рефераты бесплатно

МЕНЮ


Особенности Российского федерализма

неспособность взять на себя ответственность за конструктивное,

принципиальное и основанное на законе решение межнациональных коллизий.

Вместо этого широкое распространение получила политика нескончаемых

неоправданных уступок.

Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться политические

авантюристы н националисты -всех мастей, которые любой ценой под флагом

демократии и суверенитета уже добиваются желанной власти, права

распоряжаться огромными богатствами, и, прежде всего в личных интересах,

ради которых творится произвол, гибнут люди, появляются сотни тысяч

беженцев.

Проблемы межнациональных отношений следует рассматривать на фоне

глубокого общего кризиса, переживаемого страной, который стал мощным, очень

опасным катализатором обострения социальных отношений.

В период культа личности и застоя межнациональные отношения строились

под вывеской федерации, а на самом деле Россия была унитарным государством

с автономными образованиями.

Для развития национального самосознания не было свободы и должного

простора, а межнациональные коллизии не имели возможности открытого

выражения из-за страха жестокого пресечения.

Территориальные споры являются серьезным источником обострения

межнациональных отношений. В свое время границы между национально-

государственными образованиями устанавливались произвольно, одним росчерком

пера «вождя и друга всех народов СССР». Даже вошло в практику делать

территориальные подарки без согласия и вопреки воле народов, проживающих на

даримых территориях.

В ряде республик принимаются дискриминационные законы, открыто

закрепляющие преимущества коренной национальности.

Это - откровенный национализм, классический пример того, когда теория и

политика без учета реалий ведут к абсурду.

На такую ситуацию в стране негативно влияет бездействие Уголовного

кодекса РФ, предусматривающего уголовную ответственность за действия,

направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального

достоинства (ранее - ст. 74, с 1997 г. - ст. 282 УК РФ). Несомненно, в

случае эффективного применения УК РФ и соответствующих профилактических мер

можно было упредить многие межнациональные конфликты, подобно тому, как

пожар легче погасить в начале возгорания, чем тогда, когда огонь охватил

весь дом.

Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф.

Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных

особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.

Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на

достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и

взаимопонимания, на межнациональный мир.

Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прав

и интересов других наций. В Российской Федерации понятие «суверенитет»

стало настолько «модным», что о нем заговорили во всех национально-

государственных образованиях, многие из которых не прочь «приобрести» его в

свою «собственность». Проблемы суверенитета из теории перекочевали в

практику, что довело до предела их остроту и политическую значимость.

Некоторые современные политические лидеры переооценивают проблемы

суверенитета. Чего стоит один только часто повторяемый призыв: «Берите

столько суверенитета, сколько освоите!»

С точки зрения теории суверенитета такой призыв является

несостоятельным, так как суверенитет -един и неделим, а с точки зрения

политики и практики - вреден и опасен. Неужели не ясно, что «парад

суверенитетов» в России осложнил и обострил межнациональные отношения,

усилил опасность распада Российский Федерации.

Для Российский Федерации острый характер приобрела проблема

«трансформации» национального суверенитета в государственный, которая стала

решаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объективных факторов,

не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма.

Например, Татарстан в одностороннем порядке, игнорируя Конституцию РФ и

мнение федеральных властей, возвел свой суверенитет в абсолют и в

одностороннем порядке провозгласил себя государством, ассоциированным с

Российской Федерацией. Заметим, что Конституция России не знает таких

государств.

Предметом «социологии суверенитета», являются не столько признаки

суверенитета, сколько формы и направленность его взаимодействия в системе

интересов и потребностей различных социальных групп, их отношения к

социальному равенству, справедливости, патриотизму, национальной гордости и

т. д.

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

народный, национальный и государственный. Что следует понимать под народным

суверенитетом?

Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять

свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым

носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

Применительно к народному суверенитету верховенство означает, что выше

народной власти нет никакой иной власти, что это - власть, в последней

высшей инстанции. Верховенство проявляется в полноте народной власти,

регулирующей самый широкий круг общественных отношений, которые занимают

определяющее положение ко всем иным властным отношениям.

Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге

являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными ей.

От практической реальности этого положения зависят стабильность,

законность и правопорядок в государстве и обществе

Под национальным суверенитетом мы понимаем верховное, неотчуждаемое

право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу,

самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного

устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-

культурного, национального и иного характера с учетом объективных

исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и

народностей, а также мнения других субъектов Федерации.

Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме

самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне себя.

Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на

самоопределение, признаваемое и отстаиваемое в мировом сообществе и в

России. Но из этого не следует вывода о том, что нация может не считаться с

объективными историческими, политическими, экономическими, военными и иными

реалиями.

Государственный суверенитет - это главный атрибут государства,

верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои

вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и

общепризнанные принципы и нормы международного права.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что

только государству принадлежит верховное право решать свои внутренние и

внешние дела; никакая иная государственная власть не может их решать, за

исключением тех случаев, когда на это есть ее добровольное согласие. Вместе

с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом

суверенитета не может и не имеет права нарушать общепризнанные принципы и

нормы международного права и творить произвол

Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содержания.

Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть

народ, нация, государство.

Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с

полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим

политическим институтам, а полномочия не являются ограничением

суверенитета.

Таким образом, необходимо рассматривать провозглашение суверенитетов

республик, с точки зрения единства суверенитета Р.Ф.

Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являются

народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость

Суверенитет - категория недробная:

либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозировка

суверенитета исключена. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство

его отсутствия у дозируемой стороны. Именно поэтому трудно согласиться с

выдвигаемой некоторыми политиками и учеными «теорией ограниченного

суверенитета».

Единство суверенитета не сеть тождество народного, национального и

государственного суверенитетов, так как: во-первых, они отличаются

субъектами; во-вторых, внутреннее их содержание и объем - не одинаковы; в-

третьих, имеются различия в формах их реализации

Таким образом, развитие « парада суверенитетов» в субъектах Р.Ф. ведет

к выходу из страны, в связи с чем необходимо выяснить каким образом такой

переход может быть осуществлен, особенно с учетом событий на с. Кавказе.

«Трансформация» национального суверенитета в государственный

При исследовании данной проблемы не стоит игнорировать принципиальные

положения прежде всего ст. 4 Конституции РФ:

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее

территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеративные законы имеют

верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность

своей территории».

Совершенно очевидно, что статья призвана предупредить, предотвратить

распад Российской Федерации.

Именно поэтому, по Конституции РФ, республики в ее составе не

провозглашаются суверенными и им не предоставляется право свободного выхода

из состава РФ

Бесспорно, «трансформация» национального суверенитета в государственный

должна зависеть от многих объективных исторических, политических,

оборонных, социально-культурных факторов, от прав и интересов, совместно

проживающих нации и народностей, а также от мнения других субъектов

федерации.

Назовем тот минимум условий, при соблюдении которых возможна

«трансформация» национального суверенитета в государственный, т. е. когда

национально-государственное образование может стать действительно

суверенным государством:

1. Прежде всего, нация, претендующая на государственный суверенитет,

должна составлять абсолютное большинство населения, проживающего на данной

территории.

2. Должен быть достигнут разумный консенсус с «Федерацией и ее

субъектами, получено их согласие на такую «трансформацию» после

удовлетворения их взаимных претензий. Опыт развала Союза ССР - яркий пример

«нецивилизованного развода», от которого в основном пострадали

территориальные, материальные, финансовые и многие другие интересы России.

3. Максимально должны учитываться воля, права и интересы совместно

проживающих наций и народностей, права человека и гражданина независимо от

национальной принадлежности, иначе трудно рассчитывать на национальный мир

в создаваемом суверенном государстве.

4. Образуемое суверенное государство должно быть политически и

экономически жизнеспособным. Политическая стабильность, отсутствие

серьезных национальных и социальных конфликтов, прочный национальный и

социальный мир - важные гарантии жизнеспособности республики.

5. Кроме того, образуемая суверенная республика не может быть

дестабилизирующим фактором как внутри, так и за ее пределами. Эта проблема

приобрела в России исключительно важное значение.

Необходимый экономический потенциал республики призван обеспечить ее

самостоятельное существование и создать достойные материальные

условия жизни для своих граждан. Здесь нельзя не заметить, что даже бывшие

союзные республики, став самостоятельными, оказались неспособными создать

нормальные условия для своих граждан.

6. Естественно, образуемое суверенное государство должно иметь внешние

границы, а не быть анклавом Российской Федерации и не превращать Россию в

лоскутное государство.

В настоящее время приведенному минимуму условий не соответствует ни

одна республика в составе Российской Федерации, кроме в некотором роде

Чечни, где варварскими способами добились однородности национального

состава республики, однако у Чечня, в отличии от государств СНГ не смогла

определиться с Р.Ф. по остальным вышеизложенным пунктам.

Учитывая печальный опыт Чеченской республики, нельзя считать

правомерным и целесообразным провозглашение республик в составе Р.Ф.

суверенными и, тем более, закреплять за ними право свободного выхода из

Федерации.

Что в свою очередь подтвердил Конституционный Суд РФ в Постановление

Конституционного Суда РФ от 31.07.95 N 10-П «Конституция Российской

Федерации, как и ранее действовавшая Конституция 1978 года, не

предусматривает возможности одностороннего решения вопроса об изменении

статуса субъекта Российской Федерации и о его выходе из состава Российской

Федерации. Согласно статье 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации

статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному

согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в

соответствии с федеральным конституционным законом.

Государственная целостность - одна из основ конституционного строя

Российской Федерации. Она закреплена в статьях 4 (часть 3), 5 (часть 3), 8,

65, 67 (часть 1), 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации.

Государственная целостность- важное условие равного правового статуса всех

граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их

конституционных прав и свобод.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства

согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на

самоопределение. Из принятой 24 октября 1970 года Декларации принципов

международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества

между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных

Наций, следует, что осуществление права на самоопределение "не должно

толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели

бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или

политического единства суверенных и независимых государств, действующих с

соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов"».

Заключение:

Для того чтобы прекратить, конфликты и коллизии и отвести потенциальную

угрозу распада Российской Федерации, улучшить благосостояние народа, на мой

взгляд необходимо, по крайней мере, решить две ключевые проблемы:.

1. Проблема суверенитета республик и право свободного выхода из состава

Федерации приобрела особую остроту, недооценивать и игнорировать ее весьма

опасно. В соответствии с теорией конституционного права и международной

практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет

уже не федерация, а конфедерация.

Общеизвестно, что конфедерация не имеет атрибутов государства

(конституции, высших органов государственной власти, гражданства, единой

системы правоохранительных органов и т.д.), субъекты ее сохраняют в полном

объеме свой суверенитет. Конфедерация носит не государственно-правовой, а

международно-правовой характер. Это - не государство, а союз государств,

который образован для достижения определенных целей. Если федерация имеет

суверенитет, то ее субъекты не имеют оного, и наоборот.

Думается, что республики упорно не желают отказаться от закрепления в

конституциях суверенитета скорее из-за далеко идущей политической

перспективы, чем ради бессмысленных амбиций. Если дело дойдет до

практической реализации суверенитета, то Россию ожидает участь СССР; угроза

ее распада только отступила, а не канула в Лету.

Суверенитет республик—это мина замедленного действия, заложенная под

здание Российской Федерации.

Нет такого государства в мире, которое не беспокоилось бы о своем

существовании. Предложенные меры снимут опасность выхода республик из

состава Федерации. Ведь ни одна федерация стран мира не предоставляет своим

субъектам право выхода из состава страны.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в Российской

Федерации слиты воедино, то важнейшей для Экономического развития России

является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации:

А) В настоящее время принципы федеративного устройства России не

учитывает экономические взаимосвязи между предприятиями расположенными на

территориях различных субъектов РФ, что в свою очередь приносит ощутимый

вред предприятиям созданным и получившие свое развитие в СССР как единые

территориальные промышленно-финансовые комплексы.

Б) Основная система функционирования государства – это Экономическая

система, в том числе налоговая система, система распределения природных

ресурсов и т.д. Существующая экономическая система РФ, основанная на

принципах заключения федеральным властям отдельных договоров с каждым из

субъектов РФ - это не только неравные условия для каждого из субъектов РФ

со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и прежде всего отсутствие

перспективы экономического становления слабых регионов.

В) Экономическое и политическое равенство регионов сломает искусственно

созданные многочисленные государства с малочисленными титульными нациями,

реально уравняет в правах граждан независимо от национальной

принадлежности, обеспечит им широкие права культурно-национальной

автономии, будет способствовать экономической интеграции, объединению

материально-финансовых ресурсов и рациональному их использованию, ускорению

выхода страны из глубокого общего кризиса.

Г) Нельзя не учитывать и существенное сокращение количества

президентов, глав правительств, министров, губернаторов, уполномоченных

президента, депутатов и т. д., что позволит сэкономить стране ни один

миллиард рублей.

Д) Необходимо в полном объеме уравнять в правах все субъекты федерации,

создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и

республиканских интересов.

Сейчас сделать это невозможно: субъекты Федерации по форме и своему

статусу формально и реально являются неравноправными; асимметричное

федеративное устройство России начисто исключает их равноправие.

Список используемых источников:

1. Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993.

№5. С. 28.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г.- С.

69

3. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года)

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.09.93 N б/н По делу о

проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18

мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и

постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22

июля 1993 года "О порядке ...

5. Указ Президента РФ от 12.03.96 N 370 «Об утверждении Положения о порядке

работы по разграничению предметов ведения и полномочий между

федеральными органами госуд. власти и органами госуд. власти субъектов

РФ и о взаимной передаче осуществления части...(с изменениями от

25.11.96г.)

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.93 N б/н «По делу о

проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992

года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в

состав Российской Федерации"»

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.95 N 10-П «По делу о

проверке конституционности Указа Президента РФ от 30.11.94 N 2137 "О

мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка

на территории Чеченской Республики", Указа Президента РФ от 09.12.94

года N 2166 "О мерах по ...»

8. Соглашения между государственными органами и (или) другими субъектами

права от 25.05.94 N б/н1

9. Решение Верховного Суда РФ от 17.02.98 N б/н «Назначение субъектом

Российской Федерации референдума по проекту закона, затрагивающего

вопросы судоустройства и прокуратуры, противоречит ст. 71 Конституции

Российской Федерации и ... «

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.96 N 16-П «По делу о

проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона

Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в

Российской Федерации"»

11. Закон РФ от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах (в редакции Федерального закона

от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (с изменениями на 2 января 2000 года), О

порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах"»

12. Закон РФ от 30.12.95 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции (с

изменениями на 7 января 1999 года»

13. Зиновьев А.В. «Конституционное право России «проблемы теории и

практики», М.С-П, Издательский Торговый дом «Герда» -2000.

14. Б.А. Страшун «Историко-правовой комментарий» Конституция Российской

Федерации официальный текст, М, издательская группа Норма-ИНФРА-М

1 Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5.

С. 28.

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г.- С. 69

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.