Кшм ЗИЛ-130
|бобышки поршня. |
|По сопособу соединения с шатуном и поршнем пальцы делятся на плавающие и |
|закрепленные (обычно в головке шатуна). Наибольшее распространение получили |
|плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и во втулке, |
|установленной в верхней головке шатуна. Осевое переммещение поршневого пальца |
|ограничивается стопорными кольцами, расположенными в выточках бобышек поршня. |
|При работающем двигателе в бобышках поршня возможны стуки пальцев из-за различного |
|коэффициента линейного сплава и стали. |
|Шатун. Он служит для соединения поршня с кривошипом коленчатого вала и обеспечивает |
|при такте рабочего хода передачу усилия от давления газов на поршень к коленчатому |
|валу, а при вспомогательных тактах (впуск, сжатия, выпуск), наоборот, от коленчатого|
|вала к поршню. При работе двигателя шатун совершает сложное движение. Он движется |
|возвратно-поступательно вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого |
|кольца. |
|Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из стержня |
|двутсеврового сечения, верхней головки, нижней головки и крышки. В стержне шатуна |
|при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в основном у дизелей) |
|сверлится сквозное отверстие - масляный канал. |
|Нижнюю головку, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной к оси |
|шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает |
|диаметр цилиндра. |
|Крышка шатуна изготовляется из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно|
|с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не |
|допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки, чтобы обеспечить |
|высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками и стопорят |
|шклинтами или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде |
|тонкостенных стальных вкладышей, которые с внутренней стороны покрыты слоем |
|антифрикционного сплава. |
|От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), |
|которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна|
|и во вкладыши делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало |
|цилиндра или на распределительный вал. |
|Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в масле шатунов |
|не должна превышать 6 - 8 г. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке |
|коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки |
|шатуннопоршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам. |
|Коленчатый вал. Коленчатый вал воспринимает силу давления газов на поршень и силы |
|инерции возвратно-поступательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма. |
|Силы, передающиеся поршнями на коленчатый вал, создают крутящий момент, который при |
|помощи трансмиссии передается на колеса автомобиля. |
|Коленчатый вал изготовляют штамповкой из легированных сталей или отливают из |
|высокопрочных чугунов. |
|Коленчатый вал состоит из коренных и шатунных шеек, противовесов, заднего конца с |
|отверстием для установки шарикоподшипника ведущего вала коробки передач и фланца для|
|крепления маховика, переднего конца, на котором установлен хроповик пусковой |
|рукоятки и шестерня газораспределения, шкива привода вентилятора, жидкостного насоса|
|и генератора. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Шатунные шейки со щеками образуют кривошипы. Для разгрузки коренных подшипников от |
|центробежных сил служат противовесы, которые изготовляют за одно целое со щеками, |
|имеющими каналы для подвода масла, или прикрепляют к ним болтами. Если с обеих |
|сторон шатунной шейки расположены коренные шейки, то такой коленчатый вал называется|
|полнопорным. |
|В щеках коленчатого вала просверлены наклонные каналы для подвода масла от коренных |
|подшипников к масляным полостям, выполненных в шатунных шейках в виде каналов |
|большого диаметра, закрываемых резьбовыми заглушками. Эти полости являются |
|грязеуловителями, в которых под действием центробежных сил при вращениии коленчатого|
|вала собираются продукты изнашивания, содержащиеся в масле. |
|Гнезда в блоке цилиндров под коренные подшипники и их крышки растачивают совместно, |
|поэтому при сборке двигателя их необходимо устанавливать по меткам только на свои |
|места. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников покрыты таким же антифрикционным |
|сплавом, что и вкладыши шатунных подшипников, и отличаются от последних только |
|размерами. Широкое использование триметаллических сталеалюминиевых и сталесвинцовых |
|вкладышей связано с тем, что слой антифрикционного покрытия обладает хорошими |
|противоударными свойствами и повышенной прочностью. От продольного смещения и |
|проворачивания вкладыши удерживаются выступами, входящие в соответствующие пазы в |
|гнездах блока и их крышках. |
|Осевые нагрузки коленчатого вала в большинстве карбюраторных двигателей |
|воспринимаются упорной шайбой и стальными упорными кольцами, залитыми с внутренней |
|стороны антифрикционным сплавом СОС-6-6, содержащим свинец, олово и сурьму. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Осевые нагрузки коленчатого вала дизелей воспринимаются двумя парами упорных |
|полуколец из бронзы или сталеалюминия, установленных в выточках задней коренной |
|опоры. |
|На двигателе ЗИЛ-130 передний конец коленчатого вала уплотнен резиново-каркасным |
|сальником, расположенным в крышке распределительных шестерен, а между шестерней и |
|шкивом коленчатого вала установлен маслоотражатель, отгоняющий масло внутрь картера.|
|Уплотнение заднего конца коленчатого вала обеспечивается графито-асбестовым |
|сальником, размещенным в кольцевой канавке гнезда подшипника и его крышке, в |
|плоскости разъема которой дополнительно устанавливаются резиновые прокладки, а по |
|бокам - деревянные уплотнители. Кроме того, на задней шейке коленчатого вала |
|находятся спиральная маслоотгонная канавка и маслосбрасывающий гребень, от которых |
|масло отбрасывается через сливные (дренажные) отверстия в поддон картера. |
|Маховик. Маховик ,служит для обеспечения вывода поршней из мертвых точек, более |
|равномерного вращения коленчатого вала многоцилиндрового двигателя при его работе на|
|режиме холостого хода, облегчение пуска двигателя, снижение кратно-временных |
|перегрузок при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента агрегатам |
|трансмиссии на всех режимах работы двигаттеля. Маховик изготовляют из чугуна и |
|динамически балансируют в сборе с коленчатым валом. На фланце маховика центрируются |
|в строго определнном положении с помощью штивтов или болтов, которыми он крепится к |
|фланцу. |
|На обод маховика напрессован зубчатый венец, предназначенный для вращения |
|коленчатого вала стартером при пуске двигателя. На торце или ободе маховика многих |
|двигателей наносят метки, по которым определяют в. м. т. поршня первого цилиндра при|
|установке зажтгания (у карбюраторных двигателей) или момента начала подачи топлива |
|(у дизелей). |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Основные неисправности . Причины. Признаки. |
|Неисправности КШМ. Снижение мощности двигеля поышенный расхож масла, топлива, |
|дымление и увеличение стуков при работе двигателя - вот основные неисправности КШМ. |
|Признаки: двигатель не развивает полной мощности. |
|Причины: снижена компрессия из-за износа гильз цилиндров, поршней, поломки или |
|пригорания поршневых колец. |
|Признаки: расход масла и топлива, дымление двигателя. |
|Причины: изнашивание деталей шатунно-поршневой группы, поломка поршневых колец, |
|закоксование поршневых колец, в канавках, прорезей в малосъемных кольцах, отверстий |
|в канавке под малосъемные кольца. |
|Признаки: стук коленчатого вала. |
|Причины: вызывается либо недостаточными давлением и подачей масла, либо недопустимо |
|увеличившимися зазорами между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных и |
|шатунных подшипников из-за изнашивания этих деталей. |
|Признаки: стуки поршней и поршневых пальцев. |
|Причины: свидетельствует об изнашивании деталей шатунно-поршневой группы. |
| |
|Способы устранения неисправности, диагностические, регулировочные и очистительные |
|работы. |
| |
|При значительных изнашиваниях и поломках детали КШМ восстанавливают или заменяют. |
|Эти работы, как правило, выполняют, отправляя в централизованный ремонт. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Закоксование поршневых колец в канавках можно устранить без разборки двигателя. Для |
|этого в конце рабочего дня, пока двигатель не остыл, в каждый цилиндр через |
|отверстие для свечей зажигания заливают по 20 г смеси равных частей |
|денатурированного спирта и керосина. Утром двигатель пускают и после его работы |
|10-15 мин на холодном ходу останавливают и заменяют масло. |
|Диагностирование кривошипно-шатунного механизма производится на посту Д-2. При |
|выявлении пониженных тяговых качествах, замеренных во всех цилиндрах автомобиля на |
|стенде тягово-экономических качеств. |
|Компрессию двигателя определяют при вывернутых свечах у прогретого двигателя при t =|
|70-80(С и полностью открытых воздушных и дроссельных заслонках. Установив резиновый |
|наконечник компрессометра в отверстие свечи проверяемого цилиндра, проворачиваем |
|коленчатый вал стартером на 10-15 оборотов и записываемпоказания монометра. |
|Компрессия должна быть для исправного автомобиля 0,75 - 0,80 мПа. Разница в |
|показателях между цилиндрами не должна быть более 0,07 - 0,1 мПа. |
| |
|Регламентные работы. |
| |
|Предусматриваются следующие четыре вида технического обслуживания подвижного состава|
|автомобильного транспорта: |
|ЕО - ежедневное техническое обслуживание. |
|ТО-1 - первое техническое обслуживание. |
|ТО-2 - второе техническое обслуживание. |
|СО - сезонное техническое обслуживание. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Ежедневное обслуживание - предназначено для: |
|осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения. |
|для поддержания внешнего вида, заправки автомобиля топлива, маслом, охлаждающей |
|жидкостью. |
|для подвижного состава, занятого перевозкой пищевых продуктов, ядохимикатов, |
|химических удобрений, радиоактивных веществ. |
|В ЕО входит специальная обработка кузова. Мойку подвижного состава производят по |
|потребности с учетом санитарных и эстетических требований. |
|ТО-1 и ТО-2 предназначены для снижения интенсивности изменения параметров |
|технического состояния подвижного состава, выявления и предупреждения отказов и |
|неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов. |
|В перечень ТО-1 входят: |
|общий осмотр для проверки состояния кабины, платформы, стекол, зеркал, сиденья, |
|номерных знаков, исправности механизмов дверей, запоров бортов платформы. |
|проверка приборов контрольно-измерительных, обогрева и обдува ветрового стекла. |
|При ТО-1 выполняют контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы по |
|двигателю, включая системы охлаждения и смазки по сцеплению, коробке передач, |
|карданной передаче, заднему мосту, рулевому управлению и передней оси, тормозной |
|системе, ходовой части, кабине, платформе, сиденью. Выявляют и устраняют |
|негерметичность, подтекания, нарушения крепения и регулировки. Проводят обслуживания|
|систем питания и электрооборудования, проверка осмотром состояния приборов, системы |
|питания, герметичности |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|соединений. Выполняют смазочные и очистительные работы в соответствии с |
|химотологическими картами: смазка через пресмасленку, проверка масла в картере, |
|агрегатов, при необходимости - добавить, проверка уровня в тормозной системе, при |
|необходимости - долить, промывка фильров, слив отстоя из топливного бака и корпусов |
|фильтров тонкой и грубой очистки топлива автомобилей. |
|В перечень ТО-2 входят: |
|углубленная проверка состояния всех агрегатов механизмов, узлов и приборов |
|автомобилей и устранение выявленных неисправностей. |
|в перечень ТО-2 полностью входит перечень работ ТО-1. |
|Для более тщательной проверки аккумуляторные батареи, приборы систем питания и |
|электрооборудования, колеса снимают с автомобиля, контролируют и регулируют в |
|производственных отделениях предприятия на стендах и установках. Перед То-2 |
|автомобили проходят диагностирование и выявление неисправностей, устраняют их |
|текущим ремонтом, выполняемые в зависимости от его объема и характера или до ТО или |
|совместно с ТО. |
|ТО-2 проводят чаще в сменное время, для чего предусматривается время простоя |
|автомобиля. |
|СО - предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации соответственно в|
|холодное или теплое время года. Выполняют его два раза в год и, как правило, |
|совмещают с выполнением очередного ТО-2, путем соответствующего увеличения перечня |
|работ и трудоемкости последнего. Однако, в условиях холодного и жаркого климата. СО |
|выполняется как самостоятельный, отдельно планируемый вид обслуживания. |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|