рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей

стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового

государства вначале были поглощены требованиями революционного

правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой

нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не

воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:

максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность

государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое

разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие

развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;

верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над

любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности

государственной власти; формирование законодательных органов обществом на

основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства

общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая

защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-

либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-

правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма

апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности

государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность

“положительного” права естественному; постоянство норм естественного

права).

17. Теория и практика формирования правового государства в современном

российском обществе.

18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой

необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом

смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное

право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной

организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно

прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в

связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в

общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная

возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать

какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать

соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути

своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,

естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой

жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе

общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах

морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических

нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом

смысле – это установленные или санкционированные государством,

государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,

возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом

смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой,

психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство

закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая

отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно

интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может

закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в

нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная

свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А

такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву.

Правом могут признаваться только правовые законы. основные признаки права.

Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой

характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права

выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это

определённые правила поведения.

Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения

общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву..

Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в

соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права

проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право,

находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.

Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно

в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по

воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно

устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате

государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы

позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых

норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах

гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые

нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.

Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных или

санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех

членов общества и действие которых гарантируется государством. ОСНОВНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет

свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных

отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в

обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их

воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход

к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным

явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой

основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание

исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,

т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания

исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных

взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип

регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений.

Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое

равенство означает формальную независимость и свободу людей в их

отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех

субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера

свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает

присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя

факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона

объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон,

считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества.

Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и

закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в

себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет

интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная

часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –

антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях

правового государства.

19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Объективное и субъективное в праве.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение

представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному

выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно

получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к

праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С.

Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских

теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах)

существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением

следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и

феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение —

древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде

всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и

выступало частью единой системы социального регулирования, в которой

регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас

уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше,

чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право

длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального

регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была

государственная принудительность, а не классовость. Дальнейший ход

экономического и социального развития повлек за собой классовое деление

общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при

рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось

традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального

регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система

в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и

соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор

общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во

многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет

ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,

экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод

регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,

силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина

возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор

обнаружила свою несостоятельность. Нравственность, государство и экономика

— внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек

с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека

исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его

сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через

право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой

организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет

общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,

что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать

свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры

свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество

в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не

просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

20. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права

на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются

сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на

общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые

другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой

выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы

общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве

с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда

принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями

государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких

направлений воздействия права, которые выражают его специфику как

регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и

все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная

функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,

одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя

одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или

неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и

общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только

регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,

своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы

права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той

или иной ситуации. информационную функцию. Правовые нормы в результате

закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную

форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит

в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования,

передает (транслирует) все это участникам существующих общественных

отношений, а также будущим поколениям людей.

21. Социальная ценность права в осуществлении экономических и политических

задач государства. Право и экономика. Право и политика.

Право в системе социального регулирования. В самом общем плане социальное

регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный

порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате

действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют

следующие. 1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное

проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного

регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде

конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического

порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение

продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания,

демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.

В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под

свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. 2.

Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3.

Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного

воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в

обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в

юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение

общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов

индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает

фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в качестве основания

оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все

регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе

с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных

отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для

понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,

отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная

норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,

связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного

развития и социальной организации общества, — социальная норма. Реально

действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным

или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему

технических правил (правила работы с техническими или природными

объектами), стать основанием социального нормирования (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. 3.

Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в

связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4.

Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной

нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или

потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические

процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в системе

социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и

четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как

социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.