рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы

Медицинская сестра – координатор очень быстро, органически вошла в организационную структуру взаимодействия медицинских работников отделения, пациентов и их социально значимых лиц. Должность медицинской сестры – координатора облегчила труд врачей и старшей медицинской сестры, а палатные сестры имели возможность больше времени уделить пациенту, что улучшило качество ухода.

По данным результатов суточного хронометрирования рабочего времени были сделаны следующие выводы:

1.  должность медицинской сестры – координатора освободила старшей медицинской сестре 2 часа рабочего времени;

2.  лечащим врачам – 1 час 30 минут;

3.  палатной медсестре – 2 часа 30 минут.

Медицинская сестра-координатор совместно с заведующим отделением

определяла основные направления деятельности и планировала этапы внедрения современного сестринского процесса в отделении, обсуждала итоги, трудности и нерешенные проблемы в работе.

Вместе они регулярно обходили тяжелых пациентов отделения, обсуждали и корригировали планы сестринского ухода за ними.

Для унификации сестринского ухода за пациентами отделения были разработаны стандарты сестринского ухода, адаптированные для данного отделения. Медицинская сестра – координатор играла главную роль во внедрении этих стандартов в практику.

Взаимодействие медицинской сестры – координатора с лечащими врачами носило характер партнерских отношений. Они совместно обсуждали план ухода за каждым тяжелым пациентом, а также необходимость его коррекции. Медицинская сестра – координатор сама назначала профилактические мероприятия по предупреждению различных осложнений у пациентов (пневмоний, пролежней, контрактур и другие). Это экономило у лечащих врачей отделения до 1 часа 30 минут их рабочего времени.

Подобная работа медицинской сестры – координатора существенно повысила престиж медицинской сестры, превращая их из помощников, исполнителей врачебных назначений в партнеров лечащих врачей.

Весьма большое значение имело взаимодействие медицинской сестры – координатора со старшей медицинской сестрой отделения. По существу, старшая медицинская сестра делегировала медицинской сестре – координатору часть своих обязанностей по внедрению в отделении современного сестринского процесса, превратив её как бы в своего заместителя.

Медицинская сестра – координатор докладывала старшей медицинской сестре о результатах контроля за работой палатных медицинских сестер по осуществлению ими сестринского процесса, а также совместно со старшей медицинской сестрой разрабатывала мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. В ряде случаев старшая медицинская сестра совместно с медицинской сестрой – координатором проверяла полноту и правильность выполнения плана сестринского ухода палатными медицинскими сестрами.

Одним из существенных разделов деятельности медицинской сестры – координатора в отделении являлось взаимодействие с палатными сестрами. Медицинская сестра – координатор не только определяла содержание сестринского ухода, но и обучала этому палатных медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра – координатор должна не только хорошо знать основы сестринского процесса, правила ухода за пациентами, но и обладать необходимыми педагогическими навыками.

Таким образом, литературные данные свидетельствуют о значительной клинической и экономической эффективности внедрения в клиническую практику сестринского процесса, необходимости введения в штат медицинского персонала должности медицинской сестры – координатора.


2. Результаты собственных исследований по данной теме

2.1  Характеристика объекта исследования

Объектом нашего исследования явился операционный блок многопрофильной больницы Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая больница №2, г. Хабаровска.

Операционный блок многопрофильной больницы – это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле больницы или отсеке хирургического отделения.

В современных многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение (блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать дорогостоящее оборудование, обеспечить эффективную инфекционную безопасность и контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить профильную специализацию среднего медицинского персонала.

Основные помещения операционного блока состоят:

– из помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная),

– помещения для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет)

– подсобные помещения (материальная, аппаратная).

Операционный блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений:

1. Операционного блока нейрохирургического отделения, который состоит из трех плановых операционных залов на пять столов и экстренной операционной на два стола;

2.  Операционного блока микрохирургического отделения, который имеет в своем составе две операционных на два стола.

В операционный блок также входят предоперационная, моечные комнаты, инструментальная, материальная, комнаты для персонала и душевая.

В штатном расписании операционного блока находятся:

– 47,25 ставок – операционных медицинских сестер;

– 43,75 ставок – операционных санитаров.

В операционном блоке выполняются оперативные вмешательства, соответствующие профилю отделений таких как:

– нейрохирургическое,

– нейроспинальное,

– травматологическое,

– ожоговое,

– микрохирургия кисти,

– ортопедическое,

– центр эндопротезирования,

Основные показатели работы операционного блока приведены в таблице 1 и рисунках 1,2,3,4.

Таблица 1. Основные показатели работы операционного блока за 2001–2003 гг.

Показатели работы 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Количество поступивших больных 4740 4773 4829

Оперировано пациентов:

всего

в экстренном порядке

1427

224

1507

225

1550

232

Сделано операций всего 1628 1708 1871
Проведено плановых операций 660 603 757
Оперативная активность 36,9% 38,5% 40,3%

Рис. 1. Количество поступивших пациентов в стационар за 2001-2003 гг.

Рис. 2. Количество проведенных операций за 2001-2003 гг.


Рис. 3. Показатели оперативной активности за 2001-2003 гг.

Рис. 4. Количество плановых операций за 2001-2003 гг.

Из приведенных данных видно ежегодное возрастание количества поступивших в стационар больных, количества выполненных плановых и экстренных оперативных вмешательств и возрастание оперативной активности. В связи с выполнением различных специализированных по профилю отделений операций соответственно осуществляется закрепление операционных медицинских сестер за определёнными операционными.

В соответствии с должностными инструкциями операционной сестры операционного блока процессе работы операционные медицинские сестры:

-  обеспечивают своевременную заготовку перевязочного материала, операционного белья и шовного материала;

-  комплектуют медицинский инструментарий в соответствии с видом операции;

-  проводят стерилизацию шовного и перевязочного материала, операционного белья и необходимого для оперативного вмешательства медицинского инструментария;

-  следят за сохранностью медицинского оборудования, аппаратуры и инструментария операционного блока;

-  контролируют качество всех видов уборок проводимых в операционном блоке младшим медицинским персоналом;

-  осуществляют соблюдение всеми участниками операции правил асептики и антисептики в операционном блоке.

Таким образом, из приведенного перечня должностных инструкций и штатного расписания операционного блока видно, что ведение сестринского процесса ими не предусмотрено.

С 1 января 2003 года на базе операционного блока в порядке клинического эксперимента был введён сестринский процесс.

Этапами введения сестринского процесса в операционном блоке явились:

1.  Разработка и утверждение нормативно-правовой документации;

2.  Изменение штатной структуры сестринского персонала операционного блока;

3.  Непосредственное осуществление сестринского процесса;

4.  Оценка клинико-экономической эффективности.

Нормативно-правовой основой осуществления сестринского процесса в операционном блоке явились «Положение о сестринском процессе операционного блока» и «Положение о медицинской сестре-координаторе операционного блока».

С целью организации и практической реализации в штаты операционного блока была введена должность медицинской сестры-координатора.

Для сравнения клинической и экономической эффективности внедрения сестринского процесса в условиях операционного блока многопрофильной больницы проведено сравнение показателей работы операционного блока за 2001–2002 г. и за период введения сестринского процесса с 1 января 2003 г.

Критериями оценки эффективности внедрения сестринского процесса служили:

1.  Количество гнойно-септических осложнений;

2.  Результаты проверки инфекционной безопасности операционного блока;

3.  Показатели экономии рабочего времени при проведении суточного хронометрирования работы старшей операционной медицинской сестры;

4.  Опрос больных хирургических отделений;

5.  Проверка фактов отмены оперативных вмешательств вследствие неподготовленности сестринским персоналом отделений больного к предстоящему оперативному вмешательству.

2.2 Медицинская сестра-координатор операционного блока как организатор сестринского процесса

В последнее время большое значение в организации сестринского процесса в лечебно-профилактических учреждениях придаётся медицинской сестре-координатору как непосредственному его организатору.

В повседневной работе операционные сестры общаются только с лечащим врачом, а не с их пациентами. Они не видят больных до операции, а только знают из операционного списка общие данные (Ф.И.О., возраст, № палаты) и врачебный диагноз. После оперативного вмешательства операционная сестра теряет связь с пациентом уже на этапе транспортировки его в палату. Фактически операционная медицинская сестра, неся ответственность за возникновение гнойно-септических послеоперационных осложнений не участвует в контроле за качеством подготовки пациента и операционного поля на предоперационном этапе. Это так же не позволяет учитывать технические особенности подготовки к операции, исходя из индивидуальных особенностей пациента и предстоящей операции.

Введение сестринского процесса в работу операционного блока позволяет устранить эти недостатки.

Наличие многопрофильности работы операционного блока, необходимость введения сестринского процесса в его работу потребовал введение в штат сестринского персонала операционного блока медицинской сестры-координатора. В связи с этим было разработано и утверждено администрацией больницы «Положение о медицинской сестре – координаторе операционного блока».

Анализ штатного расписания операционного блока показывает, что наличие в среднем 4 операционных медицинских сестёр на 1 операционный стол (2 дневных операционных медицинских сестры на 1 операционный стол) позволяет выделить медицинскую сестру-координатора из числа уже имеющихся штатных медицинских сестёр операционного блока без введения дополнительной штатной единицы.

Целью работы медицинской сестры – координатора являлась организация работы сестринского персонала операционного блока и координация взаимодействия медицинского персонала (врачебного и сестринского) в рамках осуществления сестринского процесса. Она является фактически заместителем старшей операционной сестры по осуществлению сестринского процесса.

Деятельность медицинской сестры – координатора операционного блока осуществлялась на основе разработанного и утверждённого администрацией больницы «Положения о медицинской сестре – координаторе операционного блока»

В соответствии с Положением на должность медицинской сестры – координатора операционного блока назначалась наиболее опытная операционная медицинская сестра со стажем работы не менее 10 лет, имеющая первую или высшую квалификационную категорию, пользующаяся авторитетом среди медицинского персонала и обладающая организаторскими способностями.

Медицинская сестра-координатор утверждалась главным врачом больницы по представлению старшей операционной медицинской сестры и заместителя главного врача по лечебной работе.

В обязанности медицинской сестры – координатора операционного блока входило:

1.  Ежедневное получение списка пациентов, назначенных на операцию, и обеспечение очередности проведения операций;

2.  Знакомство с пациентами, запланированными на операции;

3.  Проверка подготовки пациентов к операции;

4.  Консультация операционных медицинских сестер по ведению карты периоперативного процесса;

5.  Осуществление связи со службами и должностными лицами из числа медицинского персонала внутри операционного блока и вне его;

6.  Координация взаимодействия сестринского персонала операционного блока с сестринским и врачебным персоналом отделений больницы;

7.  Обеспечение сопровождение пациента в отделение из операционного блока и преемственность в осуществлении сестринского наблюдения за ним;

8.  Совместное со старшей операционной медицинской сестрой ведение необходимой учётно-отчетной документации;

9.  Обобщение и анализ осуществления сестринского процесса в операционном блоке;

10.  Внесение предложений по организации сестринского процесса и его улучшению, разработка необходимых документов (инструкций, положений, указаний и т.д.);

11.  Проведение обучения сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса;

12.  Участие в проведении внутрибольничных конференций старших медицинских сестёр.

Таким образом, выделение должности медицинской сестры-координатора в операционном блоке не повлекло дополнительных финансовых расходов и увеличения нагрузки на медицинский персонал операционного блока с чёткой регламентацией её обязанностей утверждённым Положением.

2.3  Периоперативный процесс – как единый процесс активного ведения пациента в сестринском процессе

Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим хирургическим вмешательством, или небольшой операцией.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.