рефераты бесплатно

МЕНЮ


ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важное место в ряду общественных гарантий законности принадлежит средствам

массовой информации. Все они призваны внести свой конкретный вклад в

обеспечении строжайшего соблюдения законов, улучшении правового воспитания

граждан. Это и профилактические работы по предупреждению правонарушений, и

содействие в раскрытии преступлений и иных правонарушений, и правовое

воспитание населения, пропаганда правовых знаний и др.

Таким образом, все экономические, политические, духовные явления,

выражающие, природу общества с объективной необходимостью требуют

установления законности, порождают естественную потребность в ней,

предопределяют с большей или меньшей степенью опосредованности её

упрочнения. Общие гарантии являются необходимыми, но не единственными

условиями обеспечения законности в стране. Они составляют материальную

базу, основу её реальности. Однако сами по себе они не всемогущи, не

действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов

опосредуется специальными средствами, к каковым относят юридические

гарантии.

Юридические гарантии – это закреплённые в действующем законодательстве

способы и средства непосредственно направленные на обеспечение законности.

От того насколько развиты, совершенны эти гарантии, насколько активно и

умело пользуются ими государственные органы, общественные объединения,

органы местного самоуправления, должностные лица и граждане, в значительной

степени зависит состояние законности в стране.

Существует следующая классификация юридических гарантий, в основу

которой положено выделение в их системе четырёх блоков:

1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности

законодательства как нормативной основы законности, улучшение

правотворческой деятельности государства. Имеется в виду постоянное

обновление законодательства, своевременное принятие новых законов и

подзаконных нормативных актов, отмена устаревших, внесение в действующие

нормативные акты необходимых назревших изменений, дополнений и уточнений.

Сейчас законодательная база далеко не в полной мере отвечает требованиям

времени, поэтому данный блок юридических гарантий требует к себе

постоянного, пристального внимания.

2. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью.

Такой контроль занимает исключительно важное место в системе специально –

юридических гарантий, ибо он проистекает из того, что все государственные

органы, начиная с Президента РФ, Федерального Собрания РФ, правительства

РФ, высших судебных органов РФ, призваны обеспечить законность в стране.

Внутриведомственный контроль заключается в контроле высшего органа за

соблюдением законности в деятельности подчинённых ему нижестоящих органов,

то есть этот контроль, осуществляется по вертикали. Вся структура механизма

государства пронизана внутриведомственным контролем за законностью, им

охватываются все государственные органы снизу до верху.

Межведомственный контроль осуществляется межведомственными органами,

которые наделены правом проверять законность в деятельности не только

подчинённых и подотчетных им органов, но также и других органов, не

находящихся в их посредственном подчинении.

3. Осуществление и совершенствование деятельности специальных

государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности,

среди которых выделяются следующие:

а) судебные органы. Судебная система выражается в защите и охране

судами нормально функционирующих общественных отношений. Она включает

механизм решения судами общей юрисдикции споров о праве и иных конфликтов

путём отправления гражданского, уголовного и административного

судопроизводства в особом процессуальном порядке. Такие принципы

правосудия, как независимость, открытое судебное разбирательство,

состязательность, равноправие сторон и другие, призваны обеспечить

верховенство закона, незыблемость, гарантированность прав и свобод человека

и гражданина, интересов государства1. Особое место в судебной системе

занимает Конституционный Суд РФ, призванный защищать конституционный строй

государства. Он рассматривает дела о конституционности нормативно –

правовых актов, их соответствие действующей конституции, даёт

общеобязательное толкование2.

б) органы прокурорского надзора. Прокуратура РФ осуществляет надзоры за

исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры

направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к

ответственности, осуществляет уголовное преследование. В целях обеспечения

верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод

человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и

государства Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов

федеральными министерствами и ведомствами, представительными и

исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, и

должностными лицами, а также за соответствием издаваемых им правовых актов,

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными

органами и должностными лицами3.

в) органы внутренних дел. В деятельности органов внутренних дел (ОВД)

законность выражается, во-первых, в том, что их структура и компетенция

определены в законах и подзаконных нормативных актах, во-вторых, в точном

осуществлении ОВД требований и принципов права, в – третьих, в строгой

подзаконной всей правоприменительной деятельности, в четвёртых, в строгой

субординации актов, издаваемых ОВД. Законность есть показатель уровня и

результата работы правоохранительных органов.

г) органы ФСБ. Федеральные органы государственной безопасности,

предназначены для предупреждения нанесения ущербов безопасности Российской

Федерации. Деятельность органов ФСБ направлена на выявление, расследование

которое отнесено законом к их ведению; выявление, пресечение актов

терроризма; организацию и осуществление борьбы с организованной

преступностью, коррупции, контрабандой и незаконным оборотом оружия и

наркотиков.1.

д.) органы налоговой полиции2. Данные органы являются составной частью

сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в

частности они, призваны, предупреждать и пресекать налоговые преступления и

правонарушения. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению

от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности,

в конечном итоге падение конкурентно способности российского бизнеса.3 И

только работа компетентных налоговых органов устранит указанные недостатки

налоговой системы РФ и обеспечат тем самым реальные гарантии законности.

ж.) органы юстиции. Данные органы обеспечивают реализацию

государственную политику в сфере юстиции. Они координируют нормотворческую

деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводят

юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет

их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, обеспечивают

необходимые условия функционирования судов, регистрируют нормативные акты,

уставы общественных и религиозных объединений, выполняют и другие функции.1

4.Иные специально – юридические гарантии:

а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное

рассмотрение, а также судебный порядок защиты прав.

Конституция РФ создаёт возможность выбора форм и процедур защиты

нарушенных прав граждан – судебных или административных.

Гражданин может обжаловать решения, акты государственных органов,

органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц

в вышестоящие по порядку подчиненённости органы, если он считает, что

изданный акт нарушает его права.

Судебный порядок защиты прав осуществляется на основании Федерального

закона от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права граждан» с изменениями от 14 декабря 1995г.2.

б) адвокатура, занимает промежуточное положение между общественными и

специально – юридическими гарантиями законности. Она представляет собой

общественную самоуправляющуюся организацию, добровольное объединение лиц,

осуществляющих в соответствии с законом оказание юридической помощи

гражданам и организациям по защите их прав и законных интересов,

способствующих укреплению законности.

Таким образом, все правовые гарантии законности необходимо изучать в

системе, совокупности, которая определяется тем, что задача обеспечения

законности является общей для всех отраслей государственной деятельности.

Специально – юридические гарантии сильны именно в своей совокупности,

тесном сочетании. Ослабление любой из составных частей структурных

элементов этой системы непосредственно сказывается на состоянии законности,

приводит к её нарушениям и затрудняет возможность их обнаружения и

исправления.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

§ 1 Причины нарушения законности.

Каковы же причины, обусловившие нарушение законности, прав человека,

потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений?

Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.

1. Во – первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не

возможны без сильного государства. Такого, где главенствует Закон, а не

воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что

«вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих

граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть

существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют

для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти.

В Конституции закреплены принципы прочной демократической

государственности: её правовой характер и социальная ориентация, разделение

властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью, суверенитет

народа. Однако государство в посттоталитарной России формировалось иным

путём. Оно ориентировалось на интересы политической элиты, тесно

сомкнувшихся с крупными собственниками (олигархами). Государство оказалось

отчуждённым от общенародных интересов и не стало ни демократическим, ни

правовым, ни социальным. Крайне негативное влияние на характер

государственности оказало не прекращающие противостояние законодательной и

исполнительной властей, которое сопровождалось нарушениями законности

(например, приоритет указов президента, подмена этими указами законов,

сужение роли представительной власти). В стране не удалось сформировать

подлинно свободную и независимую судебную власть. Будучи лишенной,

материальной базы в результате отсутствия финансирования, суд не мог

выступать подлинным защитником законности.

Произошло ослабление российской государственности. Нельзя не отметить,

что под эти процессы подводилась «теоретическая» база, обосновавшая сужение

сферы деятельности государства, его «минимализацию». Такая позиция

абсолютно не приемлема в обществе, вступившем на путь кардинальной

перестройки общественных отношений, перехода к демократии, свободному

рынку, признания многообразия форм собственности. Жестко централизованное

управление обществом было устранено без создания правовой основы

государственного воздействия на новые формирующиеся экономические и

социальные процессы. В результате воцарился хаос, жесткая борьба за

перераспределение собственности. Неприятное и негативное отношение к

тоталитарному государству было распространено на государство вообще, что

привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов.

Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности

невозможно совершить коренную перестройку общества – политическую,

экономическую, социальную, нравственную. Свободный рынок, частная

собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с

распущенностью и эгоистическим своеволием, разрушающими законность и

устойчивое развитие общества. Ослабление государственности как важнейшего

института, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений

и являющегося незаменимым инструментом их организации, придания

устойчивости процессам преобразованиями реформирования, явилось одной из

главных причин нарушения законности в стране.

Формирование правового государства и установление режима законности –

задача необычайно трудная и её решение возможно лишь в результате многих

десятилетий целенаправленных усилий всего общества, связанных как с

преодолением наследия прошлого, так и тех серьёзных ошибок и просчётов,

которые были допущены в последние годы. Создание сильного государства,

основанного на праве – необходимое условие установление режима законности в

стране.

Между тем нельзя отождествлять «сильное» государство с тоталитарным

государством. Последнее обретает могущество, прежде всего развитием силовых

структур, зачастую не связанным с правом. Демократическое государство

становится «сильным», при существовании необходимого единства: сильная

власть – сильные законы – сильная судебная система – гражданское общество.1

2. Во-вторых, законность невозможна без четко отлаженных механизмов и

процедур защиты, прав человека, поскольку с восприятием и закреплением в

Конституции РФ идеи правового государства в понятие законность включаются

требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека.

Ослабление российской государственности неизбежно повлекло за собой и

разрегулированность, неопределённость, противоречивость, а то и полное

отсутствие юридических правил, обеспечивающих защиту прав граждан. Такая

ситуация обуславливает незащищённость прав человека и гражданина,

сформулированных в Конституции, поскольку предусмотренные в ней юридические

гарантии нуждаются в конкретизации, четком определении обязанностей

государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и

органов местного самоуправления.

В Конституции РФ закреплен широкий спектр традиционных институтов,

гарантирующих права и свободы человека (судебные и административные формы

защиты) и новых, которые не обрели ещё прочных традиций в российской

правовой системе и практике: деятельность Президента, Правительства,

Уполномоченного по правам человека.

Итак, судебная защита, которая гарантированна каждому ст. 46 Конституции

РФ, пока ещё крайне неэффективна. Это связано со слабым финансированием

судов, огромным потоком жалоб и исков, которые очень трудно разбирать из-за

нехватки судебных кадров. Положение усугубляется и отсутствием правовой

культуры и информированности населения, прочно утвердившимся в

общественном сознании недоверием к государству и его органам, слабой

надеждой на оперативное и справедливое рассмотрение дел. Даже не смотря на

то, что 27 апреля 1993г. принят закон «Об обжаловании в суд действий и

решений, нарушающих права и свободы граждан»1, приняты Уголовный,

Гражданский кодексы, Арбитражно – процессуальный кодекс судебная защита,

признанная во всем мире как наиболее действенный механизм защиты прав

человека, в нашей стране набирает силу крайне медленно.

Крайне неблагополучно положение и с несудебными формами защиты прав

человека, и, прежде всего с административными способами. Статья 33

Конституции отмечает: «Граждане Российской Федерации имеют право

обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные

обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это

право дополняет судебную систему защиты, создаёт возможность выбора форм

процедур защиты – судебных или административных. Его реализация в

соответствии с процедурами, отвечающими современными требованиями защиты

прав человека от любых незаконных действий способствовала разгрузке судов.

Однако, в России до сих пор нет федерального закона о рассмотрении

обращений граждан в органах исполнительной власти и органах местного

самоуправления, отсутствует механизм ответственности за нарушение права

гражданина на такое обращение. Эти вопросы всё ещё регулируются Указом

Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4 марта 1980 г.1, который

явно устарел и не способен защитить гражданина от произвола чиновника.

Между тем, в Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин отметил,

что почти из 500 тысяч обращений во время телевизионного интервью почти три

четверти – это жалобы граждан на разные формы административного произвола2.

Необходимо принятие федерального закона об обращениях граждан, который

должен определить основные положения, касающиеся порядка рассмотрения и

разрешения предложений, заявлений и жалоб, предельные сроки и

процессуальные особенности такого рассмотрения, виды принимаемых решений и

их юридическую силу.

Огромный вред укреплению законности в стране и охране прав граждан

приносит отсутствие реальной ответственности государственных органов и

должностных лиц за правонарушения, ущемляющие права и свободы граждан.

Органы прокуратуры далеко не всегда привлекают к ответственности лиц,

виновных в подобных действиях. Поэтому усилие надзора за соблюдением прав и

свобод человека способствовало бы упрочнению стабильности общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.