного функц-ия в системе разделения
властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе
руководства хоз-ой, соц.-культурной, адм.-политической сферами жизни об-ва.
Адм. право и деесп-сть ОИВ возникает одновременно с их образованием и
определением компетенции, прекращается в связи с их упразднением. ОИВ:
наделены оперативной самостоятельностью; имеют постоянные штаты; образуются
вышестоящими органами и им подотчетны и подконтрольны. Виды ОИВ: 1) по терр-
му масштабу деят-ти - федеральные ОИВ (Прво, министерства, госкомитеты,
фед. службы и т.д.), ОИВ субъектов; 2) по объему и х-ру компетенции - общей
компетенции, которые осуществляют упр-ие большинством объектов (Пр-во);
спец. компетенции – осущ-ют разл-го рода ф-ции (разрешительные,
контрольные, надзорные) в разл-х сферах; отраслевой компетенции -
руководство отдельными сферами или отраслями (фед. и респ.министерства),
межотраслевой компетенции – координируют деят-ть всех или большинства
отраслей (госкомитеты, фед. комиссии). 3) по орг.-правовой форме - Прав-ва;
министерства, госкомитеты; фед. комиссии, агентства, службы, надзоры, упр-
ия; инспекции; департаменты; администрации; мэрии. 4) По порядку разрешения
подведомственных вопросов - единоначальные - органы, в которых решающая
власть по всем вопросам их компетенции принадлежит руководителю
(министерства), коллегиальные - решения принимаются большинством их членов
в сочетании с персональной отв-тью за их исполнение.
18. ПРАВ-ВО РФ
ПРФ - это коллегиальный орган, который возглавляет систему ИВ РФ и издает
адм-о-правовые акты от своего имени. Состав ПРФ, порядок его формирования,
цели, основные направления деят-ти, полн-я, взаимоотн-ия с Президентом и ФС
регламентируются КонстРФ: ПРФ состоит из Председателя ПРФ, его заместителей
и федеральных министров. Конкретные полн-я ПРФ по общим, межотраслевым,
отраслевым и другим вопросам закреплены в ФЗ и актах Президента РФ. Полн-я
ПРФ: руководит фед. министерствами разработка и представление
Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; упр-ие
федеральной собственностью; обеспечение обороны страны, государственной
безопасности, внешней политики РФ; обеспечение законности, прав и свобод гр-
н; охрана собственности и общ-ого порядка, борьба с преступностью. Свои
полн-ия ПРФ реализует через свои правовые акты – постановления и
распоряжения. Основная орг-ная форма деят-ти ПРФ – заседания не реже 1 раза
в месяц. Их подготовка и проведение – в соотв-ии с Регламентом ПРФ.
Президиум ПРФ обр-ся для решения оперативных вопросовпо предло-ию Пред-ля,
заседания по мере необх-ти.Аппарат ПРФ – обеспечение деят-ти ПРФ и орг-ции
контроля за выполнением решений ПРФ
19. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ФЕД. МИН-В (ФМ) И ИНЫХ ФЕД. ОРГАНОВ ИВ (ФОИВ)
Министерство РФ –ФОИВ, проводящий госполитику и осуществляющий упр-ие в
установл-ой сфере деят-ти, коорд-ий деят-ть в этой сфере иных ФОИВ. Адм.-
правовос статус ФМ: раньше говорили «осуществляет отраслевое упр-ие»,
теперь «упр-ет опред-ой сферой деят-ти». Смысл – современным мин-вам
присуще сочетание отраслевых и межотраслевых ф-ций и полн-й, т.е. кроме
проведения госпол-ки в данной сфере ФМ коорд-ет деят-ть иных ФОИВ в этой
сфере. Система ФМ состоит из 24 ФМ. Возглавляет ФМ министр. Компетенция ФМ
определяется Положением о ФМ (утверждается ПРФ или президентом). В ФМ обр-
ся коллегия (министр, замы и др.). Главное звено центр. аппарата ФМ –
отраслевые (подотр-ые) и проблемные департ-ты, отделы и т.д. Госкомитеты РФ
(ГКРФ) – ФОИВ, осущ-ие на коллегиальной основе (ФМ – на единоначальной)
межотр-ую коорд-ию по вопросам, отнесенным к их ведению + функц-ое рег-ие в
опред-ой сфере деят-ти. Отличие ГКРФ от ФМ небольшое, поэтому часто
происходит обоюдное преобр-ие. 13 штук (по делам молодежи, кинематографии,
по физкультуре и туризму и т.д.). ГКРФ возглавляет предс-ль. Фед. комиссии
России (ФКР) – недавно возникли, по сути = ГКРФ. 2 штуки – ФКР по рынку
ценных бумаг и Ф. энерг. комиссия. Фед. службы России (ФСР) – 17 штук. Это
налоговая, пограничная, безопасности и т.д. ФС осущ-ют регулятивные,
контрольные и разрешительные ф-ции отраслевого х-ра. Рос. Агенства – ФАПСИ,
Фед. космическое. Фед. надзоры – контрольная деят-ть (Госатомнадзор).
20. ОИВ СУБЪЕКТОВ РФ
Система ОИВ в субъектах формируется ими самостоятельно. Гос.-правовая
природа субъектов весьма различна (республики, края и области, автономные
обр-ия, города фед. значения). ОИВ в республиках – а) Президент – высшее
должн-ое лицо и глава ИВ (Калмыкия, Якутия). б) Прав-во (его председатель)
– глава ИВ (Хакассия). в) ИВ принадл-ит особому органу – Госсовету
(Дагестан). Республиканские прав-ва согласно респ. Конст-ям: осущ-ют ИВ под
руководством Пр-та (Бурятия); являются исп. и распор-ым органом,
формируемым Пр-том (Ингушетия); явл-ся исп. органом госвласти, подотчетным
Пр-ту (Кабарда). Составы респ. пр-в однообразны: министры, предсе-ли
госкомов, руков-ли респ. ведомств, обр-мых пр-вами. ОИВ в терр-х субъектах
РФ – это администрация края, области и т.д. + ее глава. Конкретные формы
выражения а-ций: губернатор и возглавляемое им пр-во (Ставропольский край),
губернатор и возглавляемая им а-ция (Иркутская обл.). Глава а-ции:
подчиняется Пр-ту РФ и ПРФ по вопросам ведения РФ и совм-го ведения;
представляет интересы субъекта в ПРФ и ФОИВ; может вступать в отн-ия с
соотв-ми органами и долж. лицами ин. гос-в; по вопросам своей компетенции
принимает пост-ия и распор-ия. ОИВ в Москве и СПб – Моск. гор. а-ция
(мэрия), кот. возглавляет мэр Москвы.В структуру мэрии входят пр-во Москвы
(коллег. орган), упр-ие делами мэрии, отраслевые и функц. органы
(департаменты), префекты адм. округов и т.д. Двойной статус мэрии – орган
госвласти субъекта и орган МСУ. Районная управа – решение вопросов местного
значения. СПб – глава ИВ –губернатор, он же возгл-ет пр-во города.
21. ПРЕДПРИЯТИЯ (ПР) И УЧРЕЖДЕНИЯ (У) КАК СУБЪЕКТЫ АП
Орг-ия – коллектив людей разной численности, возглавляемый своим органом
упр. (ОУ), имеющий в собст-ти, хоз. ведении или опер. упр-ии обособленное
имущество. ОУ орг-ии является адм-ия, кот. не является субъектом внешнего
упр-ия. АП статус орг-ии (т.е. комплекс прав и об-тей) опред-ся их орг.-
правовыми формами, объемом и х-ром полн-й по расп-ию принадл-м им
имуществом, целями их деят-ти, соотн-ием с ОИВ. Разновидность орг-ий – ПР
(самост.хозяйств-ий субъект, созданный для произв-ва продукции, выполнения
работ и оказания услуг в целях удовлет-ия общ. потребности и получения
прибыли) и У (создают соц. ценности в основном непроизв-ного х-ра), кот.
могут быть гос. и негос. ОП формы ПР-ий – полное товар-во, тов-во на вере,
ООО, АО и т.д. Виды ПР по отраслям – заводы, коопер-вы, пароходства и т.д.
По целям деят-ти орг-ии различают: комм-ие (преследующие извлечение
прибыли) и некомм-ие. Учредит. документом ПР явл-ся устав. ПР подлежит
госрегистрации, данные кот. включаются в единый госреестр юр. лиц, открытый
для всеобщего ознакомления. Законод-во о предпр-х в равной степени распр-ся
на ПР всех форм собст-ти. Однако для гос. ПР есть особые правила (только
они могут осущ-ть произв-во оружия и т.д.). Гос. ПР (ГП) – это собст-ть гос-
ва, создаются гос-м, гос-во определяет их цели и назначает руков-лей. ГП
подразд-ся на: 1) ГП, основанное на праве хоз-го ведения. – самостоят-но
планирует свою деят-ть и перспективы развития, несет полную отв-ть за
несоблюдение договоров и расчетов. 2) ГП, основанные на праве опер-го упр-
ия, создаются в виде фед. казенных ПР. Меньшая степень хоз. самостоят-ти,
образуются на основании нецелевого исп-ия фед. средств, отсутствие прибыли
в течении 2 лет и т.д. Соотв-ий госорган осущ-ет непоср-ное упр-ие казенным
заводом с использованием директивного планирования (план-заказ). На них не
распр-ся положения о ликвидации ГП вследствии банкротства. Негос. ПР (НГП)
– упр-ие осущ-ют учредители или уполномоченные ими органы. Роль гос-ва –
установление АП режима, общего для всех НГП и контроль за его соблюдением.
Руководитель НГП нанимается собст-ком по контракту. Ликвидация – по решению
учредителей. У – это орг-ия, созданная собственником для осущ-ия управ-ких
(аппарат законодат. органа), соц.-культурных (У. образования), адм.-полит.
целей. Муниципальные ПР и У – создаются органами МСУ для осущ-ия хоз. деят-
ти.
22. ПОЛИТ. ПАРТИИ (ПП) И ОБЩ. ОБЪЕДИНЕНИЯ (ОО) КАК СУБЪЕКТЫ АП
ОО – добр-ное, самоупр-ое, некомм-ое формирование, созданное по инициативе
гр-н, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе ОО. Право гр-н на объединение предусмотрено ст.
30 К-ии. Признаки ОО: добров-ть формирования и без предварит-го разрешения
ОИВ и ОМСУ, могут регистрироваться и приобр-ть права ЮЛ, а могут и не рег-
ся; д-ют от своего имени; не являются комм. орг-циями. В зависимости от ОП
форм различают: 1) общ-ная орг-ия - основанное на членстве ОО, созданное
для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся гр-н;
2) общ-ное движение - состоящее из участников и не имеющее членства ОО
(НИЧОО), преследующее соц., полит. и иные общ-но полезные цели; 3) общ-ный
фонд - некомм. х-р, НИЧОО, цель кот. в форм-ии имущества на основе
добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и исп-ии
данного имущества на общ-но полезные цели, 4) общ-ное учреждение - НИЧОО,
ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам
участников и соотв-х уставным целям ОО; 5) орган общ-ной самодеят-ти -
НИЧОО, цель кот. - совместное решение разл-х соц. проблем, возникающих у гр-
н по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение
потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением
уставных целей и реализацией программ ООС по месту его создания. ОО
независимо от их орг-ионно-правовой формы вправе создавать союзы
(ассоциации) ОО на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя
новые ОО. В зависимости от терр. охвата ОО бывают: общероссийские - на терр-
ях более Ѕ субъектов; межрегиональные менее 1/2 субъектов; рег-ые - одного
субъекта; местные – в пределах территории органа МСУ. После принятия
решения о создании ОО на съезде (общем собрании) оно считается созданным и
приобретает права и обяз-и (правосп-ть ОО как ЮЛ возникает после его рег-
ции в органах юстиции). ОО для осущ-ия уставных целей имеет право: хотя ОО
и не наделены гос.-властными полном-ми, но могут участ-ть в выработке
решений ОГВ и ОМСУ; проводить собрания, митинги и т.д.; представлять и
защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также
других гр-н в ОГВ, ОМСУ и ОО; выступать с инициативами по вопросам общ-ной
жизни, вносить предложения в ОГВ; уч-вать в избирательных кампаниях (в
случае государственной регистрации ОО и при наличии в уставе данного ОО
положения об участии его в выборах). ОО обязано: соблюдать законод-во,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|