рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Декоративное оформление детской одежды различных возрастных групп

Младенцев продолжали свивать, а детскую одежду шили подобно взрослой, хотя совсем маленьким разрешали играть в их рубашках в детских. Маленьких девочек и мальчиков одевали одинаково: в длинные юбки и чепчики или капоры. В возрасте трех-четырех лет одежда мальчиков становилась более мужской; девочки носили капоры до девяти лет.

Мужчины гражданского сословия, как правило, носили кинжал, а до начала XVI в. еще и шпагу, на поясе (кушаке) или ремне. Кушак вначале носили диагонально по бедрам, прикреплялся к нему кошель с ремешком, через который можно было просунуть кинжал, который мог также прикрепляться непосредственно к поясу или кушаку. К 1510 г., с введением в обиход парадной шпаги, которую носили в основном горожане, принадлежавшие к высшему сословию, пояс для шпаги подвешивался наискось и часто соединялся с горизонтальным кушаком, кинжал носили, как и прежде, висящим на цепи или шнуре с кистями. К середине XVI в. кушак следовал линии талии на дублете и должен был кроиться по кривой; шпагу носили на боковом крепеже, тщательно отрегулированном так, чтобы она висела на нужной высоте и под нужным углом, кинжал должен был крепиться к кушаку сзади под углом.

В эпоху Возрождения продолжали использоваться все материалы, известные в готический период, но повысилось их качество. Англия, ведущий производитель шерсти, имела центры ткачества в Йоркшире, на востоке и на западе страны. Английское тонкое шелковистое сукно и более грубое шерстяное сукно «керзи» шли на экспорт по всей Европе Узорчатые шерстяные ткани и полотно импортировались также из Голландии. Большая часть шелковых тканей по-прежнему производилась в Италии, а также некоторые недорогие виды шерстяных тканей и тафта (путешественникам советовали носить дублеты с подкладкой из тафть: для отпугивания блох). Канаус, атласы и бархат, так же как шерстяные и полотняные ткани, часто украшались вышивкой, золотой и серебряной тесьмой и блестками или ажурным рисунком, состоящим из небольших дырочек или коротких разрезов (на ткани или уже на готовой одежде), расположенных в виде узора, сквозь который просвечивала подкладка другого цвета. Узорчатые шелка включали дамаск с узорами одного цвета; одно- или двухцветную парчу, часто вышитую золотом; и узорчатый бархат, производство которого в XV—XVI вв. достигло совершенства, непревзойденного до сих пор; узор, часто на золотом фоне, находился под роскошным шелковым ворсом, вытканным в два или три уровня с группами золотых петель для завершения отделки. Этот бархат был характерным для роскоши эпохи Возрождения, когда любили выставлять напоказ свое богатство.

В эпоху возрождения детская одежда начиная с трёхлетнего возраста ребёнка стала более интенсивно делиться по половозрастным признакам, что дало толчок для более смелых экспериментов в оформлении и пошиве детской одежды.

1.3 Семнадцатый век

Семнадцатый век был временем экспериментов и научных открытий, растущей свободы мысли и слова, расширения общения благодаря достижениям в области книгопечатания и распространению грамотности. По мере развития внешней торговли и колонизации границы знакомого мира продолжали расширяться: торговые связи с Россией, Индией и Китаем, а также контакты с Африкой и Америкой принесли большие богатства Англии и Голландии и дали огромную власть дворянам (аристократам), назначенным управлять новыми территориями. Большую часть прибыли, полученной от европейских завоеваний благодаря торговле шелками, специями, драгоценными металлами, украшениями, тропической древесиной, табаком, сахаром и промышленным сырьем, получили английские купцы и работорговцы.

Это одновременно было время конституционного, религиозного и политического брожения в Европе. Хотя Англия и осталась в сравнительном отдалении А* потрясений, принесенных Тридцатилетней войной (1618—1648), и ее духовная жизнь мало изменилась в течение первых сорока лет нового века, в стране росло влияние двух фундаментальных направлений: религиозного и конституционного. Пуританизм становился враждебным англиканской церкви, основанной при Генрихе VIII, и угрожал всей политической структуре, приведя к Гражданской войне и казни короля в 1649 г. Но в 1660 г. монархия была восстановлена, а к 1688 г. была установлена парламентская монархия — совершенно новый вид правления.

В течение всего столетия Новый Свет открывал возможности и давал убежище людям, гонимым за религиозные убеждения. Население Америки в то время было смесью разных национальностей, каждая из которых принесла с собой собственную моду и фасоны. Большое значение придавалось одежде как символу положения в обществе, хотя фасоны и менялись медленнее, чем в Европе. Бедные поселенцы сами ткали и шили одежду; богатые заказывали наряды в Англии или Франции.

Постепенный отход от чрезмерной пышности и усложненности туалетов начался в первое десятилетие нового века. Сначала ушли набивка и фижмы (за исключением Испании). Накрахмаленные плоеные воротники дожили до 1630-х годов среди тех, кто придерживался консервативного стиля: губернаторы американских колоний носили их с длинными мантиями, напоминая ученых XVI в. После избавления от чопорности из моды вышли лишние украшения; мелкими разрезами сменились длинные вертикальные прорези на одежде. Богатые гладкие или текстуриро-ванные ткани, особенно бархат и атлас, падающие естественными складками, мягких глубоких оттенков или светлых ясных цветов, широкое кружево, узкая тесьма и ряды мелких пуговиц были характерными особенностями одежды 1630—1650 гг.

Детей продолжали одевать в подобие взрослой одежды, а модные длинные висячие верхние рукава служили «поводками» для детей, учащихся ходить. Постепенно они превратились в длинные полоски материала и использовались также в XVIII в. Мальчики по-прежнему до четырех лет носили юбки, но не страдали от неудобств, причиняемых их сестра.

Грим, использовавшийся уже в XVI в., приобретал все растущую популярность у женщин богатых сословий. С 1640-х гг. в моду вошли мушки небольшие кусочки черного бархата или шелка разной формы, которые прикреплялись к лицу с помощью смолы мастикового дерева. Как грим, так и мушки были в ходу к концу века и у мужчин-щеголей. За щеками носили пробковые шарики, чтобы придать им округлость, графитные щеточки использовались для чернения бровей. Маски носили на улице для защиты лица, а ночные маски покрывали изнутри притираниями для разглаживания кожи и предотвращения образования морщин. Доступные лишь богатым и легкомысленным, такие действия были постоянным объектом нападок пуритан. Низшие сословия и деревенские жители не имели ни

Жемчуг был самой популярной драгоценностью у женщин — длинные серьги грушевидной формы, чуть виднеющиеся среди боковых локонов, ожерелья и, до 1660-х, длинные нити жемчуга, которые носили на плечах и прикалывали на груди брошью, с петлями жемчркин, свисающих вниз.

После появления коротких рукавов стали носить браслеты из двойных нитей жемчуга; жемчуг также вплетался в волосы и использовался для обрамления декоративных гребней. Все сословия, за исключением самых бедных, носили броши и использовали их как застежки для воротников.

С 1630-х по 1680-е гг. использовались преимущественно гладкие, а не узорчатые ткани, хотя на портретах Ван Дейка можно видеть парчу. Модники наслаждались шуршанием шелка и атласа, их сиянием, но матовые поверхности и одноцветность ценились не менее. Особой популярностью пользовались бархат и атлас — предпочтение отдавалось красному, темно-синему, малиновому, фиолетовому, коричневому и черному бархату; атласу и парчовому атласу белого, кремового, небесно-голубого, желтовато-зеленого, бронзового, розового и серого цветов, обильно отделанным белыми или кремовыми кружевами.

Шерстяные, хлопчатобумажные и льняные ткани, как правило, были обычно гладкими. Ярко-красная шерсть постоянно использовалась для капюшонов, плащей и нижних юбок представителями среднего класса и религиозных групп, пропагандирующих умеренность, которые всегда предпочитали неброские цвета; ржаво-красный, коричневый, светло- и темно-серый, светло-коричневый или желтовато-коричневый, темно-красный, темно-зеленый и черный.

1.4 Восемнадцатый век

Эпоха Просвещения, как часто называют XVIII в., не имеет строгих хронологических рамок 1700—1800 гг. Рационализм авторов, подобных Вольтеру и Джонсону, обнаруживается уже в Голландской Республике времен Спинозы или в Англии — Пипса и Королевского Общества Но эти всплески развития мысли носили частный характер и не были одновременными по всей Европе. Их зарождение ограничивалось несколькими западными странами, а в XVIII в. Семена рационалистической мысли широко распространились, пустив, вероятно, самые глубокие корни в английских колониях по ту сторону Атлантического океана. Войны, эпидемии сторону Атлантического океана. Войны, эпидемии распространены, торговля рабами процветала, жизнь для многих все еще была суровой и короткой. Однако дух гуманных преобразований продолжал распространяться. Американские колонисты сбрасывают английское ярмо в 1776 г. и создают собственное правительство; Французская революция, начавшаяся в 1789 г., низвергает короля и аристократию во имя Свободы, Равенства и Братства. Растущая вера в то, что свобода и счастье это естественное право человека, воплощенная в Декларации Независимости Джефферсона, в конечном счете позволяет все большему числу людей наслаждаться удовольствиями и праздностью, которые прежде принадлежали лишь ограниченному кругу.

В первые годы века не произошло каких-либо явных изменений, но начался переход к элегантности рококо со вступления на престол Людовика XV в 1720 г. Даже испанцы поддались его обаянию. Англичане, хотя и следовавшие общим правилам, оказывали предпочтение более простому или грубоватому стилю, особенно очевидному в мужской одежде. Американцы демонстрируют такие же пристрастия, хотя в женской моде можно усмотреть более сильное французское влияние. К 1770-м годам установилось лидерство Англии в мужской моде и продолжалось до середины XX в.

В XVIII в. кардинально изменился взгляд на воспитание детей, но на манере их одевать это отразилось лишь в последней четверти века. Дети начинали носить одежду, которая являлась копией одежды взрослых даже в более раннем возрасте, чем в предыдущие века. Мальчики — с трехлетнего возраста, а девочки — с двух лет; малышам обоих полов надевали лифы с косточками и (обычно отдельные) длинные широкие юбки, мальчикам, возможно, более короткие. Как мальчики, так и девочки носили корсеты, которым придавал жесткость тростник, а более бедные дети — корсеты из кожи.

Началом изменений в концепции детской одежды была отмена свивания. Американцы и англичане первыми отказались от этой старинной практики в 1770—80-х годах. Остальная часть Европы несколько задержалась с этим переходом, но к концу века большинство младенцев уже одевали в длинные рубашки (метр или более) приблизительно до одного года дети носили чепчики днем и ночью со дня рождения, обычно их было два тесно прилегающая шапочка и более нарядная поверх нее.

К 1760-м одежда для девочек стала значительно отличаться от женской, вначале это касалось только одежды для самых маленьких; но к 1780-м девочки-подростки носили муслиновые платья с низкими вырезами, высокой талией и часто с короткими рукавами. Обычно они были белыми с цветным шарфом-поясом, юбка падала прямо до лодыжек или подъема ноги. Когда этот фасон вошел во взрослую моду, около 1785 г., девочка, родившаяся в 1780-х, могла носить подобного типа платке с младенчества до достижения двадцати лет и позже.

В 1780-х новостью стали брюки, в которые одевали мальчиков после того, как они снимали детское платье, и до того, как они облачались в сюртук и бриджи, — «взрослую» одежду — приблизительно в десять лет. Брюки не были совсем новым видом одежды: подобные костюмы носили моряки около 1760 г., но они не вошли в общую моду, пока не были приняты в качестве детской одежды. В то время они имели довольно широкие штанины или были тесно облегающими панталонами; оба типа брюк имели длину до голени или до лодыжки, но к концу века всегда достигали лодыжки или слегка до нее не доставали, облегающий фасон имел по бокам небольшие разрезы. С брюками мальчики носили рубашку с оборчатым воротником и куртку без пол или фалд, иногда с широким поясом-шарфом, но без жилета. По мере повышения линии талии на одежде женщин и девочек, куртки мальчиков укорачивались, и к 1790-м брюки, которые теперь кроились с высокой талией, пристегивались пуговицами к куртке: фасон этот был известен под названием «скелетный костюм» и оставался в моде для мальчиков трех-семи лет вплоть до 1830-х.

Подростки подобно мужчинам носили парики приблизительно до 1750—1760-х гг., когда мода стала более естественной, и к 1770-м мальчики стали носить короткие волосы. Прически девочек, шапочки и шляпки следовали женской моде. Фасон обуви также соответствовал взрослой моде, но всегда имел низкие каблуки; в сельской местности носили сабо или башмаки на деревянной подошве.

Аксессуары, общие для обоих полов, включали вязаные вытянутые кошельки «скопидомы»; тросточки: для мужчин — нормальной длины в течение всего этого периода, для женщин — более длинные до 1770-х, заканчивающиеся набалдашником сверху, иногда с кистями; муфты, у мужчин обычно большие, но их редко носили после 1760 г., у женщин — любого размера; носовые платки из тонкой ткани, отделанные кружевом или вышивкой; перчатки, короткие и практичные у мужчин и достигающие локтя у женщин, иногда вышитые, и вечерние, сделанные из белой лайки.

Людовик XIV сделал очень много для развития торговли шелком; к концу XVII и в XVIII в. в Лионе производили роскошные шелка, бархат и парчу. Развитию английской текстильной промышленности, особенно в области окрашивания и отделки, способствовало несколько важных изобретений: Джеймс Харгривс изобрел прядильную машину периодического действия «Дженни» в 1764 г.; Ричард Акрайт установил свою прядильную раму в 1769 г; Эдмунд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок в 1785 г.; в Америке Эли Уитни изобрел хлопкоочистительную машину в 1792 г.; а во Франции Жозеф-Мария Жаккар запатентовал в 1801 г. ткацкий станок, который сделал возможным производство крупноузорчатых тканей по низкой цене.

Расцветки, яркие, темные или светлые, никогда не были крикливыми: светло-зеленый, желтый, розовый или голубой, бледно-лиловый или кукурузно-желтый; встречались и более яркие оттенки с малиновым, золотистым или ярко-красным узором на черном фоне; или более темные, такие как табачный (коричневато-серый), красновато-коричневый, темно-синий, темно-зеленый и бордовый. Вытканные или отпечатанные узоры на ткани были мельче, чем в XVII в., особенно цветочные; в моде были ленточные мотивы рисунков: петли, банты или ленты, которые чередовались с цветочными букетиками, предвещая моду на полосатые ткани для мужской и женской одежды во второй половине века. Возрождение интереса к классике вызвало к жизни узоры из мелких точек и кружков, навеянные поздними римскими орнаментами. Одежду украшали вышивкой, стежкой, рюшами и гофрировкой (небольшими круговыми складками из кружева, ленты или тюля), тесьмой и галуном, кружевными и ленточными бантами.

1.5 Девятнадцатый век

В начале XIX в., как и в течение предыдущих двадцати лет, дети носили одежду, не сковывающую движений, но вскоре девочек вновь заставили надеть платья, скопированные со взрослых моделей. Мальчикам повезло больше, поскольку мужская одежда к тому времени стала достаточно удобной; девочек хотя бы не зашнуровывали в корсеты так рано, как в предыдущие века. Детей продолжали одевать одинаково почти до четырехлетнего возраста, хотя у мальчиков юбки были короче. И девочки и мальчики носили панталоны или панталеты (панталоны с оборками), вероятно, надевавшиеся поверх нижнего белья, которые были видны под более короткими юбками мальчиков, а в 1820-х — и девочек.

С четырехлетнего возраста мальчики носили «скелетный» костюм, к которому с семи-восьми лет добавлялась короткая куртка. В 1830-х этот наряд был заменен жакетом с полами (молодежный вариант фрачного сюртука) и брюками. С двенадцати лет мальчиков одевали как мужчин, но гладкий полотняный воротник рубашки выпускался поверх воротника сюртука; у мальчиков помладше край воротника отделывался оборкой. Короткая черная куртка «Итон», ассоциировавшаяся с английским привилегированным частным учебным заведением для мальчиков — Итонским колледжем, появилась в начале XIX в.

Одежду для девочек шили преимущественно по фасонам для женщин, хотя юбки были короче, за исключением начала XIX в., когда они должны были достигать пола

Во второй половине XIX в. стала уходить в прошлое практика одевать детей в подобие взрослой одежды. Мальчики получили более подходящую и удобную одежду раньше девочек, которым, несмотря на существовавшее в 1860-х общественное движение против затягивания девочек в корсеты, пришлось ждать до конца 1880-х, прежде чем насладиться такой же легкой одеждой, как и их прабабушки, напоминавшей фасоном скорее одежду для мальчиков, чем женскую.

Мальчики все еще носили платьица с юбками в складку или туники и блузы поверх юбок в складку до трех-четырех лет. Портрет принца Уэльского в шотландском килте кисти Уинтерхолтера в 1849 г. породил моду на юбки в складку.

«Костюм, который носил принц Уэльский в королевской резиденции Балморал, вызвал моду на полный костюм шотландского горца», утверждала «Газета для дам» в 1852 г. «Шотландские» костюмы носили с 1850-х по 1870-е, но позже — довольно редко. В 1860-х костюм мальчика мог быть действительно шотландским: «Жилет и куртка из бархата с юбкой из поплина в клетку плюс шарф, брошь, кожаная сумка мехом наружу и шапочка «гленгарри», если куртка была суконной, то для юбки использовалась шерстяная клетчатая ткань» («Домашний журнал англичанки», 1867). Но самым подходящим костюмом для мальчиков сочли причудливую карикатуру на шотландское платье, и везде, где следовали европейской моде, особенно в Америке, появилось множество «юных горцев».

Проблема одежды для мальчиков в возрасте трех-семи лет была решена в 1860-х с помощью костюма с бриджами, который, вероятно, был создан в Америке. Он состоял из широких бриджей, чуть ниже колен, и короткой куртки без воротника, застегивающейся только на шее (напоминающей женский жакет «зуав»), поверх белой рубашки с оборками. В 1870-х костюм с бриджами носили до десяти лет с жилетом и курткой из саржи, сукна, мельтона или легко стирающихся материалов, таких как тик, края отделывались тесьмой. К 1880-м бриджи стали уже, но к концу века они могли свисать свободно, как брюки, обрезанные ниже колена.

Наряду с популярностью костюма с бриджами возникла мода на морские костюмчики, начавшаяся опять с молодого принца Уэльского, одетого в морскую форму, и получившая новый толчок после появления двух его юных сыновей в подобных нарядах. «Матроски снова стали популярны, а с тех пор как два сына принца Уэльского надели морскую форму, это увлечение возросло», утверждал «Королевский журнал» в 1879 г. — эта мода продлилась до начала XX в. В 1860-х матросский костюм состоял из блузы с квадратным воротником, которую носили с бриджами и шляпкой с прямыми узкими полями и низкой плоской тульей, отделанной черной лентой с длинными концами. К концу 1870-х этот костюм имел множество разновидностей: с блузой или курткой, с закрытыми или открытыми ниже колен бриджами или расклешенными брюками. Костюм гардемарина был с курткой, а костюм моряка — с блузой, оба носили с длинными брюками из голубой шерстяной саржи зимой и белого тика — летом Эти костюмы, «которые продавали тысячами» в 1880-х, как утверждал «Мир женщины», теперь носили или со шляпой с широкими завернутыми вверх полями, или с круглой шапочкой, но обязательно с лентой, на которой было написано название судна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.