Дипломная работа: Особенности распространения неофашизма
Иностранную валюту можно обменять в банках, в почтовых
отделениях и специализированных коммерческих обменных пунктах. Во многих
крупных торговых точках, коммерческих компаниях и в отелях к оплате принимается
свободно конвертируемая валюта, (предпочтение отдаётся долларам США и Евро),
при этом НДС не взимается. Сдачу, однако, при этом могут выдать в шекелях.
Туристы освобождены от оплаты НДС, которую им возвращают в отправных точках по
предоставлении квитанции. В большинстве магазинов и транспорте, на улице и
рынках расплатиться можно только шекелями.
Кредитные карты ведущих мировых платёжных систем
принимаются практически повсеместно. Широко распространены банкоматы. Многие
банкоматы позволяют снимать наличные в иностранной валюте. Международные
кредитные карты и туристические чеки можно также обналичить в отделах
иностранной валюты банков без комиссий.
Макроэкономические показатели
В 2007 году Израиль занимал 44-ое место в мире по объёму
ВВП (232,7 млрд долларов) при населении всего в 7,1 млн человек и 22 место в
мире по ВВП на душу населения (по ППС) (33 299 долларов). В 2007 году Израиль
был приглашён в ОЭСР, которая содействует сотрудничеству между странами твёрдо
придерживающихся демократических принципов и проводящих политику свободной
рыночной экономики. В эту организацию входят наиболее развитые страны мира.
Структура ВВП по отраслям в 2007 году была следующая: сельское хозяйство — 2,7
%, промышленность — 30,2 %, сфера услуг — 67,1 %. В августе 2009 года уровень
безработицы в Израиле составлял 5,9 %. Государственный бюджет составлял в 2008
году 321,5 миллиарда шекелей, из которых было использовано 96 %. Долги
населения государству в виде невыплаченных налогов составили 16 миллиардов
шекелей[23].
В настоящее время написано огромное количество работ,
центральное место в которых занимает национализм. В них оценивается его роль и
место в истории, его виды и проявления на различных этапах исторического
развития. Следует выделить такие работы, как «Нация. Национализм. Национальные
интересы» Э.А.Позднякова; «Русский национализм, его сущность, история и задачи»
В.И.Строганова; «Национальное самосознание и интернационалистическое поведение»
К.Н.Хабибуллина; «Нации и национализм» Э.Геллнера. В перечисленных работах
поднимается проблема трактовки национализма, его сущности. Необходимо отметить,
что понимание данного явления в зарубежной литературе отличается от
отечественных взглядов. Зарубежные исследователи, как отмечает Э.А.Поздняков,
склонны выделять большое количество плюсов в национализме, рассматривать его
как патриотическое национальное чувство. Советские же исследователи, например,
Н.З.Ярощук («Почему национализм обречен»); А.В.Лихолат («Национализм - враг
трудящихся: анализ исторического опыта борьбы против национализма») склоняются
к критике национализма, уравнивая его с расизмом и фашизмом. Современные
российские исследователи, к примеру, А.Верховский, приходят к выводу, что
национализм подразделяется на различные виды и проявляется по-разному, в
зависимости от того, какую политику проводит государство.
Культурные изменения в обществе, появление новых
субкультур всегда интересовали историческую науку. Ведь возникновение
исторических течений всегда напрямую связано с внутренним состоянием страны, с
ее экономикой, социальной структурой. Главными источниками при изучении данного
вопроса являются периодическая печать - газеты, журналы, а также Интернет -
сайты (например, «Независимая газета», «Новое время», «Патриот», «Эксперт»,
сайты http://izvestia.ru/politik/; http://ntvru/com/russia и другие). В первую
очередь стоит отметить журнал «Новое время» и статью П.Казначеева «Бильярдные
шары» Казначеев П. Бильярдные шары.// Новое время, №32/98.-42с., посвященную
скин - движению. Казначеев критически подходит к проблеме национализма, считая
бритоголовых следствием националистической политики. Секрет распространения
нацистской идеологии в форме движения бритоголовых он видит в спонтанности,
доступности движения и его безнаказанности. Другим источником является журнал
«Литературная Россия» со статьей С.Беликова «Бритоголовая культура». Беликов
поднимает в своей статье проблемы возникновения и взаимоотношений скинхедов,
классифицирует их. Подобную информацию содержат следующие Интернет - сайты:
http//www Kolokol.ru; http//districts/Pravda/ru; http//www izvestia/politic/ и
другие. Интернет дает возможность постоянно следить за деятельностью молодежных
неонацистских организаций. Такие сайты, как, например, http://www.Kolokol
ru/pogroms, содержат информацию о погромах и агрессивных действиях
бритоголовых, а также дискуссии по данным проблемам. Важными источниками при
написании данной работы послужили официальные сайты политических партий - РНЕ,
НБП, Черная сотня, НДПР, содержащие программные документы партий и освещающие
основные направления в политической деятельности. Вот некоторые из них:
http://www.rnebarkashov.ru; http://wwwsotnia.ru;http://nbpekb.font.ru;
http://wwwstrana.ru/politiсa и другие. На данных сайтах существует как
агитационная информация, так и критика деятельности партий. Недостаток Интернет
- источников заключается в том, что информация не всегда долговечна и, к
сожалению, не всегда достоверна, как и некоторые газетные статьи, и многие
сайты за непопулярность или по другим причинам закрывают.
Данными вопросами занимались многие российские
востоковеды и историки, но особо следует отметить Григорьева В.В. Давыдкова
P.M., Егорина А.З., Копина B.C., Кудрявцева А.В и другие. Из работ переведенных
на русский язык и рассматривающих данную проблематику в системе многополярного
мира заслуживает внимания коллективные работы Моше Даяна и Шабтай Тевета, и
Дауда Эль-Алами.
Среди известных российских авторов, специализирующихся на
ближневосточной проблематике наиболее известны труды Луцкого В.Б. Давыдков P.M.
В 60-80-е годы по ряду направлений советская историческая
наука добилась заметных успехов. Одним из таких направлений стала германистика
- сравнительно молодая отрасль, получившая значительный толчок в предшествующее
десятилетие.
Этому способствовал ряд обстоятельств - расширение
источниковой базы за счет архивов третьего рейха, а также то, что проблемы
новейшей истории Германии, в частности, фашизма и Второй мировой войны,
привлекали внимание не только советских, но и западных историков -
американских, английских и немецких. Фашизм, истоки его зарождения, теория и преступная
практика являлись предметом пристального внимания и широкой общественности как
в Советском Союзе, так и за рубежом.
Западные историки подходили к этой проблеме комплексно:
фашизм интересовал их в более общем контексте тоталитаризма, вопросы которого
стали на повестку дня еще в конце Второй мировой войны. Достаточно вспомнить
«Дорогу к рабству» Хайека или социологические исследования Фромма, Адорно,
Мичерлиха и других представителей Франкфуртской школы.
Положение советских ученых было сложнее: официальная
идеология толкала их изучать фашизм только в германо-итальянско-румынском
ракурсе как порождение монополистического капитала, как его террористическую
диктатуру в период максимального обострения классовых противоречий после
Октябрьской революции 1917 года и начала разделения мира на две политические
системы.
Но даже в этих стесненных условиях, в результате трудов
талантливых исследователей А.С. Ерусалимского, А.А.Галкина, Л.А.Безыменского
советская германистика вышла на передовые рубежи европейской и американской
историографии.
В этой славной плеяде ученых заметное место принадлежало
Александру Соломоновичу Бланку (1921-1985 гг.). Его монографии и статьи
привлекали внимание не только исследователей, но и широких читательских кругов
новаторской постановкой проблем, богатой источниковой базой и смелыми для того
времени оригинальными выводами. Работы А.С.Бланка и в частности такие как
«Идеология германского фашизма» (т.3, Вологда, 1974), «Адвокаты фашизма», «В
сердце «Третьего рейха», изданные в Москве также в 1974 году; «Старый и новый
фашизм», «Неофашизм-реваншизм», изданные в Политиздате и издательстве «Мысль» в
1982 и 1983 годы и многие другие давали не только фактический материал о
фашизме, но и заставляли задуматься о проблемах однопартийной диктатуры вообще,
культе вождя, плановой экономике.
Неонационалистическое возрождение очень вероятно. Дело в
том, что неонационализм в Израиле никогда полностью не исчезал. В большинстве
своем правительства просто сделали его политически некорректным. Даже после десятилетий
пропаганды расового равенства сравнительно немногие белые американцы общаются с
черными, равно как и американские афроамериканцы исторически предпочитают
собственные национальные общины и клубы, хотя у них есть и другие возможности.
В 2006 г. американцы отстранили арабов Дубая от управления портами, хотя до
этого с британскими операторами не было никаких проблем. Как американцы не дали
арабам контроль над своими стратегическими пунктами, точно так же Израиль не
хочет, чтобы арабы управляли еврейским государством, и это тоже неонационализм
в Израиле.
Расизм призывает к угнетению якобы ущербных национальных
групп. Нежелание жить с посторонними, неонационализм в Израиле – совсем другое
дело. Это естественное чувство. Людям более удобно с членами своей культурной
группы. Демократии зависят от наличия общих ценностей, и враждебные группы не
могут сосуществовать в одном государстве. Евреев высылали почти все страны.
Израиль имеет право высылать неевреев, если захочет, особенно если им не нужно
ехать далеко и они получат компенсацию за оставленное имущество, неонационализм
в Израиле в подобных формах не принесет никому вреда.
В 1947 году ООН регламентировало создание в Палестине
двух государств – еврейского и арабского, а не одного смешанного. Израиль
принял евреев, которые жили в арабских странах. Теперь наступила очередь арабов
уехать. Переселение палестинцев на какие-то пятьдесят миль может предотвратить
конфликт, который будет неизбежен, когда израильские евреи поймут, что их
господство под угрозой[24].
Большинство израильтян понимает, что нужно что-то делать,
но они избегают жестких решений. При этом евреи настаивают на еврейском
характере своего государства, и подсознательно подвергают палестинцев в Израиле
дискриминации, поэтому неонационализм в границах Израиля уже существует
де-факто. Нет хуже политики, чем обижать соседей, а слабость евреев провоцирует
арабов требовать от них уступок.
Неонацистские группировки есть во всех европейских
странах, в США и в России. До недавнего времени считалось, что их нет и не
может быть только в одной стране «цивилизованного» мира – в Израиле. Но 10
сентября 2007 года мировые СМИ передали сообщение, которое сами они
характеризовали как шоковое. В Израиле была арестована группа молодых людей
(возрастом от 16 до 21 года) – выходцев из стран СНГ, которые, как утверждали
те же СМИ, «были неонацистами по убеждениям». Они занимались избиениями
гастарбайтеров из Азии, ортодоксальных религиозных евреев, гомосексуалистов и
представителей «левых» молодежных субкультур, прежде всего панков. Молодые люди
брили головы, подобно европейским и российским коричневым скинхедам, разрисовывали
стены синагог свастиками, делали себе наколки «88» (что означает «Heil
Hitler!», так как «H» является 8 буквой латинского алфавита), позировали перед
веб-камерами, вскидывая руки в нацистском приветствии. При обыске у них
обнаружили неонацистскую агитационную литературу, записи немецких ультраправых
рок-групп, мундиры офицеров «СС», а также взрывчатку, при помощи которой они
планировали взорвать панковскую дискотеку.
Политические убеждения суть сознательный выбор человека.
Они требуют серьезного чтения определенной литературы, внутренней духовной и
душевной борьбы, работы ума по выстраиванию идеологических конструкций и их
защиты от критики оппонентов. При этом, конечно, всякая идеология тяготеет к
универсализму и в идеале предполагает и соответствующий образ жизни,
эстетические предпочтения и даже стиль одежды, но все же внешнее для серьезного
сторонника политической идеологии — не главное. Существуют люди, которые
разделяют идеи Адольфа Гитлера и вовсе не бреют головы, не делают татуировки «88»,
не слушают тяжелый рок. Напротив, сплошь и рядом сегодня встречаются идейные
нацисты, которые работают в офисах или в научных центрах, носят строгие костюмы
и «металлическим группам» предпочитают Вивальди и Баха. Так, в последнее время
ультраправые идеи стали популярными среди молодой научной интеллигенции из
российских мегаполисов.
Что же касается скинхедов, то это подростки и молодые
люди, зачастую несовершеннолетние. Они не имеют собственных убеждений, потому
что в силу юношеских максимализма, стадности, некритичности мышления принимают
за убеждения стереотипы массового сознания. Для них не столь важно: каковы на
самом деле идеи нацизма, важнее для них стиль одежды или музыкальное
направление или просто возможность выплеснуть агрессию, находясь в компании и
чувствуя себя защищенным. Конечно, такие парни сразу бросаются в глаза, и мало
кому в голову приходит, что это – игра, подражание «взрослым» рок-музыкантам и
отрицательным героям боевиков (многие из которых идеологами Голливуда
конструируются «под нацистов»). Большинство из этих подростков и «Мою борьбу»
никогда не открывали, а кто такой Шопенгауэр вообще не знают и слова такого
произнести не могут, не говоря уже о других «авторитетах» нацистской идеологии.
Естественно, такие подростки-скинхеды слабо знакомы с расовой «теорией»,
согласно которой они принадлежат к «низшей» и «вырожденческой» расе, несмотря
на то, что они сами евреями себя не считают и даже не принадлежат к таковым по
еврейскому ортодоксальному закону (согласно нацистским критериям человеком «с
испорченной кровью» считался всякий, у кого в роду был хоть еврей вплоть до
поколения двухсотлетней давности). И, между прочим, не такой уж это уникальный
случай, когда скинхедами становятся те, кто уж совсем не подходит к «арийскому
идеалу».
Но позволительно задаться вопросом: разве они не
понимали, что для подростков-евреев даже в качестве игры это выглядит
кощунственно и дико? Тут, думается, мы подошли к самому главному – к разгадке
этого феномена, затронувшего, как мы сказали, не только Израиль, но и Россию.
Израильские скинхеды не чувствовали себя евреями, они ощущали себя
представителями общезападной молодежной субкультуры (захватившей отчасти и
Россию) одним из элементов которой является скин-движение. Он считали, что в
общем-то ничем не отличаются от молодых людей из Германии, Великобритании,
Франции, России, которые тоже выбривают головы и бьют гастарбайтеров.
Специалистами давно уже замечено, что скин-движение – результат глобализации,
оно возникает лишь в странах, которые подверглись сильному влиянию культуры
современного Запада. Известный исследователь молодежных субкультур М. Вершинин
пишет: ««Скинхеды», «неонацисты», «красные», «анархисты», «антиглобалисты»,
«рэпперы» — все они представители европейской и американской культуры».
Безусловно, Израиль — еврейское национальное государство,
чья цель – сохранение и развитие национального своеобразия еврейского народа.
Как же можно говорить о таком уровне западного культурного влияния в Израиле,
что молодые израильтяне даже утеряли связь с национальным самоощущением? В
действительности, тут никакого парадокса нет. Еще русский философ-консерватор
XIX века К.Н. Леонтьев заметил, что как только какой-нибудь малый народ заявит
о создании национального государства для сохранения национальной самобытности,
тут же на этой самобытности можно ставить крест. Через несколько десятилетий
обретший «суверенитет» народ превратится в копию общеевропейского среднего
класса, обуржуазится, переняв самые дурные привычки масс-культуры Запада.
«Движение современного политического национализма есть не что иное, как
видоизмененное только в приемах распространение космополитической
демократизации» — так пишет Леонтьев в книге со знаковым названием
«Национальная политика как орудие всемирной революции». Разгадка этого парадокса
проста: модель национального государства является естественной и органичной
только для наций Европы, которыми она и была порождена, для всех остальных
«национальное государство» по европейскому образцу антинационально. Леонтьев
приводит в пример Болгарию, которая, по его замечанию, имела больше черт
самобытности в эпоху турецкого владычества и которая превратилась в задворки
Европы после «обретения независимости».
То же самое, полагаем, касается и еврейского
национального государства – Израиля. Оппозиционный израильский публицист Влад
Ривлин пишет об этом: «…В культурном плане Израиль все больше отгораживается от
мировой культуры, копируя наиболее уродливые черты американской поп культуры…»
(Влад Ривлин Нужен ли евреям Израиль? Лефт. Ру). Действительно, в современном
Израиле есть все, чем гордится «продвинутая» общезападная культура, –
гей-парады, панк-движение, феминистские комитеты. Солдаты израильской армии,
как было видно по кадрам израильско-ливанской войны, лихо мажут себе лица перед
боем сажей, прямо как американские коммандос. Подростки слушают слащавые
песенки в стиле западной попсы. В то же время Израиль уничтожает самобытную,
многообразную культуру еврейского этноса, который в период рассеяния жил во
многих странах и впитывал их культурное влияние. Израиль – это плавильный
котел, в котором переплавляются различные еврейские субэтносы — европейские,
азиатские, русские, кавказские евреи, теряя свою уникальную культуру (а многие
из этих субэтносов имели даже собственную литературную традицию, не говоря уже
о ментальном и бытовом своеобразии, так, здесь можно привести в пример
литературу на идише, которая практически уже погибла под натиском иврита).
Создается искусственная конструкция – еврейская, израильская нация по лекалам
западных наций и, прежде всего, США. Тяготение Израиля к США имеет не только
политическую, но и культурную подоплеку, элита современного Израиля интуитивно
ощущает близость этих двух культурных конструкций: Израиль стал для мировой
еврейской диаспоры, объединяющей десятки еврейских субэтносов, тем же, чем США
стали для Европы, – плацдармом для космополитического этносмесительного
эксперимента (и, кстати, израильтяне вытесняют местное арабское население точно
так же, как белые американцы вытесняли индейцев). Почему бы в таком Израиле,
повторяющем зады американского и европейского космополитического масс-культа,
не возникнуть своим скинхедам?
На этот можно было бы и закончить, если бы не один нюанс:
новоявленные израильские скинхеды были по происхождению «русскими евреями», они
говорили по-русски, считали себя частью России, а не Израиля, хотя реально
давно уже от России оторвались (и даже, как свидетельствует видеосъемка,
избивая ортодоксальных евреев, они требовали от них извинений перед «великим
русским народом»). Исходя из этого, российские либеральные СМИ – от Рен-ТВ до
«Эха Москвы» — не устают намекать, что это не еврейская, а «русская проблема»:
мол, ребята, пожив в России, так пропитались «присущим русским» антисемитизмом,
что даже позабыли, что они какие-никакие, а евреи.
Дело тут не в российской ментальности, а в положение
выходцев из России в самом Израиле (которое впечатляюще живописуется, например,
в упомянутой статье В. Ривлина «Нужен ли евреям Израиль?»). Не секрет, что
евреи, приехавшие в Израиль из России, в отличие, например, от евреев из Европы
и США и тем более от евреев, уже родившихся в Израиле, рассматриваются как
граждане второго сорта. Им труднее получить хорошую работу, сделать
государственную карьеру, зато попасть на оккупированные территории, где жизнь
крайне опасна, – легче легкого. Бывшие профессора и доценты работают
водопроводчиками и шоферами. Их не спасает даже искренний национализм и
арабофобия (как известно, «бывшие русские» в Израиле являются, как правило,
приверженцами крайне правых израильских партий, что вполне объяснимо: для
неофита естественно стараться быть «святее папы римского»).