рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Учет и документальное оформление лекарственных средств в бюджетных организациях здравоохранения

8) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 № 120 «Об утверждении надлежащей аптечной практики» (с изм. от 31.10.2008) (далее - надлежащая аптечная практика);

9) Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59 (далее - приказ № 59).

В пункте 12 приказа № 59 имеется указание о том, что учет лекарственных средств должен вестись в соответствии с инструкциями, издаваемыми министерствами или другими органами государственного управления и согласованными с Министерством финансов Республики Беларусь. Обратим внимание, что до 10 ноября 2006 г. в республике действовала Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 № 747, согласованная с Министерством финансов СССР (далее - Инструкция № 747). Названный приказ утратил силу постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2006 № 102 «О неприменении некоторых приказов Министерства здравоохранения СССР» (рег. № 8/17562 от 03.12.2007). Получилось так, что более года бухгалтерии работали, не зная о том, что Инструкция № 747 утратила силу;

10) Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180;

11) Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290.

Оценка лекарственных средств

Порядок оценки активов (включая лекарственные средства) установлен Законом о бухгалтерском учете и отчетности и конкретизирован приказом № 59.

В соответствии со ст. 11 Закона активы оцениваются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

   - стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров. В соответствии с действующим законодательством в фактическую стоимость материальных запасов, приобретенных за счет средств государственного бюджета, включается налог на добавленную стоимость на основании документов поставщиков;

   - стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей;

   - стоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией, определяется по стоимости их изготовления (создания);

   - стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия активов на бухгалтерский учет.

Применение других методов оценки активов допускается в случаях, предусмотренных иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В бюджетных организациях имеются следующие особенности формирования стоимости приобретаемых за плату материальных запасов, учитываемых на счете 06 «Материалы и продукты питания» (включая лекарственные средства).

Согласно Порядку отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденному приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 07.05.1999 № 112, материальные запасы, при ввозе которых предоставляются льготы по налогам и таможенным платежам, приходуются по стоимости, включая предоставленные льготы. Если при приобретении материальных запасов предоставляется торговая скидка, на сумму этой скидки уменьшаются фактические расходы по соответствующему элементу расходов. В соответствии с п. 6 приказа № 59 материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки. Затраты по найму транспорта при приобретении медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания так же не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг». В стоимость материальных запасов (включая продукты питания и лекарственные средства) не включается стоимость тары (упаковки), не подлежащей возврату (обмену), а относится на фактические расходы организации (по элементу 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения») при оприходовании материальных запасов (п. 12 приказа № 59).

Стоимость израсходованных материальных запасов определяется по ценам их приобретения или средним ценам, если они приобретались по разным ценам (п. 8 приказа № 59).

Заметим также, что возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, коробки, мешки, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями, в соответствии с п. 12 приказа № 59 учитывается на субсчете 066 «Тара».

Бой стеклянной посуды в пределах установленных норм списывается по акту на расходы организации, свыше установленных норм - относится на виновных лиц и взыскивается в установленном законодательством порядке. В соответствии с п. 8 приказа № 59 возвратная или обменная тара учитывается по ценам, указанным в счетах поставщиков.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на увеличение или восстановление фактических расходов по категории «Текущие расходы», статье «Закупки товаров и оплата услуг», подстатье «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов», элементу «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» (код 1 10 03 05).


Документальное оформление операций по поступлению лекарственных средств

Порядок документального оформления и учета лекарственных средств зависит от наличия в качестве структурного подразделения организации здравоохранения аптеки. Аптеки могут иметь организации здравоохранения (больницы), оказывающие стационарную медицинскую помощь.

В соответствии с п. 3 надлежащей аптечной практики аптеки (включая больничные аптеки) подразделяются на аптеки 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категории.

Аптека 1-й категории больничной организации осуществляет аптечное изготовление лекарственных средств и отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая аптечное изготовление и отпуск наркотических средств и психотропных веществ); аптека 2-й категории осуществляет отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая отпуск наркотических средств и психотропных веществ).

При наличии в больнице аптеки лекарственные средства поступают в аптеку, откуда отпускаются в отделения и кабинеты. Старшая медицинская сестра отделения производит отпуск лекарственных средств процедурным (дежурным) медицинским сестрам.

В больнице, не имеющей аптеки, а также поликлинике главная (старшая) медсестра получает лекарственные средства от поставщиков для всей организации, а затем выдает их в отделения (кабинеты).

Лекарственные средства приходуются на основании товарно-транспортных накладных, выписываемых поставщиками. Напомним, что поставщиками лекарственных средств могут быть аптеки готовых лекарственных форм, производственные аптеки, аптечные склады, производители лекарственных средств и другие организации. Основанием для выписки товарно-транспортных накладных аптеками является заказ-требование на получение товаров из аптеки формы 26-АП, оформляемый покупателем (приложение 26 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2008 № 117 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации для аптек и аптечных складов организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, за исключением организаций, финансируемых из бюджета»).

О порядке оформления безвозмездной помощи отмечено выше.

Особенности документального оформления приобретения наркотических средств и психотропных веществ

Инструкцией № 51 определены поставщики наркотических средств и психотропных веществ. Больницы приобретают наркотические средства и психотропные вещества на аптечных складах; поликлиники - в аптеках готовых лекарственных форм и производственных аптеках в виде готовых и изготовленных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Станции скорой и неотложной медицинской помощи приобретают наркотические средства и психотропные вещества в ампулах (флаконах) на аптечных складах в виде готовых лекарственных средств.

Больницы (независимо от наличия у них аптек), поликлиники, станции скорой и неотложной медицинской помощи делают расчет годовой потребности наркотических средств и психотропных веществ, а приобретают их в объемах месячной потребности. Методика расчета месячной потребности определена Инструкцией № 51.

На основании расчета годовой потребности составляется годовая заявка на наркотические средства и психотропные вещества в трех экземплярах, которая подписывается руководителем и заверяется печатью организации (больницы, поликлиники). Больница, станция скорой и неотложной медицинской помощи 2 экземпляра заявки направляет в орган управления здравоохранения и торгово-производственное республиканское унитарное предприятие "Фармация" по месту нахождения больницы (станции скорой и неотложной медицинской помощи), третий - остается в больнице (станции скорой и неотложной медицинской помощи). Поликлиника 2 экземпляра заявки направляет в орган управления здравоохранения и аптеку готовых лекарственных форм или производственную аптеку, к которым поликлиника прикреплена на лекарственное обеспечение, третий - остается в поликлинике.

Наркотические средства и психотропные вещества, как и другие лекарственные средства, приходуются на основании товарно-транспортных накладных, выписываемых поставщиками. Основанием для выписки поставщиками товарно-транспортных накладных является требование на получение наркотических средств (психотропных веществ) по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 51, оформляемое покупателем. Требование составляется в 2 экземплярах и подписывается руководителем организации или уполномоченным им работником. Первый экземпляр требования направляется продавцу наркотических средств и психотропных веществ (аптечному складу), а второй экземпляр остается у покупателя. Требования на наркотические средства хранятся у покупателя в течение трех лет; на психотропные вещества - в течение одного года.

В соответствии с п. 28 Инструкции № 51 приемку наркотических средств и психотропных веществ, поступивших в аптеку (включая аптеку больничной организации), осуществляет комиссия, состав которой определяется руководителем. Комиссия проверяет соответствие количества поступивших наркотических средств и психотропных веществ сопроводительным документам, целостность вторичной упаковки. При обнаружении недостачи, излишков, боя, нарушения целостности упаковки и маркировки наркотических средств и психотропных веществ комиссия составляет акт, который подписывается членами комиссии, производившими их приемку (форма акта Инструкцией № 51 не предусмотрена).

Отпуск наркотических средств и психотропных веществ аптекой отделениям производится в размере текущей потребности в них. В соответствии с Инструкцией № 51 запас в отделениях (в помещениях старших медицинских сестер) не должен превышать: для наркотических средств - пяти суток; для психотропных веществ - семи суток. Для оказания больным скорой медицинской помощи в вечернее и ночное время приказом руководителя разрешается создавать в кабинете старшей медицинской сестры одного из отделений больницы резервный 10-дневный запас наркотических средств и психотропных веществ. Резервный 10-дневный запас из указанного отделения больницы используется по разрешению ответственного дежурного врача (ответственного работника) во всех отделениях больницы.

На постах медицинских сестер и в процедурных кабинетах отделений больницы запас наркотических средств и психотропных веществ не должен превышать трехсуточной потребности.

Предметно-количественный учет лекарственных средств

Нормативными актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь определено, какие лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету.

Согласно Инструкции № 51, наркотические средства и психотропные вещества, включенные в Республиканский перечень, подлежат особому предметно-количественному учету.

В соответствии с п. 6 приложения 5 надлежащей аптечной практики подлежат предметно-количественному учету также другие лекарственные средства независимо от стоимости по решению руководителя организации каждым материально ответственным лицом.

Факт приобретения, отпуска и/или использования наркотических средств и психотропных веществ отражается в журналах предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ, формы которых утверждены Инструкцией № 51. В журнале предметно-количественного учета на каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку наркотического средства и психотропного вещества заводится отдельная страница. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и заверен печатью организации. Учет наркотических средств и психотропных веществ для инъекций ведется в ампулах (флаконах), для перорального применения - в заводских упаковках. Учет наркотических средств (психотропных веществ) в порошках ведется в граммах.

Записи в журналах предметно-количественного учета подтверждаются подписями лиц, осуществивших отпуск лекарственных средств и их получение.

Предметно-количественный учет в аптеке. Перечень лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и этилового спирта, подлежащих предметно-количественному учету в аптеках, утвержден в приложении 5 надлежащей аптечной практики.

В аптеке больничной организации (как и в аптеках готовых лекарственных форм, производственных аптеках) предметно-количественный учет наркотических средств и психотропных веществ ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках (приложение 6 к Инструкции № 51). Ежемесячно материально ответственное лицо аптеки проводит сверку фактического наличия наркотических средств и психотропных веществ с данными предметно-количественного учета согласно п. 37 Инструкции № 51.

Наркотические средства и психотропные вещества отпускаются отделениям из аптеки в виде готовых лекарственных средств и изготовленных лекарственных средств.

В пункте 38 Инструкции № 51 определены особенности оформления инвентаризации в аптеке больничной организации и производственной аптеке для наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций. Кроме составления сличительной ведомости и инвентаризационной описи фактические остатки наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций отмечаются в журнале предметно-количественного учета в аптеках цифрами и прописью, подписываются материально ответственным лицом с указанием его должности и даты проведения инвентаризации и руководителем аптеки. Если фактические остатки с учетом утвержденных норм естественной убыли не соответствуют данным журнала предметно-количественного учета, материально ответственное лицо обязано в течение суток известить руководителя, который в 3-дневный срок должен провести служебное расследование.

В какой форме следует вести предметно-количественный учет других лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) в аптеке больничной организации, а также в отделениях больниц, указаний со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь не предусмотрено, и бухгалтериям следует принимать решение самостоятельно. Например, для организаций, состоящих на бюджете г. Минска, формы журналов предметно-количественного учета для лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) утверждены приказом комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 05.08.2005 № 452 «О предметно-количественном учете лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения». Кроме того, названный приказ обязывает предметно-количественный учет этилового спирта и ядовитых препаратов вести так, как ведется учет наркотических средств и психотропных веществ (т.е. в соответствии с Инструкцией № 51).

Обратим внимание, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2008 № 117 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации для аптек и аптечных складов организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, за исключением организаций, финансируемых из бюджета» утверждена форма журнала предметно-количественного учета лекарственных средств и спирта этилового в аптеках (форма 27-АП) согласно приложению 27, но она не предназначена для бюджетных организаций, что вытекает из названия постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 117.

Предметно-количественный учет лекарственных средств в отделениях больниц. Назначение наркотических средств и психотропных веществ оформляется лечащим (дежурным) врачом записями в истории болезни и листе назначений, форма которого представлена в приложении 11 к Инструкции № 51.

В больнице создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя, которая ежемесячно производит проверку целесообразности назначения врачами наркотических средств и психотропных веществ, соответствия записей в историях болезни записям в журналах предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в отделениях, состояния их хранения. Результаты проверки оформляются документом проверки в одном экземпляре.

Старшая медицинская сестра отделения выдает наркотические средства и психотропные вещества процедурным (дежурным) медицинским сестрам отделений. Она ведет журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) старшей медицинской сестрой отделения больницы по форме согласно приложению 8 к Инструкции № 51.

Процедурные (дежурные) медицинские сестры отделений ведут журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) процедурной (дежурной) медицинской сестрой отделения больницы по форме согласно приложению 9 к Инструкции № 51.

Старшая медицинская сестра отделения больницы, в котором проводятся операции (отделение анестезиологии и реанимации), выдает наркотические средства и психотропные вещества дежурной медицинской сестре - анестезисту. Дежурная медицинская сестра - анестезист ведет журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 51. Она выдает наркотические средства и психотропные вещества операционным медицинским сестрам - анестезистам на операцию. Не использованные во время операции ампулы (флаконы) наркотических средств и психотропных веществ возвращаются операционными медицинскими сестрами - анестезистами дежурной медицинской сестре - анестезисту с последующей регистрацией в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.