рефераты бесплатно

МЕНЮ


Особенности Российского федерализма

государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и

самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все

субъекты Российской Федерации между собой равноправны

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному

согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в

соответствии с федеральным конституционным законом.

Государственным языком (Ст. 68 Конституции РФ) Российской Федерации на

всей ее территории является русский язык.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение

родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация (Ст. 69 Конституции РФ) гарантирует права коренных

малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами Российской Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового

субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным

конституционным законом.

Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.

Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик,

краев, областей, городов федерального значения, автономной области,

автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

а) Республики:

Республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию и

законодательство.

Статус республики (ст 66 Конституции РФ) определяется Конституцией

Российской Федерации и конституцией республики.

Республики (ст 68 Конституции РФ) вправе устанавливать свои

государственные языки. В органах государственной власти, органах местного

самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются

наряду с государственным языком Российской Федерации.

В составе Р.Ф. находятся (21) республика (Ст. 65 Конституции РФ):

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,

Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-

Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская

Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,

Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия и

Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская

Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика

- Чаваш республики

Б) Края, области, города федерального значения, автономной области,

автономного округа в составе Р.Ф.:

Край, область, город федерального значения, автономная область,

автономный округ имеет свой устав и законодательство

Статус (Ст. 66 Конституции РФ) края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией

Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным

(представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной

области, автономного округа может быть принят федеральный закон об

автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут

регулироваться федеральным законом и договором между органами

государственной власти автономного округа и, соответственно, органами

государственной власти края или области.

Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определены

Конституционным судом РФ на примере дела «О проверке конституционности

Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном

вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации"

Суть дела заключается в том, что в Магаданская область не была согласна

с выделением Чукотского автономного округа в самостоятельный субъект РФ, на

что Конституционным судом РФ было в своем постановлении было вынесены

следующее:

« 1. Развитие федеративных отношений в России в настоящее время

осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в

соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением

конституционного статуса объектов федерации.

Согласно статьям 71 и 84 Конституции РСФСР в редакции от 12 апреля 1978

года автономный округ находился в составе края или области. Содержавшиеся в

Конституции положения были развиты в Законе РСФСР от 20 ноября 1980 года

"Об автономных округах РСФСР".

Соответствующие нормы названного Закона устанавливали, что план

экономического и социального развития автономного округа является составной

частью плана экономического и социального развития края, области, а бюджет

автономного округа является составной частью бюджета края, области. Закон

закреплял право краевого, областного Совета народных депутатов отменять

решение окружного Совета в случае несоответствия его законодательству, а

также предусматривал подотчетность исполнительного комитета окружного

Совета народных депутатов исполнительному комитету краевого, областного

Совета. Тем самым правовое положение автономного округа характеризовалось

административно-территориальной подчиненностью по отношению к краю или

области.

Согласно действующей редакции Конституции Российской Федерации,

установленной Законом РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и

дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", автономный округ

находится в составе Российской Федерации и может входить в край или область

(в отличие от прежде действовавшей нормы о безусловном вхождении

автономного округа в край или область).

Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и

полномочий между федеральными органами государственной власти Российской

Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в

составе Российской Федерации) и соответствующие статьи Конституции

Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года закрепили

конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта

Российской Федерации независимо от его нахождения в крае или области.

Согласно части первой статьи III названного Договора полномочия

государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов

государственной власти и к совместному ведению федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти автономных округов,

осуществляются последними самостоятельно в соответствии с Конституцией

Российской Федерации. Частью второй статьи III этого Договора установлено,

что автономные округа являются самостоятельными участниками соглашений с

краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными

округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и

законами Российской Федерации. Следовательно, если автономный округ входит

в край или область, их взаимоотношения как субъектов Российской Федерации

также строятся на основе Конституции и законов Российской Федерации,

собственных нормативных актов и договоров между ними.

Часть вторая статьи 70 Конституции Российской Федерации устанавливает,

что территории субъектов федерации, в том числе автономных округов,

образуют единую территорию Российской Федерации, а часть вторая статьи 71

Конституции, содержащей перечень субъектов федерации, не указывает на

территориальную принадлежность автономных округов к краям и областям.

Таким образом, нахождение автономного округа в крае или области, равно

как и выход не влияют на его конституционно-правовой статус, закрепленный

Основным Законом и Федеративным договором, а также на национально-

государственное устройство и состав Российской Федерации.

Таким образом, понятия "вхождение" автономного округа в край или

область либо "выход" его из края или области не совпадают с понятиями

"разделение" и "объединение". Следовательно, указанное положение части

третьей статьи 70 Конституции Российской Федерации не распространяется на

разрешение рассматриваемого конституционного спора.

6. Выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области

означает не только принятие его органами власти полной ответственности за

решение в пределах своих полномочий всего круга вопросов жизнеобеспечения

на подведомственной территории, но и влечет за собой необходимость

структурных изменений в областных органах государственной власти и

управления, а также требует их участия в решении проблем, затрагивающих

интересы области в разграничении государственной собственности и других

сферах.»

В составе Р.Ф. находятся (6) краев (Ст. 65 Конституции РФ):

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край,

Ставропольский край, Хабаровский край;

В составе Р.Ф. находятся (49) областей (Ст. 65 Конституции РФ):

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область,

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская

область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область,

Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская

область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область,

Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая

область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область,

Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская

область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область,

Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область,

Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская

область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская

область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область,

Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

В составе Р.Ф. находятся (2) города федерального значения - Москва,

Санкт-Петербург;

Еврейская автономная область;

В составе Р.Ф. находятся (10) (Ст. 65 Конституции РФ) автономных

округов: Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный

округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский

(Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный

округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ,

Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации

Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации

Можно ли говорить о политическом равноправии субъектов Федерации, когда

республики, например, наделены правом иметь свои конституции, а другие

субъекты -лишь уставы?

О политическом неравноправии свидетельствуют и претензии республик на

верховенство своих законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59

Конституции Республики Татарстан зафиксировано: «Законы Республики

Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не

противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».

Политическое неравноправие граждан проявилось в момент самоопределения

республик и при решении вопроса об их названии.

Проблема названия республик (умышленно или неумышленно) была поглощена

проблемой провозглашения суверенитета.

Существующее неравноправие субъектов Федерации Р.Абдулатипов пытался

оправдать, теоретически и политически. В одном из телевизионных интервью он

сказал, что республики самоопределяются на основе волеизъявления народа, к

которому относятся только лица коренной национальности, а все другие люди,

проживающие на территории республики, - это население, а не народ, и воля

населения не имеет никакого значения и не принимается в расчет.

Хотя это - нонсенс, рекомендациями Р.Абдулатипова воспользовались

руководители некоторых республик. Так, в ст. 69 Конституции Республики

Башкортостан говорится: «Республика Башкортостан образована в результате

реализации права башкирской нации на самоопределение...».

Здесь надо напомнить, что башкиры составляют менее 22% населения

республики.

Статья 1 Конституции Тывы закрепляет за республикой право свободного

выхода из состава Российской Федерации, а п. 11 ст. 62 предоставляла этой

республике право решать вопросы воины и мира. Невольно возникает вопрос: с

кем и зачем собиралась воевать Тыва?!

Стоит процитировать ряд положений Конституции Республики Татарстан, с

которыми принципиально невозможно согласиться, так как они явно

противоречат принципу равноправия субъектов Федерации и самому федерализму.

Так, в ст. 61 записано: «Республика Татарстан -суверенное государство,

субъект международного права, ассоциированное с Российский Федерацией -

Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов

ведения», а ст. 62 идет еще дальше: «Республика Татарстан вступает в

отношения с другими государствами, заключает международные договоры,

обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными

представительствами, участвует в деятельности международных организаций,

руководствуясь принципами международного права...». По Конституции

Татарстана все органы государственной власти этой республики не имеют

никакого отношения к органам государственной власти России.

Экономическое неравноправие субъектов РФ.

В соответствии с п. «в» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении

Российской Федерации и ее субъектов находятся «вопросы владения,

использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными

ресурсами», а по п. 6 ст. 11 Договора Российский Федерации с Татарстаном от

15 февраля 1994 г. эти вопросы уже отнесены к исключительному ведению

Татарстана!

Нельзя не заметить весьма опасных тенденций поэтапного наращивания

договорного неравноправия субъектов Федерации.

Так, например, Республика САХА- Якутия в 1993 г. подписала с Россией

соглашение, в соответствии с которым в ее исключительную собственность

передается 11 % добываемого золота, 20% алмазов.

Однако при этом было забыто о том, что именно Россия открыла богатые

сибирские месторождения и вложила огромные людские н материально-финансовые

средства в их освоение.

В 1993 г. Татарстан навязал России подписание трех межправительственных

соглашений. Одно из них предоставляет Татарстану право экспортировать

продукцию военных заводов, которые никогда ему не принадлежали; другое -

дифференцирует собственность, расположенную в Татарстане, на три категории:

- на принадлежащую Татарстану полностью;

- на подлежащую совместному использованию;

- на находящуюся в ведении России, как правило данные предприятия,

являются убыточными.

По Договору от 15 февраля 1994 г. Татарстану предоставлено право

распоряжаться добычей нефти и газа, определять перечисления в федеральный

бюджет, которые не превышают 1-2% от налога на прибыль, тогда как другие

республики перечисляют в настоящее время 10%, а края и области - 50%.

Неравноправие субъектов неизбежно будет сказываться и уже сказывается

на неравноправии граждан. И это логично, так как если кому-то выделено

больше нефти, газа,

Многие договоры, которые подписаны субъектами федерации с Россией, не

отличаются принципиальностью и идентичностью.

Так, например, в одних договорах акцент делается на то,

- что республики являются государствами в составе Российской Федерации

или являются субъектами Федерации (см. договоры с Кабардино-Балкарской

Республикой от 1 июля 1994 г.; с Республикой Бурятия от 29 августа

1995 г.);

- в других этот вопрос обходится молчанием (см. Договор с Республикой

Коми от 22 марта 1996 г.);

- в третьих виден недвусмысленный вывод о том, что республика не

является субъектом Федерации (см. Договор с Республикой Татарстан).

По-разному в договорах Федерации с республиками решаются вопросы

владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими

природными ресурсами.

В ряде договоров все это отнесено безо всяких оговорок к

исключительному ведению республик (см. Договор с Республикой Татарстан), в

других - содержатся самые различные оговорки (см. Договор с Республикой

Башкортостан).

Привилегии и льготы, выторгованные некоторыми субъектами Федерации,

позволяют им не участвовать в равной мере с другими субъектами в решении

общероссийских дел.

Независимо от желания или нежелания федеральных властей созданный

прецедент неизбежно будет распространяться и на другие субъекты.

Обострение межнациональных отношений в России.

Проблемы межнациональных отношений приобрели весьма острое политическое

значение. Это объясняется не только и даже не столько ростом национального

самосознания, сколько проявлением национализма, искусственным раздуванием

национальных особенностей и беспочвенным противопоставлением интересов

одних наций интересам других.

Наблюдается и явная растерянность некоторых лидеров России, их

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.