Дипломная работа: Особенности распространения неофашизма
Дипломная работа: Особенности распространения неофашизма
Особенности
распространения неофашизма
Содержание
Введение........................................................................................................... 4
Глава 1. Исторические корни неофашизма и современное
состояние.......... 6
1.1 Предпосылки возникновения фашизма.................................................... 6
1.2 Причины возрождения фашизма............................................................ 12
1.3 Неофашизм в современной Германии.................................................... 21
1.4 Движение неофашистов в современном мире........................................ 30
Глава 2. Особенности неофашизма в Израиле............................................. 47
2.1 Особенности политической и экономической ситуации в
Израиле....... 47
2.2 Особенности неофашизма в Израиле..................................................... 57
2.3 Ультраправые националисты в Израиле................................................ 80
Глава 3. Борьба с неофашизмом................................................................... 87
3.1 Основные методы борьбы с неофашизмом............................................ 87
3.2 Предложения о разработке закона против фашизма............................ 96
Заключение.................................................................................................... 98
Список использованной литературы.......................................................... 101
Введение
Целью данной работы является рассмотрение проблемы
неофашизма в Израиле, особенность его проявления и развития, а также его
отличия от проявления неофашизма в других странах, в частности в Европе.
Задачами данной работы являются:
- исторический анализ развития идей фашизма в мире,
особенность формирования идей фашизма в начале XX века, анализ предпосылок
формирования идей фашизма именно на территории Италии и Германии, для чего
необходимо проанализировать политико-экономическую ситуацию в данных странах,
- анализ предпосылок возникновения фашизма, для чего
проанализировать особенности политической ситуации в Европе в начале XX века,
последствия Первой Мировой войны, специфику политического развития в Италии и
Германии,
- рассмотрение проблем распространения неофашизма в мире,
на примере стран Европы и России, уделяя внимание именно Германии, особенностям
проявления неофашизма на современном этапе: против кого направлено данное
движение, какие цели преследуют, в чем проявляется,
- анализ проблемы распространения неофашизма в Израиле:
кто входит в данные организации, что послужило толчком, против кого направлено
данное движение, основные группировки, отношение общества к данному явлению,
отношение правоохранительных органов к подобным группировкам.
Объектам данной работы является процесс развития и
формирования неофашистского движения в Израиле, его особенность и отличие от
европейского движения неофашистов.
Введение
Идеи фашизма возникают тогда, когда исконные жители
колонии (аборигены) начинает осознавать несправедливость положения, при котором
в его стране управляют не представители коренной национальности, а некие пришельцы.
То есть все предпосылки для возникновения фашизма имеют субъективный характер,
преодоление всех этих явлений зависит от общей культуры общества, развитости
демократических институтов, социально-экономического положения страны. Чем
более лояльно относится правительство к «пришельцам», чем больше льгот
устанавливается в отношении них, тем большее развитие получают идеи фашизма. Не
чувствуя поддержки со стороны правительства, коренное население переносит свою
неудовлетворенность экономическим положением на некоренное население.
Характерными примерами развития идей неофашизма являются:
период фашисткой Италии; Германии 30-40 годов XX века, страны СНГ после краха
государственности СССР. Однако следует отметить, что фашизм характеризуется не
грубым насилием и концлагерями, доносительством и тайными службами,
пронизывающими всё общество и контролирующими всю его жизнь. Это и многие
другое в случае установления фашистского режима — только инструменты решения им
тех или иных проблем, с которыми он сталкивается при своём становлении и
удержании власти над обществом. Основной чертой идей фашизма является деление
общества на «своих» и «чужих», и установление правил для «своих» и «не своих»,
подобное положение приводит к формированию идеи сверхнации и дозволения уничтожения
инакомыслия, в любой его форме.
И как бы ни развивалось общество, однако идеи фашизма
проявляются при любых обстоятельствах в случаи возникновения сходных
экономических и политических ситуаций.
Возрождению фашистской идеологии способствует и современная
массовая культура, особенно продукция кино и шоу-бизнеса, производимая крупными
американскими корпорациями. С ее помощью устанавливается культ
вседозволенности, объявляются устаревшими нравственные нормы, целью жизни
объявляется материальное потребление. Очевидно, что подобной культурной
политике, объективно способствующей возрождению и распространению фашистской
идеологии, нужно противопоставить деятельность по утверждению традиционных
нравственных ценностей и принципов социальной солидарности
Как никогда актуален вопрос о возрождении фашизма в
Израиле.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы
неофашизма в Израиле.
Задачами данной работы являются:
- исторический анализ развития идей фашизма в мире,
- анализ предпосылок возникновения фашизма,
- рассмотрение проблем распространения неофашизма в мире,
- анализ проблемы распространения неофашизма в Израиле.
Глава 1. Исторические корни
неофашизма и современное состояние
1.1 Предпосылки возникновения фашизма
“Фашизм” — слово, возводимое к латинскому “фасция”.
Фасция — это пучок прутьев с воткнутым в середину топориком, обвязанный ремнём.
В древнем Риме фасции были сначала знаком царской власти, потом знаком власти
высших “магистратов” (государственных чиновников); за магистратами фасции
носили “ликторы” — служители, обеспечивавшие их непосредственную охрану[1]. Исторически реально в современной
истории “ фашизм ” как общественное явление обрёл известность, распространяясь
из Италии. Он родился там на основе протестных эмоций множества “маленьких
людей”, которые в обществе “свободы” личной инициативы оказались безнадёжно
угнетёнными агрессивно-потребительским индивидуализмом больших и очень больших
олигархов, злоупотреблявших разнородной властью по своему усмотрению. Поскольку
такого рода протестное движение “маленьких людей” взращивалось в Италии, то
претензии его тамошних идеологов на преемственность по отношению к былому
величию и мощи Римской империи выразились в том, что древнеримская фасция была
избрана ими как символ единения “маленьких людей” в деле защиты их жизни от
угнетения агрессивно-паразитическим индивидуализмом “больших людей” — олигархов
буржуазно-индивидуалистического общества. Так фасция дала название “фашизм”
изначально протестному против олигархии движению возглавляемых вождём
“маленьких людей”.
Однако, когда ныне говорят о реальной или мнимой угрозе
“фашизма”, то в большинстве своём уходят от рассмотрения реальных гарантий прав
личности и семьи в буржуазно-индивидуалистическом, так называемом
“демократическом” обществе, которое при этих умолчаниях пытаются представить в
качестве универсального идеала. После этого вопрос об угрозе “фашизма” сводят,
прежде всего, — к идеям национальной и расовой исключительности и нетерпимости
(в прошлом характерным для германской модификации “фашизма”), к реальным и
мнимым посягательствам на права представителей национальных меньшинств и
диаспор, а также к унаследованным от Италии и Германии “фашистским” символике и
фразеологии.
С формальной точки зрения, первая фашистская партия
возникла в Италии ближе к финалу первой мировой войны, потом в Австрии,
Германии, т.е. в странах, у которых Англия и Франция, по итогам этой войны,
отняли колонии. Фашизм появился в период, когда страны Европы вступили в стадию
своего общего кризиса. Фашизм зародился и начал развиваться в Италии на пороге
20-х годов — в бурный период послевоенных классовых столкновений. В результате
первой мировой войны страна оказалась в тяжелом экономическом положении[2].
Фашистское движение в Германии зародилось примерно в то
же время и при тех же исторических обстоятельствах, что и в Италии. Особый
характер классовых столкновений в Германии привел к тому, что германский фашизм
прошел более длительный путь к власти. Однако причины появления фашизма и
превращения его в орудие диктатуры монополистического капитала в Германии и
Италии в основных своих чертах схожи.
Для выявления объективных причин возникновения фашизма
необходимо вспомнить о причинах, приведших мир к первой и второй мировым
войнам, рассмотрев неопровержимые факты истории мировой рыночной экономики[3].
Германия все более укреплялась. Пруссия, победив основных
своих конкурентов в борьбе за региональное лидерство - Австро-Венгрию и Францию
- в 1871 году собрала все германские земли под свое крыло.
Общие тенденции развития привели к созданию огромных
колониальных империй. Но к последней трети ХIХ века такой вкусный пирог
колониального господства оказался уже фактически поделенным между более
расторопными или удачливыми соседями: Великобританией, Францией, Нидерландами,
Бельгией. Успели даже переделить: Испания и Португалия, бывшие колоссы,
потеряли почти все колониальное наследие прошлого.
К началу ХХ века в мире фактически нетронутыми оставались
считанные государства Востока. Но даже в таком положении Германии удалось
«урвать» себе более 2 млн кв. км… Существенным было также ее влияние на
некоторые полузависимые страны региона[4].
В этот период схлестнулись интересы этих стран сразу в
нескольких ключевых регионах планеты: на Балканах и в странах Магриба, на юге
Африки и в Ираке; особенно же - на море…
Попытка решить внутренние проблемы посредством успешной
Великой войны провалилась. Несмотря на феноменальное упорство правительства и
мужество солдат, на изначальный расчет на войну на два фронта, могучая
экономика Германии банально «не потянула» такую страшную нагрузку. Промышленное
производство постоянно, с 1914 года, падало на 20-25% ежегодно, в итоге к 1918
уровень производства промышленных товаров сократился до 57% от довоенного. Были
введены карточки на основные товары народного потребления. В стране начался
голод.
Весь этот комплекс проблем побудил широкие народные массы
взяться за оружие. В 1918 г. произошел революционный взрыв. Начавшись
восстанием матросов Киля, революционная инициатива перешла в руки национальной
буржуазии и помещиков. Для того чтобы добиться поддержки народа, они пошли на
увеличение демократических свобод. Однако позже завоевания Веймарской
республики постепенно уничтожались.
Германский фашизм возник в обстановке небывалого в
истории этой страны обострения социальных противоречий и крайне высокого
напряжения классовой борьбы[5].
Версальский договор принес немецкому народу
дополнительные тяготы. Навязанные США, Англией и Францией условия были
рассчитаны на ослабление Германии как соперницы на мировом рынке и на
политической арене. Одновременно договор должен был выполнить и другую задачу -
сохранить германский милитаризм как орудие подавления революционных сил в
стране и агрессии против Советской России.
Обстановка в Германии в первые послевоенные годы,
приобщение к политической жизни миллионов неискушенных в политике людей
вытолкнули на поверхность общественной жизни множество политических групп и
партий, нередко очень малочисленных и не представлявших никого, кроме своих
учредителей. Возникнув без какой-либо определенной программы, они, как правило,
существовали недолго и исчезали, не оставив заметного следа. Уже с конца 1918 г. в Германии стали возникать многочисленные милитаристские союзы и "добровольческие"
объединения, главной целью которых была борьба с революционным пролетариатом. В
их состав входили оказавшиеся не у дел бывшие офицеры и унтер-офицеры, выбитые
из привычной колеи или просто авантюристические элементы, преимущественно из
мелкобуржуазных и крестьянских слоев.
Организованные по типу армейских подразделений, они
служили массовым резервом рейхсвера и возглавлялись кадровыми офицерами. В
Баварии, например, весной 1919 г. была создана массовая военизированная
организация "Гражданская самооборона" во главе с Эшерихом и Ремом,
которая стремилась распространить свое влияние по всей Германии. Перед ее
участниками ставилась задача беспощадной борьбы против революционного движения,
за реставрацию монархии.
При поддержке рейхсвера и реакционных монополий возникали
различные националистические союзы, например "Оберланд",
"Младогерманский орден", "Викинг", "Вервольф",
"Антибольшевистская лига" и др.[6]
Они выдвигали лозунги борьбы против "большевистской
опасности", марксизма, "еврейства и плутократии". В Мюнхене под
вывеской организации "Консул" продолжала существовать распущенная в
Северной Германии после провала капповского путча "морская бригада"
Эрхардта. Кроме того, в Баварии действовало несколько десятков
"фёлькише" ("народных") - крайне националистических
расистских организаций. Все эти организации и группы не имели отчетливо
выраженной политической платформы, и единственным, что их объединяло, была
ненависть к "ноябрьским преступникам" - к революционным рабочим и
интеллигенции.
Милитаристские и националистические организации,
действовавшие в баварской столице, пользовались поддержкой командования
рейхсвера и местных промышленников. Своеобразным "мозговым центром"
их было так называемое "Общество Туле" - полуконспиративпая
организация, построенная по образцу "масонских лож" и включавшая
представителей местной элиты. "Общество" объединяло 61500 человек -
расистов и крайне правых националистов.
"Общество Туле" с его социальным составом и
малочисленностью не имело реальных политических перспектив. Поэтому его
руководители решили связаться с "представителями народа". Осуществить
эту идею было поручено Харреру.
5 января 1919 г. кружок был преобразован в Немецкую
рабочую партию (ДАП). Председателем "имперской организации" партии
(существовавшей тогда только в воображении ее членов) был избран Харрер, а
председателем мюнхенской организации - Дрекслер. В состав новоиспеченной партии
входило всего 25 человек. Во главе ее стоял "комитет учредителей",
состоявший из шести человек. Цель деятельности партии, как се формулировал
Дрекслер, заключалась в том, чтобы обеспечить всем "хорошую работу, всегда
полный кухонный горшок и многодетную семью".
ДАП объявила себя бесклассовой организацией и выдвинула
требование ограничить ежегодный доход каждого немца до 10 000 марок.
Политические цели Немецкой рабочей партии были сформулированы весьма
расплывчато и неопределенно: образование массового объединения рабочих на
националистической основе, борьба против "несправедливого мира",
"искоренение марксизма". Свои политические взгляды Дрекслер пытался
изложить в написанной при помощи Харрера брошюре, претенциозно названной
"Мое политическое пробуждение" и пронизанной погромными антисемитскими
лозунгами, призывами к "возрождению германского духа" и
"единению нации".
12 сентября 1919 г. Гитлер проник на собрание группы в пивной "Штернекерброй" в Мюнхене. Через два дня он присутствовал на
другом собрании, в "Альтен Розенбау". Услышанные Гитлером
националистические откровения партийных ораторов, демагогические призывы к
борьбе против "процентного рабства" и засилья "еврейского
капитала" заинтересовали его. После недолгих колебаний Гитлер принял
предложение Дрекслера и вступил в его партию, получив членский билет за номером
555. (Чтобы создать впечатление массовости, список членов партии начинали с
цифры 500.) Он даже вошел в "комитет учредителей" в качестве его
седьмого члена.
На учебных курсах штаба Мюнхенского военного округа, куда
он вскоре был зачислен, Гитлер однажды произнес яростную антисемитскую речь. Он
был замечен и повышен в должности. Назначенный "офицером по
просвещению" в один из мюнхенских полков, он фактически выполнял функции
осведомителя, поставляя информацию политическим советникам контрразведки
Мюнхенского военного округа майору Гирлю, капитану Майру и капитану Рему.
Последний возглавлял также контрреволюционную террористическую организацию
молодых офицеров, которая выразительно называлась "Железный кулак".
24 февраля 1920 г. Гитлер и его группа созвали в Мюнхене
в пивном зале "Гофбройхауз" свой первый массовый митинг, на котором
присутствовало около 2 тыс. человек. Здесь были объявлены так называемые
"25 пунктов", ставшие вскоре официальной партийной программой.
Зачитанные Гитлером тезисы представляли собой смесь фашизма
и реваншизма, примитивной социальной демагогии, злобного антидемократизма и
антисемитизма. В первых трех пунктах программы содержались требования отмены
Версальского договора и полного "самоопределения" для всех немцев,
под которым подразумевалось создание "великой Германии" за счет
земель, принадлежащих другим странам: Польши, Чехословакии, Франции, Литвы и
др. Настойчиво подчеркивалась необходимость расширения германской территории.
На облик германской национал-социалистической рабочей
партии (НСДАП) в значительной мере наложила отпечаток первая группа, из которой
она выросла: те два десятка сереньких "людей из народа", которые
собирались в мюнхенской пивной и основали там еще до Гитлера кружок для
спасения нации.
Сходство между фашизмом и национал-социализмом видно не
только в социальной и идеологической области, но также во внешнем облике и в
политической практике. НСДАП была так же организована и построена по военному
образцу, так же опиралась на одетые в мундиры и частично вооруженные
подразделения[7].
1.2 Причины возрождения фашизма
Фашизм вновь встал в повестку дня мировых событий.
Проследим возможный путь происхождения фашизма. Фашизм
угнетенной нации возникает тогда, когда исконные жители колонии (аборигены)
начинает осознавать несправедливость положения, при котором в его стране управляют
не представители коренной национальности, а некие пришельцы. Они отмечают
явления, всегда сопутствующие совместному проживанию представителей двух
народов[8]:
а) языковые проблемы, когда язык метрополии начинает всё
больше доминировать; вообще культурная экспансия, когда более развитая и
поэтому более привлекательная культура метрополии вытесняет коренную культуру;
б) изменение баланса национального состава страны, когда в
растущих городах большинство начинают составлять выходцы из метрополии; прямая
ассимиляция, когда многие представители местной элиты вступают в смешанные
браки, и их дети уже не относят себя к коренной национальности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|