Особенности Российского федерализма
Особенности Российского федерализма
Содержание:
Введение 2
Общие понятия федеративного устройства 6
Из истории развития федерации в России 8
Форма Государственного устройства РФ 13
Территориальная организация государственной власти в Р.Ф. 14
Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации 19
Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации 19
Экономическое неравноправие субъектов РФ. 20
Обострение межнациональных отношений в России. 22
Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф. 24
«Трансформация» национального суверенитета в государственный 27
Заключение: 31
Список используемых источников: 33
Введение
В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное
устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не в
заложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны
субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.
Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного
устройства России являются очень непростыми.
Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации,
как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан
независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.
Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных
особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.
Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на
достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и
взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и
не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.
К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно
политическое, экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие
субъектов Федерации и их граждан.
Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ
необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое
место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром
военных действий между различными политическими силами, занимало
федеративное устройство.
Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным
государством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же
круг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками таких
субъектов не обладали, а национально-автономные формирования занимали
сравнительно небольшую часть территории России.
В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики
объявили себя суверенными государствами в составе России.
Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.
Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.
Представители республик требовали для них преимущественного статуса в
создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на
природные ресурсы.
Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков
конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации
территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его
системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с
республиками.
Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта
1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной
стороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городами
федерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами
и единственной оставшейся автономной областью — с другой. Апрельская
конституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качестве
приложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится в
единственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративный
договор".
В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,
получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось
результатом наработок Конституционной комиссии.
Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми,
а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и
Ингушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение
бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.
Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного
договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в
феврале 1994 г.
Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской
Федерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев
и областей.
При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками
предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией
разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет
федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается
лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства
и родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего
времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде
всего в принципах федеративного устройства.
При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции
РФ сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее
справедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты
делились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три
«сорта»:
1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной
власти;
2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования
(края, области, города федерального значения);
3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования
(автономная область, автономные округа).
Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране
сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими
законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19
из 21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону
страны. Это - нонсенс!
В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах
конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости
реформирования существующей системы федеративного устройства нашего
государства.
Общие понятия федеративного устройства
Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономической
сущностью общества и его национальным составом населения деление
государства на государства, национально-государственные и политико-
территориальные образования, определяющие форму государственных связей
между государством в целом и его частями, их правовой статус.
Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда
государств, национально-государственных или политико-территориальных
образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением
тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.
Федеративные государства отличаются следующими признаками:
1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как
правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты,
определяющие их статус.
2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые
действуют на его территории и должны соответствовать федеральному
законодательству.
3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную
систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В
России действует единая правовая и судебная система.
4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в
политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность
территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.
5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,
которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия,
Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.
6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного
парламента.
7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными
государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они
провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право
свободного выхода из федерации.
Из истории развития федерации в России
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма.
Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств
и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское.
Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и
спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со
временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только
общностью исторического пути народов, но и общими интересами —
экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия
создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем
более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России
принимали государственные формы.
Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался
и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не
отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была
столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы
автономии можно было найти в Финляндии и в Польше.
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в
канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством.
Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии"1. И это
было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что
во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном
управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления
подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень власти могла
вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по
его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от которого
либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в
государственное устройство России мало нового.
Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось,
что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще
является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала
лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла
дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для
местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно
отдавалось крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к
федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в
борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны
большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение
охватывает их право на отделение и образование самостоятельного
государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение
вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его
целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской
власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.
Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако,
потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться
за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что
от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно
вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную
самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность
отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и
Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для
сохранения крупного государства.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа1:
1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России
(1937-1985);
3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993
года.
1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам
большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию
власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была
провозглашена на ((( Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим
устанавливалось новое государственное устройство не только собственно
России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи,
на территории которой впоследствии был создан СССР. На российской
территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и
областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных
границ национального расселения не существовало, да и население в
национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс
активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были
созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд
автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в
1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных
областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой
совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов
с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано
с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой
фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как
СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно
опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на
произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к
процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено.
Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой
революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ
РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии
оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как
результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.
2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.)
государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были
поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10
имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и
областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны,
то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо
правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы
подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства
советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм
несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение
«национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от
создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл
собой только прикрытие для жестко централизованного государства.
3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими
реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в
целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные
политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими
объективными потребностями в демократизации государственного устройства
привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований
РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие
автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в
составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших
опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение
31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был
включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех
проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к
полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя
права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу
закреплено не было.
Форма Государственного устройства РФ
Форма государственного устройства- это территориальная организация
государственной власти, соотношение государства как единого целого с его
составными частями и их правовое положение.
Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления.
Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации
основано на ее государственной целостности, единстве системы
Страницы: 1, 2, 3
|