рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Декоративное оформление детской одежды различных возрастных групп

Головные уборы

Головной убор должен соответствовать времени года и климатическим условиям. В зимнее время лучшим головным убором для школьников служит меховая шапка-ушанка, “уши” которой могут быть подняты или опущены. Для девочек – меховые шапки на подкладке. Их следует носить лишь в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются Вязаные шерстяные шапки (типа шлема).


2.4 Ассортимент детской одежды

Современная одежда разнообразна по форме, конструкции, материалам и назначению. Вся многообразная одежда, выпускаемая промышленностью, подразделяется на ассортиментные группы в зависимости от ее назначения. Ассортиментной группой называется ряд промышленных изделий, выполняющих одну функцию (ряд изделий одного назначения).

Ассортимент — ряд промышленных изделий, сформированный комплексно на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью.

Понятие ассортимента в дизайне связано с понятием функции.

Функция — назначение изделия.

Функциональность — соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека. Если в начале своей истории человек довольствовался крайне примитивными формами одежды, то по мере усложнения и дифференциации видов его деятельности появилась потребность во все новых видах одежды. Первоначально в особую группу выделилась церемониальная одежда, которую носили жрецы и правители, военная одежда, затем одежда для работы и праздничная одежда. В Древней Греции возник театральный костюм. Образ жизни человека все время изменяется и усложняется — соответственно увеличивается число видов одежды, предназначенной для выполнения определенных функций. Отпадает необходимость в одних видах одежды (например, уже к концу XVI в. металлические доспехи теряют свою актуальность в связи с распространением огнестрельного оружия), и возникает потребность в других видах (например, в одежде для занятий спортом).

Современная одежда делится на ассортиментные группы в зависимости от следующих факторов:

полового признака и возраста;

способа изготовления;

сезона;

функции (назначения); стиля.

Поло-возрастное деление одежды. Первоначально одежда разделялась на мужскую и женскую. Например, в Древнем Египте носили набедренные повязки: мужчины — схенти, а женщины — калазирис. Однако степень различия мужской и женской одежды зависела от многих условий: образа жизни, религиозных требований, традиций. У кочевых народов, например у скифов, различия между женским и мужским костюмом были не столь ярко выражены, как у оседлых народов. Часто одежда для мужчин и женщин имела одинаковый покрой, а различалась только по длине: например, в Древнем Вавилоне и Ассирии и мужчины, и женщины носили рубашки (канди). В европейском костюме, который сформировался на основе одежды западных варваров, в раннем средневековье мужскую и женскую одежду кроили одинаково. Мужская туника (шенс) отличалась только меньшей длиной и наличием разрезов спереди и сзади для обеспечения удобства при верховой езде. Самое главное отличие мужского костюма от женского заключалось в том, что мужчины с туникой носили штаны, а женщины — нет. Носить одежду другого пола считалось «тяжким» грехом (в чем, например, обвинили Жанну д'Арк во время судебного разбирательства, и это послужило одним из оснований для предания ее казни — сожжению на костре). Но по мере развития и усложнения конструкции одежды в Западной Европе мужской и женский костюм все более различаются: женщины носят приталенные платья с длинными юбками, а мужчины — штаны с различными видами плечевой одежды. В костюме в большей или меньшей степени проявляются половые признаки.

В современном костюме также сохраняется деление по признаку пола, однако не всегда возможно провести четкую границу между мужской и женской одеждой: женщины теперь повсеместно носят брюки, а мужчины иногда — юбки. Во второй половине 1960-х гг. сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в современном обществе. «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представителей разных полов — например, джинсы, трикотажные майки и джемперы, кроссовки и стеганые куртки. Уже не имеет большого значения, на какую сторону застегивается одежда — на мужскую (слева направо) или на женскую (справа налево). Дальнейшее стирание границ между мужской и женской одеждой прогнозирует итальянский дизайнер одежды Дж.Армани: «Дизайнеры уже активно используют «мужские» ткани в женской одежде... В общем, мода идет к тому, чтобы полностью смешать понятия мужского и женского в тканях, цветах, конструкциях».

По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную. Швейная — одежда, выкроенная и сшитая из ткани либо из какого-либо другого материала (меха, кожи и т.п.). Трикотажная — одежда, связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине. Изначально возник трикотаж, связанный вручную. Предположительно уже в Древней Греции часть пряжи использовали для вязания. Элементы из трикотажа присутствовали в народном костюме (вязаные носки, рыбацкие свитера). В позднем средневековье и в эпоху Возрождения появляются трикотажные детали и в модном европейском костюме: штаны-чулки (кальце в Италии), чулки, перчатки, нижние мужские куртки с вывязанными узорами, имитирующими рисунки на тканях (испанские корпесуэло). В 1589 г. была создана первая вязальная машина для изготовления чулок англичанином У.Ли. Однако долгое время трикотажные дополнения к костюму ограничивались чулочно-носочными изделиями и перчатками. В XIX в. складывается особая группа одежды из трикотажа. Например, в 1820-е гг. популярны платья, связанные на спицах. В конце века в моду входят вязаные «пальто для дачи», а также вязаные шали и накидки. Во второй половине XIX в. распространяется одежда из трикотажа для занятий спортом. Практически все классические формы трикотажной одежды возникли в Англии первоначально как спортивная мужская одежда (для игры в гольф, поло и т.п.): джемпер, свитер и т.д. В начале XX в. появляются трикотажные трико для пловцов и гимнастов и нижнее белье из трикотажа. В 1920-е гг. трикотажная одежда превращается в модную повседневную — пуловер или кардиган носят с рубашкой и галстуком вместо пиджака в неофициальной обстановке. К. Шанель ввела в моду трикотажную одежду для женщин, заимствовав из мужского гардероба джемперы, пуловеры и кардиганы. Именно тогда появились классические сочетания вещей из трикотажа — «двойки» (джемпер — кардиган или жилет) и «тройки» (джемпер — юбка — кардиган). С тех пор одежда из трикотажа занимает прочные позиции в гардеробе современного человека. В 1950—1960-е гг. в моде одежда для отдыха из набивного шелкового трикотажного полотна (модели итальянского модельера Э. Пуччи). В 1970-е гг. появляется нарядная одежда из трикотажа (ее ввели в моду итальянка Л. Бьяд-жотти и француженка С.Рикель). В моду входит верхняя одежда из трикотажа (пальто и полупальто). В 1980-е гг. ш широко распространяются трикотажные изделия с лайкрой. Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя, белье, платья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шапки, перчатки, детали обуви и аксессуары (например, сумки). Недаром трикотаж называют одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурентов, столь же универсальных и комфортных.

В современной одежде существуют следующие классические формы одежды из трикотажа:

Фуфайка — теплая вязаная рубашка или безрукавка.

Джемпер — вязаная фуфайка с рукавами без воротника и без застежки, как правило, с круглым воротом, надеваемая через голову.

Пуловер — трикотажная фуфайка с рукавами без воротника и без застежки, с V-образным воротом.

Свитер — трикотажная фуфайка с рукавами без застежки, надеваемая через голову, с высоким воротником, закрывающим шею.

Водолазка — трикотажный свитер с высоким воротником из тонкой пряжи (шерсть, шелк, хлопок, смешанные волокна).

Твинсет — женская короткая трикотажная кофточка с круглым вырезом и застежкой под горло.

Кардиган — трикотажный жакет с застежкой и V-образным вырезом.

Майка — трикотажная рубашка без рукавов и воротника, без застежки.

Футболка (ти-шотка) — первоначально спортивная трикотажная рубашка с отложным воротником, с короткими или длинными рукавами. В 1942 г. трикотажная рубашка белого цвета с короткими рукавами и круглым воротом стала частью обмундирования военного флота США. Впоследствии на футболках стали печатать название военного корабля или военной базы. В 1950-е гг. футболка стала популярной одеждой молодых людей после кинофильмов с участием М.Брандо — «Трамвай "Желание"» (1951) и «Дикарь» (1953), который носил футболки. Во второй половине 1960-х гг. футболки начинают носить и девушки.

Поло — спортивная рубашка с мягким отложным воротником и застежкой до середины груди.

Тенниска — трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами и застежкой «поло».

«Рубашка Лакоста» — спортивная трикотажная рубашка (первоначально из трикотажа в сеточку) с воротником и застежкой «поло», с короткими рукавами, заканчивающимися резинкой. Была запатентована в 1933 г. французским теннисистом Р.Лакостом, который придумал нашивать на груди этой тенниски эмблему в виде крокодила. Первоначально эта рубашка предназначалась для игры в теннис.

«Платье-труба» — платье из трикотажной «трубы», в котором отсутствуют вытачки, рельефы и боковые швы. Вошло в моду в 1980-е гг. благодаря французскому модельеру тунисского происхождения А.Алайя. Существует также «юбка-труба».

Рейтузы — длинные вязаные узкие брюки (первоначально для верховой езды).

Лосины, легинсы — первоначально длинные узкие штаны из оленьей кожи или замши, часть военного костюма или костюма для верховой езды. Сейчас — женские рейтузы длиной до щиколоток из эластичных материалов (лайкра, ластик). Вошли в моду в 1980-е гг.

Тренировочные брюки — первоначально (в 1930-е гг.) широкие трикотажные брюки, затем — узкие брюки, заканчивающиеся резинкой, манжетой или штрипкой.

Велосипедки — спортивные брюки длиной до колена или немного ниже из эластичных материалов. Вошли в моду в конце 1980-х гг.


Глава 3 Виды декоративных отделок в детской одежде

3.1 Художественно – конструктивные средства, используемые в художественном оформлении детской одежды

Прежде чем говорить об основных видах отделки в детской одежде нужно сказать несколько слов о стиле в одежде, ведь он непосредственно связан с оформлением одежды различных видов.

Под стилем понимают совокупность признаков, характеризующих одежду определенного периода времени и назначения. Стиль костюма можно рассматривать в историческом аспекте, во взаимосвязи со стилем в архитектуре, предметами быта, прикладным и изобразительным искусством. В современной моде художники выделяют в основном четыре стиля: классический, спортивный, фантазийный и народный. В журналах мод можно встретить и другие названия, но все они могут быть отнесены к одному из перечисленных, например деловой и элегантный – к классическому, женственный и романтический – к фантазийному.

Классический стиль характеризуется классическими формами костюма, в которых найдено равновесие между эстетической и улитарной функциями. Примерами могут служить английский костюм, свитер, строгая блузка, юбка в складку, пальто покроя реглан, фрак, платье – рубашка, брюки пиджак, сапоги. В одежде классического стиля используются материалы характерной цветовой гаммы, определенной фактуры и волокнистого состава. Это шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, однотонные, сдержанной цветовой гаммы или с рисунком в горох, клетку, рубчик, «ёлочку», полоску. Крой изделий простой и лаконичный; отсутствуют лишние детали и украшения.

Спортивный стиль позволяет использовать самые различные материалы в их сочетаниях как по фигуре, так и по цвету. Цветовая гамма изделий яркая и неожиданная. Используется множество деталей: отлетные и накладные кокетки, карманы, пояса, шлёвки, погончики, различная металлическая фурнитура и разнообразные виды застежки, крупная отделочная строчка.

Фантазийный, или женственный, стиль часто характеризуется использованием необычных и нежных по цвету металлов. Отделочные элементы в виде кружев, сборок, воланов, бантов, шлейфов, поясов дополняют этот стиль, делают его более воздушным и нарядным. Используется необычный сложный крой: драпировка, подрезы, сложные рельефы, вытачки, ассиметричные и веерные складки.

Народный стиль связан непосредственно с народным костюмом, его орнаментом и кроем. Широко используется в различных видах повседневной и нарядной одежды. Кружева, тесьма, народная вышивка обогащают современный костюм в народном стиле, делают его уникальным и неповторимым.

Для формирования различных поверхностей в одежде используют следующие художественно – конструктивные средства: вытачки, декоративно – конструктивные швы, кокетки, складки, сборки, подрезы, драпировки, буфы.

Вытачки используются для преобразования двухмерной поверхности материала в трехмерную криволинейную. Они подразделяются на открытые и закрытые.

Открытые вытачки располагаются на краю детали, например вытачки на выступление лопаток, грудных желез, локтевые, по окату рукава, закрытые – внутри детали, например в цельновыкраенном платье по линии талии.

По форме сторон вытачки могут быть прямыми, криволинейными и фигурными, состоящими из прямых и криволинейных линий.

По технологии обработки различают вытачки: заутюженные в одну сторону, проутюженные относительно центральной линии выточки, разрезные, заутюженные и разутюженные.

Форма выточек и их расположение относительно направления нити основы ткани, применяемые методы обработки, количество и направленность фигуры, степень совпадения с ним конца выточки – все это на образование формы поверхности одежды.

Декоративно – конструктивные швы. На поверхности одежды различают соединительные швы и декоративные линии.

К соединительным швам относятся плечевые, боковые, швы проймы, горловины, локтевые и передние швы рукавов, а также рельефные швы на полочке, спинке, рукаве. Соединительные швы в одежде выполняют следующие функции:

- соединительно – конструктивную;

- конструктивно – декоративную;

- декоративно – соединительную.

Подрезы предназначены для образования сборочной формы поверхности изделия, которая получается при соединении соединительным швом двух деталей или сторон разрезной вытачки со сборкой (складкой) удлинённой части детали. Подрез несёт конструктивно – декоративную нагрузку и участвует в создании декоративной формы изделия.

Драпировка заключается в укладывании материала на поверхности изделия в свободно лежащие или ниспадающие складки с их последующим закреплением. Различают два вида драпировок. Первый вид драпировки, основанный на использовании вытачек и переносе их на один срез детали, выполняет конструктивно – декоративную функцию. Второй вид драпировки выполняет только декоративную функцию и имеет много разновидностей, создающих своеобразные варианты сборчатой формы поверхности изделия: трубчатые, каскадные, лучевые, пазушные, радиальные.

Складки выполняют в большинстве случаев конструктивно - декоративную, а иногда и утилитарную функции, обеспечивая свободу шага в изделии. В женских платьях, блузках и юбках в складки закладывают растворы вытачек. С кладки – классическое средство создания разнообразных моделей одежды, зрительное восприятие которых вызывает чувство эстетического совершенства.

Складки подразделяются на односторонние, в том числе «плиссе», байтовые, встречные, веерные, «гофре», лучевые и веерные байтовые. По методам обработки и закрепления складки могут быть мягкими и фиксированными. Фиксация складок осуществляется с помощью глажения, влажно – тепловой обработки и прессования изделия, а также с применением отделочных закрепляющих строчек и специальных пропиток. Складки могут быть мелкими и глубокими. Самые мелкие складочки – «плиссе» и «гофре», изготовляют с помощью специальных пресс – форм. Складки образуют ломаные поверхности, состоящие из регулярно или чередующихся зубчатых линий. Для фиксированных складок практически характерна неизменность горизонтальных сечений на различных уровнях изделия.

Сборки образуют при стягивании материала нитками, эластичной тесьмой, и используются самостоятельно или в виде буф. Сборки выполняют как декоративную, так и конструктивно – декоративную функции (при замене вытачек, для создания объёма в области бедер). Широко используется в женской и детской одежде. Сборки образуют незакономерную сборчатую форму поверхности, описываемую на горизонтальной сечении волнистой линией. Причем кривизна элементарных участков линий горизонтальных сечений уменьшается по мере удаления от места формирования и закрепления сборки. В женской одежде также применяют защипы – мелко застроченные складочки «на ребро», которые выполняют конструктивно – декоративную или декоративную функцию. Защипы практически обеспечивают создание гладких, но рельефных форм поверхности, исключая случаи, когда они затрачиваются до определенного уровня, ниже которого образуется сборочная поверхность.

Фалды, клёш – приём формообразования ткани путем придания ей конусообразной поверхности используется для создания формы поверхностного основания деталей. Конусообразная поверхность может быть гладкой формы (юбки малый клёш) и ломанной в виде конических рельефных равномерных складок. При создании фалд используются ткани с хорошей драпируемостью, а также косой детали и другие способы. К декоративно – конструктивным элементам в одежде относятся ХКП, наслаивающиеся на основную поверхность и заполняющие её. Это карманы, паты, манжеты, шлевки, застежка, планки, воротники и др. В женской и детской одежде широко используются различные банты, воланы, рюши, кокилье и жабо, несущие в основном декоративную нагрузку.

3.2 Декоративно – конструктивные элементы, используемые в оформлении детской одежды

Вышивка бисером, отделка бисером, бисероплетение - это метод украшения одежды, тканей при помощи бисера. Вышивка бисером, выполненная квалифицированным мастером, художником может из самого заурядного элемента женской одежды сделать просто шедевр, от которого не смогут оторвать взгляд окружающие. Это касается и джинсов, и вечерних платьев, и даже нижнего белья.

Самые древние бусы - это бусы, возраст которых превышает 40 000 лет. Учёные полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Так или иначе, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером, в частности, отделка и вышивка бисером, стразами, пайетками. И это не только молодёжные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса – великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи, великолепные вечерние наряды и свадебные платья, корсеты. В последние годы стало особенно модным иметь вещи, украшенные бисером, начиная с топов и заканчивая меховыми изделиями.

Вышивка на ткани также известна с древних времён. Сначала люди вышивали амулеты, образы животных, оберегов, божеств. В древней Руси вышивали платья знатным особам. Вышивка производилась в основном красными или золотыми нитями. На этих платьях вышивали образы солнца, этот символ указывал на высокий социальный статус данной особы, его силу, богатство. Так же очень часто пользовались вышивкой простые крестьяне. Вышивали они незамысловатые узоры, простые геометрические фигуры, образы полевых цветов и т.д. В наше время вышивка в декоративном оформлении одежды используется очень редко, некоторые её элементы можно увидеть на карманах джинсовых изделий, на манжетах и рукавах.

Отделка костюмов кружевом и лентами. Кружева, как и бисер, в древности были дорогим удовольствием. Первые кружева появились в Италии. Кружева использовались для украшения платьев знатных особ и дворянства. Кружевами украшали воротники, манжеты рукавов, нижнее бельё, сорочки знатных особ. Секрет изготовления кружева держался в строгом секрете и у каждого мастера была своя «изюминка» в изготовлении конкретного вида кружева. В дальнейшем кружева стали доступны и простому народу, сегодня кружева широко используются в декоративном оформлении детской одежды. Украшают кружевами детские головные уборы, воротники, нижние срезы изделий, манжеты рукавов, иногда нижние срезы брюк. Лентами оформляют нижние срезы, используют их в качестве ремня, элементов сборок и т.д.


Заключение

Итак, детская одежда всегда развивалась в русле общих эстетических требований к костюму, и ее характер в значительной степени зависит от сложившейся на данном отрезке времени структуры костюма.

Медико-биологические исследования, проводимые во всех промышленно-развитых странах, констатируют более быстрое в наш век физическое созревание подрастающего поколения (так называемая акселерация). Физическая и, как правило, нравственная зрелость семнадцатилетних демонстрирует их «взрослость». Поэтому моделирование костюма, начиная с этого возраста, проходит по принципам моделирования одежды для взрослых.

В те периоды истории развития культуры, когда костюм следовал за формами фигуры человека, образовывался по принципам ниспадания или свободного облегания, детская одежда благоприятствовала жизнедеятельности и развитию ребенка: не стесняла внутренних органов, не сковывала движений (романский и готический стили).

В иные периоды, когда в обществе господствовал костюм, основанный на каркасной системе его организации (корсеты, кринолины и пр.), одежда пагубно влияла на детский организм: деформировалась грудная клетка, смещались внутренние органы, нарушалось кровообращение, что приводило к тяжелым заболеваниям (костюм эпохи испанского Возрождения, стиль Барокко). Каркасная основа костюма оказывала пагубное воздействие и на психику ребенка: скованность движений способствовала развитию флегматичности, отчужденности. Общие изменения в костюме, происшедшие к XX в. (утверждение оболочковой системы в организации костюма, упрощение форм костюма, соответствие их функциональным потребностям жизнедеятельности человека) отразились и на формировании детской одежды. Детская одежда все больше стала соответствовать фазам роста ребенка, приобретать свое художественно-образное выражение.

Список использованных источников

1.  Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. — М.: Академия, 2000.

2.  Кильпе М.В. Композиция. — М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 1996.

3.  Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

4.  Платов Ю.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1990.

5.  Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. — М.: Академия моды, 1996.

6.  Линдсей Я., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию). - М.: Мир, 1974.

7.  Горина Г.С. Моделирование формы одежды. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

8.  Кудимова Л.Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды. Учебное пособие. - Л.: ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1983.

9.  Методика художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1978.

10.  Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Под ред. Т.В. Козловой. — М.: Легпромбытиздат, 1990.

11.  Пармон Ф.М., Бадеева М.О. Художественное моделирование промышленных образцов: Учебное пособие. — М.: Легпромбытиздат, 1986.

12.  Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. — М.: Легпромбытиздат, 1997.

13.  Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.

14.  Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды, — М.: Легкая индустрия, 1972.

15.  Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. — М.: Легпромбытиздат, 1996.

16.  Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. — М.: Аутопан, 1993. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика. — М.: Аутопан, 1994. Лебедев Ю. С. Архитектура и бионика. — М.: Наука, 1971.

17.  Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. — М.: Высшая школа, 1972. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. — М.: Знание, 1987. Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера: Учебное пособие. — М.: МТИ им. А.Н.Косыгина, 1980.

18.  Яковлев В.Г. Проблемы художественного творчества. — М.: Высшая школа, 1972.

19.  Акилова 3.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. — М.: Легпромбытиздат, 1995. Колейчук В.Ф. Кинетизм. — М.: Галарт, 1994.

20.  Стриженова Т. Из истории советского костюма. — М.: Советский художник, 1972. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.

21.  Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. — М.: Легпромбытиздат, 1987.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.