Курсовая работа: Развитие сервисного обслуживания автомобилей
Курсовая работа: Развитие сервисного обслуживания автомобилей
Введение
По причине
повышения количества легковых автомобилей в Казани за последние годы, возросла
и роль станций технического обслуживания автомобилей.
Одной из
важнейших задач, стоящих перед работниками СТО является повышение качества
технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Решение этой проблемы
носит комплексный характер и осуществляется путём совершенствования системы
обеспечения СТО запасными частями, повышения уровня технической оснащенности
станций, улучшения организации и технологии обслуживания, ремонта автомобилей
на предприятиях автосервиса. Немаловажное место здесь занимает
совершенствование технического контроля. Известно, что без контрольно-
измерительной аппаратуры невозможно достаточно точно и эффективно оценить
техническое состояние автомобиля.
Развития
сервисного обслуживания автомобилей характеризуется относительно быстрым ростом
оснащенности СТО, созданием специализированных постов и участков. А это ставит
перед специалистами ряд важных практических задач, связанных с грамотной
эксплуатацией и рациональным использованием оборудования при обслуживании и ремонте
автомобилей.
В этой работе
рассматривается проект комплексной специализированной городской СТО по
обслуживанию грузовых автомобилей, для Приволжского района г. Казани, на 20
рабочих постов обслуживания с разработкой участка ремонта трансмиссии.
1. Конструкторская
часть
1.1 Расчёт
СТО легковых автомобилей
1.1.1
Исходные данные
1 |
Количество рабочих постов |
20 |
2 |
К1 - процент жителей обращающихся на СТО |
60%- 0,6 |
3 |
К2 - процент жителей обращающихся на
проектируемую СТО
|
30%- 0,30 |
4 |
n – количество жителей из 1000, имеющие
автомобили, чел. |
100 |
5 |
Режим работы СТО:
количество рабочих дней в году- Dpr
продолжительность смены, часов
количество смен
|
305
8
2
|
6 |
Трудоёмкость ТО и ТР на 1000 км пробега для
машин малого класса -t, чел. час/1000 км. |
3,4 |
7 |
Lr - среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей,
км |
12000 |
8 |
Кк- коэффициент, учитывающий климатический
район, умеренный. |
1,0 |
1.1.2
Схема производственного процесса на СТО
В основу
организации производства положена единая для всех городских станций функциональная
схема (рис. 1,1).
Рис. 1.1.
Функциональная схема производственного процесса СТО
1.1.2.1
Организация производственного процесса на СТО
В основу
организации производства положена единая для всех станций функциональная схема.
При приёмке автомобилей
в техническое обслуживание и ремонт, а также при выдаче автомобилей СТО должна
руководствоваться “Техническими требованиями на сдачу и выпуск из ТО и ремонта
легковых автомобилей, принадлежащих гражданам”.
Если при приемке
в процессе диагностирования будут выявлены неисправности автомобилей,
угрожающие безопасности движения, то они подлежат устранению станций по согласованию
с владельцами автомобилей. В случае невозможности выполнения этих работ (по техническим
причинам или при отказе владельца) проводится отметка в заказ - наряде -
“Автомобиль неисправен - эксплуатации не подлежит”.
После приемки
автомобиль направляется на соответствующий производственный участок. При этом
работы текущего ремонта предшествуют работам технического обслуживания. В случае
занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряд -
заказу, автомобиль поступает в зону ожидания, а оттуда по мере освобождения
постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ
автомобиль поступает на участок выдачи.
Перед выдачей
владельцу автомобиль должен быть принят техническим контролем. В случае
некачественного выполнения технического обслуживания и ремонта владелец может предъявить
станции рекламацию. Срок гарантии на работы ТО и ТР определены:
А) по ТО – 10
дней;
Б) по ТР – 30
дней;
С) по окраске
кузова - 6 месяцев.
Выявленные
неисправности устраняются станцией по согласованию с владельцем автомобиля. Для
сокращения простоя ремонт может осуществляться обезличенным методом путем замены
неисправных агрегатов и узлов на исправные.
Определение
технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов, выявление скрытых
неисправностей, а также контроль качества выполняемых работ, осуществляется с
помощью средств диагностирования. Диагностирование выполняется по заявке
владельца автомобиля, либо в соответствии с технологией работ и выполняется на
специальных участках диагностирования. Результаты диагностирования фиксируются в
“Карте контрольно-диагностического осмотра автомобиля”, которая выдается
владельцу автомобиля.
При
оформлении заказа на техническое обслуживание по требованию владельца
автомобиля, СТО выполняет неполный объем работ.
В связи с
тем, что поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных
по наименованию и объему работ ТО и ТР, организация станции обеспечивает выполнение
любого их сочетания, т.е. обладает достаточной гибкостью технологического
процесса ТО и ТР. На практике это удовлетворяется применением метода
технического обслуживания и ремонта на универсальных постах.
При таком
методе организации технологического процесса посты бывают тупиковые и
проездные. Первые используются для техобслуживания и текущего ремонта, а вторые
при проведении уборочно-моечных работ.
1.1.2.2
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Эксплуатация
подвижного состава неразрывно связана с необходимостью выполнения работ,
которые можно разделить на две принципиально различные по характеру и
назначению группы. Одна группа этих направлена на поддержание, а другая на
восстановление технического состояния автомобилей. Весь комплекс работ по
обеспечению технически исправного состояния подвижного состава состоит из
технического обслуживания и ремонта.
Техобслуживание
предназначено:
а)
поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем
виде;
б)обеспечивать
надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей
среды, уменьшить интенсивность изменения параметров технического состояния;
в)
предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного
устранения.
Техобслуживание
имеет профилактический характер, оно выполняется принудительно в плановом
порядке через заранее установленный пробег.
Техническое
обслуживание №1 (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей
и предупреждения неисправностей путем выполнения контрольных, крепежных,
регулировочных, смазочных и других работ.
ТО-1
выполняется обычно через 1600-1800 км. пробега. Далее приводятся основные
работы, выполняемые при ТО-1:
- проверка
состояния и крепления бампера, оперения, номерных знаков, двигателя,
брызговиков колес;
- проверка
состояния кузова, стекол, замков, стеклоподъемников, ограничителей открывания
дверей, крепление и установка зеркал заднего вида;
- проверка
болтов крепления дисков колес;
- проверка
состояния привода и свободного хода педали сцепления и тормоза;
- проверка
крепления осей педалей сцепления и тормоза, рулевых тяг, люфт рулевого колеса,
подшипников ступиц колес;
- проверка
состояния и крепления амортизаторов, крышек картера рулевого механизма,
трубопроводов;
- проверка
шарниров карданного вала, крышек подшипников;
- проверка
действия тормозного привода колес;
- проверка
крепления маслофильтра, масляного радиатора, натяжения ремня генератора и
водяного насоса, опор двигателя и масляного картера, радиатора, топливного бака
и стартера, проводов высокого напряжения, генератора, реле-регулятора, катушки
зажигания, выключателя зажигания;
- проверка
работы двигателя и герметичности систем охлаждения и смазки;
- проверка
состояния системы управления карбюратором и узлов системы питания;
- проверка
герметичности и крепления топлива проводов;
- проверка
состояния, крепления и работы стеклоочистителей;
- проверка
действия и состояния звукового сигнала, фар подфарников, переключателя света, ламп
щитка приборов, указателей поворотов, стоп-сигналов, и заднего фонаря;
- проверка
состояния АКБ;
- смазать
узлы трения;
- проверить
уровень масла в картерах двигателя, КПП, заднего моста, рулевого управления;
- смазать
выжимной подшипник сцепления и т. д.
Здесь
перечислены далеко не все работы ТО-1, по мере надобности в большинстве своем
они выполняются раньше, как текущий ремонт.
Техническое
обслуживание №2 (ТО-2 ) выполняется обычно через 8000-9000 км. пробега и
включает в себя все вышеперечисленные работы ТО-1, к которым прибавляется еще перечень
дополнительных работ:
- осмотреть
автомобиль и определить потребность в ремонте кузова, оперения, окраски;
- проверить
действие спидометра, указателя и датчика давления масла, амперметра, тахометра,
указателя и датчика уровня топлива;
- легкость
пуска и работу двигателя на разных режимах, состояние цилиндропоршневой группы,
газораспределительного и кривошипно-шатунного механизма, герметичность систем смазки
и охлаждения двигателя, давление в системе смазки, работу системы вентиляции
картера;
- проверить
крепление и при необходимости закрепить водяной насос, вентилятор, глушитель,
картеры двигателя и сцепления;
- укрепить
головку блока цилиндров;
-
отрегулировать тепловые зазоры клапанов;
- произвести
регулировку сцепления;
- проверить
работу приборов электрооборудования (прерывателя-распределителя или
датчика-распределителя, свечей, катушки зажигания, стартера генератора, реле- регулятора,
состояния проводки, правильность света фар, уровень и плотность электролита;
-
отрегулировать длину тяги карбюратора и тягу привода воздушной заслонки;
-
отрегулировать работу двигателя на min обороты;
- подзарядить
F5 АКБ;
-
отрегулировать зазор между контактами прерывателя;
- сменить
провода высокого напряжения;
- проверить работу
бензинового насоса, уровень топлива в карбюраторе, расход топлива;
-
отрегулировать звуковой сигнал;
- проверить
состояние трубопроводов тормозной системы;
- прокачать
систему гидропривода тормозов;
- проверить
состояние тормозных дисков и барабанов, накладок колодок, оттяжных пружин и
подшипников ступиц колёс;
- проверить
наличие самовыключения передач в КПП, при нагрузке, наличие шумов и стуков;
- работу
заднего моста при max нагрузке;
-
отрегулировать углы установки колёс;
- проверить
люфт и величину трения в рулевом механизме;
- проверить
состояние дисков колёс и переставить колёса согласно схеме;
- заменить
масло в двигателе;
- сменить
масляный фильтр;
- прочистить
воздушный фильтр;
- смазать
детали автомобиля в соответствии с картой смазки.
Возможны
дополнительные работы ТО-2 в зависимости от износа агрегатов и узлов
автомобиля.
Текущий
ремонт автомобилей производится на постах ТР и на специализированных участках:
агрегатно-механическом, ремонта АКБ, ремонта электрооборудования, ремонта топливной
аппаратуры, обойном, кузовном, малярном.
На постах
текущего ремонта выполняются разборочно- сборочные работы, регулировочные и
крепёжные работы, а также устраняются мелкие неисправности. Их объём составляет
40% общего объёма работ текущего ремонта, а с учётом мелких работ по ремонту
кузова - 50%.
Устранение
мелких неисправностей проводится на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и
механизмы, снятые с автомобиля, направляются на соответствующие
специализированные участки для проведения необходимых работ, после чего они поступают
на участок текущего ремонта и устанавливаются на автомобиль.
Значительная
доля общего объёма текущего ремонта (около 25%) приходится на кузовные и
малярные работы. Примерно 10 - 15% автомобилей, поступающих на СТО, требуют
проведения кузовных и малярных работ.
1.1.3
Расчёт производственной программы
1.1.3.1
Расчёт годового объема работ
Приблизительный
расчёт годового объема работ по ТО и ТР:
где, Nсто – количество условно
обслуживаемых на СТО автомобилей.
LГ
- среднегодовой пробег автомобиля, км.
tТО- ТР
− -нормативная удельная трудоёмкость ТО и ТР, чел.- ч./.1000 км.
Трудоёмкость
tТО-ТР:
tТО-ТР =
где, -коэффициент
учитывающий число рабочих постов станции, 1.
-
коэффициент, учитывающий климатический район, 1.
−
нормативная трудоёмкость установленная ОНТП в зависимости от класса легкового
автомобиля и приблизительно составляет 3,4 чел. ч./1000км.
tТО-ТР =
3,4Ч1,0Ч1,0 =3,4 чел.- ч.,
Реально на
автосервисе выполняется 20-35% трудоёмкости ТО и ТР для отечественных автомобилей
и 80-90% для иномарок, приблизительно берём 70%.
tТО-ТР =
3,4Ч0,7 =2,4 чел.- ч.,
В данном
районе проживают, около 145000 человек, из 1000 проживающих в среднем имеют
автомобили 260 человек, 60 % посещают автосервисы и 30% посещают проектируемую СТО.
Nсто=
Nсто= авт.;
чел.- ч.
Принимая объем
работ выполняемых на участках в размере 25% от трудоемкости постовых работ,
получим годовую трудоемкость по станции:
,
чел.- ч.
Годовой объем
уборочно-моечных работ:
где, - число
заездов в год на УМР;
-
средняя трудоёмкость УМР, чел.-ч.(0,2).
Уборочно-моечные
работы будут выполняться перед ТО и ТР, а также для 10% условно обслуживаемых
автомобилей с периодичностью 2000 км.
= Nз + (12000ЧNстоЧ
0,1/2000);
= 3915+(12000Ч2160Ч0,1/2000)= 5211
Годовой объем
уборочно-моечных работ составит:
= 16625 Ч
0,2 = 1042 чел.- ч.,
Годовой объем
вспомогательных работ:
Вспомогательные
работы (Твс) принимаем в размере 30% от годовой трудоемкости:
чел.-ч.,
Общая годовая
трудоемкость работ СТО равна: 122590 чел.- ч.,
Перечень всех
работ СТО и соответствующие этим работам трудоемкости представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
№, пп |
Виды работ |
Распределение трудоемкости по видам работ |
% |
Тг, чел.- ч. |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
|
Диагностические
ТО в полном объеме
Смазочные
Регулировочные
Ремонт и регулировка
тормозов
Электротехнические
По приборам системы питания
Аккумуляторные
Шиномонтажные
Ремонт узлов и агрегатов
Кузовные и арматурные
Окрасочные иантикоррозионные
Обойные
Слесарно-механические
|
4
10
2
4
3
4
4
2
1
8
28
20
3
7
|
3758
9396
1879
3758
2819
3758
3758
1879
939
7517
26309
18792
2819
6577
|
|
Итого |
100 |
93960 |
15
16
|
Уборочно- моечные работы
Вспомогательные
|
-
-
|
1042
28188
|
|
ВСЕГО |
|
120590 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|