рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда

30 декабря в Тронном зале Кремлёвского дворца собрались судьи по делу Е. И. Пугачёва. Они заслушали манифест Екатерины II о назначении суда, а затем было оглашено обвинительное заключение по делу о Пугачёве и его сподвижниках. Князь А. А. Вяземский предложил доставить на следующее заседание суда Пугачёва. Рано утром 31 декабря его под усиленным конвоем перевезли из казематов Монетного двора в покои Кремлёвского дворца. В начале заседания судьи утвердили вопросы, на которые был должен ответить Пугачёв, после чего его ввели в зал заседаний и заставили встать на колени. После формального опроса его вывели из зала, суд вынес решение:

 «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колеса, а после на тех местах сжечь».

Остальных подсудимых распределили по степени их вины на несколько групп для вынесения каждой соответствующего вида казни или наказания.

В субботу, 10 января 1775 г., на Болотной площади в Москве при громадном стечении народа была совершена казнь. Пугачёв держался достойно, взойдя на лобное место, перекрестился на соборы Кремля, поклонился на четыре стороны со словами «Прости, народ православный». Приговорённым к четвертованию Е. И. Пугачёву и А. П. Перфильеву палач отрубил сначала голову, таково было пожелание императрицы.

 В тот же день повесили М. Г. Шигаева, Т. И. Подурова и В. И. Торнова. И. Н. Зарубин-Чика был отправлен для казни в Уфу, где и был четвертован в начале февраля 1775 года.

Одного из руководителей выступления башкира Кинзю Арсланова, бежавшего за Волгу с Пугачёвым, так и не нашли, дальнейшая его судьба неизвестна.

Салават Юлаев, его отец старшина Юлай Азналин, Иван Зарубин-Чика содержались в Уфе, в подвале Троицкой церкви. Следствие, допросы, пытки, суд Салавата и его отца продолжались 339 дней! Из Уфы их отправили в Казань, в Секретную комиссию. Через 7 дней повезли в Москву. Там Салавата допрашивал сам обер-секретарь тайной экспедиции Сената Шешковский - печально знаменитый инквизитор-кнутобой Екатерины II. Это он пытал Пугачева, Радищева, Новикова.

Салават держался с большим достоинством. Признавал только те факты, которые невозможно было отрицать. Никого не выдавал. Раскаяние выразил только формально. Для завершения следствия его вновь отправили в Оренбург к губернатору Рейнсдорфу. А потом - в Уфу.

Здесь, в местах наиболее активных действий повстанцев, Салават и его отец получили по 175 ударов кнутом, им вырвали ноздри, а на лбу и щеках раскаленным железом выжгли знаки "В" и "У" (вор и убийца) - по одной из версий. По другой – буквы “З”, “Б”, “И” (злодей, бунтовщик, изменник). Выдержка Салават удивила даже палачей! Перед отправкой на каторгу вдруг заметили, что "знаки почти не видны, а ноздри почти заросли", поэтому экзекуцию повторили.

2 октября 1775 г. Салават навсегда оставил родные края. Измученных до предела, в кандалах, их повезли по осеннему бездорожью по маршруту Уфа - Мензелинск - Казань - Нижний Новгород - Москва - Тверь - Великий Новгород - Ревель – Рогервик (Ныне г. Палдиски, Эстония) на пожизненную каторгу.

О дальнейшей судьбе Салавата известно мало, сохранились только скудные, отрывочные сведения. Есть сведения о том, что в списке каторжных невольников, составленном 19 мая 1797 г., указано, что Юлаю Азналину 75 лет, “дряхл, на ногах от застарелой цинготной болезни, раны”. После имени Салавата в соответствующих анкетных графах отмечено: “45 лет, здоров”.

Дальнейшая участь Салавата Юлаева стала известна только в самое последнее время. В 1972 году в Центральном государственном архиве Эстонии были найдены материалы, рассказывающие о месте и точной дате смерти Салавата. В рапорте майора Дитмара в Эстландское губернское правление докладывается, что 26 сентября 1800 года скончался Салават Юлаев. В момент смерти ему было около 48 лет, 25 из которых он провел на каторге. Так расправилось царское правительство со славным сыном башкирского народа.

1.6. Итоги Крестьянской войны

После проведения казней и наказаний основных участников восстания Екатерина II, с целью искоренения любых упоминаний событий, связанных с Пугачёвским движением и ставивших её правление в нелучшем свете в Европе, в первую очередь издала указы о переименовании всех мест, связанных с этими событиями. Так станица Зимовейская на Дону, где родился Пугачёв, была переименована в Потёмкинскую, а сам дом, где родился Пугачёв, было велено сжечь. Река Яик была переименована в Урал, Яицкое войско — в Уральское казачье войско, Яицкий городок — в Уральск, Верхне-Яицкая пристань — в Верхнеуральск. Имя Пугачёва предавалось в церквях анафеме наряду со Стенькой Разиным, для описания событий возможно использование лишь слов как «известное народное замешательство» и т. п.

В 1775 г. последовала губернская реформа, по которой осуществлялось разукрупнение губерний и их стало 50 вместо 20.

Была скорректирована политика по отношению к казачьим войскам, ускоряется процесс их трансформации в армейские подразделения. Казачьим офицерам активнее передаётся дворянство с правом владения своими собственными крепостными, тем самым, утверждая войсковую старшину в качестве оплота правительства. Вместе с тем по отношению к Уральскому войску делаются экономические послабления.

Примерно та же политика проводится по отношению народностям региона восстания. Указом от 22 февраля 1784 г. было закреплено одворянивание местной знати. Татарские и башкирские князья и мурзы приравниваются по правам и вольности к российскому дворянству, включая и право владения крепостными, правда, только мусульманского вероисповедания. Но при этом оставлена попытка закрепостить нерусское население края, башкиры, калмыки и мишари были оставлены на положении военно-служилого населения. В 1798 г. было введено кантонное управление в Башкирии, во вновь образованных 24 областях-кантонах управление осуществлялось на военный лад. Калмыки также переведены на права казачьего сословия.

В 1775 году казахам разрешено кочевать в пределах традиционных пастбищ, попавших за пределы пограничных линий по Уралу и Иртышу. Но данное послабление пришло в противоречие с интересами расширяющихся пограничных казачьих войск, часть данных земель уже была оформлена в качестве поместий нового казачьего дворянства либо хуторов рядовых казаков. Трения привели к тому, что затихшие было волнения в казахских степях, развернулись с новой силой. Предводителем восстания, в итоге продлившегося более 20 лет, выступил участник движения Пугачёва Срым Датов.

Восстание Пугачёва нанесло огромный ущерб металлургии Урала. К восстанию полностью присоединились 64 из 129 существовавших на Урале заводов, численность приписанных к ним крестьян составляло 40 тысяч человек. Общая сумма убытков от разрушения и простоя заводов оценивается в 5 536 193 рублей. И хотя заводы удалось быстро восстановить, восстание заставило пойти на уступки по отношению к заводским работникам. 19 мая 1779 г. был издан манифест об общих правилах использования приписных крестьян на казённых и партикулярных предприятиях, который несколько ограничивал заводчиков в использовании приписанных к заводам крестьян, ограничивал рабочий день и увеличивал оплату труда.

В положении крестьянства каких-либо значимых изменений не последовало. Правда, восстание Е. И. Пугачёва заставило задуматься наиболее мыслящую часть дворянства, заставило держать в уме целых поколений образ Пугачёва как возможный ответ на неверную политику, возможное следствие отсутствия реформ.

Крестьянская война 1773—1775 гг. была самым мощным антифеодальным движением угнетенных масс России. От всех других форм народных выступлений XVII—XVIII веков, в том числе от трех предшествующих крестьянских войн, она отличалась своим размахом, ожесточенностью классовой борьбы, широким охватом антифеодальных сил, возросшим уровнем сознательности и организованности движения, глубиной антифеодальных требований. Речь шла не о борьбе за отдельные уступки со стороны дворянско-помещичьего государства, а о ликвидации крепостнических отношений, уничтожении дворянства, устранении старой администрации, передачи земли народу. Т. е. объективно «Крестьянская война была направлена против феодализма как общественного строя, ибо подрывались его основы — феодальная собственность на землю и личная зависимость крестьян», хотя социально-экономические условия для ликвидации феодализма в это время еще не созрели.

Несмотря на огромные успехи, самоотверженность и героизм народной борьбы, Крестьянская война потерпела поражение. Это было обусловлено стихийным характером движения, разобщенностью восставших, отсутствием единой программы, проникнутой политическим сознанием, и класса, способного выступить в роли руководителя. В этом была историческая ограниченность крестьянских войн.

Несмотря на поражение, Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева имела прогрессивное воздействие на ход исторического развития страны.


2. Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года». «Реформы в области суда

2.1. «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года

146 лет тому назад было принято "Положение о башкирах" - важнейший документ, определивший правовое положение башкир в составе Российского государства и действовавший практически до октября 1917 года. Проект этого документа был разработан под руководством оренбургскогогенерал-губернатора Безака. 14 мая 1863 года Александр II утвердил "Положение о башкирах", определившее правовое положение башкир, мишарей, тептярей и бобылей после Крестьянской реформы 1861 года.

В 19 веке “территория Башкирии входила в Оренбургскую, Пермскую, Вятскую и Саратовскую губернии. В Оренбургской губернии – это Бугульминский, Мензелинский, Бирский, Троицкий, Уфимский, Белебеевский, Стерлитамакский, Оренбургский, Бузулукский, Бугуруслановский, Челябинский и Верхнеуральский уезды; в Пермской – Осинский, Пермский, Красноуфимский, Екатеринбургский и Шадринский уезды; в Вятской – Елабужский и Сарапульский уезды; в Саратовской – Вольский, Хволынский и Хотинский уезды”.

С 1798 года башкиры были превращены в военно-казачье сословье. Башкортостан разделен на 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновременно было образовано 5 кантонов оренбургских и 2 кантона уральских казаков. При переводе башкир в военно-казачье сословие были умело, использованы особенности их жизни и быта. Царское правительство отмечала большую склонность башкир к военной службе, и умело этим пользовалась. Кантонная система не оставалась неизменной. Происходило объединение башкир и мишарей в рамках одного войска. Но неизменным оставалось, что башкиры относились к военно-казачьему сословью. Эта кантонная система просуществовала до 1865 года и наложила свои отпечатки на проведение реформ 2-ой половины 19 века в Башкирии.

После присоединения казахских земель к России в 40 – 50-х годах 19 века Башкирия утратила свое окраинное положение, превратившись в одну из внутренних областей. Тем самым отпала необходимость широкого привлечения башкир к пограничной службе. Поэтому правительство решило постепенно и по частям перевести их в податное сословие. В 1848 году башкиро-мишарское войско было разделено на две части: первая с населением в 200 тысяч душ была обложена вместо военной службы денежным сбором, вторая, состоящая из 101 тысячи душ, продолжала нести военную службу. Военная служба касалась только четырех прилинейных башкирских кантонов. Дальнейший шаг по пути обращения башкир в податное сословие был сделан в 1855 году, когда к войску были присоединены тептяри и бобыли. Башкирское войско было распределено по-новому на кантоны, которых теперь стало 28.

После отмены крепостного права царское правительство России приступило к обсуждению вопроса об упразднении кантонной системы управления у башкир, мишарей, тептярей, и переводе их в гражданское сословие.

14 мая 1863 года Александр II утвердил “Положение о башкирах”, («ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ 14 МАЯ 1863 ГОДА - ПОЛОЖЕНИЕ О БАШКИРАХ, ДОПОЛНЕННОЕ ОРЕНБУРГСКИМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОМ, НА ОСНОВАНИИ ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННАГО, 2 ИЮЛЯ 1865 ГОДА. МНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА») в котором говорилось: «Инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство, как свободные обыватели, на основаниях в сем Положении определенных».

Источниками Положения о башкирах являются собственно само Положение, содержащее по изданию 1876 года 146 статей, Правила о межевании, продаже и аренде башкирской земли, закон от 21 декабря 1892 года «О поселевцах Уфимской губернии», закон от 20 апреля 1898 года «О размежсвании башкирских дач», а также законы, действие которых распространялось и на башкир.

По изданию 1912 года Положение о башкирах состояло из 303 статей. Его структура составлена следующим образом:

Введение

Раздел I

О правах башкир

Глава 1

О правах личных и по состоянию

Глава 2

О правах по имуществу

Раздел II

Об устройстве сельских (деревенских) и волостных (юртовых) обществ и общественного управления

Глава 1

об образовании сельских и волостных обществ

Глава 2

О сельском общественном управлении

Глава З

О волостном (юртовом) управлении

Глава 4

О порядке назначения и удаления сельских и волостных должностных лиц, их правах и ответственности

Глава 5

Об увольнении башкир из волостей и сельских обществ и о приписках к волостям н обществам

Раздел III

О повинностях и сборах с башкир

Глава 1

О казенных и земских повинностях

Глава 2

О мирских повинностях

Глава 1

Об особых с башкир сборах

Раздел IV

О размежевании башкирских дач

Глава 1

Общие положения

Глава 2

О наделении землею башкир-вотчинников и их припущеннков в башкирских вотчинных землях

Глава З

О наделении землею припущенников в некоторых малоземельных дачах Уфимской губернии

Глава 4

О поземельном устройстве проживающих на башкирских дачах князей, мурз купцов и мещан.

Глава 5

О поземельном и административном устройстве поселенцев, водворившихся в башкирских дачах Уфимской губернии и на землях, возвращенных по указам Правительствующего Сената из частного владения в собственность башкир.

Глава 6

О разделе башкирских вотчинных земель между селениями и обществами

Личные права башкир по Положению подразделялись на семейные и на частные общегражданские. В области семейных отношений на башкир распространялись общие постановления гражданских законов. Однако вопросы опекунства и попечительства над малолетними сиротами и их имуществом находились в ведении сельского общества. При решении этих вопросов башкиры должны были руководствоваться своими обычаями. Родственники опекаемого в случаях, когда распоряжения общества наносили ущерб малолетлему, имели право обращаться к земскому участковому начальнику.

В Положении регулировались вопросы назначения опеки и над расточителями из числа сельских обывателей. Если они проживали в пределах городских поселений назначение опекунов относилось к ведению окружных судов если в сельской местности - волостных судов.

В области общегражданских (частных) отношений башкирам были предоставлены права сельских обывателей. В частности, они могли как отдельно, так и целыми обществами «входить во всякие законом дозволенные договоры, обязательства и подряды с частными лицами и казною», «производить торговлю открывать и содержать фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения, записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах», «приобретать в собственность движимые и недвижимые имущества, а также отчуждать оныя, отдавать их в залог и вообще расгоряжаться ими с соблюдением общих узаконений». Башкирам также предоставлялось право «перечисляться в другие сословия и общества».

Большое значение имело положение о том, что башкиры не могли быть лишены прав на состояние или ограничены в этих правах иначе как по суду или по приговору общества, утвержденному в установленном порядке. Лишение башкир дворянского звания производилось только по суду. Сельские общества на это не имели права.

Особой регламентации были подвержены земельные отношения. Прежде всего следует подчеркнуть, что Положение сохранило за башкирами общественное вотчинное землевладение. Земли, находяшиеся в бесспорном владении башкирских сельских обществ, принадлежали им на правах собственности. «Башкирскому обществу разрешалось общественные земли продавать и отдавать в аренду с тем, чтобы у них самих оставалось не менее узаконенного по числу душ количества» - гласила статья 13 Положения о башкирах. Общественные башкирские земли или оставались в нераздельном владении всего общества, или же, но усмотрению всего общества, разделялись между домохозяевами с предоставлением каждому приходящегося на его долю участка. В случаях изменения количества своих членов общество могло перераспределить общественную землю, за исключением участков, выделенных в частную собственность. Решения башкирских обществ о переделах земли подлежали проверке земскими начальниками и утверждению уездными съездами. Отдельному члену общества разрешалось уступить постороннему лицу право пользования принадлежащим ему наделом на общественной земле. При этом требовалось согласие общества.

Каждый член общества принадлежащий ему участок вотчинной общественной земли мог выделить в частнуго собственность. Если выдел участка признавался неудобным или невозможным, общество по взаимному согалашению удовлетворяло выделяемого деньгами.

Для выдела земли в частную собственность требовалось разрешение губернатора.

По вопросам наследования имущества башкиры руководствовались своими местными обычаями. Существование того или другого обычая, касающегося порядка наследования в данной местности, могло быть удостоверено сельским сходом. В спорных случаях вопрос решался в судсбном порядке. Имущество, оставшееся без наследников, поступало в пользу общества, в пределах которого оно находилось.

Специальные отделения Положения о башкирах бьгли посвящены пользованию башкирскими лесами, продаже и аренде башкирских земель. недропользованию.

Общественные вотчинные леса башкир Оренбургской и Уфимской губерний находились в ведении местного управления государственным имуществом (в 1906 году оно было переименовано в Управление земледелия и государственных имуществ).

Рубка и заготовка леса допускались только в отведенных лесосеках. При этом придерживались оборота рубки: пятьдесят лет - для лиственных и сто лет - для хвойных пород. За самовольные порубки вне отведенных лесосек виновные лица, как башкиры-вотчинники, так и припущенники привлекались к ответственности. Существовали ограничения в лесопользовании припущенниками. Для них лес отпускался исключительно для домашних надобностей без права продажи и только из дач, не размежеванных между башкирами-вотчинниками и их припущенниками. Башкиры-вотчинники в этом отношении не были стеснены какими-либо условиями.

Башкиры-вотчинники имели право отдавать свои лесные площади «в оброчное содержание» - в аренду. Решение сельского общества об отдаче в аренду подлежало засвидетельствованию волостным Правлением, а площадь и место рубки безотлагательно проверялись местным лесничим. Лесничий определял экологическую целесообразность сдачи леса в аренду. Одним из важных условий была возможность сохранения на вырубленных лесосеках семенных деревьев. Они подлежали выборке и заклеймению до начала рубки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.