рефераты бесплатно

МЕНЮ


ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. Столыпина

Факультет юриспруденции

Программа высшего профессионального образования

по специальности 021100 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Специализация « правовое регулирование деятельности

органов власти»

Кафедра

теории права

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

«ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Автор работы:

Студентка

очной формы обучения

Вяльшина А.Т.

_____________________________

Научный руководитель работы:

кандидат юридических наук,

профессор кафедры теории права

Цыбулевская О.И.

_____________________________

Заведующая

кафедрой:

теории права

кандидат юридических наук,

профессор кафедры теории права

Цыбулевская О.И.

_____________________________

Саратов

2002

Содержание.

Введение. …………………………………………………………………….3

Глава 1. Грани законности.

§ 1.Законность: содержание, признаки……………………………………...7

§ 2.Принципы законности…………………………………………………...13

§ 3.Гарантии законности и их виды………………………………………...20

Глава 2. Проблемы реализации законности в Российской Федерации.

§ 1.Причины нарушения законности в РФ…………………………………29

§ 2.Трудности реализации российского законодательства………………..37

Глава 3.Проблема формирования единого правового пространства Российской

Федерации.

1. Исключение коллизий – важнейшая задача современности………….42

2. Юридическая экспертиза, как средство обеспечения законности. …..52

3. Укрепление законности в сфере государственного управления……...60

Заключение…………………………………………………………………..68Библиографический

список………………………………………………..70

Приложение…………………………………………………………………..75

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема

формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях

системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения

останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и

правопорядка. Их укрепление – один из путей преодоления правового

беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной

действительности.

Законность – атрибут существования и развития демократически

организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и

реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского

общества (в том числе его важнейшего элемента – рынка), осуществления

демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности

государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов

государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан.

Проблемы обеспечения и укрепления законности всегда были в центре

внимания государства и общества. Данная проблематика глубоко исследовалась

советскими и исследуется сейчас российскими учёными- юристами (С.С.

Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин и другие).

Многие выводы, сформулированные советскими учёными – юристами, такими

как Н.Г, Александров, В.В. Борисов, М.С. Строгович, не утратили значения и

в настоящее время (о понятии и сущности законности, о структуре

законности, о её требованиях, о месте законности в системе правовых

категорий и др.). В советский период государство вмешивалось почти во все

сферы человеческой жизни гражданина, личности, причём оно обеспечивало себе

эту возможность изданием и применением соответствующих законов. Поэтому

объективной задачей было теоретическое изучение того, как законы и их

исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни,

общественной деятельности каждой личности; защищали органы государства,

должностных лиц от угроз поставить их под контроль общества, граждан; и,

наконец, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а

также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу. По существу

всё это охватывалось понятием «социалистическая законность».[1]

В период становления демократического правового государства,

требуется иной подход к проблемам законности: законность не делится на

буржуазную или социалистическую - законность либо есть, либо её нет; в

Российском государстве утверждаются идеалы, принципы, концепции правового

государства - соблюдение общепризнанных демократических прав и свобод

граждан и реальность их судебной защиты; господства права в обществе

разделение властей и тд.

В настоящее время, проблемы законности приобретают особую актуальность,

поскольку для реально складывающейся ситуации в стране характерны такие

негативные явления как девальвация роли закона, бездействие общеправовых

принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между

различными нормативными актами, наличие множества нормативно установленных

федеральными, региональными и местными властями особых прав – привилегий,

специальных правовых режимов разного рода правовых исключений и льгот в

пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных

слоёв, территорий и тд.

Российская Конституция2 указывает на законность в ряде статей.

Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое

федеративное правовое государство (ст.1). Согласно ст. 4 Конституция

РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные

лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы

(ст.15). Обеспечение законности и правопорядка согласно ч.1 ст.72

Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её

субъектов.

Концепция права и правовой законности, содержащаяся в Конституции,

является её несомненным достоинством. Вместе с тем многие положения

Конституции носят пока декларативный характер. Существует большой разрыв

между соответствующими конституционными нормами и фактически складывающейся

действительностью.

Строительство нового федеративного государства в России, сопровождаемое

«парадом суверенитетов» субъектов Федерации и «войной законов», ещё далеко

от своего надлежащего завершения, от прочного утверждения единой суверенной

государственной власти в Российской Федерации, единой системы действующего

права, единой законности и правопорядка.

Постсоветское государство и право пока ещё не справляются со своими

основными функциями, с утверждением в стране режима законности и

правопорядка.

Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения

законности в стране? В чём заключаются трудности реализации российских

законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и

другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы.

Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем

законности в условиях формирования правового государства и гражданского

общества.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

. рассмотреть теоретические аспекты законности;

. определить современное состояние законности;

. выявить причины нарушения законности в Российской Федерации;

. выяснить трудности реализации законодательства,

. раскрыть проблему формирования единого правового пространства в России;

. рассмотреть средства, предотвращающие и устраняющие нарушения

законности;

. раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного

управления.

ГЛАВА I. ГРАНИ ЗАКОННОСТИ.

§1. Законность: содержание и признаки.

В настоящее время признание верховенства права и закона придаёт

проблеме законности особую актуальность. Между тем, реальное состояние

законности в нашей стране далеко от идеала. Нарушений законов и иных

правовых актов очень много и пока не удаётся приостановить волну

правонарушений и преступлений. Одна из причин – слабое внимание к механизму

действия закона и недооценка способов его полной и последовательной

реализации. Бум законотворчества отодвинул в сторону решение этой задачи.

Законность как явление и как понятие почти исчезло из поля зрения учёных –

юристов, депутатов, работников правоохранительных органов. Между тем

потребность в правильном понимании законности и её обеспечении стало

достаточно ощутимой. Поэтому в плане поставленной темы полагаю необходимым

рассмотреть теоретические аспекты данного понятия, поскольку определение

понятия законности позволит правильно понять причины и виды её нарушения.

Законность – важнейшая правовая категория всей юридической науки и

практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки

правовой жизни общества и граждан.

Юридическая наука рассматривает законность в трех аспектах -

социальном, юридическом и психологическом.1

Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и

праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и

развития.

Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной

деятельности, направленной на принятии и реализацию необходимых в конкретно

– исторический период развития общества правовых норм.

Психологический аспект законности выражается в понимании и осознании

необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психологических

переживаниях людей, связанных с правоприменительной деятельностью

государства.

Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер

законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности

находит поддержку у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л.

Гранат пишут, что законность – это принцип, метод и режим реализации норм

права, содержащихся в законах, и подзаконных актах, всеми участниками

общественных отношений1. Данное определение законности, отражая её основные

черты и свойства, имеет комплексный характер.

Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность

означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в

законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном

нормотворчестве».2 В данном перечне к объектам, выражающем право, следует

добавить и правоприменение.

Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие, как

«определённое состояние безопасности, стабильности, «общественного

здоровья» государства»3. Из подобной

трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность

ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения

законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные

меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно

их сократить.

Между тем, в юридической литературе по проблемам законности можно

отметить два основных подхода:

1. законность – это принцип государственной и общественной жизни,

требование неуклонного соблюдение и исполнения законов всеми

гражданами и должностными лицами;

2. законность – это неуклонное соблюдение и исполнение не только

законов, но и всех правовых предписаний, т.е. как правомерное

поведение.

Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Очевидно, было бы

не правильно «сталкивать» друг с другом сложившиеся концепции законности

как взаимоисключающие одна другую. Обе они имеют объективные основы для

существования. Действительно, чисто функциональный, «поведенческий» подход

к определению законности чреват её отождествлением с правопорядком. Но ведь

трактовка законности, как требования в свою очередь ведёт к её

отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает

определённое поведение, содержит известные требования. В противном случае

законодательство (равно как и любая форма правотворчества) теряло бы всякий

смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется,

воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей.

Поэтому вряд ли плодотворны попытки раскрыть понятие закона вне связи с

предписаниями (требованиями), заключёнными в нём. Законность органически

связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли

вместе. Право является атрибутом правового регулирования и в этом смысле

законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы

права. Поэтому содержание правовых норм определяет содержание законности.

Словом законодательство служит предпосылкой законности, но не является

элементом законности.

Когда же выдвигается задача различать законность и законодательство,

правомерно обратить внимание на вторую его сторону – соблюдение

содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требование

законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если

первый преимущественно отвечает на вопрос, что требуется соблюдать, то

второй отвечает на вопрос как соблюдать.

Следовательно, законность вбирает в себя не только «должное», но и

«сущее». Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию

законности, необходимо учитывать её сущность, которая выражается, прежде

всего, в точном и неуклонном соблюдении и исполнении требований закона

всеми субъектами права.

С учетом современных условий развития России представляется, что

законность политико-правовое явление. Многие нормативно правовые акты

имеют не только юридическое, но и политическое содержание.

В целом, анализ законности позволяет различать в её содержании следующие

самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-

политического1.

Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент

получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности.

В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его

существования. Главное здесь – требование неукоснительного претворения в

жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными

словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения

субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е.

обеспечения правомерного поведения всех их участников. Данная сторона

законности вытекает из самого факта существования права как система

общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об

условии жизни государственно-организационного общества.

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности,

под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о

целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не

останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность

права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность

трактуется как принцип права, который концентрировано, выражает основные

особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии в процессе

реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая

организованность общественных отношений. Будучи оправданным принципом,

законность проникает в плоть правовой материи, определяет её формирование,

функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как

верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

Понимая как метод государственного руководства обществом, законность

предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно

правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их

неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование

распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима

достаточная полнота её регламентации. При этом государство не только

закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает их реализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол деятельности, должностных лиц,

исключается принятие субъективных, волюнтаристских решений, решений

политических вопросов силовыми методами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.