Шпоры по ТГП
Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей
стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового
государства вначале были поглощены требованиями революционного
правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой
нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на
началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной
государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не
воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально
противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:
максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность
государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое
разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие
развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,
препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;
верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над
любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности
государственной власти; формирование законодательных органов обществом на
основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая
защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-
либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-
правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма
апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности
государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность
“положительного” права естественному; постоянство норм естественного
права).
17. Теория и практика формирования правового государства в современном
российском обществе.
18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.
Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой
необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом
смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное
право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной
организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно
прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в
связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в
общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная
возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать
какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать
соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути
своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,
естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой
жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе
общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах
морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических
нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом
смысле – это установленные или санкционированные государством,
государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,
возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом
смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой,
психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.
Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство
закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая
отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно
интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может
закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в
нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная
свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А
такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву.
Правом могут признаваться только правовые законы. основные признаки права.
Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой
характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права
выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это
определённые правила поведения.
Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения
общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву..
Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в
соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права
проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право,
находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.
Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно
в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по
воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно
устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате
государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы
позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых
норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах
гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые
нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.
Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных или
санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех
членов общества и действие которых гарантируется государством. ОСНОВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет
свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных
отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в
обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их
воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход
к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным
явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой
основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание
исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,
т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания
исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных
взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип
регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений.
Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое
равенство означает формальную независимость и свободу людей в их
отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех
субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера
свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает
присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя
факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона
объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон,
считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества.
Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и
закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в
себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет
интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная
часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –
антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях
правового государства.
19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права.
Объективное и субъективное в праве.
Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение
представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному
выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно
получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к
праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С.
Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских
теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах)
существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением
следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и
феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение —
древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде
всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и
выступало частью единой системы социального регулирования, в которой
регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас
уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше,
чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право
длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального
регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была
государственная принудительность, а не классовость. Дальнейший ход
экономического и социального развития повлек за собой классовое деление
общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при
рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось
традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального
регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система
в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.
Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и
соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор
общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во
многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет
ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,
свободы, разума, прав человека.
Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,
экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод
регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,
силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина
возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор
обнаружила свою несостоятельность. Нравственность, государство и экономика
— внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.
Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек
с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека
исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его
сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через
право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой
организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет
общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,
обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие
социальных связей.
Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,
что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать
свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры
свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество
в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не
просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная
свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,
жизни, зло — нарушением этой нормы.
20. Функции права: понятие и классификация.
Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права
на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются
сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на
общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят
такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые
другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой
выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,
что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы
общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве
с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда
принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями
государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких
направлений воздействия права, которые выражают его специфику как
регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,
что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и
все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная
функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,
одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя
одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или
неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и
общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только
регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,
своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы
права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той
или иной ситуации. информационную функцию. Правовые нормы в результате
закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную
форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит
в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру
человеческого общения, достижения в области правового регулирования,
передает (транслирует) все это участникам существующих общественных
отношений, а также будущим поколениям людей.
21. Социальная ценность права в осуществлении экономических и политических
задач государства. Право и экономика. Право и политика.
Право в системе социального регулирования. В самом общем плане социальное
регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный
порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате
действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют
следующие. 1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное
проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного
регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде
конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического
порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение
продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания,
демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.
В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под
свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. 2.
Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3.
Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного
воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в
обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в
юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение
общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов
индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает
фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в качестве основания
оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все
регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе
с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных
отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для
понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил
социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".
Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,
отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная
норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,
связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного
развития и социальной организации общества, — социальная норма. Реально
действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным
или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему
технических правил (правила работы с техническими или природными
объектами), стать основанием социального нормирования (например,
установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные
нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. 3.
Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в
связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4.
Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной
нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или
потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические
процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в системе
социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и
четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как
социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|