Шпоры к ГОСам (теория государства и права)
укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. сил.
Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы
гос. органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное
развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др.
гос-ваим.
5. Внутренние функции государства. Изменения их содержания на этапах
развития общества.
Термин «функция Г» применяется для обозначения основных , наиболее важных
направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных
задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие
собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой
единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно
связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о. фф Г – это основные
направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц.
назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на
постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах
развития Г, а временные – прекращают своё действие с решением определенной
задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация
стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.
Внутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению
внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по
сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических,
социальных , охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время
важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии с
указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на
эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую
(природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и
координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в
наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его
расходованием; определение общих программ эк. развития страны;
стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание
благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная –
призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для
жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия
в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам
общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение,
отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф
финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов
производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос.
бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль
за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами
явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы
гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни
контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает
таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка
– деятельность Г , напрвленная на обеспечение точного и полного
осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных
отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на
сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
12. Причины и закономерности происхождения государства. Восточный и
европейский пути.
Проблема возникновения государства остаётся в науке дискуссионной, т.к. в
основе этой проблемы лежат различные идейные, философские воззрения. Есть
мнение что государство существовало вечно. И для них такого вопроса даже
стоять не может. Современная материалистическая наука связывает процесс
возникновения государства и права главным образом с развитием производства,
и появлением излишек производства. В дальнейшем возникают отношения обмена
благами. Сначала возникает натуральный обмен, а затем и товарно-денежный.
Для повышения производительности племена стали совершенствовать орудия
труда. Таким образом отделилось ремесло, от производства. Потребовалось
дополнительное количество рабочей силы, появились рабы. Переход к
производящей экономике подтолкнул три великих разделения общественного
труда – отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и
обособление торговли(купцов) – неолитическая революция. Рабство раскололо
общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Мужчина стал основным
кормильцем и с тех пор начался патриархат, заменивший матриархат. В
дальнейшем люди имеющие большее количество рабов становились ещё богаче,
остальные оставались бедными. К тому же торговля товарами становится
занятием отдельной группы людей – купцов. Развитие торговли создало и
металлические деньги. Прибавочный продукт как следствие роста
производительности труда обусловил появление экономической возможности для
товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникает частная
собственность, социальное расслоение первобытного общества, образования
классов, зарождения государства и права.
Формирование государства – длительный процесс, шедший у разных народов
разными путями. Современная теория права и государства выделяет два
основных пути.
Восточный путь – возникновения государства, “азиатский способ производства”
(вначале др.Восток, Африка, Океания). Здесь социально-экономические
отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная
собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей
функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную
группу (сословие, касту), интересы которой всё более обособлялись от
интересов остальных членов общества. Знать со временем плавно
трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность
тоже постепенно превратилась в государственную. Частная собственности
значения не имела.
Европейский путь – в Европе этот процесс пошёл по другому. Главным
фактором образования государства было классовое расслоение общества,
обусловленное формированием частной собственности на землю, скот и рабов.
В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала
длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества
– патрициев и плебеев. В результате побед последних в нём утвердились
демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность
каждого быть одновременно землевладельцем и воином. Однако к концу II века
до н.э. Римской империей обострились внутренние противоречия, повлекшие
создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной
Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом
регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное
государство (Россия и Германия ).
Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает
предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать
выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь
во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность
на землю. Такой период в государстве называют профеодальным.
Т.о. на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,
появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и др.
факторов происходит расслоение первобытного общества, вследствие чего
родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же
неизбежностью приходит новая организационная форма общества –
государственность.
11. Теории о происхождении государства и современный взгляд на проблему.
теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г.
как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. В средние
века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха –
королевский абсолютизм.
Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению
духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу
власти и собственности.
Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании.
патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся
семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она
зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах
Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх».
Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.
+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует
дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).
- Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным
сторонам организации об-ва в частности семьи.
естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-
18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии –
Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ
Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т
договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном»
состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей
на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей
свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания
всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как
состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю
форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для
обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у
недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й
Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем
, ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории
считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория
устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как
институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.)
+: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о
возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности
повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа –
вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и
народ имеют взаимнве обязательства.
-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная
действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием
при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора между
Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта
насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе
побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать
на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает
деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для
управления побежденными, превращается в Г.
+ : Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является
одним из основных факотров, на которых основывается Г – сбор налогов,
правоохранительная деятельность.
-: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим
на возникновение Г.
Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее
доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом
научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с.
и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения
общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и
являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда +
разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а
значит производят больше, прибавочный продукт.
+ - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с
противоположными интересами – классов и др.
-: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и
национальные, военные, психологические и т.д.
10. Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов
государств.
Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих
гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного
познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или
иных явлений.
В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают
существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход,
западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений
между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти:
демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово-
контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в
которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко
второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и
гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.
формационный подход.
Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории
как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических
формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует
определенный тип гос-ва.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества,
основывающийся на определенном способе производства и выступающий как
важнейшая ступень в развитии человека.
Признаки общественно-экономической формации.
1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства.
Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный,
капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на
общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей
сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного
подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в:
рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.
восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,
застойность)
Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3.
характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р
Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в
рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-
м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр.
явлениях.
Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы
деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция
цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц.
групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей
Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся
позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это
технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той
стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и
оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.
Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние
общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных,
географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой
истории более 20 цивилизаций.
Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но
сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения
цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для
определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос-
вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций:
восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы
объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая
цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности
до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав
падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться,
но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более
развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.
9.Понятие и формы политического режима. Политический режим в РФ.
Гос. режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего
в обществе. Политический режим - понятие более широкое, т.к.. оно включает
в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы
деятельности негос-венных политических организаций (партии, движений,
клубов). Гос.режимы могут быть демократическим и анти демократическими.
Поэтому основным критерием классификации гос-в по этому признаку явл.
демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Идеальных
демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности не
существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|