Дипломная работа: Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы
Дипломная работа: Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы
Дипломная работа
Анализ новых подходов к
организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной больницы
Введение
Реформы,
происходящие, в нашей стране, привели к необходимости проведения изменений в
здравоохранении. Новые экономические условия требуют других подходов к
организации и структуре сестринского дела. Этому способствуют принятая концепция
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, решение
коллегии Министерства здравоохранения 2002 г., резолюция 1-го
Всероссийского съезда средних медицинских работников 1998 г., отраслевая
Программа развития сестринского дела в Российской Федерации 2001 г. (1,2,3,4,)
Оптимизация сестринского дела в здравоохранении позволяет осуществлять сестринскую
деятельность на качественно новом, современном уровне. Этому способствует и
внедрение новых технологий оказания сестринской помощи.
Существующая
до настоящего времени концепция оказания сестринской помощи, основанная на том,
что сестринская деятельность не является самостоятельной, а только дополняет
врачебную, не позволяет в полной мере оценить важность современных подходов в
организации работы медицинской сестры.
Без изменения
статуса медицинской сестры, расширения сферы ее профессиональной деятельности и
рационального перераспределения обязанностей между врачебным и сестринским
персоналом лечебно-профилактических учреждений невозможно в полной мере
удовлетворить потребности пациента в получении качественной медицинской помощи.
Научные
исследования в сестринском деле, проводимые в настоящее время, помогают
определять сильные и слабые стороны профессиональной деятельности медицинских
сестер различных специальностей, работающих в разных учреждениях здравоохранения
и с различными категориями пациентов, указывают пути повышения эффективности их
использования в клинической практике.
Сестринское
дело является важной составной частью системы здравоохранения, в которой профессионализм
врача, эффективность использования сложного современного
лечебно-диагностического оборудования и внедрение новых методов лечения
невозможны без высококвалифицированного сестринского ухода, в котором роль
медицинской сестры нельзя в полной мере рассматривать как вспомогательную.
Э.А. Якуба
(2002) указывает, что в настоящее время медицинская сестра признается обществом
как уникальная личность, самостоятельно выполняющая круг определенных
обязанностей на высоком профессиональном уровне. В результате заболевания и
проведенного оперативного вмешательства всегда возникает ситуация, когда
пациент не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои потребности. В этом
случае медицинская сестра с ее знаниями, умениями, опытом берет на себя функции
по обеспечению и организации необходимого ухода, включая психологическую и
социальную помощь.
Одной
из самых существенных инноваций в сестринском деле на сегодняшний день является
внедрение в работу медицинских сестер сестринского процесса как научно
обоснованного метода оказания сестринской помощи пациенту и его родственникам,
который подразумевает выполнение сестринского обследования; выявление проблем
пациента и формулирование сестринского диагноза; определение целей и планирование
сестринской помощи; осуществление сестринских вмешательств; оценку
эффективности сестринского ухода.
В
соответствии с концепцией развития сестринского дела в Российской Федерации все
больше областей и регионов включаются в эксперимент по внедрению сестринского
процесса. Среди них наибольших успехов в этом направлении достигли Удмуртия,
Омская, Ленинградская, Самарская и Архангельская области Российской Федерации.
Одним из
важнейших элементов осуществления сестринского процесса в клинических больницах
явилось внедрение должности медицинской сестры-координатора, что привело к
экономии рабочего времени старшей медсестры и врачей, повышению качество помощи
пациентам. Однако, до настоящего времени нет примеров внедрения сестринского
процесса в клиническую практику работы операционных блоков многопрофильных
больниц, что, по-нашему мнению, снижает качество оказания медицинской помощи
хирургическим больным.
В рамках этой
концепции в Краевой клинической больнице №2 Министерства здравоохранения
администрации Хабаровского края в период с 1.01.2003 года для внедрения
сестринского процесса в работу операционного блока и оценки его эффективности
была введена должность медицинской сестры-координатора. В доступной
отечественной и зарубежной литературе сведений о результатах внедрения
сестринского процесса в операционном блоке нами не получено, поскольку введение
сестринского процесса предусматривается, прежде всего, в терапевтических
отделениях больниц.
Цель
исследования:
Улучшить
качество оказания сестринской помощи. Повысить экономическую эффективность использования
медицинского персонала при внедрения сестринского процесса и должности
медицинской сестры – координатора в операционный блок многопрофильной
больницы, как нового подхода к организации сестринского дела.
Задачи:
1.
Разработать
«Положение о сестринском процессе в операционном блоке» и «Положение о
медицинской сестре-координаторе операционного блока»;
2.
Разработать
критерии внедрения в работу операционного блока многопрофильной больницы
медицинской сестры-координатора;
3.
Внедрить сестринский процесс в работу
операционного блока;
4.
Провести сравнительный анализ
показателей работы операционного блока многопрофильной больницы до и после
внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры – координатора;
5.
Оценить
эффективность внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры –
координатора в работу операционного блока;
6.
Отработать
методику сестринского процесса и взаимодействия медицинской сестры – координатора
со службами и должностными лицами отделения и больницы;
7.
Разработать
карту ведения пациента в операционном блоке.
1.
Современное представление о сестринском процессе
1.1
Определение
сестринского процесса как основы деятельности медицинской сестры
В настоящее
время в российском сестринском деле сестринская помощь осуществляется как
вспомогательная для обеспечения работы врача-лечебника. Принятой модели
оказания сестринской помощи по аналогии с зарубежными странами, где медицинская
сестра осуществляет самостоятельно сестринский процесс, в Российской Федерации
нет. В зависимости от состояния здравоохранения отдельных регионов страны,
специфики лечебно-профилактических учреждений, их кадрового потенциала и уровня
подготовки сестринского персонала, наличия медицинских учебных заведений
делаются отдельные шаги по внедрению сестринского процесса в клиническую
практику. Однако, сегодня в лечебно-профилактических учреждениях практически
отсутствует целостная система профессионального сестринского ухода за пациентом
в форме сестринского процесса.
С.И. Двойников,
Л.А. Карасёва (1998) указывают, что сестринский процесс – это метод научно
обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих
обязанностей по оказанию помощи пациентам, который:
– определяет
конкретные потребности пациента в уходе;
– выделяет
из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты
ухода, кроме этого прогнозирует его последствия;
– определяет
план действий, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;
– оценивает
эффективность сестринского вмешательства;
– гарантирует
качество оказание помощи, которое можно проконтролировать.
В большинстве
стран сестринский процесс принято разделять на пять этапов.
Первый этап –
обследование пациента, подразумевает текущий процесс сбора и оформления данных
о состоянии здоровья пациента.
В «Записках
об уходе» Флоренс Найтингейл в 1859 году написала: «Важнейший практический
урок, который может быть дан медицинским сестрам – это научить их тому, за чем
наблюдать, как наблюдать…»
В процессе
обследования медицинская сестра собирает базу данных о пациенте, определяет
нарушение человеческих потребностей.
Второй этап –
формирование сестринского диагноза. На этом этапе очень важно выделить проблемы
пациента по их приоритету. В первую очередь необходимо уделить внимание выявлению
первичных проблем пациента и их решению. В результате анализа полученных в ходе
обследования данных формируется сестринское диагностирование.
Следует
отметить, что в мире нет единой классификации сестринских диагнозов. В
Российской Федерации так же нет принятой международной и отечественной
классификации сестринского диагноза. В связи с этим большинство стран и
регионов России пользуются классификацией Североамериканской сестринской
диагностической ассоциацией (NANDA). Некоторые из этих диагнозов громоздки и не
слишком понятны для медицинских сестер России и других стран, поэтому имеются
предложения адаптировать и упростить их практическое применение (Т.В. Рябчикова,
Н.А. Назарова, 2000 г.).
Третий этап –
планирование сестринской помощи – предполагает определение целей ухода и
конкретное планирование сестринских вмешательств для достижения этих целей, с
возможно более полным включением пациента в этот процесс.
Четвертый
этап – реализация принятого плана сестринских вмешательств. На этом этапе важно
разграничить вмешательства на независимые, зависимые и взаимозависимые. В
первую очередь медицинская сестра должна акцентировать внимание на независимых
сестринских вмешательствах, которые она осуществляет по своей инициативе в
пределах сестринской автономии. При этом зависимые вмешательства осуществляются
на основе распоряжений врача. Взаимозависимые сестринские вмешательства
предусматривают совместную работу с другими членами медицинской бригады.
Пятый этап –
оценка эффективности сестринского процесса. Этот этап проводится прежде всего,
самой медицинской сестрой, пациентом и сестрой – руководителем. В случае
отсутствия достижения цели медицинская сестра должна критически
проанализировать свой план сестринских вмешательств и пересмотреть его.
1.2
Опыт
применения сестринского процесса в различных регионах Российской Федерации
В сентябре
2001 года на заседании правления Межрегиональной ассоциации медицинских сестер
(МАМС) были определены регионы для проведения эксперимента по внедрению
сестринского процесса, которыми явились Удмуртия, Омская, Ленинградская,
Самарская и Архангельская области.
При внедрении
сестринского процесса в различных клиниках преследовались следующие цели:
– улучшение
качества сестринской помощи;
– создание
системы профессионального ухода за пациентами в отделениях;
– улучшение
условий пребывания пациента в стационаре;
– повышение
профессионализма медицинской сестры;
– повышение
престижа профессии медицинской сестры;
– улучшение
условий труда медицинской сестры на основе внедрения новых медицинских
технологий;
– внедрение
научной организации труда;
– снижение
числа осложнений.
Результаты
внедрения сестринского процесса в Самарской областной клинике кардиологического
диспансера отразились на многих показателях работы отделений: увеличилось число
пациентов, которым было проведено необходимое лечение; увеличился оборот койки;
по отзывам пациентов улучшился уход и возросло качество лечения. За время
внедрения сестринского процесса со стороны пациентов не поступило ни одного
нарекания.
В отделениях
клиники была введена должность медицинской сестры – координатора, основной
задачей которой являлось управление и координация деятельности сестринского
персонала по осуществлению сестринского процесса, организация взаимодействия с
другими службами диспансера. Сами медицинские сестры стали получать больше
удовлетворения от своей работы, повысилась их самооценка, возросло ощущение
собственной значимости.
По отзывам
врачей, значительно улучшилось уход за пациентами, которые с введением
сестринского процесса находились под постоянным медицинским наблюдением, врач
получает более полную информацию о самочувствии пациента.
В рамках этой
программы был разработан пакет необходимой сестринской документации, который
включал:
1.
Положение
об организации сестринского процесса в лечебно – профилактическом учреждении;
2.
Должностную
инструкцию палатной медицинской сестры;
3.
Карту
действий медицинской сестры по уходу за пациентом;
4.
Карту
проблем пациента,
5.
Стандартные
листы сестринского ухода при основных заболеваниях;
6.
Анкету
для пациентов.
Клиническое
внедрение сестринского процесса было осуществлено и на базе гинекологического
отделения Курганской областной больницы. Этому предшествовала большая подготовительная
работа, включающая разъяснение содержания сестринского процесса медицинским
сестрам и врачам отделения, подготовка новых должностных инструкций для
медицинских сестер отделения, разработку сестринской документации, нового
штатного расписания.
Для
осуществления сестринского процесса в отделении были организованы 2 сестринские
бригады, каждая из которых обслуживала по 20 пациенток. Введена должность
медицинской сестры – координатора и определены её должностные инструкции. В
отделении большое внимание уделялось обеспечению высокой культуры общения и
соблюдению должного внешнего вида.
Помня о том,
что медицинская сестра не просто исполнитель назначений врача, а творчески
мыслящий, активный член лечебной бригады, они изменили стиль общения сестры с
пациентками. В обязанность медицинских сестер входило объяснение пациенткам
целей назначения препаратов и схем лечения, смысла соблюдения предписанного
режима. В рамках своей компетенции медицинская сестра могла давать советы по
режиму дня и диете. Для этого было проведено обучение медицинского персонала
психологии общения.
Стремление к
высокой культуре ухода, доброжелательность, незамедлительное оказание
медицинской помощи и качественное выполнение назначений врача прививались
молодым медицинским сестрами непосредственно в процессе работы.
Были
разработаны формы сестринской медицинской документации для осуществления
сестринского процесса, которые включали:
1.
Сестринскую историю болезни;
2. Стандарты
ухода за пациентками;
3. Карту
сестринского ухода и наблюдения за пациенткой;
4. Лист
динамического наблюдения за пациентками после операции;
5. Анкету,
заполняемую пациентками при выписке;
6. Карту
оценки работы палатной медсестры.
Результаты
нововведения показали, что увеличилась пропускная способность отделения,
сократилась средняя продолжительность лечения, возросла хирургическая
активность и сократился процент послеоперационных осложнений. Эти показатели
напрямую были связаны с внедрением сестринского процесса, что позволило
повысить качество сестринского ухода и культуру работы отделения в целом.
Анализ работы
медицинских сестер, участвующих в эксперименте, проводился на основании
изучения 100 сестринских историй болезни, а также 200 анкет, заполненных
пациентками при выписке. Процентное соотношение проблем пациенток было
следующим: 78% составили физиологические проблемы; 22% – психологические.
Естественно, физиологические проблемы были преобладающими, однако, количество
выявленных психологических проблем у пациенток хирургического отделения
указывает на необходимость проведения медицинской сестрой большой работы и в
этом направлении.
При
определении физиологических проблем на первом месте стояли проблемы,
связанные с операцией, которые распределились следующим образом:
1.
ограничение движения – 32%,
2. боли – 21%,
3. слабость –
18%,
4. нарушение
функции мочеиспускания – 12%,
5. запоры и
метеоризм – 8, 8%,
6. другие
проблемы – 8,2%.
В указанных
проблемах четко было отражено состояние организма на конкретный период времени.
Естественно, что медицинская сестра должна решать эти проблемы совместно с
врачом, но определённую часть из них, как своевременное обезболивание,
адекватное восполнение организма пациентки жидкостью она может решать
самостоятельно.
Выявленные
психологические проблемы, распределились следующим образом:
1.
страх
перед операцией – 38%,
2.
тоска
по дому – 29%,
3.
плохой
сон – 16,5%,
4.
снижение
настроения – 14,8%,
5.
чувство
одиночества – 1,7%.
Необходимо
подчеркнуть огромную роль медицинской сестры в реформировании сестринского
дела, а также благотворное влияние, которое оказало внедрение сестринского
процесса на качество сестринской помощи в гинекологическом отделении больницы.
Работа старшей медицинской сестры гинекологического отделения Курганской
областной больницы Н.Б. Ивановой и Л.П. Раковой по реализации
сестринского процесса в 1999 году была удостоена почетного диплома 1 степени
журнала «Главная медицинская сестра».
Аналогичный
эксперимент по осуществлению сестринского процесса был проведен в
неврологическом отделении для грудных детей Вологодской областной детской
больницы. В неврологическом отделении, развернутом на 40 коек, до 30% пациентов
имели диагноз детского церебрального паралича. Экспериментальной площадкой был
определен сестринский пост с нагрузкой 4-6 пациентов на одну медицинскую
сестру. Была введена должность медицинской сестры – координатора.
Медицинская
сестра сама детально оценивала состояние пациента, составляла план сестринского
ухода. Медицинская сестра – координатор получила новые возможности для контроля
деятельности медицинских сестер по уходу.
Лечащие врачи
стали использовать дополнительную информацию о пациентах, полученную сестрами.
В ходе эксперимента повысилось качество ухода, осуществляемого родственниками,
при этом все мамы были вовлечены в процесс ухода за ребенком. Медицинская
сестра обсуждала с мамой проблемы ребенка и обучала ее элементам ухода, включая
обучение методике массажа, гимнастики и так далее.
Результаты
эксперимента были признаны положительными. Благодаря внедрению сестринского
процесса улучшились показатели работы отделения, сократился средний срок
пребывания пациентов в отделении на 4 койко-дня.
Согласно
данным В.В. Кануриной (2001 г.) внедрение сестринского процесса в
городской клинической больнице №36 г. Москвы так же потребовало ввести в
штат некоторых отделений больницы должность медицинской сестры – координатора.
Главной
задачей медицинской сестры – координатора являлось внедрение в деятельность
сестринского персонала нейрохирургического отделения современного сестринского
процесса и его осуществление в отношении наиболее тяжелых пациентов.
Медицинская сестра – координатор работала под непосредственным руководством
заведующего отделением и старшей медицинской сестры и по сути являлась
заместителем старшей медицинской сестры по внедрению сестринского процесса.
Рабочий день медицинской
сестры – координатора, как правило, начинался с ее участия в сдаче дежурства
ночной медицинской сестрой на утренней конференции, при этом уточнялось
состояние пациентов, выполнение назначений. Обязательно уточнялась информация о
вновь поступивших в отделение пациентах. На утренней конференции медицинская
сестра – координатор информировала врачей и медицинских сестер о состоянии
сестринского ухода за пациентами отделения. После этого медицинская сестра –
координатор совместно с палатными медицинскими сестрами обходила вновь
поступивших пациентов. На основе обхода заполнялся лист «Первичный осмотр
пациента», позволяющий оценить тяжесть состояния пациента и его потребности в
сестринском уходе. Затем медицинская сестра-координатор совместно с медицинской
сестрой составляла «План сестринского ухода». Для получения объективной
информации о состоянии пациента палатная медицинская сестра 8 раз в сутки
отмечала в «Листе динамического наблюдения» основные параметры состояния
пациента и выполнение важнейших лечебных мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3
|