рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда

Кроме того, решение сельского общества проверялось. На предмет соблюдения формальностей и выгодности условий сдачи в аренду леса земским участковым начальником. Только после этого решение утверждалось губернским присутствием.

В Положении о башкирах было установлено два срока аренды: до шести и до пятидесяти лет. В последнем случае леса сдавались для строительства и нужд Огнедействующих заводов. При Заключении договора должен был быть предусмотрен срок строительства завода. В случае нарушения срока ввода завода, действие договора подлежало прекращению.

Продажа земель разрешалась только в окончательно размежеванных с припущенниками дачах при условии сохранения самим вотчинникам-башкирам пятнадцати десятин удобной земли на душу по данным последней ревизии. В иных случаях акты купли-продажи считались недействительными. Земля, отведенная на душу населения, считалась надельной.

Свободные за наделом башкирские земли, независимо от формы собственности, могли быть проданы как сельским обществам, так и отдельным лицам. Однако приобретать можно было не более 15 десятин башкирских земель «на каждую наличную душу мужского пола» (статья 30). Губернскому присутствию было дано право увеличивать эту норму до 20 %. Крестьяне-переселенцы, покупающие земли у башкир, пользовались льготным проездом по железным дорогам, для этого они получали от крестьянских учреждений «тарифные переселенческие удостоверения, выдаваемые до истечения 2 лет со дня водворения на купленной земле на поездку на родину для устройства дел и распоряжения с оставшимся имуществом» (статья 29, примечание).

Вотчинники, не желающие продавать общественные земли, имели право требовать выдела из этих земель причитающейся им части в частную собственность. В таких случаях процесс купли-продажи земель приостанавливался до удовлетворения их требований.

Решения и акты сделки о продаже земель после засвидетельствования волостным правлением представлялись земскому участковому начальнику, который, убедившись в правильности представленных документов, был обязан опросить участников сделки, проверить все на месте и только после этого свидетельствовать о правильности купли-продажи и представлять документы на утверждение губернскому присутствию.

Губернское присутствие, рассматривая договор купли-продажи, должно было иметь в виду не только интересы вотчинников, но и покупателей, «принимая в соображение цены на башкирские вотчинные земли, существовавшие ко времени составления, а не утверждения приговора» (статья 35, примечание). Если же оно находило, что акт купли-продажи нарушает закон или не соответствует интересам общества, то такой акт не подлежал утверждению. Таким образом, губернское присутствие выступало в качестве посредника при купле-продаже башкирских земель.

Был ограничен круг лиц, имеющих право покупать башкирские земли. Башкирские земли могли быть проданы только в казну и сельским обывателям. Лица же, занимающиеся профессиональной торговлей, хотя бы они и проживали среди сельских обывателей, не попадали в круг лиц, которым дозволялось приобретать в собственность башкирские земли. Данное ограничение не распространялось на продажу земель под разработку полезных ископаемых и строительство заводов.

Одна треть вырученных от продажи земель денег разделялась поровну, и образовывался мирской и ссудный капиталы, которые принадлежали сельскому обществу. Остальные деньги разделялись между вотчинниками, членами сельского общества. При продаже участка, составляющего частную собственность отдельного хозяина, вырученные деньги полностью поступали в его пользу.

В Положении была разрешена сдача в аренду свободной за душевым наделом земли, поскольку считалось, что «земли башкир составляют их неотъемлемую собственность» (статья 40, приложение). Для положительного решения вопроса о сдаче в аренду земель, принадлежащих сельскому обществу требовалось решение квалифицированного большинства сельского схода. Такой порядок был предусмотрен и при сдаче волостных земель. В случае же сдачи в аренду земель, принадлежащих нескольким башкирским волостям, Положение запрещало решение вопроса на объединенном сходе представителей нескольких волостей. Каждая волость должна была решать вопрос самостоятельно на своем сходе. Запрещалась сдача в аренду общественных земель отдельными вотчинниками. Такие сделки считались недействительными. Вотчинники имели право самостоятельно сдавать в аренду только ту часть общественных земель, которая находилась в их пользовании.

Положение детально регулировало содержание решений сельского, волостного схода о сдаче в аренду башкирских земель. В нем должны были быть отражены:

1) общее число лиц, имеющих право голоса;

2) число лиц, бывших на сходе;

З) точное обозначение участков земли или угодий, сдаваемых в кортом

4) сумма, подлежащая взносу

5) срок оброчного содержания

6) права владельцев и съемщика в случае неустойки.

Кроме того, в решении схода могли быть оговорены вопросы сохранения лесов, если они не сдавались в аренду, а в обратном случае — порядок лесопользования, вопросы залога или же поручительства, которые должны были «обеспечить исправность арендатора», оплаты пошлины (статья 43). На основании указа правительствующего Сената от 12 марта 1912 года № 3104 была разрешена и субаренда башкирских земель.

Особо регламентировалась аренда пахотных земель. В качестве арендаторов могли выступить только сельские обыватели и их общества и товарищества. Количество арендуемой земли ограничивалось 30 десятинами на душу мужского населения.

Губернскому присутствию предоставлялось право увеличивать эту норму до 20 %. Договоры об аренде башкирских земель до 3 лет утверждались земскими участковыми начальниками, а свыше — губернским присутствием.

Аренда пахотных башкирских земель фактически приводила к принудительной их продаже. Так, на основании статьи 62 Положения в договоре должна была быть предусмотрена также «цена за то пространство арендуемой земли, которое может быть приобретено арендаторами». Если ко времени истечения срока аренды договор не возобновлялся на прежних основаниях или не состоялась продажа башкирами арендаторам за определенную в договоре цену указанного участка земли, то башкиры-вотчинники были «обязаны возместить переселенцам все издержки, понесенные ими как на постройки и хозяйственные обзаведения, так и за всякого рода улучшения бывшей в арендном пользовании земли».

Таким образом, происходил грабеж лучших башкирских земель на основе закона.

В Положении особо затронуты вопросы разведки и разработки полезных ископаемых. Статья 54 содержит норму, согласно которой поиск и разведка месторождений полезных ископаемых на общественных землях производились на общих основаниях. Этим правом обладал каждый горнопромышленник без заключения с башкирами особого договора. Однако Правительствующий Сенат своим указом от 15 июня 1907 года установил, что «поиск и разведка полезных ископаемых на башкирских вотчинных землях не влекут за собою права требовать отвода земель под разработку ископаемых, так как отвод этот зависит от башкирского общества». Поэтому указ предписывал, чтобы разведка велась при условии обеспечения предпринимателем за собою будущей аренды земли под разработку полезных ископаемых.

для сдачи в аренду земель под разработку Полезных ископаемых требовалось решение сельского общества, которое после засвидетельствования земским начальником подлежало утверждению губернским присутствием. Однако все это еще не обязывало сельское общество заключать договор аренды. Так, на основании указа Правительствующего Сената от 10 января 1907 года до заключения договора общество могло менять свои решения о сдаче надельной земли под разработку недр и выносить новые, хотя первые были утверждены губернским присутствием. Сенат считал, что это утверждение только давало право на заключение сделки.

Губернское присутствие было обязано рассматривать решения башкир-вотчинников о сдаче земель в аренду под разработку недр не только с формальной стороны, но и по существу. Ему было дано право утверждать решения башкир с условием внесения в заключаемый договор таких пунктов, которые «более обеспечивают интересы договаривающихся».

На заседаниях губернского присутствия принимал участие представитель горного ведомства. При его несогласии с решением губернского присутствия вопрос рассматривался Министерством внутренних дел и Министерством торговли и промышленности.

Правовому регулированию местного самоуправления в Положении посвящен отдельный раздел. Местное самоуправление допускалось в сельском, волостном обществах.

Сельское общество состояло из башкир одного селения (деревни) или нескольких мелких, по возможности смежных, но, во всяком случае, ближайших между собой поселков, пользующихся всеми угодьями или несколькими из них сообща или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды.

Волостные же общества образовывались из состоящих в одном уезде смежных сельских обществ. Не допускалось раздробление сельских обществ при образовании волостных обществ.

В образовании как сельских, так и волостных обществ принимались во внимание пожелания башкир, которые как вотчинники должны были прийти к «полюбовному соглашению». В случае отсутствия такого соглашения вопрос по представлению губернского присутствия выносился на рассмотрение министра внутренних дел, который в свою очередь обращался к Высочайшему Его Императорскому Величеству для соизволения на предоставление губернскому присутствию права производства принудительного раздела. Такой порядок был исключителен, так как по существующему положению местные крестьянски учреждения обязаны были принимать все меры для того, чтобы эти вопросы решались на местах.

Сельское общественное управление состояло из сельского схода и старосты. Кроме того, сельские общества, если считали необходимым, могли иметь особых сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, построенных за счет сельского общества, лесных и полевых сторожей, сельских писарей и т. п.

В сельском сходе право голоса имели домохозяева, принадлежащие к составу сельского общества, и, кроме того, избранные сельские должностные лица. В случае болезни либо отсутствия домохозяина или же невозможности его явиться на сход, его замещал кто-нибудь из членов семейства. Лица, не достигшие совершеннолетия, могли принять участие в сходах в качестве домохозяев. В сходах принимали участие и те башкиры, которым были выделены земельные участки в собственность. Но они имели право голоса при решении вопросов денежных сборов и натуральных земских повинностей, при обсуждении вопроса о мирских нуждах и пользах, при выборах должностных лиц, но не принимали участия в вопросах, касающихся общинных земель.

Лица духовного звания — мусульмане, хотя они принадлежали к числу домохозяев сельского общества, не могли лично принимать участия ни в сельском, ни в волостном сходах. Закон также не допускал к участию в местном самоуправлении башкир, состоящих под следствием или судом по преступлениям и проступкам, влекущим за собою потерю всех особенных прав и преимуществ. Лица, не проживающие в обществе, не имеющие усадебной оседлости и не ведущие никакого хозяйства, не имели права участвовать в сходах вплоть до фактического возвращения в общество.

Если же в одном сельском обществе проживали и вотчинники (башкиры), и припущенники (пришлое население), то по делам, касающимся владения ими земель, те и другие составляли отдельные сходы.

Сельский сход созывался по мере необходимости, но преимущественно в праздничные дни.

Ведению сельского схода подлежали:

«1.Выборы сельских должностных лиц и кандидатов в волостные судьи, а также назначение выборных на волостной сход».

(В целях стимулирования правильного подбора кадров сельские общества несли имущественную ответственность за избранных ими должностных лиц.)

«2. Замещение должностей сотских и десятских уездной полиции».

«3. Удаление из общества лиц, дальнейшее пребывание которых в этой среде угрожало местному благосостоянию и безопасности, а также временное устранение башкир от участия в сходах не далее как на три года».

(Решения об удалении из общества должны были включать в себя определенные указания, в чем именно выразилась порочность удаляемого и в чем заключался вред наносимый обществу. На основании решения Правительствующего Сената от 16 января 1901 года «никакой орган со стороны, в том числе и вышестоящий, не имел права оказать влияние либо давление при решении вопросов об удалении от общества».

Приговоры о выселении и временном устранении от участия в сходах принимались большинством двух третей голосов, и подлежали проверке земским начальником и вступали в силу после утверждения губернским присутствием.

Временное устранение от участия в сходах, являясь мерой личного взыскания, не распространялось на весь двор. Последний мог присылать для участия в сходе другого члена семьи.)

«4. Прием в состав общества лиц из других башкирских обществ».

«5. Отобрание паспорта и другие дела, выделение из общества на основании устава о паспортах».

«6. Назначение опекунов и попечителей, проверка их действий».

(На основании указа 1 департамента Правительствующего Сената от 4 февраля 1883 года назначение опекунов к имуществу малолетних, хотя бы они находились вне пределов общества и даже губернии, осуществляли сельские сходы того общества к которому принадлежал малолетний.)

«7. Разрешение семейных разделов»

(На основании указов от 5 ноября и 9 ноября 1906 года разрешению сельского схода подлежали лишь вопросы о разделе полевых и других угодий.)

«8. Дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землей, как-то: передел земель, окончательный раздел земель на постоянные участки, выдел участков в частную собственность и т. п.»

«9. Распоряжение свободными за душевым наделом участками общественных неделимых угодий».

«10. Совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве призрении и обучении грамоте».

(Вопросы, непосредственно связанные с улучшением народного обучения, подлежали обсуждению схода. Притом сход мог вынести решение о возбуждении ходатайства о замене сельского учителя другим лицом.)

«11. Обращение в соответствующие инстанции с жалобами и просьбам по делам общества через особых выборных».

 (Сельский староста мог ходатайствовать по делам общества лишь при наличии уполномочиваемого его на то решения.)

«12. Назначение сборов на мирские расходы».

«13. Раскладка всех лежащих на башкирах денежных сборов, равно земских и мирских натуральных повинностей, и порядок ведения счетов по этим сборам»

(На основании указа 2 департамента Правительствующего Сената от 15 января 1893 года раскладка податей и повинностей должна была производиться уравнительно между всеми плательщиками и для плательщиков не могли быть установлены различные основания обложения.)

«14. Учет должностных лиц, избранных сельским обществом, и назначение им жалованья или иного вознаграждения.»

«15. Дела о воинской повинности на основании Устава о воинской повинности.»

«16. Принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок.»

«17. Обращение хлебных общественных запасов в денежные общественные капиталы, назначение ссуд из запасных хлебных магазинов или заменяющих их общественных продовольственных капиталов, замена общественных продовольственных капиталов хлебными запасами и другие дела по обеспечению продовольственными потребностями сельских жителей.»

«18. Дача доверенностей на хождение по делам общественным.»

«19. Решения об избрании в сельские приходы магометанских духовных лиц и о постройке или исправления мечетей.»

(При решении таких вопросов принимали участие только мусульмане. Муллы и другие духовные лица избирались исключительно сельскими сходами и большинством не менее двух третей всех башкир, имеющих право голоса на сходе, и непременно при присутствии старосты и волостного старшины.)

20. Все те вопросы, когда по действующему законодательству либо по Положению о башкирах требовалось согласие либо разрешение сельского общества.

Например сельский сход рассматривал вопрос о займе на общественные нужды решал вопрос покупки земель на средства мирского капитала, учреждал сельскую общественную ссудно-сберегательную кассу. При том сельское общество принимало на себя ответственность по обязательствам учреждаемой им кассы.

Настоящий перечень предметов ведения является исчерпывающим. Если же сход выносил решения по вопросам, которые не входили в его компетенцию, то такие решения признавались ничтожными, а лица, виновные в этом, подвергались взысканию либо же привлекались к судебной ответственности.

Решения сельских сходов признавались законными лишь тогда, когда на сходах были сельский староста или заступающий на его место и не менее половины всех домохозяев, имеющих право участвовать в сходах. Все дела на сходе решались с общего согласия или большинством голосов. За каждым участвующим на сходе считался один голос.

Для решения следующих дел требовалось согласие не менее двух третей всех башкир, имеющих право голоса на сходе:

1)      об удалении из общества лиц, дальнейшее пребывание которых угрожало местному благосостоянию и безопасности;

2)      об увольнении из общества и о приеме в общество;

3)      о замене общинного пользования землей участковым или подворным (наследственным);

4)      о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

5) о продаже и отдаче в аренду общественных земель;

6) о переделах мирской земли;

7) об установлении добровольных сборов и об употреблении мирских капиталов;

8) об избрании в сельские приходы духовных лиц и о постройке мечетей;

9) о взаимном друг за друга ручательстве, об учреждении сельских общественных ссудо-сберегательных касс.

Решения схода приводились в исполнение за исключением следующих дел:

1) об удалении из общества;

2) о выдаче из общинного владения участков земли в частную собственность;

3) о продаже и распоряжении свободных земель;

4) об избрании духовных лиц и о постройке мечетей;

Постановления по вышеперечисленным вопросам представлялись старостой земскому участковому начальнику. На основании указа от 5 октября 1906 года уездные съезды могли отменять решения крестьянских общественных сходов в случаях несоответствия решений действующим законам либо когда решение схода нарушало законные права членов сельских обществ.

На сельского старосту были возложены следующие обязанности:

1) созыв и роспуск сельского схода, и поддержание на нем соответствующего порядка;

2) предложение повестки дня;

3) исполнение всех решении схода, распоряжений волостного управления и вышестоящих должностных лиц;

4) наблюдение за целостью меж и межевых знаков на землях общества, за исправным содержанием дорог, мостов, перевозов, за исправным внесением денежных сборов и отправлением натуральных повинностей, за порядком в училищах, богадельнях и других общественных заведениях если они были учреждены сельским обществом за свой собственный счет;

5) понуждение к исполнению договоров башкир как между собою, так и с посторонними лицами, когда такие договоры не оспаривались сторонами;

б) выдача установленных видов на жительство или о выходе из общества;

7) заведование установленными сельским обществом мирскими хозяйствами и суммами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.