Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин
образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически
руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р.
Менжинского.
Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в
результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной
политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую
в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи
государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала
широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему
таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования
внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось
закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием
идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к
таможенной службе и таможенному делу в целом.
Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений
был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,
который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями
посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось
разрешение НКТиП.
12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и
отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил
основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской
власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным
пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в
эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие
стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового
оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование
таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими
государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли,
предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок
хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость
восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным
методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной
службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные
органы.
После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый
таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от
23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13
июня 1922 года — первый советский тариф по вывозной торговле. В компетенцию
ТТК входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных
товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению
тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам
применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых
договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному
делу.
ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении
таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному
регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х
годов к административным методам регулирования внешней торговли и с
реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.
Де-юре этот орган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он
перестал функционировать гораздо раньше.
12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР,
явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно
Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,
законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в
середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей
территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в
центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное
управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные
учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали
уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых
входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах
союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по
таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов
между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка
мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс
СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления,
но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии
таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному
упрощению системы таможенных органов.
Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал
утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное
развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925
гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным
делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли
таможенные учреждения того времени.
В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к
отказу от экономической модели управления и доминированию административно-
командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс
затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию
таможенного дела. Значительно сократился оборот международного
пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых
связей.
Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали
играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.
Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый
Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был
значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).
Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий
всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было
отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через
входящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса).
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением
государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций
и борьба с контрабандой.
Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-
х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г.,
с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х
годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый
этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой
трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую
управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях
свободного рынка и демократического режима.
Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов
приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное
управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР
(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со
статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка
системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю
Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового
Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось
подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и
ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял
высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который
определял также основные направления дальнейшего развития таможенной
системы.
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими
управленческими структурами, а также непосредственным оперативным
руководством таможенным делом занималась Государственная
внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа
построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по
федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых
почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были
переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована
в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,
Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались
республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была
преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой
ограничивалась Приморским краем.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и
организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-
импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и
таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от
существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась
возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов
непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.
Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой
счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об
организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного
уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе,
принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного
управления. Предусматривалось создание двух координационных органов —
Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с
международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную
систему таможенных органов: центральный таможенный орган — региональные
таможенные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который
заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его
функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель
регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный
кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную
прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных
методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и
таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного
регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых
внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами.
Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким
и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного
регулирования.
Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового
Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать
принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Формирование национальных таможенных служб в России и других
государствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной
системы.
2. Структура государственных таможенных органов России
Государственный таможенный комитет России (ГТК)
Государственный таможенный комитет России - центральный орган
федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное
руководство таможенным делом в РФ (по седьмой статье Таможенного кодекса).
ГТК возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов.
Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию
таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по
таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства
всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не
только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и
координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях,
предусмотренных Таможенным кодексом РФ, а также иными актами
законодательства, ГТК России в праве издать в пределах своей компетенции
акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными
органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм
собственности, а также должностными лицами и гражданами.
ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК
России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами
предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например,
когда должностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).
Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и
обязанности, структура определяются в Таможенном Кодексе Российской
Федерации и Положении «О Государственном таможенном комитете РФ»,
утверждённом Указом Президента РФ от 25 октября 1994 года, а также другими
нормативными актами.
ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной
таможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы во второй статье
ТК РФ, статье 4 Положения «О ГТК РФ» и других нормативных правовых актах.
Основными задачами ГТК России являются:
V участи в разработке таможенной политики РФ;
V обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной
территории РФ;
V организация применения и совершенствование средств таможенного
регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов
развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий
для участия России в мирохозяйственных связях;
V организация и совершенствование таможенного дела в РФ;
V обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также
законодательства, контроль за исполнением которого возложен на
таможенные органы РФ;
V обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным
вопросам.
Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК
России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и
полномочия в общей форме определены в статье 11 Таможенного кодекса РФ;
непосредственно в статье 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК
России. Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах,
регулирующих деятельность таможенных органов.
Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ)
Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему
таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на
территории региона деятельности (подведомственного региона) под
непосредственным руководством ГТК России. Эта черта структуры таможенной
организации была унаследована от Советского Союза ввиду огромной территории
Российской Федерации - федеративная модель управления и таможенного
контроля является наиболее эффективной.
Функционируют следующие Региональное таможенное управление РФ:
Северо-Западное (г. Санкт-Петербург); Дальневосточное (г. Владивосток);
Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону); Поволжское (Нижний Новгород);
Восточно-Сибирское (г. Иркутск); Западно-Сибирское (г.
Новосибирск); Татарское (г. Казань); Уральское (г.
Екатеринбург); Калининградское (г. Калининград); Западное (г. Москва);
Московское (г. Москва); Дагестанское (г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).
В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на
территории подведомственного региона таможенные органы.
Основные задач РТУ РФ:
V реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного
региона;
V разработка и реализация в пределах своей компетенции в
подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства
таможенной территории РФ;
V разработка и реализация в пределах своей компетенции в
подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение
экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному
делу);
V обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции
таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном
регионе;
V обеспечение применения средств таможенного регулирования
экономической деятельности;
V обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления
контроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле и
других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на
таможенные органы РФ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|