рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории

Каковы же перспективы по­литического урегулирования палестино-израильского конфлик­та в свете новой геополитичес­кой ситуации в регионе Ближне­го Востока, по мнению Дмитриев Е. Точкой отсчета для поисков ответа на этот вопрос может стать дата 13 сентября 1993 г. В этот день на зеленой лужайке перед Белым домом в Вашингтоне премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и Махмуд Аббас /Абу Мазен/, занимавший тогда пост генерального секрета­ря Организации освобождения Палестины (ООП), в присутст­вии представителей коспонсоров Мадридской конференции США и России - подписали сов­местный документ: «Декларацию принципов о временных мерах организации самоуправления», о которой говорилось выше.

 Дальнейшие палестино-израильские перего­воры и подписание ряда так на­зываемых промежуточных со­глашений (Каир - 1994 г., Таба -1995 г. и др.) должны были при­вести к завершению переходно­го периода (к апрелю 1999 г.) и достижению взаимной догово­ренности об окончательном ста­тусе палестинской государствен­ности.

Однако к этому сроку сторо­нам не удалось достигнуть такой договоренности, переговоры бы­ли прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопро­сов: территориальному разграни­чению между Израилем и буду­щим палестинским государст­вом, статусу Иерусалима, судьбы еврейских поселений, возвраще­нию палестинских беженцев к своим очагам. В конце апреля 1999 г. палестинское руководст­во, учитывая парламентские вы­боры в Израиле в мае 1999 г., а также мнение коспонсоров мир­ного процесса на Ближнем Вос­токе - Соединенных Штатов и России, приняло решение отло­жить провозглашение палестин­ского государства на более позд­ний период.

В июне 1999 г. в результате парламентских выборов в Изра­иле к власти пришло правитель­ство Эхуда Барака, которому удалось несколько реанимиро­вать зашедший было в тупик мирный процесс. Чуть позже, 5 сентября 1999 г., в египетском городе Шарм аш-Шейх был под­писан палестино-израильский Меморандум о поэтапном пре­творении обязательств сторон по ранее подписанным, но не вы­полненным соглашениям, а так­же о возобновлении переговоров об окончательном статусе палес­тинских территорий2. Такие  переговоры действительно возоб­новились при встрече Э.Барака и Я.Арафата, состоявшейся по инициативе и патронаже амери­канского президента Клинтона в июле 2000 г. в Кэмп-Дэвиде. При обсуждении на этой встрече проблемы «окончательного ста­туса» палестинских территорий правительство Э.Барака согла­шалось с передачей под кон­троль будущего палестинского государства на Западном берегу и секторе Газа до 90% террито­рии при сохранении за Израи­лем крупных еврейских поселе­ний на Западном берегу[101].

Во время палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде также наметились подвижки в сторону сближения позиций сто­рон и в вопросах статуса Иеру­салима, судьбы палестинских бе­женцев и еврейских поселений. Но все же окончательно разно­гласия между представителями Израиля и ООП на этих перего­ворах, в первую очередь, относи­тельно схемы территориального разделения между Израилем и палестинцами и в отношении Иерусалима тогда преодолеть не удалось действия противни­ков мирного урегулирования палестино-израильского конфлик­та, особенно среди израильских поселенцев. Последние обвиня­ли правительство Э.Барака в якобы слишком больших «ус­тупках» Израиля палестинцам. В то же время множились выступ­ления протеста арабского насе­ления Западного берега и секто­ра Газа против продолжавшейся израильской оккупации. Причем нередко эти выступления сопро­вождались актами насилия: обст­релами еврейских поселений, взрывами в местах сосредоточе­ния людей и другими акциями, совершавшимися по большей ча­сти боевиками из радикальных исламских группировок экстре­мистского толка - ХАМАС и «Исламский джихад»[102].

Накал страстей еще более возрос после неожиданного мар­ша 28 сентября 2001 г. группы депутатов израильского парла­мента от оппозиционных партий правого блока «Ликуд» во главе с генералом А.Шароном к распо­ложенной в арабской восточной части Иерусалима Храмовой го­ре, в пределы святыни всех мусульман - мечети Аль-Акса[103]4. Мусульмане всего арабского и исламского мира расценили этот шаг как прямой —удар по религиозным чувствам, как провокацию, направленную на подрыв мирного процесса, на таи чтобы не допустить создания нового палестинского го­сударства со столицей в Иерусалиме. Уже на следующий день - 29 сентября 2001 г. - воз­мущение мусульман, пришедших на пятнич­ную молитву в мечеть Аль-Акса, вылилось в стихийное восстание, вскоре распространив­шееся на всю террито­рию Палестинской Ав­тономии. Начался но­вый виток палестин­ской интифады, на­званной «Интифадой аль-Акса».

В феврале 2001 г. в до крайности наэлект­ризованной обстанов­ке, связанной с восста­нием палестинского на­селения на оккупиро­ванных территориях, в Израиле   состоялись внеочередные выборы в Кнессет (парламент). Они принесли по­беду блоку «Ликуд». 26 февраля 2001 г. лидер этого блока Ариэль Шарон был избран новым пре­мьер-министром Израиля.

С этого времени преобладаю­щей чертой во взаимоотношени­ях палестинцев и израильтян вновь стало вооруженное про­тивостояние. Всю Палестину, включая территорию Израиля и Палестинской Автономии, за­хлестнула волна насилия и кро­вопролития. Причем, если со стороны палестинцев акты наси­лия - взрывы на военных и гражданских объектах, нападения на еврейских поселенцев и т.п. были в большинстве случа­ев делом рук отдельных некон­тролируемых властями палес­тинской администрации сторон­ников движения ХАМАС и «Исламский джихад», то со сто­роны израильтян они носили характер санкционированных и спланированных израильским правительством вооруженных операций израильской армии и полиции, нацеленных на унич­тожение не только отдельных лидеров экстремистских груп­пировок, но и официальных уч­реждений и деятелей админист­рации Палестинской Автономии[104].

Об этом свидетельствует такие факты, как практика периодических вторжений израильской армии на территорию Автономии  под предлогом необходимости уничтожения «террористов»,  например, оккупация в апреле  2001 г. части территории сектора Газа в районах городов Рафах и Хан-Юнис, где расположены лагеря палестинских беженцев и последующие неодно­кратные вторжения израильской армии в эти районы в 2003-2005 гг., разрушение израиль­ской авиацией международного аэропорта и морского порта в Газе, обстрелы домов и других гражданских объектов в Газе и в городах на Западном берегу -Дженине, Рамалле, захват блокпостов палестинской полиции, блокада штаб-квартиры главы палестинской Автономии Ясира Аафата в Рамалле, запрещение передвижения палестинцев с территории Автономии в Изра­иль, строительство так называе­мой «заградительной стены», от­деляющей часть оккупированной -территории Автономии - Западного берега и Газы от Израиля. Кульминация вооруженного противостояния израильтян и палестинцев в 2002-2003 гг., когда теракты шахидов - смертни­ков из исламских организаций ХАМАС и «Исламский джи­хад», с одной стороны, и так на­зываемые «акции возмездия» израильской армии, с другой, приобрели особенно частый и ожесточенный характер. При этом главными жертвами проти­востояния было гражданское на­селение.

Как сообщалось в ноте посто­янного представителя Иордан­ского Хашимитского Королевст­ва при ООН на имя Генерально­го секретаря от 4 августа 2003 г., только в период с сентября 2000 г. по июль 2006 г. было убито более 2800 палестинцев и более 800 израильтян, тысячи человек получили ранения5. «Большинство жертв в Израиле было вызвано террористически­ми нападениями на израильтян, совершенными различными па­лестинскими террористическими группировками»[105]6. В то же время большое число жертв среди па­лестинского гражданского на­селения явилось результатом операций израильской армии, в том числе превентивных ударов и практики целенаправленных убийств лиц, подозреваемых в террористичес­кой деятельности в палестин­ских районах»[106]7. В ряде палес­тинских городов в результате столкновений между израиль­ской армией и палестинскими боевиками были разрушены це­лые жилые кварталы. Особенно пострадал город Рафах на юге сектора Газа. В ходе вторжения израильской армии в район Бейт-Ханун и Бейт-Лахия в се­верной части сектора Газа в мае-июне 2003 г. было уничтожено более тысячи дунамов сельско­хозяйственных угодий и были разрушены или повреждены до­ма и объекты инфраструктуры8.

По данным спецслужб Изра­иля, за четыре года «Интифады аль-Акса», приходящихся на пе­риод пребывания у власти пра­вительства Шарона, погибли 1034 израильтянина и иностран­ца и около 5600 человек получи­ли ранения. Палестинцы прове­ли 138 терактов-самоубийств, восемь из которых совершили женщины. В то же время, по словам пресс-секретаря израиль­ской правозащитной организа­ции «Бецелем» Ноама Хофште-тера, за эти годы погибли 3160 палестинцев. Помимо этого, из­раильская армия разрушила бо­лее 4800 домов палестинцев.

ПЛАН «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

«Цель плана, - говорится в письме Генерального секретаря ООН Кофи Аннана правительст­ву Израиля и Палестинской Автономии, - окончательное и все­объемлющее урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 г., как это было заявлено в речи президента Д ж. Буша от 24 июня 2003 г. и приветствова­лось ЕС, Россией и ООН в заяв­лениях по итогам встреч на ми­нистерском уровне»[107].

«Дорожная карта» предусмат­ривает поэтапное проведение пе­реговоров между палестинской и израильской сторонами под эги­дой «четверки» международных посредников (США, России, ООН и ЕС) с целью добиться прекращения насилия и террора на первом этапе (2003 г.), созда­ния палестинского государства во временных границах на вто­ром этапе (июнь-декабрь 2003 г.) соглашения по постоянному статусу и окончания конфлик­та на третьем этапе (2004-2005 гг.). До завершения миро­творческого процесса «четвер­кой» должна быть созвана меж­дународная конференция по Ближнему Востоку[108].

Логическим продолжением последовательных усилий меж­дународного сообщества по уре­гулированию палестино-израильского конфликта стало при­нятие Советом Безопасности ООН предложенной Россией ре­золюции № 1515, в которой вы­ражается поддержка «Дорожной карте» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положе­ния в сотрудничестве с «четвер­кой». В заявлении представите­ля России по этой резолюции подчеркивалось, что «Россия будет и впредь всемерно способст­вовать продвижению к такой це­ли, достижению окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта на основе сосуществования двух госу­дарств - Палестины и Израиля, живущих в мире, безопасности и международно признанных гра­ницах»15.

Предложенный «квартетом» международных   посредников план «Дорожная карта» вызвал неоднозначную реакцию в Пале­стине и Израиле. Палестинское руководство одобрило этот план и выразило готовность добивать­ся его полного осуществления, несмотря на «негативное отно­шение к нему радикальных пале­стинских организаций и движе­ний»16. Что же касается Израи­ля, то правительство А. Шарона обусловило его принятие внесе­нием 14 поправок. Главные из них следующие: «прекращение террора» как условие для про­должения переговорного процес­са; «формирование нового, от­личного от нынешнего, палес­тинского руководства в рамках предусмотренных реформ» (как условие перехода ко второму этапу осуществления «Дорож­ной карты»); у будущего палес­тинского государства, определя­ющие характеристики которого будут установлены в ходе пере­говоров между Израилем и Па­лестинской администрацией, не должно быть постоянных гра­ниц, оно должно быть полно­стью демилитаризованным и ли­шенным права на заключение международных соглашений во­енно-политического характера. Израиль сохранит за собой кон­троль над воздушным простран­ством этого государства, его су­хопутными и морскими граница­ми. Палестинская сторона обя­зана признать за Израилем пра­во на существование в качестве еврейского государства с обяза­тельным и публичным отказом от требования о возвращении арабских беженцев на его терри­торию17.

18 декабря 2003 г. премьер-министр Израиля А.Шарон, вы­ступая на ежегодной конферен­ции по проблемам национальной безопасности и стратегического баланса на Ближнем Востоке в Герцлийском колледже, объяви о собственном плане по размежеванию с палестинцами. Он за­явил, что если станет очевид­ным, что палестинские власти н выполняют своих обязательств.

  По «Дорожной карте», Израиль в ближайшие месяцы начнет осу­ществление плана односторонне­го размежевания. Этот план включает в себя передислокацию подразделений ЦАХАЛ («Армии обороны Израиля») вдоль «линии безопасности» на оккупиро­ванных территориях Западного берега и сектора Газы и переме­щение некоторых изолирован­ных израильских поселений на этих палестинских землях. В то же время, по словам премьер-министра, Израиль усилит кон­троль над «теми участками зем­ли Израиля, которые станут не­отъемлемой частью Государства Израиль в будущем»[109]18. В доку­менте под названием «Четырех­этапный план отделения Израи­ля от Палестинской Автоно­мии», вынесенным 30 мая 2004 г. для обсуждения и утверждения правительством Израиля, уточ­нялось, что «Израиль уйдет из сектора Газа, в том числе из всех израильских поселений, и уста­новит посты за пределами секто­ра...По окончании эвакуации ни­какого постоянного военного присутствия израильской армии в секторе Газа не будет ...Госу­дарство Израиль уйдет из север­ной Самарии (Западный берег), оставив четыре поселения: Ганим, Кадим, Санур и Хомеш, эвакуирует также все постоян­ные армейские посты и устано­вит посты за пределами района. По окончании эвакуации ника­кого военного присутствия изра­ильской армии в этом районе не будет...»[110]

Как отмечает извест­ный израильский поли­толог Дов Конторер, «одностороннее реше­ние в Иудее, Самарии и Газе предполагает фак­тическую аннексию зна­чительной части терри­торий, находившихся до 1967 г. под иорданской и египетской оккупа­цией»[111]22. Очевидно, что такое решение, приня­тое в обход «Дорожной карты» и без учета мне­ния и интересов палес­тинской стороны, серь­езно подрывает усилия мирового сообщества по разрешению палестино-израильского конфлик­та. По поводу раздели­тельного плана Шарона премьер-министр Пале­стинской   Автономии Ахмад Крэа в своем интервью во время визита во Францию в марте 2004 г., заявил: «Урегули­рование палестино-израильского кризиса совершенно блокирова­но. Шарон предлагает вывести из сектора Газа 17 израильских поселений, хотя их там 21[112]23. Нас это устраивает. Мы видим в этом начало полного вывода из­раильских войск с палестинской территории. Но если параллель­но с этим будут фактически ан­нексированы арабские террито­рии в Иерусалиме и на Запад­ном берегу реки Иордан, то мы не добьемся прогресса, наоборот, ситуация в регионе станет взры­воопасной. Израильский план разрабатывается односторонне. Мы же считаем, что каждый гло­бальный маневр должен быть плодом совместных усилий двух сторон, итогом переговоров24».

Нельзя не признать обосно­ванность опасений палестинско­го премьера в отношении разви­тия ситуации в Палестине. Здесь вплоть до ноября 2004 г. не пре­кращались акты насилия, обст­релы израильской армией палес­тинских лагерей для беженцев в Газе и на Западном берегу, бло­када палестинских городов, за­прет палестинцам свободного пе­ремещения по своей территории, сохранялась оккупация Автоно­мии 80-тысячной израильской армией, вследствие чего не уда­валось привести в действие «механизм» политического урегули­рования палестино-израильско­го конфликта, предусмотренный планом  «Дорожной  карты». Причем, как явствовало из при­знания советника премьер-мини­стра Шарона По словам Васгласа, план одностороннего отделения как раз и был задуман только для того, чтобы «заморозить» процесс политического урегули­рования  арабо-израильского конфликта. Речь идет о том, по­яснил он, чтобы отсрочить на неопределенное время рассмот­рение ключевых вопросов, каса­ющихся создания палестинского государства, включая эвакуацию поселений, возвращение палес­тинских беженцев и раздел Ие­русалима25.

Фактический саботаж изра­ильским правительством «До­рожной карты» путем многочис­ленных поправок и инициирова­ния своего собственного «разде­лительного плана» был одной из причин сохраняющейся взрыво­опасной обстановки в зоне палестино-израильского конфликта и  срыва графика выполнения

Другим существенным препятствием возрождения мир­ного процесса на Ближнем Вос­токе является политика «двой­ных стандартов», проводимая администрацией США в вопро­се палестино-израильского уре­гулирования. С одной стороны, ее представители подтверждают приверженность Соединенных Штатов проекту «Дорожная кар­та» и права палестинцев на со­здание своего государства, а с другой, фактически соглашаются с требованиями Израиля на из­менение отдельных пунктов это­го плана, неугодных Израилю (в частности, вопроса о сохранении еврейских поселений на Запад­ном берегу Иордана без учета мнения палестинцев), наклады­вают вето в Совете Безопасности на решение об осуждении миро­вым сообществом карательных рейдов израильской армии про­тив палестинцев в секторе Газа и гибели многих мирных жителей.Совершенно новый элемент в развитии ситуации на Ближнем Востоке внесла кончина главы Палестинской Автономии Ясира Арафата 11 ноября 2004 г. в во­енном госпитале «Перси» под Парижем. «После  смерти Арафата, - заявил Йоси Бейлин, глава израильской левой партии «Яхад», - палестинский и изра­ильский народы вошли в новую эру. Главная задача - отбросить четыре прошедших года крово­пролития и взаимной ненависти и возродить политический про­цесс, ведущий к миру»[113]26. Изра­ильский премьер-министр и ли­дер правящей партии «Ликуд» выразил надежду, что нынеш­ний момент может стать пово­ротным в истории региона. По мнению президента Буша, в ре­гионе появился шанс к возоб­новлению мирного процесса. Правда, в высказываниях как Шарона, так и Буша содержа­лись оговорки о том, что возоб­новление мирного процесса бу­дет зависеть от того, проявит ли новое палестинское руководство готовность к подавлению «тер­рористических группировок». Однако далеко не все зависит от новых палестинских руководи­телей. Новый подход должно проявить и правительство Израи­ля. Необходимо прекратить блокаду палестинских городов, вывести войска из Автономии, свернуть строительство «разде­лительной стены». В таком слу­чае в совершенно ином свете предстанет и план Шарона по ликвидации еврейских поселе­ний и выводу войск из сектора Газа. Появится реальная воз­можность к установлению спра­ведливого мира на Ближнем Востоке.


Заключение

Этнические конфликты представляют собой одну из древнейших форм социального взаимодействия, мотивационная сторона которого так или иначе окрашена этническими чувствами, затрагивая глубинные структуры человеческой личности. Особую остроту этнические конфликты приобретают в условиях, когда их причинами являются территориальные претензии.

Значительная часть концептуальных конструкций природы этнического конфликта рассматривают власть и политику потенциальными или актуальными составляющими конфликтных отношений. Это не случайно. Этнополитический конфликт представляет собой определенный вид или, вернее, определенный этап развития этнического конфликта, на котором он приобретает политическую направленность и организованность. Политическое в этническом конфликте означает переход конфликтных отношений на более высокий уровень сложности, что связано с сознательно формулированными целями, направленными на перераспределение власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.