рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае

отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный

закон считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы. Некоторые законы, принятые Государственной Думой,

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья

106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального

бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного

права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Принятый

федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской

Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится

четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в

течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит

его, то Государственная Дума и Совет Федерации п установленном Конституцией

РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном

рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не

менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в

течение семи дней и обнародованию.

36. Систематизация законодательства. Инкорпорация, консолидация,

кодификация.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются:

создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты,

доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение

устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий,

ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и

кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки

и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм

(правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация

подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести

Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе

публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный

период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной

инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права,

издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного

рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе

рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных

органах. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда

переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой

(если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

37. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского законодательства.

Юридическая техника – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая их совершенство и эффективность использования. Основные

средства юридической техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины.

Требования: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность

терминов, доступность. 2. Юр. конструкции - модель последовательности

фактов, прав, обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила изложения

конкретных нормативных актов – способы изложения, оснащение статей и частей

текста заголовками. Способы изложения: абстрактный и казуистичный.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Быстрые темпы социально-экономических преобразований

обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений,

учёт своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи

успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве

тенденция его специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически

полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов,

сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных

сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

российского законодательства – это обеспечение тенденции его развития ,

отражающей прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и

права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение

дифференциации законодательства на различные отрасли.), функциональная

(обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счёт

чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется

структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом

характерных черт федерального устройства РФ, географических природных,

климатических условий, традиций и особенностей экономического развития

региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального

направления, предметно функционального либо функционально-

территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная

специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании

однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы

законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового

воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования в различных сферах.

38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и

система законодательства.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических

норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и

различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Характерные черты системы: её первичный элемент – право, элементы не

противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный

характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих

обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует

отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и

частное. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные,

но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем

структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и

точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права

— системой законодательства. Законодательство — форма существования прежде

всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности,

их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система

законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их

дифференцированная система, основанная на принципах субординации и

скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними

обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является

предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном

построении источников права. Однако система права и система

законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия

и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной

самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом

системы права является норма, а первичным элементом системы

законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система

законодательства по объему представленного в нем материала шире системы

права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном

смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения,

указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе

деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового

регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью

однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы

государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не

имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает

в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль

законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-

четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней

структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы

законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-

правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов

нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно

отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в

соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер,

то система законодательства в большей степени подвержена субъективному

фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы

права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия

между системой права и системой законодательства вызывается, помимо

прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью

государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,

приведение его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм

права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

и т.п.

40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и

виды.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-

процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию

федеральных органов государственной власти и управления и субъектов

федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы

государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации,

принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях

республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также

некоторых других актах. Административное право регулирует отношения,

складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от

государственного) в основном регулирует деятельность Правительства

Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее

субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также

устанавливает систему административных проступков и порядок применения

административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного

права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об

административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в

указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства

России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах

органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного

самоуправления. Финансовое право представляет собой совокупность норм,

регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его

составной частью служат нормы, предусматривающие формирование

государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов

государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и

местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.