рефераты бесплатно

МЕНЮ


ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

права, составленные по определенной схеме. Свод законов США переиздается

каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс

указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие

изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы

действующего Свода[157].

В сфере гражданского и семейного законодательства в большинстве

американских штатов действуют не кодексы, а законы, регулирующие отдельные

правовые институты, либо нормы общего права. Исключение составляет штат

Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870 г., продолжающий традиции

французского права, и штаты Джорджия, Калифорния, Монтана, Северная и Южная

Дакота, где имеются гражданские кодексы, регулирующие лишь узкий круг

проблем гражданского и семейного права.

Единообразный закон о браке и разводе, разработанный Национальной

конференцией уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в 11

штатах, и в регулировании этих вопросов отсутствует единство.

В области торговых отношений издан ряд подготовленных Национальной

конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие

правовые институты. Однако центральное место в данной сфере занял

Единообразный торговый кодекс (ЕТК). Ныне действует официальный текст 1978

г. Он был принят, с весьма небольшими поправками, всеми американскими

штатами, кроме Луизианы. Все это придает ЕТК исключительный вес в качестве

общеамериканского источника права. Он регулирует весьма широкий круг

вопросов, связанных не только с внутренней и внешней торговлей, но и с

рядом других правоотношений[158].

Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время

развивалось на основе системы английского общего права, в свою очередь

сложившейся из огромного числа судебных прецедентов. Собственно

американское общее право в дальнейшем развивалось все более самостоятельно

в решениях судов штатов и федерации, однако до настоящего времени

сохраняется достаточно заметная его связь с английской системой общего

права, и особенно с правовой доктриной.

В последней четверти XIX – начале XX в. в рамках общей консолидации

законодательства штатов в большинстве из них были приняты свои уголовные

кодексы, или, вернее, разделы свода законов штата, регулирующие

ответственность за уголовные преступления[159].

Федеральное уголовное законодательство реформировано в 1948 г. в

качестве части 1 раздела 18 Свода законов США, представляющей собой

действующий федеральный уголовный кодекс. По существу это изложенное в

алфавитном порядке и плохо упорядоченное собрание отдельных действующих

федеральных уголовных законов. Предпринимавшиеся с конца 1960-х гг. попытки

осуществить кардинальную реформу федерального уголовного законодательства,

выразившиеся в составлении нескольких проектов нового уголовного кодекса,

пока оказались безрезультатными[160].

В силу сложившегося на базе Конституции США распределения полномочий

федерации и штатов в сфере уголовного законодательства федеральный УК, а

также уголовно-правовые нормы, содержащиеся в других разделах Свода законов

США, имеют весьма ограниченную область регулирования. Ими устанавливается

ответственность за преступления федеральных служащих, а также в случаях,

когда совершенное преступление сопряжено с пересечением границы между

штатами (например, при торговле наркотиками, сбыте похищенных автомобилей).

Поэтому подавляющее большинство лиц, привлекаемых в США к уголовной

ответственности, обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а

норм УК и других законов отдельных штатов. Федеральные уголовные законы не

имеют каких-либо привилегий за пределами сферы их непосредственного

действия, и их нормы не предопределяют решения правовых проблем, входящих в

компетенцию штатов.

Источниками уголовного и гражданского процессуального права служат

соответствующие акты законодательства, правила, издаваемые судебными

органами, и нормы общего права. Особая роль в регулировании вопросов

уголовного процесса принадлежит Конституции США. В её тексте, и в поправках

IV, V, VI, VII, XIV сформулированы не только многие существенные положения

о судоустройстве, в том числе о разграничении подсудности судов федерации и

штатов, но и важнейшие нормы, определяющие права обвиняемого на различных

стадиях уголовного процесса. Многие положения федерального уголовно-

процессуального права, в том числе связанные с производством ареста и

обыска, с разбирательством дела в суде, с обжалованием приговоров и т.п.,

собраны в части 2 (Уголовный процесс) раздела 18 Свода законов США (часть 1

этого раздела представляет собой федеральный Уголовный кодекс). Одним из

источников федерального уголовного и особенно гражданского процессуального

права служит также раздел 28 (Судоустройство и судебная процедура) Свода

законов США. Существенную роль в регулировании вопросов судопроизводства

играют нормативные акты, изданные Верховным судом США[161].

На уровне штатов в качестве источников уголовно-процессуального права

действуют нормы их конституций и разделы сводов законов. В ряде штатов

(Калифорния и др.) они объединены с уголовными кодексами.

В гражданских процессуальных кодексах штатов наблюдается значительно

большее сходство. В качестве источников процессуального права выступают

также правила, разрабатываемые высшими судебными органами каждого из

штатов, но, как правило, с ориентировкой на соответствующие акты Верховного

суда США, – особенно велика здесь роль федеральных правил гражданского

судопроизводства, воспринятых во многих штатах практически без изменений.

Принципиальное значение для всех американских судов (и федеральных, и

штатов) имеют решения Верховного суда США, в которых сформулированы

постановления по процессуальным вопросам[162].

Остановимся на модели распределения полномочий в Германии.

Федеративная Республика Германия является конституционной федерацией,

с децентрализацией полномочий федеральной власти, с симметричным статусом

субъектов федерации. Федеративное устройство Германии основано на

территориальном принципе.

Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ

имеет Конституция (Основной Закон) 1949 г.

Распределение компетенции между Федерацией и входящими в неё 16

землями достаточно тщательно проработано в Основном законе, причем

компетенция разграничена применительно к законодательству, исполнительной

деятельности и финансам. В немецкой литературе Германия характеризуется как

“кооперативная федерация”, поскольку имеет место институционально (прежде

всего конституционно) оформленное сотрудничество Федерации и земель, а

также земель между собой[163].

Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных

задач возлагаются ст. 30 Основного закона[164] на земли, поскольку Основной

закон не содержит или не допускает иного регулирования. Это своеобразная

форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о

принципиальной децентрализованности германской федерации.

Согласно ст. 31, федеральное право имеет перевес над правом земель.

Толкуется это положение, однако, ограничительно: он действует только в

случае, когда федеральное правотворчество осуществляется в рамках

федеральной компетенции.

Землям принадлежит право законодательства (ст. 70), поскольку Основным

законом законодательные полномочия не передаются Федерации, а разграничение

компетенции между Федерацией и землями определяется положениями Основного

закона об исключительном и конкурирующем законодательстве. Здесь таким

образом, сформулирована презумпция законодательной компетенции земель.

В сфере исключительного законодательства Федерации земли могут

законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо

уполномочены на это федеральным законом (ст. 71). К этой сфере ст. 73

отнесла 12 позиций (иностранные дела, оборону, федеральное гражданство,

свободу передвижения, почтовую и телевизионную связь и др.).

В сфере конкурирующего законодательства, согласно ст. 72, земли могут

законодательствовать тогда и постольку, когда и поскольку по

соответствующим вопросам отсутствуют федеральные законы. Федерация же

должна законодательствовать в этой сфере тогда и постольку, когда и

поскольку это в общегосударственных интересах необходимо для установления

равноценных условий жизни на федеральной территории либо сохранения

правового или экономического единства. Федеральным законом можно

определить, что федеральное законодательное регулирование, необходимость в

котором отпала, может быть замещено правом земель.

Статья 74 определяет сферу конкурирующего законодательства, перечисляя

28 позиций (гражданское, уголовное, уголовно-исполнительное право,

судоустройство и судебный процесс, адвокатура, нотариат, юридическое

консультирование, акты гражданского состояния, право союзов и собраний,

пребывание и поселение иностранцев, производство и использование ядерной

энергии в мирных целях и др.). При этом установлено, что законы об

ответственности государства, которая включена в указанный перечень,

нуждаются в согласии Бундесрата. Все остальные, стало быть, этого не

требуют. В ст. 74-а дополнительно установлено, что оплата и снабжение лиц,

состоящих на публичной службе в публично-правовом отношении службы и

верности, включая федеральных и земельных судей, входят в сферу

конкурирующего законодательства, если не находятся в сфере законодательства

исключительно федерального, и что законы по этим вопросам принимаются с

согласия Бундесрата.

В ст. 75 установлено право Федерации издавать рамочные предписания для

законодательства земель при наличии тех же условий, что и в сфере

конкурирующего законодательства. Сфера рамочной компетенции содержит шесть

позиций (общие принципы высшего образования, общие правоотношения печати,

распределение земельных участков, водное хозяйство, защита природы и др.).

Рамочные предписания могут вдаваться в подробности регулируемых отношений

или содержать нормы прямого действия лишь в исключительных случаях. В

случае издания федерацией рамочных предписаний земли должны привести свои

законы в соответствие с ними в течение установленного законом соразмерного

срока.

В тех случаях, когда в силу изменения соответствующих статей Основного

закона соответствующие вопросы ушли из федеральной компетенции, продолжает

действовать федеральное право, но может заменяться правом земель (ст. 125-

а). Сомнения по этому вопросу разрешаются Федеральным конституционным судом

(ст. 126).

Согласно ст. 83, исполнение федеральных законов возложено на земли,

поскольку Основной закон не определяет или не допускает иного, т.е. опять

же презюмируется компетенция земель.

Федеральное правительство осуществляет надзор за тем, чтобы земли

исполняли федеральные законы согласно действующему праву.

Часть федеральных законов исполняется Федерацией через ее собственную

администрацию.

Федерация путем принятия с согласия Бундесрата соответствующего закона

может поручать землям исполнение федеральных законов, которое изначально

должна осуществлять сама.

Отношения с иностранными государствами отнесены ст. 32 к ведению

Федерации, однако если заключаемый международный договор затрагивает особые

отношения какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно выслушана.

Впрочем, в пределах своей законодательной компетенции и с согласия

Федерального правительства земли и сами могут заключать договоры с

иностранными государствами.

В ст. 105 распределена финансовая компетенция между Федерацией и

землями. Федерации принадлежит исключительное право законодательствования о

таможенных пошлинах и финансовых монополиях. В сферу конкурирующего

законодательства входят прочие налоги, взимаемые полностью или частично в

пользу Федерации, а также те, которые необходимы федерации для

осуществления ее права на законодательство в данной сфере. Земли же могут

законодательствовать о местных налогах на потребление и на предметы

роскоши, если эти налоги не совпадают с налогами, установленными

Федерацией.

Статьей 107 предусмотрены меры по выравниванию финансовых возможностей

земель, устанавливаемые в законодательном порядке.

В случае же состояния обороны к Федерации переходит право конкурирующего

законодательства и в сфере компетенции земель; издаваемые в этом порядке

законы требуют согласия Бундесрата. Федеральный закон, издаваемый с

согласия Бундесрата, может регулировать администрацию и финансы Федерации и

земель иным образом, чем это установлено в Основном законе, но

жизнеспособность, особенно финансовая, земель, общин и общинных союзов

должна сохраняться. Подготовка к исполнению законов, вторгающихся в

компетенцию земель и ограничивающих право собственности и личную свободу,

может начаться и до наступления состояния обороны (ч. 1, 3, 4 ст. 115-в).

По мнению Б.А. Страшуна, в условиях состояния обороны децентрализованная

федерация в Германии фактически превращается в унитарное государство[165].

Наряду с Конституцией источниками германского права признаются

законодательные акты, постановления, издаваемые Федеральным правительством,

федеральными министрами или правительствами земель.

Одним из важнейших актов в системе законодательства ФРГ остаётся

Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ). Несмотря на несколько

абстрактный и излишне теоретический характер норм, с точки зрения

юридической техники ГГУ признаётся весьма совершенным, в частности по

структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии.

Структура ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей

наибольшее признание среди германских цивилистов[166].

Торговое право ФРГ регулируется комплексом законодательных актов,

важнейший из которых – Германское торговое уложение 1897 г. (ГТУ).

Предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами

либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами[167].

В регламентации трудовых правоотношений наряду с законодательными

актами центра важное значение имеют нормы конституций земель, а также

решения суда по трудовым делам[168].

Центральное место в системе социального страхования и обеспечения

занимает Социальный кодекс, вступивший в силу в 1975-1982 гг.[169].

Относительно недавно в ФРГ возникла самостоятельная отрасль

законодательства – система нормативных актов экологического характера,

принимаемых как на уровне федерации, так и на уровне субъектов федерации.

Главным источником уголовного права Германии является Уголовный

кодекс, общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а особенной

частью служат статьи Германского уголовного уложения 1871 г., подвергшиеся

существенным изменениям. В 70–80-х гг. XX в. в УК Германии рядом законов

были внесены изменения. Последние новеллы в УК ФРГ внесены в 1994–1995

гг.[170].

Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения

наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции,

в которой отдельные земли обладают правом принятия законов, но лишь тогда и

постольку, когда и поскольку федерация не использует своих соответствующих

прав. Ныне федеральным законодательством охвачены все сколь-нибудь

существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на

долю законодательства земель остается принятие постановлений,

конкретизирующих ответственность за административные нарушения.

В сфере процессуального законодательства Германии следует отметить

Закон о судоустройстве 1877 г., Уголовно-процессуальный кодекс (уложение)

1877 г. и Гражданский процессуальный кодекс (уложение) 1877 г. В эти акты

были внесены изменения в 60-х и 80-х гг. XX в.

Рассмотрим австрийскую модель размежевания предметов ведения и

строения федеративной системы законодательсва.

В состав Австрийской Республики входят 9 земель. Основной

законодательный акт страны – Конституция 1920 г. В 1929 г. она подверглась

значительным изменениям и с этого времени называется “Федеральный

конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г.”.

По мнению М.В. Столярова, “в Австрии нет чёткого разграничения

компетенции властей и предметов ведения между федерацией и землями. В

статьях 10 и 15 Конституции страны, в которых речь идёт о разграничении

предметов ведения, сразу обнаруживается, что федерация присваивает себе

львиную долю ответственности: практически всё значимое из предметов ведения

относится к федеральному уровню”[171].

Федеральный конституционный закон предусмотрел презумпцию компетенции

земель: “Если какой-либо вопрос, согласно Федеральной конституции, не

отнесен определенно к компетенции Федерации в области законодательной или

исполнительной деятельности, то он относится к сфере собственной

компетенции земель” (ч. 1 ст. 15)[172].

Федеральный конституционный закон установил следующие четыре варианта

распределения предметов ведения и полномочий между Федерацией и землями:

1). Законодательная, и исполнительная деятельность отнесена к

исключительному ведению Федерации. Например, в соответствии с пп. 1-17

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.