рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданское право (общая часть)

они являются объектом исключительной ГС (леса могут быть переданы в ГССФ) и

не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или

отчуждения в иной форме. Ограниченный их оборот в РФ допускается путем

предоставления их в пользование субъектам предпринимательской деятельности

независимо от форм собственности, если они наделены таким правом. Добытые

полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в

лицензии, переходить как в Г (М) С, так и в ЧС Г и ЮЛ. Ограниченный оборот

участков лесного фонда и лесов, достигается путем предоставления их Г и ЮЛ

на праве пользования, кроме того, граждане вправе свободно пребывать в

лесном фонде и в лесах. В РФ устанавливается ГФС и ГССФ на водные объекты.

Муниципальная и частная собственность могут распространяться только на

обособленные водные объекты.

По содержанию право ГС не отличается от содержания права собственности

вообще. Вместе с тем ему присущи особенности, специфика этого права

заключается и в том, что РФ и нередко субъект РФ в законодательном порядке

сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Конкретные

органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке

ст.125 ГК выступать от его имени (их вид и название) зависят от вида тех

отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими

полномочиями по управлению и распоряжению объектами ФГС располагает

Правительство РФ, которое вправе делегировать свои полномочия по управлению

и распоряжению ГС ОФИВ, а также ОИВ субъектов РФ. Однако основную

оперативную работу по управлению и распоряжению объектами ФГС осуществляют:

специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом (ГКИ

РФ) и специализированное учреждение по продаже федерального имущества

(Российский фонд федерального имущества). Основными органами,

располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами ГССФ,

следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство,

комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно РФ в

целом или ее субъекту, подразделяется на 2 основные группы: а) имущество,

закрепленное за ГП и У; б) средства соответствующего бюджета и иное

государственное имущество, не закрепленное за ГП и У (государственная казна

РФ или субъекта РФ).

РФ в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только

тем имуществом, которое составляет их государственную казну. На практике

иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями

его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще, а ответчиком по

такому делу должны признаваться РФ или соответствующий субъект РФ в лице

соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Частная собственность, субъектами которой выступают ЮЛ, призвана

обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности

охраняется законом и КРФ. Существуют 2 разновидности ограничения права ЧС:

а) в зависимости от вида имущества; б) по стоимости и количеству имущества.

Эти ограничения могут быть предусмотрены только законом и только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства. Объекты ЧС ЮЛ – «средства

производства» и основные средства.

Содержание правомочий: владение, пользование и распоряжение. Будучи

собственниками, гражданин или юридическое лицо вправе передать

принадлежащее им имущество в качестве взноса или вклада в имущество

коммерческой или некоммерческой организации. Последняя, за исключением

учреждения, также становится собственником имущества с момента ГР, но в

отличие от КО она вправе использовать свое имущество в ПД+-

только, если это служит достижению ее У целей.

Билет 18

1. Понятие и признаки юридического лица.

Участниками ГПО является не только ФЛ (граждане), но ЮЛ – организации,

специально создаваемые для участия в гражданском обороте. В соответствии со

ст.48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в

собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении

обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЮЛ должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Закрепление определенного имущества за организацией означает его выбытие из

состава имущества ее учредителей, но одновременно это значительно уменьшает

риск их возможных потерь от участия в гражданском обороте. Обычно

учредители управляют деятельностью созданного ими субъекта, нередко прямо

или косвенно участвуют в И обороте, тогда как неблагоприятные И последствия

этой деятельности по общему правилу относятся на имущество субъекта

(организации). Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому И

обороту, когда в результате объединения (отчуждения) части имущества

учредителя появляется новый субъект права – собственник, являющийся не ФЛ,

а искусственным образованием, признаваемым законом самостоятельным

субъектом ГПО. Юридическая личность этого нового субъекта самостоятельна и

независима от личности создавших его лиц, в гражданском обороте он

выступает от своего имени, а приобретенные им ГП и О принадлежат именно

ему.

ГЗ закрепляет обязательные признаки юридического лица (п.1 ст.48): а)

организационное единство; б) имущественная обособленность; в)

самостоятельная И ответственность по своим обязательствам; г) выступление в

гражданском обороте и при разрешение споров в судах от собственного имени.

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое,

способное решать определенные социальные (ГП и имущественные) задачи и

предполагает определенную внутреннюю структуру организации. Задачи

(функции) и структура закрепляются в учредительных документах (УД и (или)

У) организации.

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее

некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных

правах). Отсутствие собственного имущества исключает возможность

самостоятельного участия в И обороте. Первоначальное имущество охватывается

понятием УК или УФ (товарищества – складочный капитал, кооперативы – паевой

фонд), размер которого отражается в УД. В результате участия в И обороте

имущество возрастает в объеме и изменяется структурно. Все закрепленное

имущество подлежит учету и отражению на самостоятельном балансе (учреждение-

несобственник – в смете расходов).

Самостоятельная И ответственность – смысл обособления имущества и состоит в

том, чтобы кредиторы могли обратить взыскание на выделенные объекты. ЮЛ

отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Учредители и участники по

общему правилу не отвечают по долгам ЮЛ, но даже в случае когда такая

ответственность установлена (некоторые виды банкротства, для полных

товариществ, собственников учреждений и казенных предприятий) она всегда

носит дополнительный (субсидиарный) характер.

Выступление в ГО и в судебных органах от своего имени – показатель

самостоятельности. Имя ЮЛ служит его индивидуализации и заключается в

наименовании, определенном в УД. Может содержать указание на его ОПФ,

характер деятельности, фирменное наименование (для коммерческих –

обязательно).

Кроме названного, ЮЛ должно иметь место нахождения – юридический адрес –

которое обычно определяется местом его ГР и указывается в УД. Целям

индивидуализации ЮЛ, осуществляющих предпринимательскую деятельность,

служат товарные знаки (знаки обслуживания), а также наименования мест

происхождения товаров (шампанские вина, тульские самовары). ТЗ (ЗО)

зарегистрированные в патентном ведомстве порождают исключительное право на

его использование.

2. Понятие, объекты, субъекты муниципальной собственности.

Согласно КРФ (ст.130) муниципальная собственность не является

разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма

собственности. В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные

ВБФ, имущество ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные

ресурсы, находящиеся в МС, муниципальные предприятия и организации,

муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные

учреждения и другое имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности в

муниципальную и указан в приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от

27.12.91 г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ

субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований

объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии

с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными

образованьями. И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС,

в ГС субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только

с согласия ОМСУ либо по решению суда. В соответствии с законом споры,

возникающие в связи с передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем

согласительных процедур либо в судебном порядке.

На практике весьма важен вопрос о передаче из Г в МС нежилых помещений,

арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к МС. В

соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС от 27.12.91 г. к объектам

МС относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных

органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и

строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим ЮЛ, а также

встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-

процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и

бытового назначения. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые

помещения переходят в МС лишь в случае, если эти помещения ранее были

переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных

Советов.

Собственники приватизированного муниципального (государственного)

предприятия, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в

фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-

пристроенные.

Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют ОМСУ

(выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные

должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и

уставами МО, население непосредственно. Хотя МС является самостоятельной

формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой

собственности во многом схожа с государственной. Муниципальное имущество,

как и государственное, может быть подразделено на 2 основные группы: а)

имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б)

средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не

закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная

казна).

МО призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое

составляет их казну. Сюда не включается имущество муниципальных предприятий

и учреждений. На практике иски о взыскании убытков, причиненных незаконными

действиями органов или должностных лиц МСУ предъявляемые все чаще и чаще,

должны обращаться к МО в лице соответствующего финансового или иного

управомоченного органа.

Билет 19

1. Образование юридических лиц.

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть)

в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность

их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке,

определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование,

включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего

ознакомления.

Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ,

достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого

заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает

возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и

ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического

оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ

считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его

правоспособность.

До принятия предусмотренного п.1 ст.51 общего закона о регистрации ЮЛ

действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов

предпринимательской деятельности, а также ст.34 и 35 Закона РСФСР от

25.12.90 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В ряде

случаев действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных

организаций, например, Постановлением Правительства РФ от 06.06.94 г. "О

Государственной регистрационной палате при МЭ РФ" предусмотрена специальная

регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями,

аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций

за рубежом; ГР банков и иных кредитных учреждений в ЦБ РФ предусмотрена

Законом о банках; общественных организаций (объединений) - Законом об

общественных объединениях и т.д.

ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ -

регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных

учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в

обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не

вправе. Этим нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного,

который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки,

страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением

разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение

регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей

юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом

недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание

влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения

неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо

учредительного договора и устава, либо только учредительного договора

(полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом,

ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании

общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ

заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ,

созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного

этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место

его нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться

другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В

учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных

предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих

организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет

и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными

документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В

учредительном договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок

совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего

имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также

условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков,

управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его

состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с

момента их ГР, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления

органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители

(участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в

отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

2. Защита права собственности и других вещных прав.

Охрана экономических отношений собственности как материальной основы любого

общественного строя является важнейшей задачей всякой правовой системы.

Такая охрана осуществляется практически всеми отраслями права, в той или

иной мере. Свои особые формы охраны данных отношений предусматривает и ГП.

При этом различные нормы и институты ГП играют неодинаковую роль: одни

охраняют отношения собственности путем их признания, другие обеспечивают

необходимые условия реализации ВП, третьи устанавливают неблагоприятные

последствия для нарушителей ВП. Поэтому различаются и понятия «охрана прав»

и «защита прав». Гражданско-правовая охрана права собственности и иных ВП

осуществляется с помощью всей совокупности ГПН, обеспечивающих нормальное и

беспрепятственное развитие данных отношений.

Гражданско-правовая защита ПС и ИВП – более узкое понятие, применяемое

только к случаям их нарушения. Она представляет собой совокупность

гражданско-правовых способов (мер), которые могут быть применены к

нарушителям отношений, оформляемых с помощью вещных прав. Таким образом,

ЗПСиИВП является составной частью защиты ГП, а к числу ГП способов такой

защиты можно отнести как специальные (вещно-правовые), так и общие способы

защиты ГП.

В зависимости от характера нарушения ВП и содержания предоставляемой защиты

в ГП применяются различные способы, юридически обеспечивающие интересы

собственника или иного субъекта ВП:

1) Вещно-правовые способы защиты применяются при непосредственном нарушении

ПС или иного ОВП, имеют своим объектом только индивидуально-определенные

вещи и осуществляются с помощью абсолютных исков (иски к любым нарушившим

ВП 3 лицам): а) виндикационный иск (об истребовании имущества из чужого

незаконного владения – «иск не владеющего вещью собственника к незаконно

владеющему ею несобственнику"); б) негаторный иск («требование об

устранении препятствий в осуществлении ПС, которые не связаны с лишением

собственника владения его имуществом», например, ограничение доступа к

имуществу);

2) Обязательно-правовые способы защиты ИП применяются в случае нарушения ВП

косвенным способом, как последствие нарушения других, чаще всего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.