рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории

В ноябре 1973 г. общеарабское совещание в верхах в Алжире (Иор­дания в совещании не участвовала) приняло решение продолжать борьбу за освобождение оккупированных арабских территорий и вос­становление полных национальных прав палестинского народа и при­знало ООП «единственным законным представителем палестинского народа». Перед ПДС встала необходимость выработки такой позиции по отношению к решению палестинской проблемы, которая, с одной стороны, отвечала бы реальностям ближневосточной обстановки, а с другой — максимально удовлетворяла бы национальным чаяниям па­лестинцев. В ходе развернувшихся с ноября 1973 г. дискуссий в палес­тинских кругах наметился в целом позитивный подход к возможности политического урегулирования ближневосточного конфликта.

Реалистический подход ООП к складывавшейся после октябрьской войны ситуации формировался и под воздействием неуклонно возрас­тавшей политической активности населения оккупированных террито­рий. Создание ПНФ открыло возможности для использования различ­ных форм сопротивления, а результаты войны возродили веру местно­го населения в освобождение своих земель и вызвали подъем патри­отических настроений. На оккупированных территориях преоблада­ющим стало стремление к получению независимости. ПНФ энергично поддерживал идею создания национальной власти на любой части палестинской территории, освобожденной либо военным путем, либо в процессе политического урегулирования, которая была выдвинута ру­ководителем ДФОП Наефом Хаватмой еще в августе 1973 г.[39]

XII сессия НСП способствовала укреплению международного прес­тижа ООП. Этапным событием в этом плане стало подтверждение ре­шения Алжирского совещания 1973 г. о признании ООП единственным законным представителем палестинского народа совещанием глав арабских государств и правительств в Рабате в октябре 1974 г. На этот раз к общеарабскому решению присоединилась Иордания. На Рабатском совещании результаты XII сессии НСП получили официаль­ное одобрение всего арабского мира[40].

Резким контрастом призыву к миру, выдвинутому руководителем ООП, прозвучали заявления лидеров Израиля в связи с обсуждением «вопроса о Палестине». В них была подтверждена официальная изра­ильская позиция категорического непризнания национальных прав па­лестинского народа. Израиль не только в принципе отверг возможность участия ООП в процессе ближневосточного урегулирования, но и продолжал, ссылаясь на резолюцию № 242 Совета Безопасности ООН, сводить палестинскую проблему к вопросу о беженцах. Его представи­тели утверждали, что ПДС является «движением террористов». Во время работы сессии Генеральной Ассамблеи Израиль вновь на прак­тике продемонстрировал свой антипалестинский курс, прибегнув к вар­варским бомбардировкам лагерей беженцев в Ливане и жестоким реп­рессиям против палестинских масс на Западном берегу и в Газе, открыто выражавших свои симпатии ООП и требовавших освобожде­ния оккупированных территории. С официальной израильской позицией полностью солидаризировались США[41].

1.4.Палестинское движение сопротивления в 1974- 1981гг.

Роль ООП в борьбе против поэтапной дипломатии США в 1974— 1975 гг. В 1974 г. свое участие в решении арабо-израильского конфлик­та политическими средствами ООП обусловила требованиями учета в ходе урегулирования национальных прав арабского народа Палестины и своего права выступать в качестве единственного законного предста­вителя палестинского народа. Однако позитивные моменты, появившиеся на Ближнем Востоке после октябрьской войны 1973 г., так и не были реализованы из-за позиции, занятой Соединенными Штатами. Вашингтон не стремился к установлению прочного и справедливого мира в регионе, а рассчитывал «размыть» укрепившееся во время вой­ны арабское единство, направить процесс урегулирования арабо-израильского конфликта в русло сепаратных переговоров с каждой араб­ской страной в отдельности, изолировать арабские страны от Совет­ского Союза. При этом американская дипломатия, возглавлявшаяся государственным секретарем Г. Киссинджером, намеренно отодвигала палестинскую проблему на второй план[42].

Курс Вашингтона на заключение частичных соглашений, оторван­ных от процесса всеобъемлющего урегулирования, проявился с особой четкостью, когда США летом 1974 г. попытались осуществить развод войск Израиля и Иордании вдоль р. Иордан. Имея аннексионистские планы в отношении Западного берега р. Иордан, израильские лидеры фактически заблокировали предложенный Соединенными Штатами ва­риант, выдвинув в июле 1974 г. так называемый план окончательного урегулирования с Иорданией, согласно которому Израиль сохранил бы арабский сектор Иерусалима, значительную часть Западного берега, а между возвращаемыми Иордании участками располагались бы из­раильские войска. Этот план был отвергнут королем Хусейном. Ва­шингтону пришлось отказаться от мысли сделать Иорданию участни­ком сепаратной сделки после Рабатского совещания, на котором Ам­ман присоединился к общеарабским решениям о статусе ООП.

В сентябре 1975 г. США добились подписания Египтом и Израилем второго синайского соглашения, которое в отличие от соглашений о разводе войск между Израилем и Египтом (январь 1974 г.) и между Израилем и Сирией (май 1974 г.) носило сепаратный характер и было полностью оторвано от коренных проблем ближневосточного урегули­рования. В качестве платы Израилю за готовность подписать это со­глашение США, в частности, приняли на себя обязательство согласо­вывать с Тель-Авивом свою стратегию и тактику в отношении Женев­ской конференции, не признавать ООП и не вступать с ней в перегово­ры, пока ООП в одностороннем порядке не признает Израиль.

Принципиальный подход ООП в 1974—1975 гг. к процессу урегули­рования был одним из тех факторов, которые мешали американской дипломатии превратить частичные сепаратные соглашения в единствен­ный метод урегулирования арабо-израильского конфликта. Противо­действие ПДС ближневосточной политике США осуществлялось как в активных, так и в пассивных формах. Активные формы включали про­пагандистскую деятельность по разоблачению антиарабской сущности египетско-израильских сделок, проведение кампаний по мобилизации официальных и общественных кругов арабского мира для отпора по­пыткам США изменить баланс сил в регионе, а также дипломатиче­ские маневры исполкома ООП, имевшие целью использовать межараб­ские противоречия в интересах палестинского сопротивления. ООП развернула энергичную кампанию протеста во всем арабском мире против выраженного президентом Садатом в июле 1974 г. согласия признать за Иорданией право выступать от имени жителей Западного берега. Эта кампания уже через два месяца вынудила Египет офици­ально отказаться от своей позиции. Противодействие палестинцев сыграло определенную роль и в решении Садата приостановить перегово­ры с Израилем в марте 1975 г. В сентябре ООП решительно осудила подписание Египтом второго синайского соглашения, расценив его как противоречащее решениям общеарабских совещаний в Алжире и Ра­бате и попирающее права палестинского народа. Деятели ООП отме­чали, что заключение этого соглашения выводит Египет из фронта общеарабской борьбы за ликвидацию последствий израильской агрес­сии. Однако ПДС не смогло развернуть широкую кампанию по разоблачению и срыву второго синайского соглашения, поскольку к тому времени движение оказалось вовлеченным в начавшуюся в 1975 г. гражданскую войну в Ливане[43].

Не ограничиваясь критикой поэтапной дипломатии США, ООП вы­двинула конкретные предложения по решению палестинской пробле­мы. Эти предложения (они были изложены ее официальным наблюда­телем при ООН в декабре 1975 г.) предусматривали полный уход Из­раиля с Западного берега и из Газы, создание палестинской нацио­нальной власти на этих территориях, решение вопроса о репатриации беженцев, покинувших в 1948 г. пределы израильского государства. Логическим следствием претворения в жизнь этих мер должно было стать признание Израилем законных национальных прав палестинско­го народа. Предложения предусматривали возможность присоедине­ния ООП к Женевской конференции, но обязательно в качестве пол­ноправного участника. Предварительным условием для этого должно было стать признание ООП Соединенными Штатами. Особого внима­ния заслуживает тот факт, что в предложениях ООП отсутствовало максималистское требование ликвидации Израиля и создания единого государства на территории всей Палестины[44].

Все более крепла и выдвигалась на первый план борьба на окку­пированных территориях, ставшая одним из главных аспектов деятель­ности ООП. Наряду с акциями вооруженного сопротивления там раз­вернулось широкое массовое движение (забастовки, акты протеста, де­монстрации, восстания), которое с ноября 1974 г. охватило арабскую часть Иерусалима, Эль-Халиль, Наблус, Дженин, Рамаллах, Тулькарм и другие города Западного берега. Требование к израильским властям признать ООП единственным законным представителем палестинского народа стали открыто поддерживать не только входящие в ПНФ проф­союзы, культурные и религиозные ассоциации, но и представители бур­жуазии. Наибольшего накала руководимые ПНФ выступления рабо­чих, студентов и торговцев достигли в ноябре 1975 — июле 1976 г., ког­да Израиль попытался создать марионеточную администрацию окку­пированных палестинских областей. Демонстрации, забастовки и столкновения с карателями проходили под палестинскими флагами и лозунгами поддержки ООП. Проведенные 12 апреля 1976 г. на Запад­ном берегу муниципальные выборы окончились полным провалом израильских ставленников и блестящей победой Национального блока, объединившего коммунистов, демократические и патриотические силы. Блок получил 72,3% всех голосов и 75—80% всех мест в 24 муниципа­литетах Западного берега.

Стремясь лишить ПДС опоры на оккупированных территориях, из­раильские власти усилили террор против активистов и сторонников ПНФ. На Западном берегу и в Газе в тюрьмы были брошены новые тысячи палестинцев. Выступления палестинцев беспощадно подавля­лись израильской армией. Но, несмотря на репрессии, деятельность ПНФ продолжалась в различных формах. Борьба палестинцев на ок­купированных территориях начала получать поддержку демократиче­ского движения в самом Израиле. Осуществление Тель-Авивом расист­ских проектов «иудаизации» районов с арабским населением путем дальнейшей экспроприации арабских земель наталкивалось с конца 1975 г. на действенный отпор. Одним из его проявлений явился круп­ный успех Коммунистической партии Израиля в декабре 1975 г. в Назарете, когда мэром этого самого крупного в Израиле арабского горо­да был избран член ЦК КПИ, известный арабский поэт Тауфик Зайяд. 30 марта 1976 г. арабы Израиля провели День земли—демонстрации и забастовки протеста против намерения властей конфисковать у араб­ских жителей еще не отнятые у них земли. Эти выступления были под­держаны забастовкой солидарности населения Западного берега и Газы[45].

Несмотря на неблагоприятную обстановку, сложившуюся на Ближ­нем Востоке в результате дипломатической активности США, ООП твердо придерживалась принятых на XII сессии НСП принципиальных установок по вопросам ближневосточного урегулирования. В связи с отходом Египта от согласованных общеарабских позиций руководство ООП предприняло шаги к сближению с Сирией, возглавившей проти­водействие арабских стран израильской агрессии. В марте 1975 г. бы­ло принято решение о создании совместного сирийско-палестинского военного командования и общего политического руководства. Хотя эти решения не вылились в конкретные формы, палестинскому сопротивле­нию была оказана тем самым морально-политическая поддержка пе­ред лицом попыток США, Израиля и Египта подменить комплексное урегулирование в регионе частичными сепаратными договоренно­стями

1.5. Палестина в современных условиях

На сегодняшний день можно сказать,  после парламентских выборов, завершившихся безогово­рочной победой террористической группировки ХАМАС, Пале­стина оказалась на пороге гражданской войны. Между отрядами проигравшего выборы движения ФАТХ и исламистами идут на­стоящие бои - пусть пока еще они и носят локальный характер.

 Руководство ФАТХ ответило, что в новое правительство не вой­дет, а станет «лояльной оппозицией». Рядовые же фатховцы опол­чились и против ХАМАС, и против своих вождей. В свою очередь Израиль предъявил палестинцам ультиматум. Исполняющий обя­занности премьера Эхуд Ольмерт озвучил три условия, без выпол­нения которых диалог с любыми палестинскими властями будет невозможен. Во-первых, ХАМАС должен немедленно разору­житься и публично отказаться от насилия. Во-вторых, признать право еврейского государства на существование. В-третьих, со­блюдать весь комплекс соглашений, подписанных ранее Израилем и палестинцами[46].

По словам госсекретаря США К. Райс, спонсоры ближнево­сточного мирного процесса (Соединенные Штаты, ООН, Россия и ЕС) едины во мнении: ХАМАС обязан сделать выбор - быть тер­рористической или политической организацией. В декларации 1988 г. о создании ХАМАС записано: «Наш путь - джихад. Сио­нистский враг должен быть уничтожен».[47] Подчиниться мировому сообществу - значит упразднить собственный устав, отказаться от главной цели, т.е. от войны с Израилем до победного конца. Сей­час исламисты озабочены решением двух проблем. Они не имеют контроля над силовыми структурами, которые подчиняются ФАТХ, а значит, могут превратиться в опору оппозиции. Кроме того, радикалам угрожает международная изоляция, они могут лишиться финансовой помощи от ЕС и США. А без этих денег па­лестинская администрация нежизнеспособна. «Мы не будем помо­гать правительству, которое желает уничтожить Израиль - нашего союзника и друга», - заявил американский президент Джордж Буш.[48]

Палестинская автономия - крупнейший получатель между­народной финансовой помощи: с 2001 по 2005 г. ей было перечис­лено 5 млрд. долл., т.е. 30 долл. на душу населения ежегодно. От Европейского союза автономия получила в прошлом году 280 млн. € (341 млн. долл.). США выделили ей 313 млн. долл. ~ 225 млн. долл. через американское Агентство международного развития и 88 млн. долл. через Фонд ООН. В 2006 г. США заложи­ли в бюджет предоставление помощи автономии в размере 234 млн. долл. Что касается других государств, то, к примеру, Ка­нада выделила палестинцам в 2005 г. 20,5 млн. долл., Япония -50 млн. долл., арабские страны (включая Кувейт, Алжир, Египет и Саудовскую Аравию) - 67 млн. долл., Китай - 50 млн. юаней (чуть больше 6 млн. долл.). Между тем, как заявил представитель Все­мирного банка на палестинских территориях Найджел Роберте, скоро автономию может охватить финансовый кризис. У властей не будет средств для выплаты зарплаты своим служащим, что при­ведет к росту безработицы, которая уже сейчас составляет 20%.[49]Происходящие сегодня серьезные перемены как на Ближнем Востоке, так и в мире, вынуждают непосредственных участников событий и заинтересованные стороны искать пути к миру и сотрудничеству. Движение к миру, настоятельная потребность в котором осознается большинством участвующих в конфликте сторон, наталкивается, однако, на серьезные трудности как объективного, так и субъективного свойства.


Глава 2. Институционализация палестино – израильского конфликта в современных условиях

2.1Нормализации арабо-израильских отношений

В настоящее время ближневосточный конфликт разделился на несколько блоков, каждый из которых строит свою политическую линию вокруг стержневой проблемы взаимоотношений Израиля и той или иной арабской стороны. Решающая роль в этих взаимоотношениях принадлежит институту политики и процессу ее институционализации.

Первые годы после палестинкой войны палестинцы находились в состоянии шока, растерянности и замешательства. Апатия и политическая индифферентность были характерными для их настроений. Политические партии палестинцев распались, их лидеры сошли с политической арены. После окончания Палестинской войны среди молодых арабов было широко распространено убеждение, что в борьбе за свои права палестинцы при поддержке других арабских стран должны найти и организовать необходимые силы, чтобы объединиться и единым фронтом выступить в защиту палестинского дела[50]. Реализацией этого убеждения стало Палестинское движение сопротивления (ПДС).

Основными вехами становления Палестинского движения сопротивления можно считать образование ФАТХ («ФАТХ» на арабском языке означает «победа»), ставшей ядром ПДС и создание организации освобождения Палестины (ООП), возникшей в 1964 году. В январе 1965 года — начало военных операций ФАТХа, затем принятие Палестинским национальным советом, собравшимся в Каире, Палестинской национальной хартии (1968 год), учреждение центрального комитета ПДС и подчинение ему Армии освобождения Палестины (1970 год).

Высшим органом ПДС и ООП является национальный совет. Доминирующей организацией в ПДС всегда был ФАТХ, бойцы которого составляли 90 % численности фидаинов, то есть жертвующих собой в борьбе. Вначале ООП возглавлял Ахмед апь-Шукейри, затем Яхья Хаммуда, а с 1969 года — Ясир Арафат[51].

Одна из иллюзий палестинских борцов, с которой им вскорости пришлось расстаться, проистекала из убеждения, что ни одно правительство арабских стан не будет возражать, если фидаины пожелают обосноваться в какой-либо из них и превратить ее в базу вооруженной борьбы против Израиля.

Однако в сентябре 1970 года иорданский король Хусейн ликвидировал военное присутствие палестинцев, их отряды передислоцировались в Ливан, ставший до 1982 года основной базой палестинского сопротивления. Они обосновались на юге Ливана, что вызвало недовольство коренного населения, считавшего присутствие палестинцев бедствием для себя. Но настоящая беда обрушилась на палестинцев в Ливане, когда в 1982 году Израиль предпринял вторжение в эту страну (Война 1982 года, операция «Мир Галили»). Поводом для вторжения явились артиллерийские обстрелы, ракетные атаки и террористические акты предпринимаемые отрядами ООП в отношении израильских поселений.

Израильская  армия  быстро  захватила  юг Ливана, уничтожила «Фатхленд» и заняла столицу Ливана Бейрут[52]. Необходимо отметить, что на стороне Ливана сражались сирийские войска в составе пяти дивизий. Столкнулись в противоборстве самые мощные на Ближнем Востоке вооруженные силы. С обеих сторон в сражении участвовало более 200 тысяч человек, около 3000 танков, свыше 3000 орудий и минометов, около 900 самолетов. Вооружали Сирию и разрабатывали стратегию войны Советский Союз и советские военные советники, которые были даже в каждой сирийской дивизии. И неизвестно каков был бы исход сражений, если бы США не потребовали от сирийцев отвести свои войска из Ливана, что и было сделано[53].

Палестинцам пришлось также уйти из Ливана и обосноваться в Тунисе. В начале 1985 года войска Израиля вышли из Ливана, оставив лишь ограниченные силы в пограничном районе, служащем зоной безопасности.

Покинув арабский Восток, вооруженные силы ООП потеряли всякую возможность вести борьбу. В новых условиях, осознав, что ни на арабский мир, ни на СССР, ни на ООН рассчитывать не приходится, Арафат принял стратегическое решение: он сделал ставку на уже стихийно начавшееся народное восстание на оккупированных палестинских землях. Со временем оно переросло в подлинное гражданское восстание против Израиля, получив название интифада (в переводе с арабского — восстание). Это было восстание особого рода, без применения огнестрельного оружия. Зрелище палестинских юнцов, забрасывающих камнями израильских солдат и стреляющих из рогаток, неизбежно должно было привлечь внимание международных средств массовой информации к проблемам Палестины[54].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.