Иными
были положение и роль казахов. В XVII—XIX
вв. они делились на жузы (орды). В Малый (Младший) жуз, кочевавший на
западе, входили два больших племени (18 и 7 родов), в Средний жуз (на севере и
в центре) — четыре племени, объединявшие в общей сложности 43 рода, в Старший
жуз — 10 племен. Выборные ханы во главе жузов редко бывали полновластны ввиду
аморфности жузов и племен в организационном отношении. Более сплоченными были
роды, возглавлявшиеся баями и аксакалами. Они, владея совместно пастбищами,
обычно внутренне объединялись на основе общности хозяйственных, военных,
политических интересов, культа общего предка.
Ханов
жузов выбирали из наследственного привилегированного сословия «белой кости»,
которых называли султанами и считали потомками Чингисхана. Племенные
же старшины и военные предводители могли быть и из простого народа («черной
кости»). Ниже всех стояли рабы, захваченные при набегах на соседей или в
ходе боевых действий. Но полной власти не имели даже ханы жузов, обязанные во
всем советоваться со старшинами. Феодализация верхушки была выражена еще слабо.
Доминировали характерные для патриархально-общинного строя кровнородственные
связи и коллективная (племенная, клановая) собственность на пастбища. Однако
частная (точнее, семейная) собственность на скот и домашнее имущество позволяла
верхушке родов и племен накапливать богатства.
Огромную
роль в исторических судьбах и социальном развитии казахов сыграло их
противостояние в 1635—1758 гг. с Джунгарским ханством — мощным кочевым
государством западных монголов-ойратов. Северо-западная группировка ойратов,
продвинувшись в междуречье Волги и Урала, признала в 30-е годы XVII в. власть русских царей над собой,
образовав в составе России Калмыцкое ханство. Однако большинство ойратов,
оставшись на просторах от Алтая и Иртыша до Тобола и Ишима, теснили казахов с
востока, одновременно отступая под натиском русских в Сибири и отбивая
периодические вторжения в Центральную Азию маньчжуров из Китая в конце XVII в. — первой половине XVIII в. В 80-е годы XVII в. правитель Джунгарии Талдан нанес
тяжелые поражения казахам и узбекам, завоевав на некоторое время Семиречье.
Однако в дальнейшем война приняла вид обмена взаимными опустошительными
набегами, при этом казахи старались в борьбе с ойратами Джунгарии продвинуться
на восток, а в борьбе с волжскими калмыками — на север и запад. В этой
непрерывной войне гибли материальные и культурные ценности, а также множество
людей: только в 1723— 1729 гг. погибло 700—800 тыс. казахов.
Разумеется,
обильные жертвы, материальные потери, культурное оскудение во многом подрывали
основы общества, всецело приспосабливая его только лишь к выполнению военных
функций. Но это же способствовало усилению роли ханов как боевых вождей и
увеличению сословия батыров, отличившихся в войне, но также обогащавшихся во
время набегов вместе с ханами.
Социальное
и политическое неравенство стало особенно заметно размывать основы
патриархальной общины у казахов с усилением влияния России. Уже в XVI в. начали устанавливаться торговые и
иные связи московских властей с племенами казахов и близких им племен, в
основном входивших тогда еще в нераспавшуюся Ногайскую Орду. На западе занятого
этими племенами пространства стали возводиться в XVII в. первые русские города — Гурьев и Уральск (до 1775 г. — Яицкий городок), впоследствии ставший центром уральского
(яицкого)
казачества. Угроза порабощения со стороны Джунгарского ханства заставила
казахов искать сначала защиты у России, а затем и российского покровительства.
Первым русское подданство принял в 1731 г. Младший жуз, а в 1740 г. — Средний жуз. В 1801 г. из казахов — подданных России был образован Букеевский жуз.
Последним, в 1846 г., в подданство России перешел Старший жуз.
Политические
перемены сказались и на общественном устройстве. Например, при выборах хана
Младшего жуза в 1748 г. впервые всенародное голосование было заменено
голосованием выборщиков (каждый десятый), подобранных знатью. К тому же выборы
производились в ханской кибитке и, согласно источникам, по рекомендации русских
властей был избран Нурали, сын хана Абулхайра (1693—1748), возглавлявшего
сопротивление казахов джунгарам, а затем первым присягнувшего на верность
России. Но это было лишь началом. В1799 г. в Младшем жузе был создан ханский
совет, ограничивший и без того не абсолютную власть хана, нередко вынужденного
делиться ею с султанами и старшинами. В 1822 г. был учрежден «Устав о сибирских киргизах», согласно которому была ликвидирована власть хана в Среднем жузе. В 1824 г. ее упразднили в Младшем жузе, а в 1845 г. — в Букеевском. Тем самым был завершен процесс
политико-административного включения казахов в государственную жизнь России.
Значительна
была специфика общественного быта и национального развития туркменов. Процесс
их этногенеза растянулся на тысячелетие: первые упоминания о них известны уже
вХв. н.э., но только к XIX в.
и частично даже к XX в. относится
завершение их формирования как единого этноса. На этнические, как и на прочие
процессы в их среде большое влияние оказали их связь с пустынными просторами
Кара-кум и Кызылкум, неопределенность грани между фактической независимостью
свободных кочевников и зависимым (часто формально) положением их собратьев в
Хивинском ханстве (на севере ареала расселения туркменов), Бухарском эмирате
(на юго-востоке ареала), к северу от Ирана и Афганистана, где туркмены были
частично независимы, частично зависимы номинально. Кроме того, они проживали
также в Хорасане (Иран) и на северо-западе Афганистана, границу которых, как и
Бухары и Хивы, до поры до времени спокойно пересекали. Но постепенно крепли
экономические и другие
связи
между кочевниками и их собратьями, часто — из родственных кланов,
останавливавшихся надолго или же прочно оседавших в земледельческих оазисах,
долинах рек и горных районах. С XVI в.
особенно заметен переход туркменов Прикаспия от скотоводства к земледелию ввиду
засоления местных источников воды. С этим же было связано их переселение с
берегов Каспия в Хивинское ханство и последующий приход в начале XIX в. на правобережье Аму-Дарьи, где
они, даже начиная заниматься земледелием, все же продолжали вести полукочевое
скотоводство.
Патриархально-общинный
строй у туркменов подвергся феодализации еще раньше, чем у других кочевников
Средней Азии, что было связано с их активным участием с XI в. в политической жизни Ближнего
Востока, Ирана и Мавераннахра. Поэтому туркмены, несмотря на преобладание у них
натурального хозяйства и в земледелии, и в скотоводстве, и в домашнем ремесле,
знали наряду с общинной формой собственности (санашик) и собственностью
религиозных учреждений (вакуфами) также частную собственность феодалов (мульк)
на земли, пастбища, воду, скот и другое имущество, а также — на рабов.
Рабский труд применялся вплоть до присоединения к России.
В XVI—XIX вв. туркмены из-за племенной раздробленности и
экономической отсталости не смогли создать собственного государства в Средней
Азии, однако показали себя в качестве грозной военной и политической силы. Уже
в середине XVI в. туркмены под руководством
Аба-Сердара подняли восстание против господства Ирана и трижды разгромили (с
помощью узбеков Хорезма) персидскую армию. Впоследствии они упорно боролись за
гегемонию в Хорезме и в 20-е годы XVII в. возвели там на трон туркменского феодала Исфендиар-хана. Однако
вскоре победу в Хорезме одержали узбекские феодалы, что даже заставило многие
туркменские племена откочевать на юг. В дальнейшем туркмены, чаще других
жителей Средней Азии сталкивавшиеся с Ираном, многократно восставали против
иранских наместников в Хорасане и Астрабада, а также — против ханов Хивы и
Бухары. Объединившись, они могли даже успешно противостоять соединенным войскам
Ирана и Хивы, которые были ими трижды разбиты: в 1855 г. под Серахсом и в Хиве, в 1858 г. под Кара-Кала и в 1861 г. под Мервом.
К XVI в. относится начало отношений
туркменов и России. В Астрахани и на полуострове Мангышлак возникли центры
российско-туркменской торговли. На рубеже XVII—XVIII
вв. часть туркмен переселилась в Россию и впоследствии была размещена на
Северном Кавказе, получив наименование «ставропольские туркмены». От имени
туркмен Прикаспия в Петербург ездил купец Ходжанепес, просивший Петра I принять туркмен в русское
подданство. Вопрос тогда не был решен, но Россия стала придавать особое
значение проблеме кратчайших путей через Среднюю Азию в Индию и серьезно расширила
торговлю с туркменами Мангышлака. Она оказала помощь поставками продовольствия
туркменам, разоренным в 1740 г. нашествием иранцев Надир-шаха. Неоднократно
представители разных туркменских племен обращались к русским царям (к
императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II) с возобновлением просьбы о приеме в русское подданство. На
рубеже XVIII—XIX вв. торговля прикаспийских туркмен с Астраханью
стабильно возрастала и регулировалась долгосрочными договорами. 9 мая 1802 г. пять племен — абдалов, чаудоров, игдыров, бурунчуков и бузачи — официально
вступили в подданство России. С 1805 г. был установлен союз еще с тремя
племенами — йомутами, гокленами и текинцами, которые приняли участие (особенно
активное в 1812—1813 гг.) в войне России против Ирана. Как и в случае с
казахами, это имело очень серьезные последствия для судеб Средней Азии и ее
политического будущего.
3.
Средняя Азия в конце XVIII — первой половине XIX в.
Эмиры
Мангытской династии довольно успешно боролись с феодальной раздробленностью,
хотя изжить ее до конца не смогли. Тем более, что при втором эмире Даниял-бие
окончательно обособляется Хорезм (Хивинское ханство), где после освобождения от
господства иранцев в 1747 г. завязалась борьба за власть, окончившаяся захватом
ханского престола в 1763 г. Мухаммедом Амином, вождем племени кунграт, по имени
которого и новая династия была названа Кунгратской. Хотя войны с Бухарой
продолжались, но это уже были скорее территориально-престижные споры, нежели
попытки вернуть Хиву под власть Бухары, как это было раньше.
В 1758 г. также бесповоротно от Бухары отделяется Кокандское ханство в составе уделов Андижана,
Маргилана, Намангана и Коканда и во главе с Иодана-бием, внуком основателя
нового государства Шахрух-бия. В дальнейшем территория ханства значительно
увеличилась, охватив южную часть казахских степей и достигнув по площади
примерно половины всего пространства Средней Азии. Быстрый рост его населения
во многом объяснялся притоком в его главную область — Ферганскую долину, в
основном мало пострадавшую во время войн и смут при последних Джанидах, жителей
опустевшего Самарканда и соседних регионов — Кашгара (в Китае) и Кухистана (в
Афганистане). Наблюдалась также значительная миграция в Ферганскую область
киргизов Северного Тянь-Шаня, а также калмыков, впоследствии слившихся с киргизами,
и особой группы казахов, впоследствии называвшихся «кыпчаками Ферганы». Сюда же
устремились различные группы тюрок из завоеванного Китаем Восточного Туркестана
(Кашгара). Таким образом, в образовании и усилении Кокандского ханства велика
роль миграций как кочевого, так и оседлого населения.
Территория
Бухарского эмирата в результате обособления от него двух государств
уменьшилась, но положение его несколько улучшилось, поскольку теперь основная
тяжесть сложных отношений с кочевниками (казахами, туркменами, кара-кал-паками,
калмыками) легла на Коканд и Хиву. Дело осложнялось также тем, что долгое время
основная масса этих и других кочевников входила с 1635 г. в Джунгарское ханство, вовлекавшее в свою орбиту многих степняков от Енисея до Волги. Однако
разгром Джунгарии в 1758 г. Китаем привел к дезорганизации всего многообразия
этносов, ею объединявшихся, и к дестабилизации отношений между ними. В этих
условиях часть казахских племен уже в 1731 г. приняла российское подданство.'
Еще
раньше переговоры об этом с Петром I вели в 1700 г., 1703 г. и 1714 г. послы хивинского хана Шах-Нияза.
Однако направленная в Хиву в 1717 г. экспедиция Бековича — Черкасского для
завершения переговоров и поиска золота в русле Аму-Дарьи была вероломно
уничтожена хивинцами, среди которых редко наблюдалось согласие, в том числе —
по вопросам внешней политики. Ханы Кунгратской династии основное внимание
уделяли как обороне от кочевников (в том числе — своих подданных), так и борьбе
с непокорными феодалами и вождями племен. Наибольших успехов в этом дос-тигнул
хан Мухаммед Рахим (1806—1825), которому удалось объединить государство,
подчинив мелких властителей. Он провел налоговую реформу и учредил верховный
совет, добившись политической стабилизации внутри ханства. Однако сам характер
социальных отношений в Хорезме, где сплетались воедино патриархально-клановые,
феодальные и рабовладельческие порядки, постоянно рождал конкуренцию родов,
межплеменные споры, столкновения из-за земель и пастбищ, традиционное
соперничество знати.
Почти
непрерывными были стычки со степняками, которых Хива тщетно пыталась поставить
под свой контроль, конфликты с Бухарой, эпизодические (с 1605 г.) проникновения в Хорезм русских отрядов и экспедиций. В 1734 г. казахский хан Абдулхаир получил похвальную грамоту от правительства России за приведение в
российское подданство «Большой кайсацкой Орды и Аральского хана каракалпаков».
Это задевало непосредственно интересы Хивы, как и Коканда, поскольку оба
ханства также стремились подчинить себе казахов и каракалпаков. Положение еще
более осложнилось после того, как в 1763 г. почти все остальные казахские ханы присягнули на верность России. Практически на рубеже XVIII— XIX
вв. шла борьба за влияние на казахов между Россией, среднеазиатскими ханствами
и цинским Китаем, пытавшимся воспользоваться уничтожением Джунгарии.
Среди
ханств Бухара несомненно лидировала, особенно после успехов в борьбе с
феодальной анархией Даниял-бия и Шах-Мурада (1785—1800). Базируясь на
достигнутой ими относительной экономической и политической стабилизации, эмир Хайдар
(1800—1826) возобновил войны с Хивой, а затем и с Кокандом, не прекращавшиеся
вплоть до присоединения Средней Азии к России. Это требовало новых затрат, а
следовательно — новых поборов, всей тяжестью ложившихся на крестьянство, в
основном безземельное и хозяйствовавшее на правах издольщины либо на
государственных (амляк), либо на частных (мульк), либо на
принадлежавших духовенству (вакуфы) землях. Внутренняя стабильность была
тем самым подорвана как военными усилиями бухарцев, так и вызванными тяготами
нового положения массовыми выступлениями, среди которых наиболее значительны
были восстания ки-тай-кипчаков (1821 —1825) и ремесленников Самарканда (1826).
К тому же, кокандские ханы Алим (1800—1809), Омар (1809—1822) и Мухаммед Али (Мадали),
правивший в 1822— 1842 гг., смогли чрезвычайно усилить свое государство и
расширить его, в основном — за счет Бухары, а также — за счет поощрения
миграций новых жителей, в том числе — с Ближнего Востока и севера Индии. Бухара
утратила перешедшие к Коканду Ташкент, Ходжент, Дарваз, Каратегин, Куляб.
Достигший
расцвета в первой трети XIX в.
Коканд славился своим хлопком и рисом (на его территории находилась плодородная
Ферганская долина), шелком и тканями, высоким уровнем кустарно-ремесленного
производства. На границах с владениями казахских ханов были возведены крепости
Ак-Мечеть (Кзыл-Орда), Аулие-Ата (впоследствии Джамбул), Пишпек и другие. При
Алим-хане был выработан принцип формирования наемной армии, в которой состояли
6 тысяч афганцев и таджиков и 10 тысяч рабов из Йемена и Ирана. Впоследствии (в
1820—1840-х годах) в армии оказалось немало индийцев и даже цыган.
Однако
смуты, изнутри подрывавшие основы всех ханств Средней Азии, и вызывавший
возмущение народа деспотизм ханов в конце концов подточили мощь Коканда.
Бухарский эмир Насрулла-хан (1826—1860) воспользовался внутренними неурядицами
в Коканде и благоприятной для себя ситуацией (внимание извечного другого
противника — Хивы — было отвлечено хоть и неудачным, но все же грозным для
хивинцев походом на их столицу 5-тысячного русского отряда генерала Перовского
в 1839—1840 гг.). В этих обстоятельствах эмир нанес Коканду ряд ударов в
1839—1842 гг., вернув себе Ташкент и Ходжент. Более того, Коканд фактически
сдался, приняв бухарского наместника и других чиновников. Призванный народом
двоюродный брат Алим-хана Шир-Али-хан (1842—1845) сумел выгнать бухарцев и
утвердиться в Коканде, а затем, отбив новый натиск Насруллы, отвоевал Ташкент и
Ходжент. Впрочем, Коканд воспрянул лишь на 20 лет. Последнему хану Худояру
(1845—1879) пришлось в основном думать об угрозе с севера, хотя он не мог
забывать ни о соперниках внутри государства, ни о претензиях Бухары, а тем
более Китая, от протектората которого, навязанного после разгрома Джунгарии,
Коканд освободился лишь в 1814 г. После этого были случаи ухода к китайцам,
особенно-враждебных Коканду кочевников, например, 10 тысяч казахских семейств
во главе с Адиль-ханом, но были и ответные миграции. В 1826—1830 гг. 10—12 тыс.
семейств уйгуров перешли из Кашгара в Фергану. Все это было возможно ввиду
того, что Пекин тогда плохо контролировал Кашгар. Более того, впоследствии
события 1864—1878 гг. в Кашгаре и возникновение там мусульманского государства,
стали возможны благодаря Якуб-беку, бывшему кокандскому чиновнику, опиравшемуся
на своих земляков из Андижана.
Но
главный узел противоречий завязался вокруг столкновения в регионе интересов
России и Великобритании. Англичане противодействовали российскому продвижению
на Восток, прежде всего с целью расширения зоны своего колониального влияния, а
также в надежде овладеть обширным рынком и ценным хлопком Средней Азии. В
качестве задачи-минимум они хотели максимально обеспечить безопасность своего господства
в Индии и как можно дальше отодвинуть от Индии зону влияния какой-либо из
великих держав, в данном случае — России. С этой целью Великобритания усиленно
подталкивала не только Османскую империю, Иран и Афганистан, но также эмира
Бухары, ханов Коканда и Хивы
к
постоянной конфронтации с Россией. Ради этого англичане даже готовы были
поддержать зародившейся в середине XIX в. панисламизм, хотя он и угрожал их господству на Ближнем и Среднем
Востоке: к концу XIX в. в
колониальных владениях Англии проживали 82 млн мусульман, т. е. в два с лишним
раза больше, чем их тогда было в России и Османской империи, вместе взятых.
Характерно,
что именно хан Худояр впервые выдвинул идею объединения мусульман разных стран
— от Афганистана и Средней Азии до Индии и Ближнего Востока — с целью
объявления ими джихада (священной войны) как против России, так и против
Англии. Впоследствии его поддержал видный исламский мыслитель и реформатор Джамаль
ад-Дин аль-Афгани, которого и стали считать идеологом панисламизма. Однако Худояр
не сумел, да и не мог получить от этого никакого политического выигрыша.
Противопоставив себя обеим великим державам, столкнувшимся в Средней Азии, он
не нашел поддержки и у Османской империи, в 50— 60-е годы XIX в. придерживавшейся в основном
прозападного курса и лишь позже, после вступления на престол в 1876 г. Абдул-Хамида II, оценившей все выгоды панисламизма с
точки зрения геополитических интересов Стамбула. Но это произошло уже после
ухода Ху дояра с политической сцены.
Великобритания,
закрепившаяся к тому времени экономически в Иране и Османской империи,
стремилась вытеснить оттуда русское купечество и проникнуть в Закавказье.
Однако Туркманчайский договор 1828 г. обеспечил военное господство России на
Каспийском море и отрезал англичан от Закавказья и Средней Азии. К этому же
времени обострилась и англо-русская конкуренция в Афганистане. Поэтому
Великобритания с удвоенной энергией стремилась захватить Афганистан, удержать
на антирусских позициях Иран и создать из среднеазиатских ханств своего рода
бастион против России. Россия, стремясь сорвать эти планы (как и
планировавшееся англичанами оснащение ханских войск в Средней Азии современным
оружием), не хотела, к тому же, отдавать Лондону выгодный бухарский рынок с его
более дешевым, чем в Европе, сырьем, с его возможностями сбыта российских
товаров (неконкурентоспособных, как правило, тогда в Европе). Путь в Индию,
Китай, Иран, Афганистан через Бухару также давал России преимущество перед более
отдаленной Англией. А среднеазиатский хлопок, высоко котировавшийся в России с
начала XIX в., особенно стал нужен после
падения экспорта хлопка из СИТА в связи с началом там гражданской войны.