Кшм ЗИЛ-130
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Основные дефекты приборов КШМ. |
| |
|Блок цилиндров. |
|Блок цилиндров относится к классу "корпусных деталей с толстыми стенками". |
|их изготовляют у двигателей ЗИЛ-130 из серого чугуна № 3; |
|НВ 170…229, ЗМЗ-53 из алюминиевого сплава АЛ 4 (крышки коренных подшипников - из |
|ковкого чугуна КЧ 35-10); |
|ЯМЗ - из легированного чугуна; |
|НВ 170… 241 и КамАЗ - из серого чугуна СЧ 21-44; |
|НВ 187…241, а крышки коренных подшипников - КЧ 35-10, НВ 121…163. |
|Крышки коренных подшипников в процессе ремонта с блоками цилиндров не |
|разукомплектовываются, как и картеры сцеления. |
|Трещины на блоках цилиндров (как и пробоины) являются их браковычными признаками. |
|Однако допускается устранение пробоин постановкой заплат, а трещины - заваркой и |
|заделкой синтетическими материалами с последующей постановкой усиливающих деталей. |
|Основные дефекты в блоке цилиндров. |
|Пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера. |
|Износ торцов первого коренного подшипника. |
|Трещины и отколы. |
|Износ нижнего посадочного отверстия под гильзу. |
|Износ верхнего посадочного отверстия под гильзу. |
|Износ отверсттий под толкатели. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Износ отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала. |
|Износ гензд вкладышей коренных подшипников и их несоосность. |
|Износ отверстий под втулки распределительного вала. |
| |
|Основные дефекты гильзы цилиндра. |
|Износ или задиры отверстия под поршень. |
|Износ нижнего посадочного пояска. |
|Износ верхнего посадочного пояска. |
| |
|Основные дефекты коленчатого вала. |
|Изгиб вала. |
|Износ наружной поверхности фланца. |
|Биение торцевой поверхности фланца. |
|Износ маслосгонных канавок. |
|Износ отверстия под подшипник. |
|Износ отверстий под болты крепления маховика. |
|Износ коренных или шатунных шеек. |
|Износ шейки под шестерню и ступицу шкива. |
|Износ шпоночной канавки по ширине. |
|Увеличение длины передней коренной шейки. |
|Увеличение длины шатунных шеек. |
| |
|Основные дефекты шатуна. |
|Изгиб или скручивание. |
|Износ отверстия нижней головки. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Износ отверстия под втулку в верхней головке. |
|Износ отверсттия во втулке верхней головки. |
|Уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок. |
| |
|Основные дефекты головки цилиндров. |
|Пробоины, прогар и трещины на стенках камеры сгорания, разрушение перемычек между |
|гнездами. |
|Трещины на рубашке охлаждения. |
|Износ, риски или раковины на рабочих фасках седел клапанов. |
|Износ гнезд под седла клапанов. |
|Коробление поверхностей прилегания к блоку цилиндров. |
|Износ отверстия в направляющих втулках. |
|Износ отверстий под направляющие втулки клапана. |
|Срыв или износ резьбы под свечи. |
| |
|Основные дефекты распределительного вала. |
|Погнутость вала. |
|Износ опорных шеек. |
|Износ кулачков. |
|Износ эксцентрика. |
|Износ шейки под распределительную шестерню. |
| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Способы устранения дефектов. |
| |
|Блок цилиндров. |
|Трещины на блоках цилиндров (как и пробоины) являются их браковычными признаками. |
|Однако допускается устранение пробоин постановкой заплат, а трещин - заваркой и |
|заделкой синтетическими материалами с последующей постановкой усиливающих деталей. |
|На чугунных блоках цилиндров перед сваркой концы трещины заваривают сверлом |
|диаметром 5 мм и затем разделывают по всей длине при помощи шлифовального круга, |
|установленного на пневматической или электрической шлифовальной машине, под углом |
|90… 120( на 4/5 толщины стенки. Заварку ведут после нагрева блока до температуры |
|600…650(С ацителено-кислородным пламенем горелкой с мендштуком № 3, используя |
|чугунные прутки диаметром 5 мм и флюс-буру. Шов должен выступать над поверхностью |
|основного металла не более чем на 1,5 мм; руковины и шлаковые включения не |
|допускаются. При охлаждении блока до 450(С сварку останавливают и его вновь |
|нагревают до заданной температуры. По окончании сварки блок медленно охлаждают. |
|Сварку можно вести и без предварительного подогрева. В этом случае применяют |
|электродуговую сварку с постоянным током обратной полярности в среде аргона на |
|полуавтомате А-547Р (электродная проволока МНЖКТ диаметром 1,2 мм. Давление аргона у|
|сварочной дуги 30…50 кПа, сила тока 125…150 А, напряжение 27…39 В). При применении |
|электородов ПАНЧ-11 полуавтоматическую сварку можно производить без применения |
|защитного газа. Трещины без предварительного нагрева блока можно заваривать |
|электродами МНЧ-1, состоящими из проволоки монель и константана диаметром 3…4 мм, |
|покрытой |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|фтористо-кальциевой обмазкой (сила тока 130 А, напряжение 30…35 В, твердость |
|направленного металла НВ 170). Сварочный шов получается плотным и хорошо |
|обрабатываемым. Рекомендуется применение электродов ОЗЧ-1 и АНЧ-1, но обработка их |
|шва затруднительна. Электроды ЦЧ-3 и ЦЧ-4 применяются для заварки трещин без |
|последующей обработки. |
|Трещины, проходящие через перемычки между верхними посадочными поясками под гильзы |
|цилиндров, ремонтируют пайкой-сваркой припоем ЛОМНА 49-1-10 с использованием флюса |
|ФПСН-2. При этом применяют газовую сварку. Температура нагрева, кроме шва, не |
|превышает 700…750(С. Это снижает опасность отбела и образование трещин, повышает |
|производительность труда по сравнению со сваркой с предварительным нагревом деталей,|
|сохраняет геометрические размеры элементов деталей, прочность шва на разрыв не менее|
|300 Мпа. Этот способ рекомендуется к применению при необходимости иметь прочный, |
|герметичный и хорошо обрабатываемый шов. |
|Технологический процесс пайки-сварки заключается в разделке и обезжиривании трещины,|
|нагреве разделанной трещины до температуры 300…400(С, нанесении и расплавлении флюса|
|с последующим равномерным распределением по разделке, заполнении шва расколенным |
|припоем, проковке шва после его затвердения медным молотком. |
|Заварка трещин в блоках цилиндров, отлитых из алюминиевых сплавов, имеет свои |
|особенности: желательно, чтобы трещина находилась в горизонтальном положении, концы |
|трещины засверливать не надо, разделку и зону шириной 15…20 мм необходимо зачистить |
|до металлического блеска и затем место прохождения трещины простучать легкими |
|ударами молотка. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Перед заваркой производят местный нагрев зоны трещины пламенем газовой горелки до |
|температуры 300(С. Заварку трещины осуществляют аргонно-дуговой сваркой с |
|присадочной проволокой из алюминиевого сплава марки АК диаметром 4…6 мм. Сварка |
|осуществляется на установках УГД-301 или УГД 501, предназначенных для проведения |
|аргонно-дуговой сварки. Для закрепления вольфрамового электрода, подвода к нему |
|сварочного тока и подачи в зону дуги защитного газа служат горелки ГРАД-200 или |
|ГРАД-400. После сварки блок цилиндров медленно охлаждают, прикрыв нагретое место |
|листом асбеста. Сварочный шов защищают от наплывов металла и окислов заподлицо с |
|плоскостью основного металла шлифовальной машинкой с кругом диаметром 50 мм марки |
|12АУО СМК. Затем блок испытывают на герметичность под давлением 0,5 Мпа. |
|Трещины можно заделывать и эпоксидной пастой, если они не проходят через |
|поверхности, несущие нагрузки, по следующей технологии. |
|Поверхность вокруг трещины обрабатывают косточковой крышкой, а саму трещину |
|разделывают шлифовальной машинкой под углом 60…90( на глубину 3/4 толщины стенки. |
|Концы трещины на блоках, отлитых из чугуна, засверливают сверлом диаметром 3…4 мм и |
|в полученные отверстия забивают заглушки из медной или алюминиевой проволоки. |
|В зоне вокруг трещины шириной 30 мм создают шероховатость дробеструйной обработкой |
|или насечкой и обезжиривают ее ацетоном. |
|На сухую поверхность наносят первый слой пасты до 1 мм, резко перемещая шпатель на |
|поверхности металла. Затем наносят второй слой пасты толщиной не менее 2мм, плавно |
|перемещая шпатель по первому слою. Общая толщина слоя пасты по всей поверхности 3…4 |
|мм. Блок помещают в сушильный шкаф, где при температуре 100(С его выдерживают около |
|1 часа, обеспечивая при этом |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|отвердение эпоксидной пасты. После отвердения потеки пасты срубают, неровности |
|обрабатывают шлифовальным кругом. |
|Пробоины ремонтируют наложением заплат. На зачищенные и обезжиренные края пробоины |
|наносят пасту, на которую накладывают заплату из стеклоткани толщиной 0,3 мм и |
|прикатывают роликом. Заплата должна перекрывать пробоину со всех сторон на 15…20 мм.|
|Затем на заплату и поверхность блока вокруг заплаты наносят второй слой пасты и |
|накладывают вторую заплату так, чтобы она перекрывала первую на 10…15 мм со всех |
|сторон. В таком порядке накладывают до 8 слоев стеклоткани. Каждый слой прикатывают |
|роликом. Последний слой покрывают полностью пастой. |
|Пробоины в блоках можно устранять также приваркой металлических заплат. |
| |
|Изношенные торцы крышки первого коренного подшипника. |
|При толщине ее менее 26,90 мм восстанавливают постановкой полуколец или наплавкой |
|сплавом ЛОМНА с последующей обработкой под размер рабочего чертежа. Задиры или |
|деформации на торцевых поверхностях задней опоры под полукольца упорного подшипника |
|(КамАЗ) при толщине менее 27,98 мм устраняют гальваническим натиранием с |
|последующей обработкой торцов под размер рабочего чертежа. |
| |
|Износ верхнего и нижнего посадочных отверстий под гильзу более диаметра 125,11 и |
|диаметра 122,09 мм (ЗИЛ) и более диаметра 137,56 и диаметра 134, 06 мм (КамАЗ). |
|Устраняют гальваническим натиранием или нанесением синтетических материалов. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Изношенные отверстия под толкатели до диаметра более 25,04 мм (22,03 мм) |
|восстанавливают развертыванием под один из ремонтных размеров ( 0,2…0,4 (0,2 мм) на |
|радиально-сверлильном станке. Блок цилиндров устанавливают под углом 45( на |
|приспособление, используя в качестве базы привалочную плоскость и технологические |
|отверстия. Затем с той же установки снимают фаски 1,5 ( 45(. |
|При износе отверстий под толкатели до диаметра более 25,8 (22,2 мм) их |
|восстанавливают постановкой ДРД; отверстия развертывают до диаметра 30,0(0,045 (27,0|
|(0,045) мм, снимают фаски 0,5( 45(, запрессовывают втулки, совместив маслянные |
|отверстия во втулки и блоки, и развертывают втулки под размер рабочего чертежа. |
|Шероховатость этих поверхностей должна соответствовать Ra = 0,63 мкм. |
| |
|Изношенные отверстия под втулки распределительного вала. |
|Восстанавливают расточкой на станке под оидин из двух ремонтных размеров с |
|интервалом 0,25 мм. Шероховатость поверхности после расточки должна соответствовать |
|Ra = 1,25 мкм. В основные или ремонтные отверстия под втулки запрессовывают втулки |
|распределительного вала и растачивают на станке после установки резцов на борштанге |
|на размер по рабочему чертежу или один из ремонтных размеров: 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; |
|1,0 (0,2; , 0,4) мм. При запрессовке втулок необходимо обеспечить совпадение |
|маслянных отверстий в блоке и втулок. |
| |
|Изношенные гнезда вкладышей коренных подшипников. |
|Восстанавливают по следующей технологиии. |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|