рефераты бесплатно

МЕНЮ


Особенности Российского федерализма

Особенности Российского федерализма

Содержание:

Введение 2

Общие понятия федеративного устройства 6

Из истории развития федерации в России 8

Форма Государственного устройства РФ 13

Территориальная организация государственной власти в Р.Ф. 14

Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации 19

Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации 19

Экономическое неравноправие субъектов РФ. 20

Обострение межнациональных отношений в России. 22

Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф. 24

«Трансформация» национального суверенитета в государственный 27

Заключение: 31

Список используемых источников: 33

Введение

В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное

устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не в

заложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны

субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.

Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного

устройства России являются очень непростыми.

Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации,

как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан

независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.

Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных

особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.

Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на

достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и

взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и

не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.

К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно

политическое, экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие

субъектов Федерации и их граждан.

Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ

необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое

место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром

военных действий между различными политическими силами, занимало

федеративное устройство.

Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным

государством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же

круг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками таких

субъектов не обладали, а национально-автономные формирования занимали

сравнительно небольшую часть территории России.

В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики

объявили себя суверенными государствами в составе России.

Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.

Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.

Представители республик требовали для них преимущественного статуса в

создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на

природные ресурсы.

Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков

конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации

территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его

системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с

республиками.

Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта

1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной

стороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городами

федерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами

и единственной оставшейся автономной областью — с другой. Апрельская

конституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качестве

приложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится в

единственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративный

договор".

В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,

получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось

результатом наработок Конституционной комиссии.

Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми,

а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и

Ингушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение

бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.

Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного

договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в

феврале 1994 г.

Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской

Федерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев

и областей.

При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками

предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией

разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет

федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается

лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства

и родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего

времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде

всего в принципах федеративного устройства.

При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции

РФ сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее

справедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты

делились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три

«сорта»:

1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной

власти;

2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования

(края, области, города федерального значения);

3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования

(автономная область, автономные округа).

Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране

сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими

законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19

из 21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону

страны. Это - нонсенс!

В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах

конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости

реформирования существующей системы федеративного устройства нашего

государства.

Общие понятия федеративного устройства

Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономической

сущностью общества и его национальным составом населения деление

государства на государства, национально-государственные и политико-

территориальные образования, определяющие форму государственных связей

между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда

государств, национально-государственных или политико-территориальных

образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением

тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как

правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты,

определяющие их статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые

действуют на его территории и должны соответствовать федеральному

законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную

систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В

России действует единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в

политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность

территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,

которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия,

Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного

парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными

государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они

провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право

свободного выхода из федерации.

Из истории развития федерации в России

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма.

Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств

и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское.

Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и

спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со

временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только

общностью исторического пути народов, но и общими интересами —

экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия

создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем

более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России

принимали государственные формы.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался

и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не

отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была

столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы

автономии можно было найти в Финляндии и в Польше.

Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в

канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством.

Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии"1. И это

было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что

во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном

управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления

подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень власти могла

вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по

его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от которого

либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в

государственное устройство России мало нового.

Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось,

что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще

является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала

лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла

дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для

местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно

отдавалось крупному централизованному государству.

Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к

федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в

борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны

большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение

охватывает их право на отделение и образование самостоятельного

государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение

вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его

целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской

власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако,

потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться

за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что

от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно

вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную

самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность

отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и

Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для

сохранения крупного государства.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа1:

1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985);

3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993

года.

1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам

большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была

провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим

устанавливалось новое государственное устройство не только собственно

России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи,

на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской

территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и

областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных

границ национального расселения не существовало, да и население в

национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс

активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были

созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд

автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в

1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных

областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой

совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов

с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано

с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой

фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как

СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно

опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на

произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к

процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено.

Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой

революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ

РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии

оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как

результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.

2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.)

государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были

поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10

имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и

областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны,

то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо

правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы

подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства

советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм

несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение

«национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от

создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл

собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими

реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в

целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные

политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими

объективными потребностями в демократизации государственного устройства

привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований

РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие

автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в

составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших

опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение

31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был

включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех

проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к

полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя

права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу

закреплено не было.

Форма Государственного устройства РФ

Форма государственного устройства- это территориальная организация

государственной власти, соотношение государства как единого целого с его

составными частями и их правовое положение.

Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия есть

демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой

правления.

Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации

основано на ее государственной целостности, единстве системы

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.