рефераты бесплатно

МЕНЮ


Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически

руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р.

Менжинского.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в

результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной

политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую

в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи

государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала

широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему

таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования

внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось

закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием

идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к

таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений

был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,

который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями

посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось

разрешение НКТиП.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и

отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил

основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской

власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным

пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в

эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие

стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового

оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование

таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими

государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли,

предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок

хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость

восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным

методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной

службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные

органы.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый

таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от

23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13

июня 1922 года — первый советский тариф по вывозной торговле. В компетенцию

ТТК входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных

товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению

тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам

применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых

договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному

делу.

ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении

таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному

регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х

годов к административным методам регулирования внешней торговли и с

реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.

Де-юре этот орган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он

перестал функционировать гораздо раньше.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР,

явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно

Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,

законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в

середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей

территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в

центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное

управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные

учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали

уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых

входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах

союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по

таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов

между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка

мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс

СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления,

но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии

таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному

упрощению системы таможенных органов.

Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал

утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное

развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925

гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным

делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли

таможенные учреждения того времени.

В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к

отказу от экономической модели управления и доминированию административно-

командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс

затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию

таможенного дела. Значительно сократился оборот международного

пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых

связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали

играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.

Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом

Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый

Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был

значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).

Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий

всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было

отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через

входящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса).

Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением

государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций

и борьба с контрабандой.

Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-

х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г.,

с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х

годов.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый

этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой

трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую

управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях

свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов

приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное

управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР

(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со

статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка

системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю

Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового

Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось

подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и

ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял

высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который

определял также основные направления дальнейшего развития таможенной

системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими

управленческими структурами, а также непосредственным оперативным

руководством таможенным делом занималась Государственная

внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа

построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по

федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых

почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были

переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована

в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,

Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались

республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была

преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой

ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и

организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-

импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и

таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от

существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась

возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов

непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой

счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об

организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного

уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе,

принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного

управления. Предусматривалось создание двух координационных органов —

Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с

международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных

веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную

систему таможенных органов: центральный таможенный орган — региональные

таможенные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который

заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его

функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель

регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный

кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную

прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных

методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и

таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного

регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых

внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами.

Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким

и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного

регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового

Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать

принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.

Формирование национальных таможенных служб в России и других

государствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной

системы.

2. Структура государственных таможенных органов России

Государственный таможенный комитет России (ГТК)

Государственный таможенный комитет России - центральный орган

федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное

руководство таможенным делом в РФ (по седьмой статье Таможенного кодекса).

ГТК возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов.

Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию

таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по

таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства

всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не

только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и

координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях,

предусмотренных Таможенным кодексом РФ, а также иными актами

законодательства, ГТК России в праве издать в пределах своей компетенции

акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными

органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм

собственности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет

свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК

России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами

предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например,

когда должностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).

Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и

обязанности, структура определяются в Таможенном Кодексе Российской

Федерации и Положении «О Государственном таможенном комитете РФ»,

утверждённом Указом Президента РФ от 25 октября 1994 года, а также другими

нормативными актами.

ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной

таможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы во второй статье

ТК РФ, статье 4 Положения «О ГТК РФ» и других нормативных правовых актах.

Основными задачами ГТК России являются:

V участи в разработке таможенной политики РФ;

V обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной

территории РФ;

V организация применения и совершенствование средств таможенного

регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов

развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий

для участия России в мирохозяйственных связях;

V организация и совершенствование таможенного дела в РФ;

V обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также

законодательства, контроль за исполнением которого возложен на

таможенные органы РФ;

V обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным

вопросам.

Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК

России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и

полномочия в общей форме определены в статье 11 Таможенного кодекса РФ;

непосредственно в статье 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК

России. Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах,

регулирующих деятельность таможенных органов.

Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ)

Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему

таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на

территории региона деятельности (подведомственного региона) под

непосредственным руководством ГТК России. Эта черта структуры таможенной

организации была унаследована от Советского Союза ввиду огромной территории

Российской Федерации - федеративная модель управления и таможенного

контроля является наиболее эффективной.

Функционируют следующие Региональное таможенное управление РФ:

Северо-Западное (г. Санкт-Петербург); Дальневосточное (г. Владивосток);

Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону); Поволжское (Нижний Новгород);

Восточно-Сибирское (г. Иркутск); Западно-Сибирское (г.

Новосибирск); Татарское (г. Казань); Уральское (г.

Екатеринбург); Калининградское (г. Калининград); Западное (г. Москва);

Московское (г. Москва); Дагестанское (г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).

В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на

территории подведомственного региона таможенные органы.

Основные задач РТУ РФ:

V реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного

региона;

V разработка и реализация в пределах своей компетенции в

подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства

таможенной территории РФ;

V разработка и реализация в пределах своей компетенции в

подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение

экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному

делу);

V обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции

таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном

регионе;

V обеспечение применения средств таможенного регулирования

экономической деятельности;

V обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления

контроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле и

других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на

таможенные органы РФ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.