рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

принятый в Дании в 1683 году, а так же свод законов Шведского Шведского

государства. 1734 г., что создало две ветви скандинавского права – датскую

и шведскую. Кодифицированное законодательство в нём существует, но в

Норвегии, Дании и Швеции большое значение имеет судебная практика.

Индусское право – главная особенность индусского права тесное сплетение с

религией. Оно не имеет относительной самостоятельности и является

неотъемлемой частью индуизма – синкретичной традиционной системы,

охватывающей религиозные верования и обряды, моральные и философские

ценности, предполагающие определять образ жизни, общественный порядок,

социальную организацию или структуру.

Индусская система права одна из древнейших в мире. Веды – сборники

индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданы во втором

тысячелетии до нашей эры.

29. Англо-саксонская, Романо-германская и социалистическая правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на

общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

Иначе ее называют семьей общего права. Исторически она сложилась в Англии

и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей

Англии (период становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев,

возникавших помимо законодательства и распространялось на всех свободных

подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику

в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся

общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы.

Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они

основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему

общего права. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р,

т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного

абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение

придает процессуальным нормам, нормам судопроизводства, источникам

доказательств, т.к. они составляют одновременно и мех-зм правообразования и

мех-зм правореализации. Важным признаком общего права выступает автономия

судебной власти от любой др. вл. в гос-ве, что проявляется отсутствием

прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система.

РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы;

Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в,

чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной

семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую

систему нормативно-правовых актов

Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых

признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии

Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении

государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.

В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской

империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью,

господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое

отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и

приспособление к новым условиям, достижение независимости права от

королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление

Конституций и отраслевых кодексов, создание национальных правовых систем.

Основным источником является закон. Кроме законов принимаются подзаконные

акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй

источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная

практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью

правовой системы.

Система социалистического права.

При рассмотрении этого вопроса следует обратиться к понятию

социалистического гос-ва. Теоретические основы соц. гос-ва и права были

заложены в трудах основоположников научного коммунизма К Маркса и Ф.

Энгельса и развиты в произведениях В. Ленина. Это учение практически не

было полностью реализовано ни в одном из гос-в и правовых систем.

Существовавшие же государства с провозглашенным в них соц. строем в

современной юр. науке считаются псевдосоц. Гос-во вообще, согласно

марксистско-ленинской теории является состоянием переходным и со временем

должно отмереть.

Говоря о соц. правовой семье, имеются в виду страны бывшго социалист.

содружества: СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния.

Основанием для выделения соц. правовой семьи были в свое время социально-

экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное

выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный

строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать

гос. вл. этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права

заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса,

право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в гос.

волю, роводятся в жизнь.

В настоящее время в современной науке существует мнение о том, что

указанные страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и

теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество.

36. Субъекты правовых отношений: их признаки и виды.

Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании

юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями

субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность

(возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой

сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов —

правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность

(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая

возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности,

осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются

сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями

совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —

предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность

за совершенное правонарушение.

Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные

правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные,

финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности

гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом

коллективе, его успех в жизни.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых,

гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют

избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность,

некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д.

Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют

специальный статус, который определяется более конкретными законами:

например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента,

пенсионера и т. д.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций.

Как субъектов права их можно подразделить на три группы:

1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие

властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами

административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных

правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется

компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных

соответствующими нормативными актами;

2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не

связанной с властными полномочиями. Такие учреждения состоят на бюджете

государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих

функций;

3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на

праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве

оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет

субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст.

115 ГК РФ).

Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации

(хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские

кооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.).

Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в

сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации,

общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве

субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых,

трудовых, процессуальных и иных отношениях.

Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-

правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых

имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в

отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т. д.)

взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности,

транспорта, связи и др.

Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив)

являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Однако

чаще всего социальные общности действуют через государственные и

общественные организации.

35. Понятие правовых отношений, их предпосылки, структура и виды.

Некоторые из отношений в обществе охватываются правовым регулированием и

приобретают юридическую форму. Правоотношение – это общественное

отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими

правами и обязанностями охраняемыми государством. Правоотношение есть та

мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами

объективного права. Признаки 1 – правоотношение это форма общественного

отношения, складывающееся на основе правовых норм. В нормах права

содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности – типовые

образцы тех общественных отношений, которых люди должны придерживаться. Они

реализуются тогда, когда люди выполняют требования правовых норм. 2-

участники правоотношения наделяются взаимными правами и обязанностями. 3-

правоотношения всегда имеют сознательно-волевой характер, в отличие от

экономических отношений, которые скоалываются объективно, в зависимости от

воли индивида. С одной стороны возникают они на основе правовых норм

(продукт правотворческих органов), с другой стороны, участники

правоотношений реализуют предусмотренные нормами правА и обязанности

посредством собственных волевых действий. 4 – правоотношения гарантируются

государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Государство создает все необходимые условия для реализации правовых норм.

Если нарушается мера свободы правомочных и обязанных лиц, гос-во принимает

принудительные меры к их обеспечению. Правоотношения классифицируются по

разным основаниям. Чаще всего по отраслям права. По этому основанию

выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-

правовые, семейно-правовые, уголовно-правовые и другие отраслевые

правоотношения. Структура имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект,

право и обязанность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и

организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями

субъективных юридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все

индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что

объясняется рядом объективных факторов – экономическим, психологическим,

физиологическим. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые

находятся в сфере объективного права. Их большинство в правовом

государстве. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их

правоспособностью и дееспособностью. Объекты правоотношений – это то на

что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников.

Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях

удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства,

личности. Вступая в правоотношения субъекты удовлетворяют материальные,

духовные или иные потребности. Объектом правоотношений выступает поведение

людей, которое м.б. различным по содержанию. В Имущественных

правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено

на удовлетворение определенных жизненных благ. Субъективное право – это

предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по

своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены

объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация

зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в

возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в

возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных

лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.

Юридическая обязанность Субъективному праву логически соответствует

установленная объективным правом обязанность. Она состоит в необходимости

сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями.

Юридичекая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая

государством необходимость должного поведения участника правового отношения

в интересах управомоченного субъекта.

34. Виды нормативно-правовых актов. Акты органов власти и управления.

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права

является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль

юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В

самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России

можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2)

федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5)

нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные

акты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти

виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего

законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов

Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на

референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2)

Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и

государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав

человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной

власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате

соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной

Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для

одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более

половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение

четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента

РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы)

заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые

принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются

особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов

Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от

этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался

простым большинством голосовНормативно-правовые акты Президента Российской

федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим

издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после

законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской

федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные

направления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые акты

Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет

исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает

постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер

или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по

текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью

актов

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что

министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие

нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами

Президента, постановлениями Правительства.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации,

решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.