рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на

внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и

потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде

всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами,

осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе

высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является

прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она

должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями

и структурами экономики.[14]

Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет

«рыночных реформ» приводит к ряду выводов:

Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность

к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А

значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не

как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого

процесса разрушения производительных сил страны и утраты её

производственного потенциала.

Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в

обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях,

удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством

продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина

утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в

разряд государств “третьего мира”.

В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие

социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения;

лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и

медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты,

пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской

беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это

происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам,

благосостоянию и положению в обществе.

В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении

национальной безопасности, о существовании государства как независимой

державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности

как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики.

Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности

отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из

официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей

(показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ

Президенту РФ и Правительству РФ «О проблемах экономической безопасности

России», 1996г.) .

Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение

“закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых

условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически

невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные

социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая

самостоятельность страны.

Таблица №1.

| | | |соотношение |

|Показатели экономической безопасности|Пороговое |фактическое|фактического|

| |значение |состояние |и порогового|

| | | |значений |

|Объем ВВП: | | | |

|1. в целом от среднего по “семерке” |75 % |29 % |0,39 |

|2. на душу населения от среднего по | | | |

|“семерке” |50 % |19 % |0,38 |

|3. на душу населения от |100 % |25 % |0,25 |

|среднемирового | | | |

|Доля в промышленном производстве | | | |

|Обрабатывающей промышленности |70 % |50 % |0,71 |

|Доля в промышленном производстве | | | |

|Машиностроения |20 % |15 % |0,75 |

|Объемы инвестиций, % к ВВП |25 % |13 % |0,60 |

|Расходы на научные исследования, | | | |

|% к ВВП |2 % |0,5 % |0,25 |

|Доля новых видов продукции в объеме | | | |

|выпус- каемой продукции |6 % |2,6 % |0,43 |

|(машиностроение, 1994 г.) | | | |

|Доля в населении людей, имеющих доход| | | |

|ниже прожиточного минимума (сент. |7 % |20 % |0,29 |

|1996) | | | |

|Продолжительность жизни |70 лет |64 года |0,91 |

|Разрыв между доходами 10 % самых | | | |

|высокодоходных и 10 % самых | | | |

|низкодоходных групп населения |8 раз |12,9 раза |0,62 |

|Уровень преступности (количество | | | |

|преступлений на 100 тыс. населения) |5 тысяч |6 тысяч |0,83 |

|Уровень безработицы (по методологии |7 % |9,2 % |0,76 |

|МОТ) | | | |

|Уровень инфляции за год (за 9 мес. |20 % |16 % |1,25 |

|1996 г.) | | | |

|Объем внутреннего долга, % к ВВП |30 % |33 % |0,9 |

|Текущая потребность в обслуживании и | | | |

|погашении внутреннего долга, % к | | | |

|налоговым поступлениям бюджета |25 % |более 100 %|0,25 |

|Объем внешнего долга, % к ВВП |25 % |31 % |0,8 |

|Доля внешних заимствований в покрытии| | | |

|бюджетного дефицита (проект |30 % |45 % |0,66 |

|бюджета-97) | | | |

|Дефицит бюджета, % к ВВП (янв.-сент. |5 % |4,2 % |1,2 |

|1996) | | | |

|Объем иностранной валюты в денежной |10 % |50 % |0,2 |

|массе | | | |

|Объем наличной иностранной валюты к | | | |

|объему наличных рублей |25 % |100 % |0,25 |

|Денежная масса (М2), % к ВВП |50 % |12 % |0,24 |

|Для импорта во внутреннем | | | |

|потреблении, всего |30 % |53 % |0,56 |

|в том числе продовольствия |25 % |30 % |0,83 |

|Дифференциация субъектов Федерации по| | | |

|прожиточному минимуму |1,5 раза |5 раз |0,3 |

Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации

экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз

экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное,

непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики.

По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных

угроз:

1. Спад производства и потеря рынков.

2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.

3. Рост государственного долга.

4. Угрозы в социальной сфере(безработица, диспропорция в доходах и

т.д.).

5. Опасность утраты продовольственной независимости страны.

6. Криминализация экономики.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в

целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы

учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы

безопасности будут сведены к минимуму.

Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут

сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа

рыночной ситуации, заложить основы подъема производства, а для этого нужна

продуманная, честная и жесткая политика государственного регулирования

экономики.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются

экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появляется необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала предприятий, но необходимых для продолжения

воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные

кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,

обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют государственного

регулирования. В современных условиях невмешательство государства в

социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Объективная возможность государственного

регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического

развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая

эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,

трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование

экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:

это, например, стимулирование экономического роста, регулирование

занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной

структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики

целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты

(средства), а также этапы его развития.

Субъектами экономического регулирования являются носители, выразители

и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся

друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы,

обусловленные их социально-экономическим положением, а также

принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители

этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой

информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в

государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную

политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным

аппаратом, регулирующим хозяйство.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,

союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров

и т. п.. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы

предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции

социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие

на государственную экономическую политику. Рекомендации, советы,

консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей

хозяйственных интересов на органы государственного экономического

регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с

государственной экономической политикой.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,

культурных, экологических, специфических региональных интересов являются

политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных

интересов.

Проводить в жизнь программу государственной экономической политики

будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители

хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных

экономических интересов в государственной экономической политике.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного

регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные

по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна

тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов

государственного экономического регулирования, все более независимыми

становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного

регулирования экономики является слияние субъектов государственной и

частной экономической политики и возникновение в результате этого новых

регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему

парламентской или президентской республики. Например, создается орган из

представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти

для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и

трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию

отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых

союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления

государственных региональных программ. Основная часть таких органов

формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности

решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К

таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,

министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их

управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог,

почт и телеграфа и др.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного

регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-

технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним

водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от

отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных

органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных

фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их

рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной

экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и

различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических

интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном

случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) -

советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,

профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и

выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую

политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации,

сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания

гражданского неповиновения и т. д.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и

носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется

в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом

платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются

в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в

уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные

выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами

массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия

избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или

партиям - это главная линия обратной связи между государственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.