Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории
Каковы же перспективы политического
урегулирования палестино-израильского конфликта в свете новой геополитической
ситуации в регионе Ближнего Востока, по мнению Дмитриев Е. Точкой отсчета для
поисков ответа на этот вопрос может стать дата 13 сентября 1993 г. В этот день
на зеленой лужайке перед Белым домом в Вашингтоне премьер-министр Израиля Ицхак
Рабин и Махмуд Аббас /Абу Мазен/, занимавший тогда пост генерального секретаря
Организации освобождения Палестины (ООП), в присутствии представителей
коспонсоров Мадридской конференции США и России - подписали совместный
документ: «Декларацию принципов о временных мерах организации самоуправления»,
о которой говорилось выше.
Дальнейшие палестино-израильские
переговоры и подписание ряда так называемых промежуточных соглашений (Каир -
1994 г., Таба -1995 г. и др.) должны были привести к завершению переходного
периода (к апрелю 1999 г.) и достижению взаимной договоренности об
окончательном статусе палестинской государственности.
Однако к этому сроку сторонам не
удалось достигнуть такой договоренности, переговоры были прерваны из-за
разногласий по ряду принципиальных вопросов: территориальному разграничению
между Израилем и будущим палестинским государством, статусу Иерусалима,
судьбы еврейских поселений, возвращению палестинских беженцев к своим очагам.
В конце апреля 1999 г. палестинское руководство, учитывая парламентские выборы
в Израиле в мае 1999 г., а также мнение коспонсоров мирного процесса на
Ближнем Востоке - Соединенных Штатов и России, приняло решение отложить
провозглашение палестинского государства на более поздний период.
В июне 1999 г. в результате
парламентских выборов в Израиле к власти пришло правительство Эхуда Барака,
которому удалось несколько реанимировать зашедший было в тупик мирный процесс.
Чуть позже, 5 сентября 1999 г., в египетском городе Шарм аш-Шейх был подписан
палестино-израильский Меморандум о поэтапном претворении обязательств сторон
по ранее подписанным, но не выполненным соглашениям, а также о возобновлении
переговоров об окончательном статусе палестинских территорий2. Такие
переговоры действительно возобновились при встрече Э.Барака и Я.Арафата,
состоявшейся по инициативе и патронаже американского президента Клинтона в
июле 2000 г. в Кэмп-Дэвиде. При обсуждении на этой встрече проблемы
«окончательного статуса» палестинских территорий правительство Э.Барака соглашалось
с передачей под контроль будущего палестинского государства на Западном берегу
и секторе Газа до 90% территории при сохранении за Израилем крупных еврейских
поселений на Западном берегу[101].
Во время палестино-израильских
переговоров в Кэмп-Дэвиде также наметились подвижки в сторону сближения позиций
сторон и в вопросах статуса Иерусалима, судьбы палестинских беженцев и
еврейских поселений. Но все же окончательно разногласия между представителями
Израиля и ООП на этих переговорах, в первую очередь, относительно схемы
территориального разделения между Израилем и палестинцами и в отношении
Иерусалима тогда преодолеть не удалось действия противников мирного
урегулирования палестино-израильского конфликта, особенно среди израильских
поселенцев. Последние обвиняли правительство Э.Барака в якобы слишком больших
«уступках» Израиля палестинцам. В то же время множились выступления протеста
арабского населения Западного берега и сектора Газа против продолжавшейся
израильской оккупации. Причем нередко эти выступления сопровождались актами
насилия: обстрелами еврейских поселений, взрывами в местах сосредоточения
людей и другими акциями, совершавшимися по большей части боевиками из
радикальных исламских группировок экстремистского толка - ХАМАС и «Исламский
джихад»[102].
Накал страстей еще более возрос после
неожиданного марша 28 сентября 2001 г. группы депутатов израильского парламента
от оппозиционных партий правого блока «Ликуд» во главе с генералом А.Шароном к
расположенной в арабской восточной части Иерусалима Храмовой горе, в пределы
святыни всех мусульман - мечети Аль-Акса[103]4.
Мусульмане всего арабского и исламского мира расценили этот шаг как прямой
—удар по религиозным чувствам, как провокацию, направленную на подрыв мирного
процесса, на таи чтобы не допустить создания нового палестинского государства
со столицей в Иерусалиме. Уже на следующий день - 29 сентября 2001 г. - возмущение
мусульман, пришедших на пятничную молитву в мечеть Аль-Акса, вылилось в
стихийное восстание, вскоре распространившееся на всю территорию Палестинской
Автономии. Начался новый виток палестинской интифады, названной «Интифадой
аль-Акса».
В феврале 2001 г. в до крайности
наэлектризованной обстановке, связанной с восстанием палестинского населения
на оккупированных территориях, в Израиле состоялись внеочередные выборы в
Кнессет (парламент). Они принесли победу блоку «Ликуд». 26 февраля 2001 г.
лидер этого блока Ариэль Шарон был избран новым премьер-министром Израиля.
С этого времени преобладающей чертой
во взаимоотношениях палестинцев и израильтян вновь стало вооруженное противостояние.
Всю Палестину, включая территорию Израиля и Палестинской Автономии, захлестнула
волна насилия и кровопролития. Причем, если со стороны палестинцев акты насилия
- взрывы на военных и гражданских объектах, нападения на еврейских поселенцев и
т.п. были в большинстве случаев делом рук отдельных неконтролируемых властями
палестинской администрации сторонников движения ХАМАС и «Исламский джихад»,
то со стороны израильтян они носили характер санкционированных и
спланированных израильским правительством вооруженных операций израильской
армии и полиции, нацеленных на уничтожение не только отдельных лидеров
экстремистских группировок, но и официальных учреждений и деятелей администрации
Палестинской Автономии[104].
Об этом свидетельствует такие факты,
как практика периодических вторжений израильской армии на территорию Автономии
под предлогом необходимости уничтожения «террористов», например, оккупация в
апреле 2001 г. части территории сектора Газа в районах городов Рафах и
Хан-Юнис, где расположены лагеря палестинских беженцев и последующие неоднократные
вторжения израильской армии в эти районы в 2003-2005 гг., разрушение израильской
авиацией международного аэропорта и морского порта в Газе, обстрелы домов и
других гражданских объектов в Газе и в городах на Западном берегу -Дженине,
Рамалле, захват блокпостов палестинской полиции, блокада штаб-квартиры главы
палестинской Автономии Ясира Аафата в Рамалле, запрещение передвижения
палестинцев с территории Автономии в Израиль, строительство так называемой
«заградительной стены», отделяющей часть оккупированной -территории Автономии
- Западного берега и Газы от Израиля. Кульминация вооруженного противостояния
израильтян и палестинцев в 2002-2003 гг., когда теракты шахидов - смертников
из исламских организаций ХАМАС и «Исламский джихад», с одной стороны, и так называемые
«акции возмездия» израильской армии, с другой, приобрели особенно частый и
ожесточенный характер. При этом главными жертвами противостояния было
гражданское население.
Как сообщалось в ноте постоянного
представителя Иорданского Хашимитского Королевства при ООН на имя Генерального
секретаря от 4 августа 2003 г., только в период с сентября 2000 г. по июль 2006
г. было убито более 2800 палестинцев и более 800 израильтян, тысячи человек
получили ранения5. «Большинство жертв в Израиле было вызвано террористическими
нападениями на израильтян, совершенными различными палестинскими террористическими
группировками»[105]6.
В то же время большое число жертв среди палестинского гражданского населения
явилось результатом операций израильской армии, в том числе превентивных ударов
и практики целенаправленных убийств лиц, подозреваемых в террористической
деятельности в палестинских районах»[106]7.
В ряде палестинских городов в результате столкновений между израильской
армией и палестинскими боевиками были разрушены целые жилые кварталы. Особенно
пострадал город Рафах на юге сектора Газа. В ходе вторжения израильской армии в
район Бейт-Ханун и Бейт-Лахия в северной части сектора Газа в мае-июне 2003 г.
было уничтожено более тысячи дунамов сельскохозяйственных угодий и были
разрушены или повреждены дома и объекты инфраструктуры8.
По данным спецслужб Израиля, за
четыре года «Интифады аль-Акса», приходящихся на период пребывания у власти
правительства Шарона, погибли 1034 израильтянина и иностранца и около 5600
человек получили ранения. Палестинцы провели 138 терактов-самоубийств, восемь
из которых совершили женщины. В то же время, по словам пресс-секретаря израильской
правозащитной организации «Бецелем» Ноама Хофште-тера, за эти годы погибли 3160
палестинцев. Помимо этого, израильская армия разрушила более 4800 домов
палестинцев.
ПЛАН «ДОРОЖНАЯ КАРТА»
«Цель плана, - говорится в письме
Генерального секретаря ООН Кофи Аннана правительству Израиля и Палестинской
Автономии, - окончательное и всеобъемлющее урегулирование
палестино-израильского конфликта к 2005 г., как это было заявлено в речи
президента Д ж. Буша от 24 июня 2003 г. и приветствовалось ЕС, Россией и ООН в
заявлениях по итогам встреч на министерском уровне»[107].
«Дорожная карта» предусматривает
поэтапное проведение переговоров между палестинской и израильской сторонами
под эгидой «четверки» международных посредников (США, России, ООН и ЕС) с
целью добиться прекращения насилия и террора на первом этапе (2003 г.), создания
палестинского государства во временных границах на втором этапе (июнь-декабрь
2003 г.) соглашения по постоянному статусу и окончания конфликта на третьем
этапе (2004-2005 гг.). До завершения миротворческого процесса «четверкой»
должна быть созвана международная конференция по Ближнему Востоку[108].
Логическим продолжением
последовательных усилий международного сообщества по урегулированию
палестино-израильского конфликта стало принятие Советом Безопасности ООН
предложенной Россией резолюции № 1515, в которой выражается поддержка
«Дорожной карте» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положения в
сотрудничестве с «четверкой». В заявлении представителя России по этой
резолюции подчеркивалось, что «Россия будет и впредь всемерно способствовать
продвижению к такой цели, достижению окончательного урегулирования
палестино-израильского конфликта на основе сосуществования двух государств -
Палестины и Израиля, живущих в мире, безопасности и международно признанных границах»15.
Предложенный «квартетом» международных
посредников план «Дорожная карта» вызвал неоднозначную реакцию в Палестине и
Израиле. Палестинское руководство одобрило этот план и выразило готовность
добиваться его полного осуществления, несмотря на «негативное отношение к
нему радикальных палестинских организаций и движений»16. Что же касается
Израиля, то правительство А. Шарона обусловило его принятие внесением 14
поправок. Главные из них следующие: «прекращение террора» как условие для продолжения
переговорного процесса; «формирование нового, отличного от нынешнего, палестинского
руководства в рамках предусмотренных реформ» (как условие перехода ко второму
этапу осуществления «Дорожной карты»); у будущего палестинского государства,
определяющие характеристики которого будут установлены в ходе переговоров
между Израилем и Палестинской администрацией, не должно быть постоянных границ,
оно должно быть полностью демилитаризованным и лишенным права на заключение
международных соглашений военно-политического характера. Израиль сохранит за
собой контроль над воздушным пространством этого государства, его сухопутными
и морскими границами. Палестинская сторона обязана признать за Израилем право
на существование в качестве еврейского государства с обязательным и публичным
отказом от требования о возвращении арабских беженцев на его территорию17.
18 декабря 2003 г. премьер-министр
Израиля А.Шарон, выступая на ежегодной конференции по проблемам национальной
безопасности и стратегического баланса на Ближнем Востоке в Герцлийском
колледже, объяви о собственном плане по размежеванию с палестинцами. Он заявил,
что если станет очевидным, что палестинские власти н выполняют своих
обязательств.
По «Дорожной карте», Израиль в
ближайшие месяцы начнет осуществление плана одностороннего размежевания. Этот
план включает в себя передислокацию подразделений ЦАХАЛ («Армии обороны
Израиля») вдоль «линии безопасности» на оккупированных территориях Западного
берега и сектора Газы и перемещение некоторых изолированных израильских поселений
на этих палестинских землях. В то же время, по словам премьер-министра, Израиль
усилит контроль над «теми участками земли Израиля, которые станут неотъемлемой
частью Государства Израиль в будущем»[109]18.
В документе под названием «Четырехэтапный план отделения Израиля от
Палестинской Автономии», вынесенным 30 мая 2004 г. для обсуждения и
утверждения правительством Израиля, уточнялось, что «Израиль уйдет из сектора
Газа, в том числе из всех израильских поселений, и установит посты за
пределами сектора...По окончании эвакуации никакого постоянного военного
присутствия израильской армии в секторе Газа не будет ...Государство Израиль
уйдет из северной Самарии (Западный берег), оставив четыре поселения: Ганим,
Кадим, Санур и Хомеш, эвакуирует также все постоянные армейские посты и установит
посты за пределами района. По окончании эвакуации никакого военного
присутствия израильской армии в этом районе не будет...»[110]
Как отмечает известный израильский
политолог Дов Конторер, «одностороннее решение в Иудее, Самарии и Газе
предполагает фактическую аннексию значительной части территорий,
находившихся до 1967 г. под иорданской и египетской оккупацией»[111]22. Очевидно, что такое
решение, принятое в обход «Дорожной карты» и без учета мнения и интересов
палестинской стороны, серьезно подрывает усилия мирового сообщества по
разрешению палестино-израильского конфликта. По поводу разделительного плана
Шарона премьер-министр Палестинской Автономии Ахмад Крэа в своем интервью во
время визита во Францию в марте 2004 г., заявил: «Урегулирование
палестино-израильского кризиса совершенно блокировано. Шарон предлагает
вывести из сектора Газа 17 израильских поселений, хотя их там 21[112]23. Нас это устраивает.
Мы видим в этом начало полного вывода израильских войск с палестинской
территории. Но если параллельно с этим будут фактически аннексированы
арабские территории в Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан, то мы не
добьемся прогресса, наоборот, ситуация в регионе станет взрывоопасной.
Израильский план разрабатывается односторонне. Мы же считаем, что каждый глобальный
маневр должен быть плодом совместных усилий двух сторон, итогом переговоров24».
Нельзя не признать обоснованность
опасений палестинского премьера в отношении развития ситуации в Палестине.
Здесь вплоть до ноября 2004 г. не прекращались акты насилия, обстрелы
израильской армией палестинских лагерей для беженцев в Газе и на Западном
берегу, блокада палестинских городов, запрет палестинцам свободного перемещения
по своей территории, сохранялась оккупация Автономии 80-тысячной израильской
армией, вследствие чего не удавалось привести в действие «механизм»
политического урегулирования палестино-израильского конфликта,
предусмотренный планом «Дорожной карты». Причем, как явствовало из признания
советника премьер-министра Шарона По словам Васгласа, план одностороннего
отделения как раз и был задуман только для того, чтобы «заморозить» процесс
политического урегулирования арабо-израильского конфликта. Речь идет о том,
пояснил он, чтобы отсрочить на неопределенное время рассмотрение ключевых
вопросов, касающихся создания палестинского государства, включая эвакуацию
поселений, возвращение палестинских беженцев и раздел Иерусалима25.
Фактический саботаж израильским
правительством «Дорожной карты» путем многочисленных поправок и инициирования
своего собственного «разделительного плана» был одной из причин сохраняющейся
взрывоопасной обстановки в зоне палестино-израильского конфликта и срыва
графика выполнения
Другим существенным препятствием
возрождения мирного процесса на Ближнем Востоке является политика «двойных
стандартов», проводимая администрацией США в вопросе палестино-израильского
урегулирования. С одной стороны, ее представители подтверждают приверженность
Соединенных Штатов проекту «Дорожная карта» и права палестинцев на создание
своего государства, а с другой, фактически соглашаются с требованиями Израиля
на изменение отдельных пунктов этого плана, неугодных Израилю (в частности,
вопроса о сохранении еврейских поселений на Западном берегу Иордана без учета
мнения палестинцев), накладывают вето в Совете Безопасности на решение об
осуждении мировым сообществом карательных рейдов израильской армии против
палестинцев в секторе Газа и гибели многих мирных жителей.Совершенно новый
элемент в развитии ситуации на Ближнем Востоке внесла кончина главы
Палестинской Автономии Ясира Арафата 11 ноября 2004 г. в военном госпитале
«Перси» под Парижем. «После смерти Арафата, - заявил Йоси Бейлин, глава
израильской левой партии «Яхад», - палестинский и израильский народы вошли в
новую эру. Главная задача - отбросить четыре прошедших года кровопролития и
взаимной ненависти и возродить политический процесс, ведущий к миру»[113]26. Израильский
премьер-министр и лидер правящей партии «Ликуд» выразил надежду, что нынешний
момент может стать поворотным в истории региона. По мнению президента Буша, в
регионе появился шанс к возобновлению мирного процесса. Правда, в
высказываниях как Шарона, так и Буша содержались оговорки о том, что возобновление
мирного процесса будет зависеть от того, проявит ли новое палестинское
руководство готовность к подавлению «террористических группировок». Однако
далеко не все зависит от новых палестинских руководителей. Новый подход должно
проявить и правительство Израиля. Необходимо прекратить блокаду палестинских
городов, вывести войска из Автономии, свернуть строительство «разделительной
стены». В таком случае в совершенно ином свете предстанет и план Шарона по
ликвидации еврейских поселений и выводу войск из сектора Газа. Появится
реальная возможность к установлению справедливого мира на Ближнем Востоке.
Заключение
Этнические конфликты представляют
собой одну из древнейших форм социального взаимодействия, мотивационная сторона
которого так или иначе окрашена этническими чувствами, затрагивая глубинные
структуры человеческой личности. Особую остроту этнические конфликты
приобретают в условиях, когда их причинами являются территориальные претензии.
Значительная часть концептуальных
конструкций природы этнического конфликта рассматривают власть и политику
потенциальными или актуальными составляющими конфликтных отношений. Это не
случайно. Этнополитический конфликт представляет собой определенный вид или,
вернее, определенный этап развития этнического конфликта, на котором он
приобретает политическую направленность и организованность. Политическое в
этническом конфликте означает переход конфликтных отношений на более высокий
уровень сложности, что связано с сознательно формулированными целями,
направленными на перераспределение власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|