рефераты бесплатно

МЕНЮ


Инвестиции и инвестиционная ситуация в Украине

путем широкого внедрения новых технологий современной техники, связав

воедино интересы научных исследований и практики через потребности рынка.

В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только

тогда заработать деньги, когда они содействуют улучшению жизни. При этом

ученым в новой для них среде международной конкуренции на открытых рынках

следует помнить, что время является главным фактором в современной

экономике. Однако, как ни странно, многие рассматривают время как неисчерпа-

емый ресурс.

Современные условия экономического развития требуют проведения

активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине

создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной

деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения

большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их

использования.

Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины “О режиме иностранного

инвестирования” для зарубежного инвестора в Украине установлены равные

условия деятельности с отечествен-ным инвестором. Указанным Законом

иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их

капиталовложений.

В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат

национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать

иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных

мер при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях. При этом

зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая

упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им в результате действий,

бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами

Украины либо должностными лицами предусмотренных законодательством

обязательств перед иностранным инвестором.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному

инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной

форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также

доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также

гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и

других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в

результате осуществления иностранных инвестиций.

Если в дальнейшем специальным законодательством об иностранных

инвестициях будут меняться гарантии защиты зарубежных инвестиций,

определенные вышеуказанным Законом, то на протяжении десяти лет со дня

вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного

инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные

Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования”. Так говорит Закон.

Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения

между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные

соглашения “О содействии и взаимной защите инвестиций”. Такие договоры

являются гарантом придания справедливого статуса инвестициям и защиты их на

территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд

проектов договоров находится на стадии согласования.

Положительно влияет на привлечение иностранных инвестиций

сотрудничество и помощь Украине со стороны Международного валютного фонда и

других международных организаций.

С целью поддержки разработки и реализации государственной политики по

привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, использования

современного мирового экономического опыта ускорения интеграции Украины в

систему международных хозяйственных связей Указом Президента Украины создан

Консу-льтативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине.

Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов

создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.

Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования

инвестиционных проектов.

В июле 1996 года создано Национальное агентство Украины по

реконструкции и развитию, основной целью деятельности которого является

создание благоприятных условий для развития международного экономического

сотрудничества, взаимодействия с международными финансовыми организациями,

соответствующими межгосударственными и региональными организациями,

организациями иностранных государств в сфере привлечения и использования

внешних финансовых ресурсов.

Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами

исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их

оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана

Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при

Президенте Украины.

Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе

реализации инвестиционных проектов при участии американских компаний, в

октябре 1997 года Указом Президента Украины создана украинская часть

Специальной группы быстрого реагирования (после скандальных результатов

тендера на выдачу лицензий на право оказания услуг мобильной связи GSM-900

американская компания Motorola ушла с рынка связи Украины, что вызвало

определенный политический дискомфорт в отношениях Киев-Вашингтон).

Однако, несмотря на созданную определенную законодательную базу,

институционную инфраструктуру, привлекательность экономического потенциала

Украины (сравнительно богатые природные ресурсы, выгодное географическое

положение, наличие квалифицированных “дешевых” рабочих кадров, достижения в

научных исследованиях, значительная емкость внутреннего рынка), поступления

иностранных инвестиций в Украину - незначительные. По сравнению со странами

Восточной Европы объем иностранных инвестиций, которые поступают в

экономику Украины, в 3-7 раз меньше.

Две трети мировых капиталовложений приходится на 10 стран мира.

Крупнейшие инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция. В

развивающиеся страны (в основном азиатские) было инвестировано 100 млрд.

долл. США. На долю же 100 стран - наименьших реципиентов (включая Россию и

Украину) - приходится лишь 1,0 % прямых иностранных инвестиций, что для

нашей страны не может считаться нормальной ситуацией.

Общий объем прямых инвестиций, которые фактически поступи-ли в Украину

(согласно квартальным данным Госкомстата Украины) начиная с 1992 года, по

состоянию на 01.10.97 года составляет 1797 млн.долл. Это инвестиции из США

- 332,6 млн.долл. (18,5 %), Германии - 173,3 млн.долл. (9,6 %), Нидерландов

- 180,5 млн.долл. (10,0 %), Великобритании - 140,5 млн.долл (7,8 %), Кипра

- 127,4 млн.долл. (7,1 %), России - 121,8 млн.долл (6,8 %), Лихтенштейна -

103,5 млн.долл (5,8 %).

Наибольшие объемы иностранных инвестиций в млн. долларов: г.Киев -

555,1; Киевская область - 170,6; Днепропетровская область - 141,5; АР Крым

- 119,8; Одесская область - 119,0; Черкасская область - 106,3. В

инвестициях в одинаковой мере остро нуждаются все регионы Украины.

Зарубежные инвесторы проявили наибольший интерес к таким отраслям

народного хозяйства (в млн. долл. США), как пищевая промышленность - 366,5;

внутренняя торговля - 303,6; машиностроение и металлобработка - 152,2;

финансы и кредит - 152,3; строительство и промышленность строительных

материалов - 116,9; химическая и нефтехимическая промышленность 114,1; что

составляет 67,1 % от общего объема.

Иностранные инвестиции вложены в 6247 предприятий, из которых лишь

1854 (29,7 %) выпускают продукцию.

Общая потребность экономики Украины (прогнозируемая) соста-вляет более

40 млрд. долл. В инвестициях нуждаются практически все отрасли экономики:

металлургия - 7 млрд. долл., машиностро-ение - 8,5 млрд. долл., транспорт -

3,7 млрд. долл., химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл.

Объемы поступлений иностранных инвестиций в 1997 году составили около

530 млн. долл., или 100,7 % от вложенных иностранных инвестиций в 1996

году.

Инвестиции из Украины на 01.10.97 года осуществлены в объеме 137,8

млн. долл., в том числе в страны СНГ и Балтии - 52,2 млн. долл., другие

страны мира - 85,6 млн. Долл.

Приведенные данные и тенденции, которые из них следуют, сви-

детельствуют о завершении короткого периода романтического от-ношения к

инвестированию в экономику Украины. В реальной ситуации сложился и

негативно влияет на поведение независимых инвесторов целый ряд проблем,

которые требуют безотлагательного урегулирования.

Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую

перспективу являются: увеличение объемов капита-льных вложений субъектов

хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление

влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через

увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства

крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного

финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных

кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и

инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации;

увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и

за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования

рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих

институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала,

мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные

отрасли экономики.

С целью облегчения поиска эффективных объектов инвестирования и

инвесторов во многих министерствах и ведомствах Украины образованы банки

данных объектов инвестирования в разрезе отраслей народного хозяйства и

регионов (например, база данных Минэкономики включает более 2000 таких

объектов).

На основании информации посольств, стран - потенциальных инвесторов и

материалов, которые поступают в правительство, образовано базу данных

иностранных инвестиционных фирм (их более 200), которую используют

украинские производители для поиска иностранных инвесторов.

Увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику Украины

способствовало бы образованию отдельных экспортно-промышленных зон (вариант

свободных экономических зон).

Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики,

стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет

способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.

Успешно проведенная денежная реформа монетарными способами

приостановила инфляцию - за 11 месяцев 1997 года ее уровень - 8,6 %,

отменены нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций,

ведется работа по стабилизации и либерализации внешнеэкономической

деятельности, сбалансированности таможенной и ценовой политики,

осуществляется реформирование налоговой системы в сторону уменьшения

давления на производителя, совершенствуется нормативно-правовая база.

В соответствии с распоряжением Президента Украины от 18.08.97 года №

298 “О неотложных действиях по ускорению реформ и выводу экономики Украины

из кризиса” готовится ряд законодательных актов, направленных на

стимулирование инвестиционной деятельности, улучшение условий деятельности

инвесторов, в том числе зарубежных, в конкретных сферах хозяйственной

деятельности, а именно:

- об изменениях и дополнениях к Закону Украины “О режиме иностранного

инвестирования”, что предполагает освобождение от ввозной пошлины

иностранных инвестиций в виде устройств, обо-рудования,, которые вносятся в

уставный фонд предприятий с ино-странными капиталом;

- об изменениях к Закону Украины “О государственной пошлине” в части

уменьшения государственной пошлины за нотариальное освидетельствование

договоров залога;

- о восстановлении льгот совместным предприятиям производственной сферы с

иностранными инвестициями, зарегистрированных до 01 января 1995 года;

- об изменениях и дополнениях к Земельному кодексу Украины относительно

предоставления иностранному инвестору права соб-ственности на земельный

участок под предприятия, а также возможности продажи ему объектов

приватизации вместе с земельными участками.

Планируется принятие закона Украины о соглашениях по разделению

продукции, который должен ускорить привлечение иностранного капитала для

освоения запасов нефти и газа в Украине.

После принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности будет

проведена окончательная гармонизация национальной системы отчетности

соответственно к международным стандартам.

2. Государственный кредит.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу

аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для

финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и

юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства

финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика даннная

форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для

покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-

денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем

операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях

развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно

уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная

денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на

заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга

вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых

составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно

скажется на состоянии финансов государства.

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной

основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и

сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения,

культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В

результате сокращается спрос указанных органов на средства из

государственного бюджета.

Денежные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, обычно

зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо

проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного

бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо

использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных

облигаций.

Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их

надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой

мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью строящихся.

Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к

процентным ставкам государственных облигации.

Инвесторы, которые приобретают местные облигации, поставляют

муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства.

Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы

использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть

получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск

местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач:

муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные

денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного

бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в

собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный

доход, местное население получает важный для его существования объект и

пользуется его товарами, работами или услугами.

Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных

облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке.

Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для

крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность.

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения,

инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.

Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны

государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным

инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия

полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения

практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность;

относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных

расчетов по бумагам и др.

Государственный кредит делится на виды , отражающие специфику

отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита

определяются:

составом заемщиков и кредиторов;

конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации

средств;

местом получения кредита; формой его оформления;

методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

сроками погашения государством своих обязательств;

степенью риска кредитора и заемщика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.