Шпоры к ГОСам (теория государства и права)
принятый в Дании в 1683 году, а так же свод законов Шведского Шведского
государства. 1734 г., что создало две ветви скандинавского права – датскую
и шведскую. Кодифицированное законодательство в нём существует, но в
Норвегии, Дании и Швеции большое значение имеет судебная практика.
Индусское право – главная особенность индусского права тесное сплетение с
религией. Оно не имеет относительной самостоятельности и является
неотъемлемой частью индуизма – синкретичной традиционной системы,
охватывающей религиозные верования и обряды, моральные и философские
ценности, предполагающие определять образ жизни, общественный порядок,
социальную организацию или структуру.
Индусская система права одна из древнейших в мире. Веды – сборники
индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданы во втором
тысячелетии до нашей эры.
29. Англо-саксонская, Романо-германская и социалистическая правовые семьи.
Англо-саксонская правовая семья.
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на
общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.
Иначе ее называют семьей общего права. Исторически она сложилась в Англии
и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей
Англии (период становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев,
возникавших помимо законодательства и распространялось на всех свободных
подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику
в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся
общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы.
Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они
основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему
общего права. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р,
т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного
абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение
придает процессуальным нормам, нормам судопроизводства, источникам
доказательств, т.к. они составляют одновременно и мех-зм правообразования и
мех-зм правореализации. Важным признаком общего права выступает автономия
судебной власти от любой др. вл. в гос-ве, что проявляется отсутствием
прокуратуры и административной юстиции.
Романо-германская правовая система.
РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы;
Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в,
чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной
семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую
систему нормативно-правовых актов
Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых
признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии
Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении
государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.
В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской
империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью,
господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое
отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и
приспособление к новым условиям, достижение независимости права от
королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление
Конституций и отраслевых кодексов, создание национальных правовых систем.
Основным источником является закон. Кроме законов принимаются подзаконные
акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй
источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная
практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью
правовой системы.
Система социалистического права.
При рассмотрении этого вопроса следует обратиться к понятию
социалистического гос-ва. Теоретические основы соц. гос-ва и права были
заложены в трудах основоположников научного коммунизма К Маркса и Ф.
Энгельса и развиты в произведениях В. Ленина. Это учение практически не
было полностью реализовано ни в одном из гос-в и правовых систем.
Существовавшие же государства с провозглашенным в них соц. строем в
современной юр. науке считаются псевдосоц. Гос-во вообще, согласно
марксистско-ленинской теории является состоянием переходным и со временем
должно отмереть.
Говоря о соц. правовой семье, имеются в виду страны бывшго социалист.
содружества: СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния.
Основанием для выделения соц. правовой семьи были в свое время социально-
экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное
выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный
строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать
гос. вл. этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права
заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса,
право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в гос.
волю, роводятся в жизнь.
В настоящее время в современной науке существует мнение о том, что
указанные страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и
теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество.
36. Субъекты правовых отношений: их признаки и виды.
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании
юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями
субъективных прав и обязанностей.
Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность
(возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой
сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов —
правоспособности и дееспособности.
Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность
(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая
возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности,
осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются
сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями
совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —
предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность
за совершенное правонарушение.
Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные
правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные,
финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности
гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом
коллективе, его успех в жизни.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых,
гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют
избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность,
некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д.
Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют
специальный статус, который определяется более конкретными законами:
например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента,
пенсионера и т. д.
Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций.
Как субъектов права их можно подразделить на три группы:
1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие
властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами
административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных
правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется
компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных
соответствующими нормативными актами;
2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не
связанной с властными полномочиями. Такие учреждения состоят на бюджете
государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих
функций;
3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на
праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве
оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет
субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст.
115 ГК РФ).
Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации
(хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские
кооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.).
Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в
сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации,
общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве
субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых,
трудовых, процессуальных и иных отношениях.
Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-
правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых
имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в
отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т. д.)
взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности,
транспорта, связи и др.
Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив)
являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Однако
чаще всего социальные общности действуют через государственные и
общественные организации.
35. Понятие правовых отношений, их предпосылки, структура и виды.
Некоторые из отношений в обществе охватываются правовым регулированием и
приобретают юридическую форму. Правоотношение – это общественное
отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими
правами и обязанностями охраняемыми государством. Правоотношение есть та
мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами
объективного права. Признаки 1 – правоотношение это форма общественного
отношения, складывающееся на основе правовых норм. В нормах права
содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности – типовые
образцы тех общественных отношений, которых люди должны придерживаться. Они
реализуются тогда, когда люди выполняют требования правовых норм. 2-
участники правоотношения наделяются взаимными правами и обязанностями. 3-
правоотношения всегда имеют сознательно-волевой характер, в отличие от
экономических отношений, которые скоалываются объективно, в зависимости от
воли индивида. С одной стороны возникают они на основе правовых норм
(продукт правотворческих органов), с другой стороны, участники
правоотношений реализуют предусмотренные нормами правА и обязанности
посредством собственных волевых действий. 4 – правоотношения гарантируются
государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Государство создает все необходимые условия для реализации правовых норм.
Если нарушается мера свободы правомочных и обязанных лиц, гос-во принимает
принудительные меры к их обеспечению. Правоотношения классифицируются по
разным основаниям. Чаще всего по отраслям права. По этому основанию
выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-
правовые, семейно-правовые, уголовно-правовые и другие отраслевые
правоотношения. Структура имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект,
право и обязанность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и
организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями
субъективных юридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все
индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что
объясняется рядом объективных факторов – экономическим, психологическим,
физиологическим. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые
находятся в сфере объективного права. Их большинство в правовом
государстве. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их
правоспособностью и дееспособностью. Объекты правоотношений – это то на
что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников.
Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях
удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства,
личности. Вступая в правоотношения субъекты удовлетворяют материальные,
духовные или иные потребности. Объектом правоотношений выступает поведение
людей, которое м.б. различным по содержанию. В Имущественных
правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено
на удовлетворение определенных жизненных благ. Субъективное право – это
предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по
своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены
объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация
зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в
возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в
возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных
лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.
Юридическая обязанность Субъективному праву логически соответствует
установленная объективным правом обязанность. Она состоит в необходимости
сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями.
Юридичекая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая
государством необходимость должного поведения участника правового отношения
в интересах управомоченного субъекта.
34. Виды нормативно-правовых актов. Акты органов власти и управления.
В Российском государстве, в сущности, единственным источником права
является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль
юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В
самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России
можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2)
федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5)
нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные
акты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти
виды нормативно-правовых актов подробнее.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего
законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов
Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на
референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2)
Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и
государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав
человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной
власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате
соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной
Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для
одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение
четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента
РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы)
заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые
принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются
особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов
Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от
этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался
простым большинством голосовНормативно-правовые акты Президента Российской
федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим
издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после
законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской
федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные
направления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые акты
Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет
исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает
постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер
или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по
текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью
актов
Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что
министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие
нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами
Президента, постановлениями Правительства.
Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации,
решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|