рефераты бесплатно

МЕНЮ


ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безнаказанности, отсутствие ответственности развязывает руки чиновникам,

вызывает резко негативное отношение к власти.

Все эти обстоятельства ослабляют реальную гарантированность прав

человека, не способствует восстановлению нарушенных прав и свобод,

пресечению нарушения законности.

Ещё сложнее создавать те механизмы и процедуры защиты прав человека,

которые не имеют корней в отечественной правой практике. Речь идёт прежде

всего о процедурах, на которые должен опираться Президент, являющийся

согласно ст. 80 Конституции гарантом прав и свобод граждан. Конституция не

содержит указания на те формы, в которых должна осуществляться эта

деятельность. При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека1,

которая должна стать эффективным механизмом, способствующим участию

Президента в защите прав и свобод человека. К сожалению её работа

освещается слабо в средствах массовой информации. Между тем, придание

гласности работе Комиссии было бы крайне необходимо, поскольку нарушение

прав и свобод человека приобретает широкий характер.

Требует совершенствование и парламентская законодательная деятельность в

области защиты прав человека. К сожалению, Конституция, раскрывая предметы

ведения Совета Федерации (ст.102) и Государственной Думы (ст. 103) не

включили в них охрану и защиту прав человека. Эти вопросы содержаться лишь

в ст.71 (п.«в») и ст.72 (п.«б»), предусматривающих предметы ведения

Российской Федерации и совместного ведения Федерации и её субъектов. Если

бы вопросы защиты прав граждан содержались непосредственно в перечне

полномочий Совета Федерации и Государственной Думы, было бы легче

определить процедуры, в которых осуществляется такого рода деятельность.

Таким образом, следует задачей первостепенной важности приведение в

действие всех юридических механизмов защиты прав человека, предусмотренных

Конституцией РФ.

3. Предпосылкой законности выступают правовые предписания, содержащиеся

в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем

полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.

“Первым условием законности,– пишет П.И. Стучка,– является сам закон”1

В числе отрицательных моментов, относящихся к нормативной основе

законности, назовем такие, как принятие законов, которые заведомо

невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета

достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные

интересы.

Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и

подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и др.).

Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им

противоречить, обходить или расходиться с их предписаниями.

На страницах печати нередко пишут о необходимости повышения качества

ведомственных нормативно-правовых актов. Действительно, этот вопрос

актуален.

Порядок в законотворчестве, – отмечается в послании Президента

Российской Федерации Федеральному собранию, – должен быть подкреплен

жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества...

Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, указов

президента и постановлений правительства, либо извращают их суть.

Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся

дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного

произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой

инструкции только в кабинете чиновника. Такие инструкции недоступны для

ознакомления и противоречат Конституции и другим законам Российской

Федерации. Все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за

это должны сами ведомства. 2.

Таким образом, закон должен быть качественно совершенным и эффективно

действующим, поскольку закон по своей природе предписывает определённое

поведение, содержит известные требования соблюдение которых ведёт к

обеспечению законности.

4. Законность в обществе может существовать, лишь опираясь на массовое

общественное сознание, на нравственную поддержку населения страны.

Народ России оказался в беспрецедентной ситуации. В течении ХХ столетия

дважды пытались круто изменить его общественное сознание, навязывая ему

новые принципы и устои жизни. Насильственная ломка сознания после захвата

власти большевиками была крайне болезненна и привела к неизбежным

деформациям. Попытки новой переориентации общественного сознания,

осуществляющиеся в условиях реформирования, отступление от идей равенства и

справедливости, оказались крайне разрушительными и вызвали резкое

противодействие со стороны значительной части общества. Игнорирование

особенностей общественного сознания неизбежно привело к социальным

катаклизмам, неприятию всего, что происходит от власти (даже если ряд

проводимых мер являются оправданными и неизбежными).

Такое насилие над сознанием неизбежно сопровождается нарушениями

законности, поскольку закон зачастую используется лишь в целях защиты

властных структур и политической элиты.

Стабильность, устойчивость развития, законность несовместимы с

навязыванием обществу идей и принципов, которые противоречат его

общественному сознанию и нравственным установкам.

§ 2 Трудности реализации законодательства.

Реализация законов и иных нормативных правовых актов остаётся одной из

наиболее острых и болезненных проблем российского общества.

Проанализированные выше причины нарушений законности в полной мере

относятся к её обоим элементам: наличие правовых законов и их

неукоснительной реализации. Однако нарушение законов, отступление от них не

сводится только к тем причинам, которые уже отмечались. Есть и иные

факторы, определяющие отступление от законов даже при отсутствии

противоречивости законодательства или пробелов в нём. Есть сферы

общественных отношений достаточно чётко регламентированные, однако

предписания законов остаются там нереализованными или реализованными не в

полной мере. Причина этого - тяжёлое экономическое положение страны,

отсутствие финансового обеспечения принимаемых законов.

В этой связи, следует отметить, что ряд положений Конституцией не могут

быть реализованы в результате отсутствия экономической обеспеченности. Так,

взять, например статью 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы

являются высшей ценностью». В статье 7-й Российская Федерация

провозглашена «социальным государством», что означает обязательное

создание условий, обеспечивающих всем гражданам достойное существование. А

на деле? Предоставлено ли такое право, гарантируется ли защита от нищеты,

самоуправство работодателей, волюнтаризма местных властей, от криминала?

Обеспечены ли социальные гарантии малоимущим, пожилым, детям, инвалидам?

Почти половина населения страны после августа 1998г. имеет доходы ниже

прожиточного минимума.

Отсутствие финансирования ставит под вопрос существования науки и

культуры, ведёт к нарушению интеллектуальных и культурных прав граждан.

Отсутствие материальной базы делает практически недоступным для граждан

судебную защиту, а также несудебные формы защиты прав человека. Все

правоохранительные органы страны задыхаются в тисках финансового и

экономического кризиса и неспособны эффективно выполнять свои функции по

защите прав человека. Сложившееся положение способствует росту

преступности, коррупции, бесконтрольному вывозу капитала за рубеж, развалу

отечественного производства.

Экономическая слабость серьезная проблема России. На первый взгляд

экономика страны сейчас выглядит не плохо. Увеличился экономический рост,

удалось создать новые рабочие места, численность безработных сократилась на

700 тысяч человек, реальные доходы граждан выросли почти на 6 проценов1. Но

нужно отметить, сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично

только на фоне вчерашних, между тем они весьма скромны с другими странами,

которые развиваются гораздо быстрее и устойчивее чем Россия. Основными

препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол

чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства.

Государство, подверженное коррупции, с нечёткими границами компетенции, не

избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности.

Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого

экономического кризиса. Отсюда вытекают следующие выводы: устойчивая

экономика – это главная гарантия демократического и основа основ сильного

государства, а для того чтобы государство было сильным ему нужна

экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально

справедлива, которая обеспечивает стабильное экономическое развитие.

Между тем, право является самым эффективным средством воздействия со

стороны государства на общественные отношения. Следовательно,

результативность общественных преобразований напрямую зависит от

“качества” законодательства. Поэтому «качество законов» должно быть на

подобающем уровне. Если закон или иной нормативный акт не может быть

подкреплен реальным финансовым обеспечением, то неизбежно нарушение

законности, окончательная утрата уважения к закону и органам

государственной власти. Принятие заведомо невыполнимых законов – дело в

вышей степени вредное. Закон должен быть основан на точных расчётах,

опираясь на прогнозы развития ситуации в той или иной сфере, содержать

только материально обеспеченные нормы и предписания. Поэтому даже благое

социальное нетерпение законодателя не является оправданием принятия

заведомо не выполнимых законов. Без всесторонней экономической экспертизы и

чётко отлаженного экономического обоснования закон обречён на

неисполнение. Между тем,

первое и главное требование к законодательству заключается в том, что оно

должно быть не красивым, а адекватным жизни.

Рассматривая причины неэффективности и невыполнимости законов, нельзя не

заметить, что отсутствие (полное или частичное) материальной их

обеспеченности дополняется ещё правовым нигилизмом, низкой правовой

культурой, слабой правовой информированностью граждан и должностных лиц.

Правовой нигилизм понимается исключительно как негативное явление, как

неуважительное отношение к праву, закону, законности и правопорядку.

В сфере реализации права нигилизм наиболее ярко проявляется в умышленном

нарушении законов. Повышению уровню преступности в стране способствуют

снижение уровня жизни, безработица, падение морали. Следует подчеркнуть

массовидный характер правового нигилизма. Многочисленные компании не видят

ничего противоправного в том, что они не выплачивают месяцами и годами

зарплату своим работникам. Нарушения трудовых прав граждан различными

негосударственными организациями и прежде всего обществом с ограниченной

ответственностью стали чуть ли не правилом. Особенно опасен правовой

нигилизм со стороны властей. Когда бюрократия нигилистически относится к

закону, то закон вообще ставиться под сомнение как способ регулирования

общественных отношений.

Любое общество заинтересовано в ликвидации правового нигилизма,

повышению уровня правовой культуры, для чего используются разные формы

правового обучения и воспитания.

Вопросы правового просвещения в России находятся на чрезвычайно низком

уровне. Несмотря на большое количество новых законов и иных нормативных

актов, не проводятся меры направленные на ознакомление населения с этими

жизненно важными для каждого документами. Знание российского

законодательства призвано способствовать формированию активной позиции

человека в отстаивании своих прав, которое крайне необходимо сегодня в

условиях чиновничьего произвола и грубых нарушениях законности и прав

человека. К сожалению, нарушение законности и прав человека, прежде всего,

связано с деятельностью должностных лиц. Их низкая правовая культура,

усугубляемая отсутствием подлинно нравственной ориентации, ярче всего

проявляются в неуважении к праву, правам человека. Права человека –

категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто, согласно Конституции,

призван обеспечивать их незыблемость. Между тем, нарушение законности

должностными лицами вызывает цепную реакцию пренебрежение к закону граждан.

Граждане не умеют отстаивать свои права, использовать правовые формы

зашиты. Вероятнее всего – это результат неверия в реальность любых попыток

защитить себя о беззакония. Так, например, Законом от 27 апреля 1993 г. «

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан»1, военнослужащим предоставлено право обжаловать в военные суды

неправомерные действия должностных лиц. Однако из-за боязни расправы,

произвола начальников, правовой не информированности рядовые пользуются

своим правом очень редко.

В последние годы принят ряд нормативных актов, цель которых –

налаживание просветительской работы по вопросам права: Закон от 15 января

1996г. «Об образовании»2; Указ Президента от 9 апреля 1997 г. « О годе прав

человека в Российской Федерации3» и др.

Активную работу по формированию знаний о праве ведут кафедра ЮНЕСКО по

правам человека демократии МГИМО, Московская школа прав человека и др.

Однако сделано в этом направлении мало. А для реализации уже принятых

программ и правовых актов необходимы материальные средства, которые в

условиях кризиса практически не выделяются.

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

§ 1 Исключение коллизий – важнейшая задача современности.

Заключительное десятилетие XX века было не простым для нашей страны.

Россия столкнулась с рядом сложных проблем, в числе которых дезинтеграция

правового поля, нарушение системных связей внутри российского правового

пространства. Ошибки и просчеты при проведении политики в области

федерализма, региональный сепаратизм серьезно обострили эту проблему,

поставили под угрозу реализацию принципа верховенства закона и, в первую

очередь, Конституции Российской Федерации, а также принципа государственной

целостности Российской Федерации. Несоответствие законов субъектов

Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным

законам, в том числе вторжение субъектов Российской Федерации в сферу

исключительного ведения Российской Федерации, ограничение конституционных

прав и свобод граждан, стало весьма распространенным явлением.

В ряде случаев, это вызвано экономическими и иными проблемами регионов,

несовершенством федерального законодательства. Однако подобные аргументы

органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут

служить оправданием разрушению единого правового пространства страны и

тенденциям децентрализации. Как справедливо отметил Министр юстиции

Российской Федерации Ю.Я.Чайка «недостатки регионального законодательства и

обусловленные ими коллизии конституционных и региональных норм – вещь

далеко не безобидная. Они несут в себе разрушительное начало. Их

постепенное накопление может привести к возникновению критической массы,

способной взорвать единое конституционное поле страны, нарушить

установленную систему управления и создать реальную угрозу конституционной

безопасности».1

Безусловно, юридические коллизии, мешают нормальной отлаженной правовой

системе, нередко ущемляются права граждан, сказываются на эффективности

правового регулирования, состояния законности и правопорядка, правосознании

и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной

практике, затрудняют пользование законодательством правовых граждан,

культивируют правовой нигилизм. Когда на один и тот же случай приходится

два, три и более противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы

получает легальную возможность (предлог, зацепку) не исполнять ни одного.

Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение

является важнейшей задачей юридической науки и практики.

В Российской Федерации сегодня действуют (вернее должны действовать)

около 2 000 федеральных законов, более 13 000 президентских указов и

распоряжений, около 30 000постановлений и распоряжений правительства. Плюс

к этому 14 000 региональных нормативных актов и свыше 10 000 постановлений

палат Федерального Собрания. Многие из нормативных актов попросту не

работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом2.

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия

между отдельными нормативно – правовыми актами, регулирующими одни и те же

смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в

процессе правоприменение и осуществления компетентными органами и

должностными лицами своих полномочий.

Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный

характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм

и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их

скачкообразное развитие. Немаловажную роль играет отставание («старение»,

«консерватизм») права, которое обычно не поспевает за течением реальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.