рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданское право (общая часть)

обязательственных прав (арендатор, перевозчик, хранитель отказываются

вернуть вещь собственнику или возвращают с повреждением). Такие способы

носят относительный характер и могут иметь своим объектом любое имущество

(включая как вещи, так и различные права). Так как российское ГП не

допускает конкуренции исков, свойственной ААС, то при наличии договорных

или обязательственных отношений должны предъявляться специальные, ОП, а не

ВП требования в защиту своих прав, так как между участниками существуют

относительные ПО, а не абсолютные;

3) Особым иском используемым обычно для защиты ПС, является требование об

освобождении имущества из под ареста (об исключении имущества из описи).

Арест имущества (опись и запрет им пользоваться) допускаются ГПК в качестве

меры, обеспечивающей исполнение судебного решения или приговора о

конфискации. Иногда в опись ошибочно включают вещи принадлежащие другим

лицам, собственники которого вправе предъявить требование об освобождении

этого имущества из-под ареста к должнику и к кредиторам (осужденному и

государству). Это разновидность иска о признании права;

4) самостоятельную группу представляют иски к публично власти, т.е.

требования, предъявляемые к государственным органам (или ОМСУ): а)

требования о полном возмещении убытков, причиненных частным лицам в

результате незаконных действий (бездействия) госорганов, ОМСУ или их ДЛ, в

т.ч. путем издания Н или НН (ненормативного) акта, противоречащего закону

или иному НПА; б) требование о признании недействительным ННА ГО или ОМСУ,

не соответствующего законы или иным НПА и нарушающего ВП или незаконно

ограничивающего возможность его осуществления.

В случае когда публичная власть своими правомерными действиями ущемляет

права собственников или иных субъектов ВП применяются специальные меры

защиты (например, национализация, собственник должен подчиниться закону, но

вправе требовать полной компенсации).

Билет 20

1. Прекращение юридического лица: реорганизация и ликвидация.

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или

ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких

ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в)

разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ

(не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д)

преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г»

прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не

прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства.

Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ

переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно,

реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от

ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их

субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению

его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания).

Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или

преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного

согласия госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в

законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться

принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие

доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования

антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо

передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование),

либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы

должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и

обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников

(ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение

кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом

учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или

досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших

убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с

иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь

возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения

деятельности присоединенного лица.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при

отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача

защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в

случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ.

Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо

уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в

соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности

без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения

законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д.

ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем

ликвидации ЮЛ является банкротство.

Ликвидация ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным

содержанием которой является выявление удовлетворение имеющихся у

кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица

принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В

государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ

обязательно добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под

контролем органа осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с

согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии

(единоличного ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а

также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований

кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов;

утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных

средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с

публичных торгов; расчеты с кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 –

регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного

баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям.

Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с

момента внесения записи об этом в государственный реестр.

2. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

Вопросы ПС и других вещных прав на ЖП рассмотрены в главе 18 ГК (ст.260-

287). Нормы 18 главы регулируют отношения, связанные исключительно с

объектами недвижимости в такой сфере, как удовлетворение жилищных

потребностей граждан, но это не исключает из данных отношений юридические

лица, иные субъекты права собственности. В этих отношениях наряду с

гражданами участвуют коммерческие и некоммерческие организации, РФ,

субъекты РФ, МО, а также иностранные государства и международные

организации.

К самостоятельным объектам жилища относятся: непроходная, изолированная

жилая комната; квартира; одноквартирный или многоквартирный жилой дом. Из

этого перечня следует выделить единую, цельную, но делимую вещь - жилой дом

(одноквартирный или многоквартирный), остальные объекты - лишь части его

(комната, квартира), составляющие единое целое. Жилым домом признается

индивидуально-определенное здание, фундаментально связанное с землей, в

котором вся или не менее половины полезной площади занята жилыми

помещениями, конструктивно предназначенными для постоянного проживания

граждан. Обобщающим понятием объекта ПС и других вещных прав в сфере

удовлетворения жилищных потребностей граждан выбрано понятие "жилое

помещение" вообще, а не жилой дом.

Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения

принадлежащим ему ЖП в соответствии с его назначением. ЖП предназначены для

проживания граждан. Гражданин - собственник ЖП может использовать его для

личного проживания и проживания членов его семьи. ЖП могут сдаваться их

собственниками для проживания на основании договора. Собственнику квартиры

в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым

под квартиру, принадлежит также доля в ПС на общее имущество дома.

Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в ПС на ОИ жилого дома,

а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от

права собственности на квартиру.

ЖП и вещные права на них подлежат государственной регистрации, равно как

обременения на них и сделки с названными объектами. Правоустанавливающими

документами на жилые помещения могут быть акты ГО и акты ОМСУ, судебные

решения, договоры и иные сделки. Лицо, не оформившее в органах ГР право

соответственно на жилой дом, квартиру, комнату, не признается

правообладателем. Правообладание названными объектами возникает с момента

ГР.

В число вещных прав на эти объекты недвижимости входят также надлежаще

оформленные право хозяйственного ведения и право оперативного управления,

осуществляемые Г и М ЮЛ. Нахождение жилого помещения всего лишь на балансе

субъекта вещного права не служит основанием для признания его

правообладателем.

В общей совместной собственности супругов не имеет значения, на имя какого

из супругов зарегистрировано ЖП (ст.34 СК). Семья составляет устойчивую

общность лиц, совместно пользующихся ЖП по различным правовым основаниям.

Общая собственность членов семьи на жилое помещение остается

многосубъектной. Право пользования занимаемым жилым помещением у членов

семьи возникает не из договора с собственником, а исключительно на основе

доверительных семейных связей с собственником (сособственниками) ЖП.

Закон конкретизируя правовые возможности собственника, указывает, в

частности, на возможность в этом случае переходить из одной формы

собственности в другую, сдавать внаем, аренду, отдавать в залог, продавать,

видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при

этом не нарушаются нормы права, жилищные, иные права и свободы других

граждан, общественные интересы. Принудительное изъятие имущества у любого

собственника не допускается, кроме случаев, названных в законе.

Особенности распоряжения ведомственным жилищным фондом, является то, что им

распоряжаются правопреемники государственных и муниципальных предприятий,

которым ЖД передаются в ХВ или ОУ, перешедших в результате их приватизации

в иную форму собственности, либо ОМСУ.

Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

Размещение собственником в принадлежащем ему ЖП предприятий, учреждений,

организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Перевод ЖП в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным

законодательством: 1) если жилье непригодно к постоянному проживанию, а

такие дефекты не могут быть устранены или их устранение экономически

нецелесообразно; 2) если жилое помещение находится в аварийном состоянии

или под влиянием факторов, особо опасных для жизни и здоровья людей; 3)

если жилой дом подлежит сносу или переносу на другой земельный участок - на

период до фактического сноса или переноса, начиная с освобождения жилого

дома от проживающих в нем граждан.

Собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,

пользования квартирами и их общим имуществом могут образовывать

товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников

жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в

соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Если собственник ЖП использует его не по назначению, систематически

нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем,

допуская его разрушение, ОМСУ может предупредить собственника о

необходимости устранить нарушения, а также назначить собственнику

соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после

предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или

использовать жилое помещение не по назначению, суд по иску ОМСУ может

принять решение о продаже с публичных торгов такого ЖП с выплатой

собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на

исполнение судебного решения.

Билет 21

1. Несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) (ст.65) наступает в случае невозможности

(неспособности) ЮЛ полного удовлетворения всех денежных требований своих

кредиторов. В этой ситуации закон предполагает равномерное и справедливое

распределение имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые

как бы конкурируют между собой в рамках предусмотренных законом

определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется

конкурсом (конкурсным производством). Составляющие его правила являются

сутью института несостоятельности (банкротства).

В современном правопорядке правила о Н (Б) применяются как к ЮЛ, так и к

ФЛ. Из числа ЮЛ банкротами могут быть объявлены коммерческие организации

(за исключением казенных предприятий), а из числа НО – потребительские

кооперативы и фонды, т.к. по закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ,

по долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность. Объявление

банкротом, а также последующая ликвидация ЮЛ, могут быть принудительными

(по решению суда) и добровольными (по решению самого банкрота, принятому

совместно с кредиторами). Основной особенностью такой ликвидации является

обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между

кредиторами.

В ходе разбирательства дела о Н (Б) арбитражным судом на основании решения

собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-

должником (при наличии оснований для восстановления ее платежеспособности).

На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения

требований кредиторов, по долгам возникшим до начала этого управления.

Внешнее управление осуществляется внешним управляющим назначаемым судом,

который приобретает права руководителя организации должника и

самостоятельно распоряжается его имуществом. Его деятельность строится на

основе плана, утвержденного собранием кредиторов на срок не более года.

План предусматривает различные мероприятия по восстановлению

платежеспособности организации. В случае недостижения этой цели суд

признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия судом заявления о банкротстве вводится период

наблюдения, для осуществления которого судом назначается временный

управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение

по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а

все имущественные требования должны предъявляться в конкурсном порядке.

Цель этих мер – сохранение имущества должника для соразмерного

удовлетворения кредиторов. В госреестр ЮЛ вносится соответствующая запись.

Временный управляющий проводит АФСП и устанавливает размер требований

кредиторов.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника

банкротом. Это ликвидационная процедура, влекущая прекращение деятельности

ЮЛ. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех обязательств

должника и прекращается начисление пени (неустоек). Совершение сделок с

имуществом должника, предъявление требований кредиторами и их исполнение

осуществляется только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет). Все

полномочия переходят к конкурсному управляющему, который имеет право

требовать: признания недействительными совершенных должником сделок;

расторжения заключенных договоров; предъявлять иски об истребовании

имущества должника; принимать меры по его поиску, выявлении и возврату.

Затем он проводит инвентаризацию и оценку имущества и определяет конкурсную

массу. Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с

согласия кредиторов на открытых торгах. Из вырученных средств производятся

расчеты с кредиторами по очередности (ст.64). Вне очереди оплачиваются

судебные расходы и вознаграждение управляющего, а также требования

возникшие в период процедуры банкротства. Действия управляющего

контролируются судом и кредиторами. По завершению расчетов управляющий

представляет суду отчет с приложением реестра кредиторов и ных документов.

Суд выносит решение о завершении производства, которое является основанием

о внесении в госреестр записи о ликвидации ЮЛ. Н (Б) отдельных ЮЛ имеет

свои особенности (градообразующие организации, сельскохозяйственные

организации, банки, страховые компании и т.д.

2. Право собственности и другие вещные права на землю.

Право собственности и другие вещные права на землю рассмотрены в 17 главе

ГК (ст.260-287). Глава 17 вводится в действие со дня введения в действие

принятого ГД ФС РФ Земельного кодекса РФ. Дата его вступления в силу будет

датой вступления в силу гл.17 ГК. Земельный кодекс, принятый 25.04.91 г., в

своей большей части утративший силу, не может регулировать земельные

отношения согласно нормам ГК, поскольку не отвечает его принципам. Чтобы

исключить противоречие между этими актами, Вводный закон приостановил

действие главы ГК о земле.

ГК включил землю в число объектов гражданских прав. Приостановление

действия гл.17 не прекращает ИО земли, поскольку земля может отчуждаться

или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой

ее оборот допускается законами о земле. Гражданский оборот земли

урегулирован 2 частью ГК, ФЗ и указами Президента РФ.

По КРФ (ст.9) земля может находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует

неприкосновенность и защиту ЧС на землю, а также защиту прав собственников

земли при совершении сделок с ней. Если согласно прежнему ГЗ земля была

объектом исключительной ГС, то по действующему ГК ГС на землю определяется

по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в

собственности граждан, ЮЛ либо МО.

После приватизации сельскохозяйственных земель, находившихся в ГС, они

стали собственностью бывших членов коллективов, вышедших из колхозов или

совхозов, с выделением земельных долей, и работников сельскохозяйственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.