рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

обслуживанием подобных операций.

Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет

большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы

сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание

и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию,

вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на

производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом

предприятии. Таков сегодняшний механизм “проедания” основных доходов.

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей

совместную “теневую” деятельность, обычно включает:

1. предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные

операции;

2. банк;

3. “службу безопасности”;

4. связи.

Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же

хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями

через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной

неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из

предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при

помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче

контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы

собственности в группировках происходят регулярно).

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и

наоборот, не говоря уже о других операциях.

“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и

спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных

органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе

стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах

массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей

безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные

(прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных,

комсомольских организациях и государственных органах, землячества,

этническая принадлежность.

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле

экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение

запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше

напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие

органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование

предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во

времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение

политических руководителей России променяло “власть на собственность”.

Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную

гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику

образ хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что

преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает

совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы

высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом

признаков.

Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль

неформальных и внеправовых отношений.

Это образование в экономической сфере кланов - устойчивых властно-

хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного

государственного органа власти, распоряжающихся крупными суммами

накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную

коммерческую деятельность. Одно из следствий возникновения подобных кланов

- блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп

товаров и даже во внешней торговле.

Другое печальное следствие формирования кланов, это создание узкой

прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы, при обнищании огромной

части населения.

Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти

структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как

операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост

государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения

финансовых проблем в обществе.

Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу

элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как

народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части

населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный

механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы

фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-

политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в

рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и

исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и

правоохранительных органах, обречены на банкротство.

О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов,

свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания,

государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно

делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь

бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом

является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по

сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание

госаппарата и на предоставление казенных ссуд. С другой стороны, это

постоянная нехватка финансовых средств на социально-культурные нужды,

здравоохранение и оборону.

Подобного рода экономическая система не представляет ничего

принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на

Филипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти

из подобной ловушки очень сложно.

Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с

политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути

демократизации всех социально-экономических процессов, повышение

ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной

системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с

коррупцией в госаппарате.

Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно

оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать

окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на

государственный и частный секторы возникнет теневой поток государственных

средств, в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В

монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить

подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора

предприятий через подставных лиц создавали кооперативы, малые предприятия,

на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно

произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и

управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас

используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в

1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь

20% было израсходовано по назначению[5].

Легализация теневой экономики становится необходимым фактором для

обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой

“теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов

законными способами. Если государство посредством изменения действующих

норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были

выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные

инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не

выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в

инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем

производство, на протяжении всего хода социально-экономических

преобразований. В 1995 году, при спаде промышленности на 4-5%,

капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17%, по

сравнению с 1994 годом, и составили всего около трети от уровня инвестиций

в 1991 году[6]. Государство стоит перед выбором. либо пойти на

экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с

большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на

выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую

экономику.

Раcсчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных

финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники

инвестирования?

Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным,

несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, они обеспечивали 20-25%

импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну

товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт

нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд[7].рублей. Именно деятельность

российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются

новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты

оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему

не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый

капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый

и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом,

практическими навыками и умением организовать собственное дело.

И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного

фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о

валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме

капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла

астрономической цифры - 205 трлн. рублей[8]. Нет сомнений, что подавляющая

часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов

по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные

за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к

отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с

объемами финансирования программ, строительства жилого фонда десятка

российских городов.

1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и

современной России.

Хотя процесс формирования капиталистического общества в России

находится в самом начале, некоторые черты российского капитализма уже

определились. Можно сказать, что в стране возникает «теневой капитализм».

Одними из его важнейших, характерных черт являются институционализация

теневой экономики, превращение ее в устойчивый элемент экономической

системы, тесное переплетение с легальной, хозяйственной деятельностью, а

также огромные ее масштабы. Взрывной рост теневой экономики оказался

совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической

системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что

теневая экономика – это порождение присущих советской системе особенностей,

дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной

собственности. Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к

капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной

возрастать.

Произошло же все наоборот. По данным МВД РФ, в 1990-1991гг. в теневой

экономике производилось 10-11% ВВП[9]. В1993г. эта доля составила 27%, в

1994г. – 39%, в 1995г. – 45%, в 1996г. – 46%. По тем же данным, с теневой

экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. человек. Рост теневой

экономики был настолько значительным, что приблизительно в 1996г. перекрыл

сокращение ее легальной части. Этим, по мнению многих специалистов,

объясняются те признаки экономического роста, которые наблюдались в

российской экономике в 1996-1998гг.

Для того чтобы понять причины неожиданного роста теневой экономики при

переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализу традиций теневой

экономики в советской системе и, во-вторых, к особенностям рыночных реформ

в России.

В советское время теневая экономика охватывала такие виды

хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и

санкций со стороны официальных органов управления: партийных комитетов

разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации

предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов;

министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу

распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены;

несанкционированное совместительство(дополнительная занятость); поставки

продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск

неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот

материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования

сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по

блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при

поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и

т.п.

Теневая экономика включала в себя три части: «легкую», то есть

хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, но прямо не

связанную с нарушением законов; «среднюю», представляющую собой нарушение

советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;

«тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и

принятых в странах с рыночной экономикой.

В 70-е – начале 80-х годов теневая деятельность в СССР стала элементом

социально-экономической системы, превратившись в экономический институт

советского общества. Исследования проводившиеся в начале 80-х годов,

показали, что практически все директора предприятий и большая часть

линейных руководителей регулярно осуществляли деятельность в рамках

«легкой» и «средней» теневой экономики. В результате сформировалась

экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы

уже не могла работать нормально. Иными словами, в советской хозяйственной

системе теневая экономика выполняла две важные функции.

Первая функция – экономическая, состоящая в компенсации недостатков

работы официальной советской экономики. При централизованном плановом

хозяйстве постоянно возникали «диспропорции» в соответствующих ресурсах и

предприятия были вынуждены устанавливать неконтролируемые сверху

горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции

преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой

экономики в плановом хозяйстве.

Вторая функция – социальная. Она заключалась в обеспечении социальной

ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в

официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности

ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся само

реализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение

за свой труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для

самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме,

но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.

Так как теневая экономика бала сформирована экономическим институтом

советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых

благоприятных условиях. Однако, чтобы понять, почему ее масштабы не только

не уменьшились, но и существенно возросли, надо остановиться на

особенностях рыночных преобразований в России.

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих

исследователей, была «незавершенная либерализация», то есть, из всего

набора «экономических свобод» одни были введены, другие – нет, одно делать

было можно, другое (например покупать и продавать землю) – нельзя. Еще одна

причина в том, что в тех сферах, где свободу формально разрешили,

отсутствовали ее гарантии и защита со стороны государства. Это вызвало у

деловых людей России «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к своей

деятельности внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда

никаких нарушений правил и законов не было. Люди перестали доверять власти,

у них возникло стремление полностью исключить контакты с государством.

Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде

всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством –

иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные

функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает

определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера явилась

следствием определенных особенностей реализованной в России реформы.

Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность – возникновение делового тандема чиновника и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.