рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда

Контрольная работа: Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

“ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ”

Контрольная работа на тему

«Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года.

Реформы в области суда»

 

 

Выполнила

Проверил ______________________

г. Стерлитамак

2008 год


СОДЕРЖАНИЕ

 Введение

1. Участие башкир в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Их предводители

1.1. Причины восстания

1.2 Начало восстания

1.3 Первые военные успехи

1.4 Военные поражения Крестьянской войны

1.5 Подавление восстания

1.6 Итоги Крестьянской войны

2. «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда

2.1 «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года

2.2«Реформы в области суда»

2.2.1 Особенности осуществления правосудия в Башкортостане

2.2.2 Местное правосудие

2.2.3 Судопроизводство в период кантонной системы управления

2.2.4 Особенности судебной реформы и контрреформы в Башкортостане

Список используемой литературы


Введение

Башкортостан – один из крупнейших субъектов Российской Федерации, расположенный на территории Южного Урала и Приуралья, исторически носящий название по имени коренного народа – башкир (башкорт).

История Башкортостана — это история коренных жителей края башкир, а также переселившихся в этот регион в течение ХVII—ХХ вв. русских, татар, мишарей, мари, чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев и других народов России.

Башкортостан прошел длительный и сложный путь исторического развития. Башкиры представляют собой один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос в первой половине 1 тысячелетия н. э. Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (5 в. до н.э.). На карте Птолемея (2 в. н.э.) показана р. Daiks (ныне р.Урал). Ценные сведения содержатся в соч. Саллама Тарджемана (9 в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (10 в.); ал-Балхи (10 в.) писал о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая - около Дуная, близ границ Византии. Его современник Ибн-Русте отмечал, что башкиры - "народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика". Географ Идриси (12 в.) упоминал Внутреннюю Башкирию, Внешнюю Башкирию и башкирские города Немжан, Гурхан, Каракия, Касра и Масра.

Союзы башкирских племен в конце тысячелетия стали постепенно перерастать в ранние государства. В X-XI вв. у них сложился определенный социально-экономический и политический уклад жизни. Сохранились многочисленные исторические предания о том, что в отдаленном прошлом основу башкирского этноса составил устойчивый союз 7 племен, а государственные образования возглавляли Башкорт-хан, Муйтен-бий, Майкы-бий, Мясем-хан, Джалыкхан. Не случайно арабские авторы конца первого тысячелетия н. э. Саллам Тарджеман, Ахмед ибн Фадлан, Джейхани, Абу-заид Аль Балхи и другие писали о башкирах как о давно живущем на Южном Урале крупном этносе. Знаменитый персидский историк Рашид ад-дин упоминает о существовании до татаро-монгольского нашествия, наряду с такими странами, как Дешт-и-Кыпчак, Булгар, Русь, Черкес, и страну Башкорт, имея в виду территорию Южного Урала. С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией и явившийся одним из главных факторов сохранения башкирского этноса.

Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. В частности, когда началось татаро-монгольское нашествие, башкиры после упорного сопротивления вынуждены были пойти на соглашение с завоевателями и признать верховную власть их хана. Это позволило им добиться определенной автономии в составе Золотой Орды.

После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.

В первые века нахождения в составе России башкиры занимали огромную территорию от среднего течения и верховьев р. Тобол до Волги в районе Саратова и Самары, от р. Илек и Яик до среднего течения Камы и низовьев Сылвы.

В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами, развивались производительные силы башкирского края, происходило усиление границ Российского государства. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права, башкиры же, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной. В 1574 г. на месте древнего башкирского поселения был основан город Уфа – административный центр края и будущая столица Башкортостана.

Постепенно царские власти, по мере укрепления своих позиций, повели в Башкортостане двойственную политику: официально придерживаясь условий присоединения, встали на путь их нарушения. С сер. XVII в. они приступили к захвату башкирских земель. На них строились крепости, с конца XVIII века - заводы. К началу XVIII века на территории башкир появилось 31 укрепление. Земли вокруг них раздавались дворянам, монастырям, купцам, мелким служилым людям. Уфимские воеводы допускали произвол и насилие по отношению к коренным жителям при сборе ясака и судопроизводстве. Во 2-й половине XVII - начале XVIII веков неоднократно предпринимаются попытки христианизации башкир-мусульман. Захват земель, рост налогов и повинностей вызывали недовольство башкир. Отстаивая свои земли и свободу, они подавали челобитные на имя центральной власти, затем многократно - в 1616, 1645, 1662-64, 1681-84, 1704-11 годах поднимали восстания против колониального угнетения. Борьба велась на огромной территории под лозунгами отстаивания условий принятия подданства, на которых башкиры вошли в состав России.

Активнейшее участие башкиры приняли в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Основные события этого восстания проходили в нашем крае. В первой части моей работы рассматриваются причины этой войны, ее ход, итоги.

Непрерывные восстания ХVII—ХVIII вв. вынуждали царское правительство вносить существенные коррективы в свою политику в крае, идти на определенные уступки не только в отношении башкир, но и всего остального населения. ХVII—ХVIII вв., когда башкиры и другие народы настойчиво отстаивали свои права, вполне можно охарактеризовать как героический период в истории Башкортостана. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что жестокое подавление восстаний приводило к разрушению производительных сил башкирского общества и значительному сокращению численности коренного населения. К концу ХIХ века башкиры уже занимали второе место после русского населения края по численности. Продолжалось ущемление вотчинных прав башкир на землю - к середине XVIII в. башкиры потеряли около половины своих земель, а к началу XX века за коренным населением Башкортостана сохранилось не более 20 процентов владений.

В первой половине ХIХ в. в Башкортостане, как и во всей стране, происходили разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства, развитие рыночных отношений, обострение социальных противоречий, приведших к великим реформам середины и второй половины ХIХ в. Несмотря на некоторые изменения в жизни населения в лучшую сторону, в целом положение народных масс оставалось тяжелым, о чем свидетельствовали новые волнения и восстания. Для башкирского населения ХIХ век был временем существенной перестройки социально-экономического уклада жизни. Оно переживало завершающую трансформацию от полукочевого скотоводческого хозяйства к земледелию и оседлости. Крупнейшим политическим и социально-экономическим событием в стране стала отмена крепостного права. На основе царского Манифеста от 19 февраля 1861 крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Составной частью реформ являлось «Положение о башкирах», принятое 14 мая 1863 года, которое отменило кантонную систему управления в крае, и перевело жителей края в гражданское сословие. Во второй части моей контрольной работы рассматривается этот, на мой взгляд, важнейший документ, определивший правовое положение башкир в составе Российского государства и действовавший практически до октября 1917 года. "Положение о башкирах" стало первым правовым актом конституционного значения, отрегулировавшим правовой статус башкир.

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение вопроса о многолетнем опыте совместного проживания, совместного труда и борьбы многонационального населения Башкирии, их взаимосвязи, взаимовлиянии.

Задачами, которые определяются целью работы, являются, прежде всего, рассмотрение общей характеристики края, его истории, воздействия башкирского народа на ход исторического развития страны, соотношение и роль государственной власти и общества.

При написании работы были использованы труды по истории государства и права, таких авторов, как Еникеев З. И., Еникеев А. З., Акманов И. Г., Назаров В. Д., Рахматуллин М. А., и других.


1. Участие башкир в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Их предводители

1.1. Причины восстания

Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева была самым мощным вооруженным выступлением трудовых масс феодальной России против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия. Она охватила обширную территорию на юго-востоке страны (Оренбургскую, Сибирскую, Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую, Астраханскую губернии), где проживало 2 млн. 900 тыс. жителей мужского пола, в своей массе состоящие из крестьян различных категорий и национальностей.

Крестьянская война проходила в 3 этапа: сентябрь 1773 года - начало апреля 1774 года; апрель - середина июля 1774 года; июль 1774 года -1775 год.

Восстание было следствием углубления кризисных ситуаций в социально-экономической жизни страны, сопровождавшихся усилением феодального и национального угнетения трудовых масс и обострением классовых отношений. Глубокий антагонизм угнетенного населения страны и господствующей верхушки проявлялся в разнообразных формах классовых выступлений трудящихся масс.

Кульминацией народной борьбы стало выступление Пугачева, быстро переросшее в широкую крестьянскую войну. Основные события ее разворачивались на Южном Урале. Причины этому следует искать в социально-экономической и политической истории края.

К началу Крестьянской войны многонациональное население Башкирии имело двухсотлетний опыт совместного проживания, совместного труда и борьбы. В ходе вольной крестьянской, правительственной и частновладельческой колонизации происходило хозяйственно-бытовое сближение народов разных национальностей и этнических групп, складывалось их взаимопонимание, укреплялась дружба между народами.

Абсолютное большинство населения края составляли башкиры, мишари, служилые татары, казаки, не частно владельческие категории крестьянства. Помещичье землевладение не получило широкого распространения. В роли непосредственного эксплуататора трудовых масс выступало само государство.

Олицетворением феодального гнета были представители аппарата абсолютистского крепостнического государства, начиная от губернатора и командиров воинских гарнизонов и кончая служителями провинциальных и воеводских канцелярий. Ведущей формой эксплуатации нечастновладельческого крестьянства, нерусских народов, казачества Южного Урала была централизованная рента, представляющая собой совокупность податей и натуральных повинностей в пользу государства.

Усиление позиций феодально-крепостнического государства в Башкирии в середине XVIII в. особенно заметно проявлялось в его земельной и финансовой политике. В связи с возведением разветвленной системы крепостных линий и хозяйственным освоением края были насильственно отторжены казной, расхищены помещиками и заводовладельцами огромные земельные территории у башкир. Это вело к обострению пастбищно-земельной тесноты башкирского полукочевого хозяйства. Башкирское и тептяро-бобыльское население остро реагировало на усиление фискального гнета (введение в 1747 г. подушной подати с тептяро-бобыльского населения и замена в 1754 г. башкирского ясака принудительной покупкой соли по фиксированной цене).

Для яицких и оренбургских казаков, башкир, мишарей, служилых татар обременительным было выполнение военных потребностей государства. Гарнизонная, сторожевая и пикетная службы, участие в военных походах были связаны с большими материальными затратами на снаряжение и с длительным отрывом от хозяйства основной рабочей силы.

Возрастание феодального гнета проявлялось и в ограничении личных и имущественных прав крестьянства. Особенно тяжелым было положение работных людей и приписных крестьян уральских заводов, страдавших от крепостнических условий труда, натурально-денежных повинностей, жестокого режима жизни, произвола и физических истязаний со стороны заводовладельцев.

Во второй половине XVIII в. с общим расширением крепостной юрисдикции ухудшались социально-политические условия жизни трудового народа.

Политика правительства была направлена на ограничение и притеснение судебных, прав государственных крестьян, особенно из среды мусульманского и языческого населения, ограничения во внутренней социально-политической жизни башкирского общества и казачества. Нерусское мусульманское и русское старообрядческое население было недовольно правительственной вероисповедальной политикой.

Сословно-крепостническое бесправие, и эксплуатация трудящихся вызывали социальный протест народных масс. Классовая борьба трудового народа I страны во второй четверти XVIII в. и в годы, непосредственно предшествующие Крестьянской войне, выливается в ряд крупных восстаний, охвативших до 250 тысяч помещичьих, монастырских, горнозаводских крестьян. Особенной остротой и стойкостью характеризовались крупные волнения на Авзяно-Петровских, Каслинском, Кыштымских и других заводах Оренбургской губернии, восстание крестьян Далматовского монастыря. Башкирские восстания 1735— 1740 гг. и 1755 г., направленные против феодального и национального гнета, способствовали приобретению опыта борьбы с эксплуататорскими верхами.

В январе 1772 г. трудовая часть яицких казаков подняла вооруженное восстание, направленное в защиту ряда привилегий казачества, в том числе за восстановление прав войскового круга как высшего органа самоуправления.

В ходе этих восстаний появились зачатки социальной солидарности между трудовыми массами различных национальностей.

Зачинателями Крестьянской войны 1773—1775 гг. выступили яицкие казаки.

В течение всего XVIII века они теряли привилегии и вольности одну за одной, но в памяти ещё оставались времена полной независимости от Москвы и казачьей демократии. Пётр I ввёл подчинение войска Военной коллегии, сначала утверждавшей, а впоследствии назначавшей войскового атамана. С этого момента стала выделяться так называемая старши́на, оплот правительства на Яике, так как ликвидация выборности не позволяла сменить неугодного или проворовавшегося атамана. Начиная с атамана Меркурьева, в 1730-е годы произошёл фактически полный раскол войска на старшинскую и войсковую сторону. Ситуацию усугубила введённая царским указом 1754 года монополия на соль. Экономика войска была целиком построена на продажах рыбы и икры, и соль была стратегическим продуктом. Запрет на вольную добычу соли и появление откупщиков соляного налога среди верхушки войска привели к резкому расслоению среди казаков. Начиная с 1763 года, когда произошёл первый крупный взрыв негодования и вплоть до восстания 1772 года, казаки пишут челобитные в Оренбург и Санкт-Петербург, посылают так называемые «зимовые станицы» — делегатов от войска с жалобой на атаманов и местные власти. Иногда они достигали цели и особо неприемлемые атаманы менялись, но в целом ситуация оставалась прежней.

 Одним из главных условий превращения народного движения в крестьянскую войну было участие на стороне восставших значительной военной силы, способной внести в ряды повстанцев известную военную организованность, решить ряд принципиально важных вопросов повстанческого характера. Именно такую роль в Пугачевском восстании взяли на себя казаки Яицкого, а затем и Оренбургского войск. Однако казачество уже на стадии подготовки восстания ориентировалось на поддержку его крестьянством.

Несмотря на значительный вклад казачества в организацию восстания, его главной движущей силой было крестьянство. Участие в восстании широких масс крестьянства, его интересы, его место в общеисторическом процессе превращали народное движение в общенациональную крестьянскую войну, придавали ей антикрепостническую, антидворянскую направленность.

1.2. Начало восстания

Несмотря на то, что внутренняя готовность яицких казаков к восстанию была высокой, для выступления не хватало объединяющей идеи, стержня, который бы сплотил укрывшихся и затаившихся участников волнений 1772 года. Слух о том, что в войске появился чудом спасшийся император Пётр Фёдорович, мгновенно разлетелся по всему Яику. Пётр Фёдорович был мужем Екатерины II, после переворота в 1762 он отрёкся от престола и тогда же таинственно погиб.

Мало кто из казацких вожаков верил в воскресшего царя, но все присматривались, способен ли этот человек вести за собой, собрать под свои знамёна армию, способную равняться с правительственной. Человеком, назвавшим себя Петром III, был Емельян Иванович Пугачёв — донской казак, уроженец Зимовейской станицы. Он имел хорошую военную подготовку. С 17 лет Пугачев на казачьей службе, участвовал в Семилетней войне 1756—1763 гг., а в 1768—1770 гг. — во второй русско-турецкой войне. Оказавшись в заволжских степях осенью 1772 года, он остановился в Мечетной слободе и здесь от игумена старообрядческого скита Филарета узнал о волнениях среди яицких казаков. Откуда в его голове родилась мысль назваться царём, и каковы были его первоначальные планы, доподлинно неизвестно, но в ноябре 1772 года он приехал в Яицкий городок и на встречах с казаками называл себя Петром III. По возвращении на Иргиз Пугачёва арестовали и отправили в Казань, откуда он бежал в конце мая 1773 года. В августе он вновь появился в войске, на постоялом дворе Степана Оболяева, где его навещали будущие ближайшие соратники — Шигаев, Зарубин, Караваев, Мясников. Они обсуждали вопросы предстоящего вооруженного восстания. Казаки оценили ум, решительность, энергичность Пугачева, его находчивость, умение разбираться в событиях и людях, организаторские способности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.