рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

правовыми нормами и только люди способны реагировать на такое воздействие.

Плюралистическая концепция – доказывает, что объекты правовых отношений так

же разнообразны, как и сама жизнь, как общественные отношения, по поводу

которых они и возникают. При этом все нормы права оказывают влияние не

только на людей, и их поведение, но через них на непосредственные объекты

материального мира, по поводу которых и возникают указанные правоотношения.

То же можно сказать и в отношении нематериальных объектов, как то:

отношений собственности, духовных и культурных ценностей. Даже сами

политические и правовые отношения могут быть объектом возникающих новых

правовых отношений, ведь социальные общности, государственные структуры и

учреждения, институты и организации получают или изменяют свои правовые

статусы с помощью правовых норм. Через них закрепляются различные режимы и

состояния, закрепляются владение, и распоряжение, пользование материальными

благами.

Субъективное право – это право не только на действия, но и на конкретные

блага. Эта концепция поддерживается большинством учёных – правоведов.

Поэтому, исходя из характера и видов правовых отношений, выделяют следующие

виды их объектов.

Материальные блага – предметы материального мира. Эти объекты характерны

для имущественных гражданско-правовых отношений.

Нематериальные блага (личные) – жизнь, здоровье, свобода, честь. Эти

объекты присущи правоотношениям, возникающим в связи с совершением

уголовных преступлений.

Продукты духовного творчества – произведения скульптуры и живописи,

литературы и кино, музыки и сценичного искусства, открытия и изобретения –

все результаты интеллектуальной деятельности человека.

Ценные бумаги и официальные документы – акции, государственные

обязательства, деньги, личные документы и т.т.

44. Система права и система законодательства, понятие, содержание,

соотношение.

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее

объединение и дифференциацию юридических норм.

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от

них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к

праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные,

каким-то способом оформленные социальные и социально-политические

образования, прежде всего государство и общество.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как

системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права,

анализ которой дает возможность обозначить преимущественные

системообразующие начала, характерные для той или иной системы права,

специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным

критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право,

договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное

право).

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом

упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность,

взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм

обусловлены структурированностью общественных отношений и

целенаправленностью их правового опосредсвания.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она

первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему

универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои

свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей

измерения правовой материи.

Институт права—это обособленная группа юридических норм, регулирующих

общественные отношения конкретного вида.

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических

норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она

отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется

определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на

материальные и процессуальные. Критериями деления права на отрасли и

институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей,

объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического

воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного

человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на

вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

Система законодательства. Системой законодательства понимается совокупность

иормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние

содержательные и структурные характеристики права. Данная система является

внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает

именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако

совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от

отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они

существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют

собственные тенденции развития.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено

предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями.

На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства,

соответствующие отраслям системы права (конституционное право —

конституционное законодательство, трудовое право — трудовое

законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское

процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов

государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит

Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления

Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные

нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной

структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере

законодательства.

43. Понятие, стадии и принципы правотворчества.

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию,

изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают

государственные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.

наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии

законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в

рамках установленных процессуальных норм, содержащихся в Конституции,

регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых

норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и

дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет

собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная

продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в

нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях,

юридических прецедентах); - Правотворчеству присущи следующие принципы: -

научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать

социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные

потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься

подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы,

экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться

в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); -

демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень

развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает

открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой

общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность

(предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно,

принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с

заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

42. Пробелы в законодательстве. Способы и правила их преодоления.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное

отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования,

но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает

пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой

для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования,

устанавливается законодателем двумя способами.

Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных

отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом,

каждая норма имеет свой «участок» в общей сфере правового регулирования.

Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без исключения

нормы какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового регулирования

данной отрасли.

Во-вторых, круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель

закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие

нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу

правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения,

регулируемые гражданским законодательством». В ч. 1 названной статьи

предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое

положение участников гражданского оборота, основания возникновения и

порядок осуществления права собственности и других вещных прав,

исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

(интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные

обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные

неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и

имущественной самостоятельности их участников». В ст. 2 «Отношения,

регулируемые семейным законодательством» Семейного кодекса РФ записано:

«Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в

брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные

неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами,

родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в

пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими

родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок

устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Аналогичным

образом фиксируется круг правовых отношений и в других отраслях права.

Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер

рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые

последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в

диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон.

Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-

первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в

момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены

законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и

аналогия права. Аналогия закона — это применение к не урегулированному в

конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные

отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что

решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание.

Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо

отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило

найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии

решения по делу. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и

применимого к спорному случаю обычая делового оборота.

Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме

спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения,

общих начал и смысла законодательства.

При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию

и выступают единственным нормативно-правовым основанием

правоприменительного решения.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух

условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы,

регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать

аналогию закона.

41. Юридическая техника. Понятие, необходимость, элементы.

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в

большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические

формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько

единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют

правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в

ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов

разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их

ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является

текст нормативного документа, в отношении которого применяются

интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует

различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит

надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно

также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная

проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности

политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и

многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний

между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так

и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость

использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких,

эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный»,

«исключительный цинизм»

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко

встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума

дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления

нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые

фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так,

все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят

обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и

при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»),

который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер,

относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок

(полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

48. Понятие и значение уяснения права. Способы уяснения.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя».

Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

В юридической литературе высказывались различные точки зрения по поводу

указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как

уяснение, другие же сводили его исключительно к разъяснению.

Предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный,

определяющий. Подобная постановка вопроса представляется некорректной и с

научной, и с практической стороны. Уяснение и разъяснение — две

диалектически связанные стороны единого процесса. Уяснение предваряет,

сопутствует и завершает разъяснительные процедуры, ибо прежде чем

разъяснить содержание. нормы другим, интерпретатор должен уяснить, понять

его содержание для себя. Причем разъяснение не итог и не цель толкования.

Оно осуществляется для того, чтобы содержание акта было понятно, «уяснено»

другими лицами — субъектами реализации. При этом следует помнить, что

толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения

правовых норм, а в целях их реализации. Названное обстоятельство и придает

специфические особенности рассматриваемому процессу.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как

специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный

фактор правовой культуры, момент существования и развития права,

необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как процесса имеет место и в некоторых других

сферах человеческой деятельности, когда текст не может быть доступен, понят

без соответствующих операций по интерпретации терминов, языковых знаков

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.