рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Организация ухода за больными пожилого возраста в условиях дома-интерната социального обслуживания

Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической,  социологической, биологической, психологической, функциональной  и  т.п.  Совокупность  пожилых  людей  характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый»  возраст.  Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75—80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. [37; 150].

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин). (Приложение 1).

К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [38; 65].

Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки  сильно различаются.

Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень  заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.

Материальное положение — единственная  проблема,  которая  может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем  инфляции,  высокой  стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса 1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения пенсий. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным  соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям  хотели бы работать  60%  пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых.

По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и  16%  — психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают  лишь 5—6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника [37; 54].

Современные теории старения играют важную  роль  в  организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику, прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий и  наметить  их последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также  методы организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту «сохранить  дистанцию»,  т.е.  объективно  оценить  ситуацию,  причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные  пути  решения проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник  социальной  службы  целенаправленно выполняет возложенную на него миссию — корректирует и  стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.

Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование теорий освобождения, активности, меньшинств,  субкультуры,  возрастной стратификации и др.

Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии к этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, в связи, с чем стареющим людям следует (насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества [8; 27].

Исходя из данного документа можно рекомендовать правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:

 1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем

самым укрепляя связь между поколениями;

 2) поощрять благотворительные организации;

 3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;

 4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для

престарелых;

 5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его

проживания — на родине или в другой стране.

В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне». Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы  долгосрочного попечения». Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой —  переход  к коллективной жизни, необходимость подчиняться  установленному  порядку, боязнь утраты независимости.  Это  усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит  причиной  подавленного  настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав [22; 4].

Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.

Парадокс заключается в том, что чем больше мы стараемся помочь стареющим людям, тем меньше вероятность  получения  ими  эффективной, профессиональной помощи, ибо страстное желание помочь означает, в конечном счете, взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, — субъект, т.е. лицо, принимающее решение [40; 76].

Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.

Таким образом, мы пришли к выводу, что пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов,  их  непосредственно касающихся. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

1.2 Дом-интернат как учреждение социального обслуживания

пожилых людей

Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности.

Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объём и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений [18; 87].

В настоящее время в системе социальной защиты населения действуют около 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. В Вологодской области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно-отсталых детей (Приложение 2).

Статистические данные показывают, что 88% людей находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в постоянной помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространённые заболевания среди пожилых людей – болезни органов кровообращения и костно-мышечной системы.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нём и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Всё это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, конфликты проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания относится к группе высокого риска. Среди клиентов этих учреждений: очень старые люди (80 – 90 лет и старше); престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; престарелые пары, страдающие тяжёлыми заболеваниями или физическими недостатками [11; 13].

Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека.

Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Сложной, мало изученной и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала ухудшают и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека [23; 43].

Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, в праве перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах желательно создать условия для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.

В последнее время существенно меняются требования к организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:

·          резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую очередь за счет поступающих, находящихся в более старшем возрасте;

·          увеличение среди них числа тяжелобольных;

·          изменением социального состава поступающих, большинство из которых поучают пенсию;

·          повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.

Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина – это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых превращаются из учреждений социального обеспечения в гериатрические, предоставляющие значительный объем медицинской помощи [14; 56].

Социальная работа в домах-интернатах включает в себя следующее:

- проведение социальной диагностики;

- организация занятости проживающих;

- работа по сохранению общественно-полезной активности;

- создание благотворительного микроклимата;

- поддерживание семейных связей и контактов;

- организация содержательного досуга.

Таким образом, важным направлением организации ухода за больными пожилого возраста, в условиях дома-интерната является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию медико-социальной работы, созданию социально-психологического климата, обстановки, настроения, желания, мотивации.

1.3 Особенности ухода за больными пожилого возраста

При организации ухода за пожилыми больными большое внимание должно уделяться деонтологическим моментам. Больные в пожилом возрасте плохо переносят факт госпитализации в стационар и с трудом приспосабливаются к новой незнакомой обстановке. Поэтому при отсутствии строгих показаний к госпитализации желательно, чтобы пожилой человек как можно дольше находился дома, в кругу семьи. Если госпитализация в стационар необходима, нужно постараться убедить больного, что это временное явление, что после лечения и стационарного обследования больной обязательно вернется домой, а родственники ежедневно будут его навещать, так как известны случаи, когда после госпитализации пожилые больные начинали терять ориентировку в пространстве и времени и их состояние резко ухудшалось, несмотря на адекватное лечение [15; 229].

Понятие «уход за больным» включает не только физический уход, но и восстановление нарушенных психических и физических функций, поддержание или развитие социальных связей больного с семьей и обществом, в которое он может вернуться, и медицинским учреждением или учреждением социального обеспечения, в котором находится. Важно, чтобы между разными звеньями лечебного коллектива существовала тесная связь, согласованность, и в эту связь необходимо включить пожилого больного. Сестры и социальные работники могут быть живой нитью между больным, который плохо видит, слышит и понимает, и врачом, который из-за своей занятости не может уделить достаточного времени каждому больному. Главный принцип ухода — уважение к личности больного, принятие его таким, какой он есть, со всеми недостатками, раздражительностью, во многих случаях слабоумием. Оказание медицинской помощи, уход за пожилыми больными требуют большого такта от медицинского персонала, а также социальных работников.

Пожилой, старый человек не любит, чтобы им руководили. В разговорах больные постоянно обращаются к прошлому, проявляя меньший интерес к настоящему и уж совсем небольшой — к будущему. В пожилом возрасте люди тяжелее переносят потерю родных и близких, с трудом приобретают новых друзей. Нарушения памяти заключаются в том, что больной хорошо помнит то, что было с ним много лет назад, но плохо запоминает текущую информацию и путает события недавнего прошлого. При уходе за такими больными необходимо быть тактичными, внимательными, терпеливо отвечать на вопросы. Необходимо постоянно напоминать о времени приема лекарств, проведения той или иной процедуры. В беседах недопустимо напоминать о возрасте с намеками на естественный конец жизненного пути. Не следует забывать о том, что человек в любом возрасте стремится к познанию и общению. Связь с семьей и друзьями — важнейший стимул сохранения желания жить и быть здоровым.

Больные пожилого и старческого возраста чаще всего болеют хроническими, порой неизлечимыми заболеваниями. В уходе большую роль играет создание оптимального лечебно-охранительною режима. Для правильной организации ухода необходимо знание особенностей поведения пожилых людей, у которых возрастные изменения функций тесно переплетаются с симптомами болезней. У них часто отмечается расстройство сна. Они могут дремать днем, а ночью читают, ходят по палате, находясь дома, ходят по комнате или квартире, едят, иногда готовят пищу, не осознавая, что такое поведение может казаться странным. Не следует торопиться назначать снотворные или успокаивающие средства. Необходимо выя с нить причины, которые нарушают ночной сон старика, и, по возможности, их устранить. Необходимо иметь в виду, что пожилые значительно меньше спят по сравнению с молодыми. Неизбежным является нарушение ночного сна,  если пожилые дополнительно спят днем. Попытка изменить часы сна, однако, может увенчаться успехом при создании интересных дневных занятий, удерживающих от сна в дневное время.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.