рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Но, это была идеальная картина зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой

зависимости и обратной связи. В реальной жизни, как уже отмечалось в первой

главе данной работы, наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба

между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования,

широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах

государственной экономической политики. Однако механизм государственного

регулирования экономики должен функционировать все-таки не по отклонениям,

а по правилам.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни

страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не

разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время

как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального

функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

5. экономический цикл;

6. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

7. условия накопления капитала;

8. занятость;

9. денежное обращение;

10. платежный баланс;

11. цены

12. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

13. условия конкуренции;

14. социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

15. подготовка и переподготовка кадров;

16. окружающая среда;

17. внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный

характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,

накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные

комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,

отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между

государственными регулирующими органами.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание

экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;

улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и ,

во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,

невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных

условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,

совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного

обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может

оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от

реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от

установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы

приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,

содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели

внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в

узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели

подчиняются ей.

Средства государственного регулирования подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные экономические средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как

эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план

государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий

соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических

интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции

политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:

специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется

главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической

политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего

социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны

смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному

характеру. Действенность государственного регулирования экономики с помощью

бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров

расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от

эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль

налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль:

с одной стороны, это главный источник финансирования государственных

расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это

инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не

просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а

создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или

селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в

государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Значительная часть государственного сектора - это объекты

инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -

государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где

требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-

государственных компаний. Активно используется государственный сектор как

средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях

ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные

капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как

правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся

противодействовать спаду производства и росту безработицы. В целом

государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой

мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается

недостаточной. В результате государственный сектор должен служить повышению

эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов

перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт

- это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и

сферы услуг).

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал

средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и

административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных

кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных

ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или

ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение

условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения

отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы

капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных государственных

объединениях.

Более подробно на механизмах государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности мы остановимся в последующем изложении

темы данной дипломной работы.

Итак, отдельные инструменты государственной экономической политики

могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования

экономики в конкретный период.

2. Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности

государства.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов

государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов

рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота,

и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет

государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических

проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает

национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала

«открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах

«размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала

проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является

сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации «О неотложных

мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» и

Постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по

усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской

Федерации», Государственный таможенный комитет Российской Федерации

сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение

главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной

безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых

видов налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в

первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся

российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной

статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность

таможенной службы.

Российская таможенная служба была вновь создана в 1991г., после

распада СССР. За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном

законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для

таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и

Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют

мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности

российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления

внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое

хозяйство, ее участие в развитии международной производственной

кооперации.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как

ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики

Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных

платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления,

организация контроля, за их поступлением в полном объеме в федеральный

бюджет, позволили добиться весомых экономических результатов.

В 1996 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный

бюджет составил 29 млрд. рублей, в 1997г. - 32 млрд. рублей, в 1998г. –

около 35млрд. рублей, то есть практически каждый третий рубль попадает в

государственный бюджет от таможенного ведомства.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15

региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991

г. - 84), 503 таможенных поста (было 122). Сегодня таможенная служба

России - это 53800 сотрудников (было 8288 ).

Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои

функции на всей территории России. В соответствии со статьей 10 Таможенного

кодекса РФ таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1. участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

2. обеспечивают соблюдение законодательства; принимают меры по защите прав

и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при

осуществлении таможенного дела;

3. обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность

Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета

Российской Федерации;

4. защищают экономические интересы Российской Федерации;

5. применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических

отношений;

6. взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7. участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через

таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

8. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров

через таможенную границу РФ;

9. ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового

законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу

наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов

интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся

под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают содействие в

борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства

в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

10. осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное

оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через

таможенную границу РФ;

11. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную

статистику;

12. ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13. содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,

общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья

человека, защите животных и растений, охране окружающей среды, защите

интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15. осуществляют контроль, за вывозом стратегических и других жизненно

важных для интересов России материалов;

16. осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17. обеспечивают выполнение международных обязательств РФ, участвуют в

разработке международных договоров РФ, осуществляют сотрудничество с

таможенными и иными компетентными органами иностранных государств,

международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.