Дипломная работа: Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы
Медицинская
сестра – координатор очень быстро, органически вошла в организационную
структуру взаимодействия медицинских работников отделения, пациентов и их
социально значимых лиц. Должность медицинской сестры – координатора облегчила
труд врачей и старшей медицинской сестры, а палатные сестры имели возможность
больше времени уделить пациенту, что улучшило качество ухода.
По данным
результатов суточного хронометрирования рабочего времени были сделаны следующие
выводы:
1.
должность
медицинской сестры – координатора освободила старшей медицинской сестре 2 часа
рабочего времени;
2.
лечащим
врачам – 1 час 30 минут;
3.
палатной
медсестре – 2 часа 30 минут.
Медицинская
сестра-координатор совместно с заведующим отделением
определяла
основные направления деятельности и планировала этапы внедрения современного
сестринского процесса в отделении, обсуждала итоги, трудности и нерешенные
проблемы в работе.
Вместе они
регулярно обходили тяжелых пациентов отделения, обсуждали и корригировали планы
сестринского ухода за ними.
Для
унификации сестринского ухода за пациентами отделения были разработаны
стандарты сестринского ухода, адаптированные для данного отделения. Медицинская
сестра – координатор играла главную роль во внедрении этих стандартов в
практику.
Взаимодействие
медицинской сестры – координатора с лечащими врачами носило характер
партнерских отношений. Они совместно обсуждали план ухода за каждым тяжелым
пациентом, а также необходимость его коррекции. Медицинская сестра –
координатор сама назначала профилактические мероприятия по предупреждению
различных осложнений у пациентов (пневмоний, пролежней, контрактур и другие).
Это экономило у лечащих врачей отделения до 1 часа 30 минут их рабочего
времени.
Подобная
работа медицинской сестры – координатора существенно повысила престиж
медицинской сестры, превращая их из помощников, исполнителей врачебных
назначений в партнеров лечащих врачей.
Весьма
большое значение имело взаимодействие медицинской сестры – координатора со
старшей медицинской сестрой отделения. По существу, старшая медицинская сестра
делегировала медицинской сестре – координатору часть своих обязанностей по
внедрению в отделении современного сестринского процесса, превратив её как бы в
своего заместителя.
Медицинская
сестра – координатор докладывала старшей медицинской сестре о результатах
контроля за работой палатных медицинских сестер по осуществлению ими
сестринского процесса, а также совместно со старшей медицинской сестрой
разрабатывала мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. В ряде случаев
старшая медицинская сестра совместно с медицинской сестрой – координатором
проверяла полноту и правильность выполнения плана сестринского ухода палатными
медицинскими сестрами.
Одним из
существенных разделов деятельности медицинской сестры – координатора в
отделении являлось взаимодействие с палатными сестрами. Медицинская сестра –
координатор не только определяла содержание сестринского ухода, но и обучала
этому палатных медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра – координатор
должна не только хорошо знать основы сестринского процесса, правила ухода за
пациентами, но и обладать необходимыми педагогическими навыками.
Таким
образом, литературные данные свидетельствуют о значительной клинической и
экономической эффективности внедрения в клиническую практику сестринского
процесса, необходимости введения в штат медицинского персонала должности
медицинской сестры – координатора.
2. Результаты
собственных исследований по данной теме
2.1
Характеристика
объекта исследования
Объектом
нашего исследования явился операционный блок многопрофильной больницы
Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая
больница №2, г. Хабаровска.
Операционный
блок многопрофильной больницы – это самостоятельно функционирующее
подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном
крыле больницы или отсеке хирургического отделения.
В современных
многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение
(блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая
планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать
дорогостоящее оборудование, обеспечить эффективную инфекционную безопасность и
контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно
применить профильную специализацию среднего медицинского персонала.
Основные
помещения операционного блока состоят:
– из
помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная,
предоперационная, стерилизационная),
– помещения
для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет)
– подсобные
помещения (материальная, аппаратная).
Операционный
блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений:
1.
Операционного блока нейрохирургического отделения, который состоит из трех
плановых операционных залов на пять столов и экстренной операционной на два
стола;
2.
Операционного
блока микрохирургического отделения, который имеет в своем составе две
операционных на два стола.
В
операционный блок также входят предоперационная, моечные комнаты, инструментальная,
материальная, комнаты для персонала и душевая.
В штатном
расписании операционного блока находятся:
– 47,25
ставок – операционных медицинских сестер;
– 43,75 ставок
– операционных санитаров.
В
операционном блоке выполняются оперативные вмешательства, соответствующие
профилю отделений таких как:
– нейрохирургическое,
– нейроспинальное,
– травматологическое,
– ожоговое,
– микрохирургия
кисти,
– ортопедическое,
– центр
эндопротезирования,
Основные
показатели работы операционного блока приведены в таблице 1 и рисунках 1,2,3,4.
Таблица 1.
Основные показатели работы операционного блока за 2001–2003 гг.
Показатели работы |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Количество поступивших
больных |
4740 |
4773 |
4829 |
Оперировано пациентов:
всего
в экстренном порядке
|
1427
224
|
1507
225
|
1550
232
|
Сделано операций всего |
1628 |
1708 |
1871 |
Проведено плановых
операций |
660 |
603 |
757 |
Оперативная активность |
36,9% |
38,5% |
40,3% |
Рис. 1. Количество поступивших пациентов в стационар за 2001-2003
гг.
Рис. 2. Количество проведенных операций за 2001-2003 гг.
Рис. 3. Показатели оперативной активности за 2001-2003 гг.
Рис. 4. Количество плановых операций за 2001-2003 гг.
Из
приведенных данных видно ежегодное возрастание количества поступивших в
стационар больных, количества выполненных плановых и экстренных оперативных
вмешательств и возрастание оперативной активности. В связи с выполнением
различных специализированных по профилю отделений операций соответственно
осуществляется закрепление операционных медицинских сестер за определёнными
операционными.
В
соответствии с должностными инструкциями операционной сестры операционного
блока процессе работы операционные медицинские сестры:
-
обеспечивают
своевременную заготовку перевязочного материала, операционного белья и шовного
материала;
-
комплектуют
медицинский инструментарий в соответствии с видом операции;
-
проводят
стерилизацию шовного и перевязочного материала, операционного белья и
необходимого для оперативного вмешательства медицинского инструментария;
-
следят
за сохранностью медицинского оборудования, аппаратуры и инструментария
операционного блока;
-
контролируют
качество всех видов уборок проводимых в операционном блоке младшим медицинским
персоналом;
-
осуществляют
соблюдение всеми участниками операции правил асептики и антисептики в
операционном блоке.
Таким
образом, из приведенного перечня должностных инструкций и штатного расписания
операционного блока видно, что ведение сестринского процесса ими не
предусмотрено.
С
1 января 2003 года на базе операционного блока в порядке клинического
эксперимента был введён сестринский процесс.
Этапами
введения сестринского процесса в операционном блоке явились:
1.
Разработка и утверждение
нормативно-правовой документации;
2.
Изменение штатной структуры
сестринского персонала операционного блока;
3.
Непосредственное осуществление
сестринского процесса;
4.
Оценка клинико-экономической
эффективности.
Нормативно-правовой
основой осуществления сестринского процесса в операционном блоке явились
«Положение о сестринском процессе операционного блока» и «Положение о
медицинской сестре-координаторе операционного блока».
С
целью организации и практической реализации в штаты операционного блока была
введена должность медицинской сестры-координатора.
Для
сравнения клинической и экономической эффективности внедрения сестринского
процесса в условиях операционного блока многопрофильной больницы проведено
сравнение показателей работы операционного блока за 2001–2002 г. и за
период введения сестринского процесса с 1 января 2003 г.
Критериями
оценки эффективности внедрения сестринского процесса служили:
1.
Количество
гнойно-септических осложнений;
2.
Результаты
проверки инфекционной безопасности операционного блока;
3.
Показатели
экономии рабочего времени при проведении суточного хронометрирования работы
старшей операционной медицинской сестры;
4.
Опрос
больных хирургических отделений;
5.
Проверка
фактов отмены оперативных вмешательств вследствие неподготовленности
сестринским персоналом отделений больного к предстоящему оперативному
вмешательству.
2.2 Медицинская
сестра-координатор операционного блока как организатор сестринского процесса
В последнее время большое значение в организации сестринского процесса
в лечебно-профилактических учреждениях придаётся медицинской
сестре-координатору как непосредственному его организатору.
В повседневной работе операционные сестры общаются только с лечащим
врачом, а не с их пациентами. Они не видят больных до операции, а только знают
из операционного списка общие данные (Ф.И.О., возраст, № палаты) и врачебный
диагноз. После оперативного вмешательства операционная сестра теряет связь с
пациентом уже на этапе транспортировки его в палату. Фактически операционная
медицинская сестра, неся ответственность за возникновение гнойно-септических
послеоперационных осложнений не участвует в контроле за качеством подготовки
пациента и операционного поля на предоперационном этапе. Это так же не
позволяет учитывать технические особенности подготовки к операции, исходя из
индивидуальных особенностей пациента и предстоящей операции.
Введение сестринского процесса в работу операционного блока позволяет
устранить эти недостатки.
Наличие
многопрофильности работы операционного блока, необходимость введения
сестринского процесса в его работу потребовал введение в штат сестринского
персонала операционного блока медицинской сестры-координатора. В связи с этим
было разработано и утверждено администрацией больницы «Положение о медицинской
сестре – координаторе операционного блока».
Анализ
штатного расписания операционного блока показывает, что наличие в среднем 4
операционных медицинских сестёр на 1 операционный стол (2 дневных операционных
медицинских сестры на 1 операционный стол) позволяет выделить медицинскую
сестру-координатора из числа уже имеющихся штатных медицинских сестёр
операционного блока без введения дополнительной штатной единицы.
Целью работы
медицинской сестры – координатора являлась организация работы сестринского
персонала операционного блока и координация взаимодействия медицинского
персонала (врачебного и сестринского) в рамках осуществления сестринского
процесса. Она является фактически заместителем старшей операционной сестры по
осуществлению сестринского процесса.
Деятельность
медицинской сестры – координатора операционного блока осуществлялась на основе
разработанного и утверждённого администрацией больницы «Положения о медицинской
сестре – координаторе операционного блока»
В
соответствии с Положением на должность медицинской сестры – координатора
операционного блока назначалась наиболее опытная операционная медицинская
сестра со стажем работы не менее 10 лет, имеющая первую или высшую
квалификационную категорию, пользующаяся авторитетом среди медицинского
персонала и обладающая организаторскими способностями.
Медицинская
сестра-координатор утверждалась главным врачом больницы по представлению
старшей операционной медицинской сестры и заместителя главного врача по
лечебной работе.
В обязанности медицинской сестры – координатора
операционного блока входило:
1.
Ежедневное
получение списка пациентов, назначенных на операцию, и обеспечение очередности
проведения операций;
2.
Знакомство
с пациентами, запланированными на операции;
3.
Проверка подготовки пациентов к
операции;
4.
Консультация
операционных медицинских сестер по ведению карты периоперативного процесса;
5.
Осуществление
связи со службами и должностными лицами из числа медицинского персонала внутри
операционного блока и вне его;
6.
Координация
взаимодействия сестринского персонала операционного блока с сестринским и
врачебным персоналом отделений больницы;
7.
Обеспечение
сопровождение пациента в отделение из операционного блока и преемственность в
осуществлении сестринского наблюдения за ним;
8.
Совместное
со старшей операционной медицинской сестрой ведение необходимой учётно-отчетной
документации;
9.
Обобщение
и анализ осуществления сестринского процесса в операционном блоке;
10.
Внесение
предложений по организации сестринского процесса и его улучшению, разработка
необходимых документов (инструкций, положений, указаний и т.д.);
11.
Проведение
обучения сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса;
12.
Участие
в проведении внутрибольничных конференций старших медицинских сестёр.
Таким
образом, выделение должности медицинской сестры-координатора в операционном
блоке не повлекло дополнительных финансовых расходов и увеличения нагрузки на
медицинский персонал операционного блока с чёткой регламентацией её
обязанностей утверждённым Положением.
2.3
Периоперативный процесс – как единый процесс активного
ведения пациента в сестринском процессе
Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим
хирургическим вмешательством, или небольшой операцией.
Страницы: 1, 2, 3
|