Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов
общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на
внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и
потерь.
Из этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде
всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами,
осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе
высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является
прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она
должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями
и структурами экономики.[14]
Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет
«рыночных реформ» приводит к ряду выводов:
Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность
к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А
значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не
как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого
процесса разрушения производительных сил страны и утраты её
производственного потенциала.
Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в
обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях,
удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством
продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина
утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в
разряд государств “третьего мира”.
В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие
социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения;
лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и
медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты,
пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской
беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это
происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам,
благосостоянию и положению в обществе.
В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении
национальной безопасности, о существовании государства как независимой
державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности
как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики.
Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности
отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из
официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей
(показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ
Президенту РФ и Правительству РФ «О проблемах экономической безопасности
России», 1996г.) .
Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение
“закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых
условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически
невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные
социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая
самостоятельность страны.
Таблица №1.
| | | |соотношение |
|Показатели экономической безопасности|Пороговое |фактическое|фактического|
| |значение |состояние |и порогового|
| | | |значений |
|Объем ВВП: | | | |
|1. в целом от среднего по “семерке” |75 % |29 % |0,39 |
|2. на душу населения от среднего по | | | |
|“семерке” |50 % |19 % |0,38 |
|3. на душу населения от |100 % |25 % |0,25 |
|среднемирового | | | |
|Доля в промышленном производстве | | | |
|Обрабатывающей промышленности |70 % |50 % |0,71 |
|Доля в промышленном производстве | | | |
|Машиностроения |20 % |15 % |0,75 |
|Объемы инвестиций, % к ВВП |25 % |13 % |0,60 |
|Расходы на научные исследования, | | | |
|% к ВВП |2 % |0,5 % |0,25 |
|Доля новых видов продукции в объеме | | | |
|выпус- каемой продукции |6 % |2,6 % |0,43 |
|(машиностроение, 1994 г.) | | | |
|Доля в населении людей, имеющих доход| | | |
|ниже прожиточного минимума (сент. |7 % |20 % |0,29 |
|1996) | | | |
|Продолжительность жизни |70 лет |64 года |0,91 |
|Разрыв между доходами 10 % самых | | | |
|высокодоходных и 10 % самых | | | |
|низкодоходных групп населения |8 раз |12,9 раза |0,62 |
|Уровень преступности (количество | | | |
|преступлений на 100 тыс. населения) |5 тысяч |6 тысяч |0,83 |
|Уровень безработицы (по методологии |7 % |9,2 % |0,76 |
|МОТ) | | | |
|Уровень инфляции за год (за 9 мес. |20 % |16 % |1,25 |
|1996 г.) | | | |
|Объем внутреннего долга, % к ВВП |30 % |33 % |0,9 |
|Текущая потребность в обслуживании и | | | |
|погашении внутреннего долга, % к | | | |
|налоговым поступлениям бюджета |25 % |более 100 %|0,25 |
|Объем внешнего долга, % к ВВП |25 % |31 % |0,8 |
|Доля внешних заимствований в покрытии| | | |
|бюджетного дефицита (проект |30 % |45 % |0,66 |
|бюджета-97) | | | |
|Дефицит бюджета, % к ВВП (янв.-сент. |5 % |4,2 % |1,2 |
|1996) | | | |
|Объем иностранной валюты в денежной |10 % |50 % |0,2 |
|массе | | | |
|Объем наличной иностранной валюты к | | | |
|объему наличных рублей |25 % |100 % |0,25 |
|Денежная масса (М2), % к ВВП |50 % |12 % |0,24 |
|Для импорта во внутреннем | | | |
|потреблении, всего |30 % |53 % |0,56 |
|в том числе продовольствия |25 % |30 % |0,83 |
|Дифференциация субъектов Федерации по| | | |
|прожиточному минимуму |1,5 раза |5 раз |0,3 |
Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации
экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз
экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное,
непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики.
По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных
угроз:
1. Спад производства и потеря рынков.
2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.
3. Рост государственного долга.
4. Угрозы в социальной сфере(безработица, диспропорция в доходах и
т.д.).
5. Опасность утраты продовольственной независимости страны.
6. Криминализация экономики.
В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в
целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы
учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы
безопасности будут сведены к минимуму.
Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут
сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа
рыночной ситуации, заложить основы подъема производства, а для этого нужна
продуманная, честная и жесткая политика государственного регулирования
экономики.
И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике
осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -
командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,
особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально - экономической системы к
изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются
экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены
автоматически на базе частной собственности. Появляется необходимость
значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения
частного капитала предприятий, но необходимых для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные
кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,
обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют государственного
регулирования. В современных условиях невмешательство государства в
социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о
необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,
формах и интенсивности. Объективная возможность государственного
регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического
развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая
эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,
трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование
экономики.
В современных условиях государственное регулирование экономики
является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:
это, например, стимулирование экономического роста, регулирование
занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной
структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы
государственного регулирования экономики определяются характером и остротой
экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный
период.
Для уяснения механизма государственного регулирования экономики
целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты
(средства), а также этапы его развития.
Субъектами экономического регулирования являются носители, выразители
и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся
друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам
деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и
региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы,
обусловленные их социально-экономическим положением, а также
принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители
этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой
информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в
государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную
политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным
аппаратом, регулирующим хозяйство.
Носители экономических интересов объединены в развитых странах
рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,
союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров
и т. п.. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы
предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции
социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие
на государственную экономическую политику. Рекомендации, советы,
консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей
хозяйственных интересов на органы государственного экономического
регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с
государственной экономической политикой.
Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,
культурных, экологических, специфических региональных интересов являются
политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных
интересов.
Проводить в жизнь программу государственной экономической политики
будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители
хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных
экономических интересов в государственной экономической политике.
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного
регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные
по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна
тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов
государственного экономического регулирования, все более независимыми
становятся исполнительные органы.
Интересным с точки зрения изучения механизма государственного
регулирования экономики является слияние субъектов государственной и
частной экономической политики и возникновение в результате этого новых
регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему
парламентской или президентской республики. Например, создается орган из
представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти
для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и
трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию
отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых
союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления
государственных региональных программ. Основная часть таких органов
формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности
решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К
таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,
министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их
управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог,
почт и телеграфа и др.
Другая группа государственно-частных органов хозяйственного
регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-
технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним
водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от
отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных
органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных
фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их
рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной
экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и
различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических
интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном
случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) -
советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит
корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,
профессиональных, общественных (например, экологических) групп.
Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и
выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую
политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации,
сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания
гражданского неповиновения и т. д.
Обратная связь между государственным регулированием экономики и
носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.
Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется
в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом
платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.
Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются
в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в
уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные
выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами
массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои
объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия
избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или
партиям - это главная линия обратной связи между государственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|