Кшм ЗИЛ-130
Кшм ЗИЛ-130
| |
|КШМ - ЗИЛ - 130. |
| |
|Введение. |
|Раздел 1. Устройство. |
|Анализ существующих конструкций. |
|Общее устройство и принцип работы. |
|Устройство и работа всех приборов системы. |
|Раздел 2. Техническое обслуживание. |
|Основные неисправности, причины, признаки. |
|Способы устранения неисправностей, диагностические, регулировочные, очистительные |
|работы. |
|Регламентные работы. |
|Раздел 3. Ремонт. |
|Основные дефекты приборов системы. |
|Способы устранения дефектов. |
|Раздел 4. Техника безопасности и охрана труда и окружающей среды. |
| |
| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Понятие "автомобиль" включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. |
|Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много |
|общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы|
|управления, тормозящая система. На автомобильных заводах конечным продуктом |
|производства могут быть как автомобили в сборке, так и отдельные их составные части |
|(двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т.п.), включающие в себя большое |
|число деталей, узлов, механизмов и систем. |
|Двигатели, установленные на большинстве автотранспортных средств, называются |
|двигателями внутреннего сгорания, потому что процесс сгорания топлива с выделением |
|теплоты и превращение ее в механическую работу происходит непосредственно в его |
|цилиндрах. |
|Эти двигатели классифицируются: |
|по способу смесеобразования - на двигатели с внешним смесеобразованием |
|(карбюраторные и газовые), у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров, и |
|двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели), у которых рабочая смесь |
|образуется внутри цилиндров; |
|по способу выполнения рабочего цикла - на четырех- и двухтактные; |
|по числу цилиндров - на одно- , двух- и многоцилиндровые; |
|по расположению цилиндров - на двигатели с вертикальным или наклонным расположением |
|цилиндров в один ряд и на V-образные двигатели с расположением цилиндров под углом |
|(при расположении цилиндров под углом 180( двигатель называется с противолежащими |
|цилиндрами, или оппозитным); |
|по способу охлаждения - на двигатели с жидкостным или воздушным охлаждением; |
| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|по виду применяемого топлива - на бензиновые (карбюраторные), дизельные, газовые и |
|многотопливные. |
|В зависимости от вида применяемого топлива, способы воспламенения рабочей смеси в |
|двигателях различны. |
|Блок цилиндров отливается из серого чугуна (у двигателей автомобилей семейства ЗИЛ, |
|КамАЗ, МАЗ и ВАЗ) или из алюминиевого сплава (у двигателей автомобилей ГАЗ-2410 |
|"Волга", "Москвич" - 2140). |
|У дизелей КамАЗ на зеркало цилиндров наносят мелкую (ромбовидную) сетку для лучшего |
|удержания смазочного материала. |
|Двигатели с рядным расположением цилиндров имеют одну общую головку цилиндров, |
|двигатели с V- образным расположением цилиндров - две (двигатели ЗИЛ -130, ГАЗ - |
|53-11) или четыре на каждые три цилиндра (двигатель ЯМЗ-240). У двигателей |
|автомобилей КамАЗ каждый цилиндр снабжен отдельной головкой цилиндра. |
|Нижнюю головку, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной к оси |
|шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает |
|диаметр цилиндра (у дизелей ЯМЗ), плоскость разъема головки делают под углом (косой |
|срез), что позволяет уменьшить радиус окружности, описываемой нижней частью шатуна. |
|На крышке и стержне шатуна дизеля КамАЗ-740 метки выбивают в виде трехзначных |
|номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбивают порядковый номер цилиндра. Так, у |
|двигателя ЗИЛ-130 метка на днище поршня должна быть направлена к передней части |
|двигателя. При этом метка на шатуне для левого ряда цилиндров должна быть направлена|
|в одну сторону с меткой на поршне, а метка на шатуне для правого ряда цилиндров |
|должна быть направлена в противоположную сторону относительно метки на поршне. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Коленчатый вал изготовляют штамповкой из легированных сталей или отливают из |
|высокопрочных магниевых чугунов (двигатели ЯМЗ, ЗМЗ, ВАЗ и др.). |
|Полноопорные валы двигателей (ЗИЛ-130, КамАЗ-740, ВАЗ-2108) отличаются большой |
|жесткостью, что повышает работоспособность кривошипно-шатунного механизма. |
|У дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 маховик центрируется с помощью двух штифтов и крепится|
|болтами не к фланцу, а непосредственно к коленчатому валу. |
| |
|Общее устройство и принцип работы. |
| |
|В состав КШМ кривошипно-шатунного механизма двигателя входит две группы деталей: |
|неподвижные и подвижные. |
|К неподвижным деталям относятся блок цилиндров, служащий основой двигателя, цилиндр,|
|головки блока или головки цилиндров и поддон картера. |
|Подвижными деталями являются поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатун, |
|коленчатый вал, маховик. |
|Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте |
|сгорание-расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное |
|движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. |
| |
|Устройство и работа всех приборов системы. |
| |
|Блок цилиндров. У V-образных двигателей блок цилиндров представляет собой |
|массивный литой корпус, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и |
|системы. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Нижняя часть блока является картером, в литых поперечинах которого расположены |
|опорные гнезда для подшипников коленчатого вала. Такую отливку часто называют |
|блок-картером. |
|В средней части блока цилиндров имеются отверстия для установки подшипников |
|скольжения под опорные шейки распределительного вала. Плоскость разъема блока может |
|проходить по оси коленчатого вала или быть смещенной относительно ее вниз. К нижней |
|части блок-картера крепится стальной штампованный поддон, служащий резервуаром для |
|масла. По каналам в блоке масло из поддона подается к трущимся деталям двигателя. |
|На V-образных двигателях для повышения жесткости блока цилиндров его плоскость |
|разъема, расположена ниже оси коленчатого вала. |
|В отливке блока цилиндров имеется рубашка для жидкостного охлаждения двигателя, |
|представляющая собой полость между стенками блока и наружной поверхностью вставных |
|гильз. Охлаждающая жидкость подается в рубашку охлаждения через два канала, |
|расположенные по обеим сторонам блока цилиндров. К передней части блока цилиндров |
|крепится крышка распределительных шестерен, а к задней - картер сцепления. |
|Блок цилиндров отливается из серого чугуна или из алюминиевого сплава. |
|Рабочая поверхность цилиндров является направляющей при движениях поршня и вместе с |
|ним и головкой блока цилиндров образует замкнутое пространство, в котором происходит|
|рабочий цикл двигателя. Для плотного прилегания поршня и поршневых колец к цилиндру |
|и уменьшения сил трения между ними внутреннюю полость цилиндров тщательно |
|обрабатывают с высокой степенью точности и чистоты, и поэтому она называется |
|зеркалом цилиндра. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Цилиндры могут быть отлиты как одно целое со стенками рубашки охлаждения или |
|изготовлены отдельно от блока в виде вставных гильз. Последние подразделяются на |
|"сухие" гильзы, запрессованные в расточенный блок, и сменные, "мокрые" гильзы, |
|омываемые с наружной стороны охлаждающей жидкостью. |
|При сгорании рабочей смеси верхняя часть цилиндров сильно нагревается и подвергается|
|окислительному воздействию продуктов сгорания, поэтому в верхнюю часть блока |
|цилиндров или гильз, как правило, запрессовывают короткие вставки - сухие гильзы |
|длиной 40 - 50 мм. |
|Вставки изготовляют из легированного чугуна, обладающего высокой износо- и |
|коррозионной стойкостью. |
|При установке мокрой гильзы ее борт выступает над плоскостью разъема на 0,02 - 0,15 |
|мм. Это позволяет уплотнять ее, зажимая борт через прокладку между блоком и головкой|
|цилиндров. В нижней части гильза уплотняется двумя резиновыми кольцами или медными |
|прокладками, установленными по торцу нижнего пояса гильзы. Преимущественное |
|применение в двигателях мокрых гильз связано с тем, что они обеспечивают лучший |
|отвод тепла. Это повышает работоспособность и срок службы деталей цилиндропоршневой |
|группы, при этом снижаются затраты, связанные с ремонтом двигателей в процессе |
|эксплуатации. |
|Головка цилиндров. В головке цилиндров размещены камеры сгорания, в которых |
|установлены впускные и выпускные клапаны, свечи зажигания или форсунки. |
|На головке цилиндров крепятся детали и узлы привода клапанного механизма. |
|Значительное влияние на процесс смесеобразования как в карбюраторных |
| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|двигателях, так и в дизельных имеют формы камеры сгорания. В карбюраторных |
|двигателях наибольшее распространение получили цилиндрические полусферические и |
|клиновые камеры с верхним расположением клапанов. Для создания герметичности между |
|блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку |
|цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, |
|жаростойкой и эластичной. |
|Поршень. Воспринимает давление газов при рабочем такте и передает его через |
|поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый |
|цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава. В верхней части поршня |
|расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца. Ниже головки |
|выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются приливы-бобышки |
|с отверстиями для поршневого пальца. |
|При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом |
|цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре и двигатель прекратит |
|работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, |
|так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в |
|цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивался при |
|прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбка, а саму |
|юбку в поперечном сечении изготовливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с |
|большой осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. На юбке поршня |
|может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбка предотвращается |
|заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Поршневые кольца, применяемые в двигателях, подразделяются на компрессионные и |
|маслосъемные. |
|Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром и служат для |
|уменьшения прорыва газов из цилиндоов в картер, а малосъемные снимают излишки масла |
|с зеркала цилиндров и не допускают проникновение масла в камеру сгорания. Кольца, |
|изготовленные из чугуна или стали, имеют разрез (замок). |
|При установке поршня в цилиндр поршневое кольцо предварительно сжимают, в результате|
|чего обеспечивается его плотное прилегание к зеркалу цилиндра при разжатии. На |
|кольцах имеются фаски, за счет которых кольцо несколько перекашивается и быстрее |
|притерается к зеркалу цилиндра, и уменьшается насосное действие колец. |
|Количество колец, устанавливаемых на поршнях изучаемых двигателей, неодинаковое. На |
|поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных кольца, два верхних хромированны по |
|поверхности, соприкасающейся с гильзой. |
|Малосъемных колец в изучаемых двигателях по одному. Малосъемное кольцо собрано из |
|четырех отдельных элементов - двух тонких стальных разрезных колец и двух |
|гофрированных стальных расширителей (осевого и радиального). |
|При установке колец на поршень их замки следует размещать в разные стороны. |
|Поршневой палец. Для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна служит |
|поршневой палец. Через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготовляют|
|из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой ТВЧ. |
|Поршневой палец представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной |
|наружной поверхностью, проходящщую через верхнюю головку шатуна и концами |
|опирающуюся на |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|