рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы и практика госуправления

их целевое использование

. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь

избирательным комиссиям, комиссиям референдумов

. заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов

и референдумов

. устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности)

избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме,

списка избирателей, участников референдума и других избирательных

документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением

референдума

. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие)

нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные

решения

. осуществляет иные полномочия

Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности,

свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в

ее компетенцию.

Раздел II. Органы местного самоуправления РФ.

Глава 1. Местное самоуправление.

Часть 1 ст. 130 развивает положения о местном самоуправлении как

форме осуществления власти народом (ч. 2 ст. 3 Конституции) и основе

конституционного строя Российской Федерации (ст. 12). В данном случае

определяется его социальное назначение обеспечивать самостоятельное решение

населением вопросов местного значения, владение, пользование и

распоряжение муниципальной собственностью.

В этой сущностной функциональной характеристике местного

самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван

субъект местного самоуправления - население. Ему как сообществу граждан,

проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности

гарантируется право на осуществление местного самоуправления

непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям (см. ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995,

N 35, ст. 3506). Указанное право конкретизируется через систему

специальных прав, предусмотренных Конституцией:

избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в

референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления

(ст. 33); знакомиться с документами и материалами органов местного

самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина

(ч. 2 ст. 24); определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1

ст. 131); выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного

самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать право на местное самоуправление и

образующие его права в судебном порядке (ст. 46). Прецедент последнего был

создан определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995

г. (Государство и право, 1995, N 7, с. 12-18), который поддержал решения

Ярославского областного суда по жалобам граждан и регионального отделения

"Демократической России" на правовые акты губернатора Ярославской области,

нарушающие права местного самоуправления, в частности право самостоятельно

формировать свои органы и распоряжаться собственными средствами.

Второе: в общем виде сформулировано поле деятельности местного

самоуправления - "вопросы местного значения", под которыми понимаются

вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения

муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального

образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1

Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации"). В их перечень Конституция включает жилищное

строительство и распределение жилья (ст. 40), муниципальное здравоохранение

(ст. 41) и образование (ст. 43), управление муниципальной собственностью,

охрану общественного порядка и др. (ст. 131, 132). Подробнее об этом

сказано в упомянутом Федеральном законе, где названо 30 предметов ведения

местного самоуправления и определено, что "муниципальные образования вправе

принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам

местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также

вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других

муниципальных образований и органов государственной власти" (ч. 2 ст. 6).

Третье: установлена экономическая основа местного самоуправления с

наделением населения правами собственника - владения, пользования и

распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с

другими формами собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции). Федеральный закон

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" под муниципальной собственностью понимает собственность

муниципальных образований - городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее

состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средства местного

бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного

самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,

находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и

организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения

образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и

недвижимое имущество.

Субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных

образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской

Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения, в

соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской

Федерации и муниципальными образованиями,

а также между муниципальными образованиями. Споры, возникающие по этому

поводу, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном

порядке. Органы местного самоуправления управляют муниципальной

собственностью. Они же от имени муниципального образования осуществляют

права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной

собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской

Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть

реализовано населением непосредственно. В соответствии с Законом органы

местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной

собственности во временное или постоянное пользование физическим и

юридическим лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке,

а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,

иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования

приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В интересах

населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся

в границах муниципального образования. Муниципальная собственность может

быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации

определяются непосредственно населением или представительными органами

местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной

собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом

Российской Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что

особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество,

включая имущество, находящееся в собственности муниципального образования,

могут устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212). Четвертое: местное

самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения. Самостоятельность - определяющая черта местного

самоуправления. Она выделяется при его характеристике как основы

конституционного строя (ст. 12 Конституции) и в других случаях (ч. 1 ст.

131, ч. 1 ст. 132); реализуется в пределах установленных полномочий;

производна от реально обеспеченных материальных, финансовых и других

условий функционирования местного самоуправления; корреспондирует

ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного

самоуправления; получает конкретное правовое выражение и гарантируется

(см. комментарий к ст. 12).

Часть 2 ст.130 раскрывает организационный механизм функционирования

местного самоуправления. Ведущую роль в нем играют формы прямого

волеизъявления граждан. На первое место в этом отношении Конституция

ставит референдум. Он, согласно федеральному закону "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяется

как голосование по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 1). Этим же

Законом устанавливаются общие правила, касающиеся местного референдума (ч.

1 ст. 8, 22, 44, 52, 57), в том числе закрепляется, что:

- решение о его проведении принимается представительным органом

местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию

населения в соответствии с уставом муниципального образования. В случае,

если в муниципальном образовании представительный орган местного

самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой

местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию

граждан в количестве не менее 5% числа избирателей муниципального

образования;

- в нем имеют право участвовать все граждане, проживающие на

территории муниципального образования, обладающие избирательным правом,

причем только непосредственно и на добровольной основе;

- голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением

граждан не допускается;

- решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении

какими-либо органами государственной власти, государственными должностными

лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации

требуется издание нормативного правового акта, орган местного

самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять

такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования

подлежат официальному опубликованию (обнародованию);

- решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан в пределах

полномочий местного самоуправления, обязательны для исполнения всеми

расположенными на территории муниципального образования предприятиями,

учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм,

а также органами местного самоуправления и гражданами; неисполнение или

ненадлежащее исполнение таких решений влечет ответственность в соответствии

с законами; данные решения могут быть обжалованы в суд.

Предполагается, что положения по поводу местного референдума получат

развитие законах субъектов Российской Федерации и, в соответствии с

ними, в уставах муниципальных образований. В них, в частности, должны

найти отражение порядок назначения и проведения референдумов, принятия и

изменения принятых ими решений, виды референдумов и случаи, когда они

обязательны, гарантии участия в них граждан.

Конституционный Суд Республики Карелия постановлением от 14 мая 1996

г. по делу о проверке конституционности республиканского закона "О

референдуме в Республике Карелия" констатировал важность закона субъекта

федерации, определяющего механизм реализации права граждан на местный

референдум, но одновременно подчеркнул, что осуществление данного права не

может ставиться в зависимость от условий, не имеющих отношения к

гражданину, ибо подобное приводит к нарушению его непосредственно

действующего конституционного права на участие в местном референдуме.

Местное самоуправление осуществляется гражданами и путем муниципальных

выборов. С их помощью население непосредственно выражает свою волю о

составе представительных органов (депутатах), членах иных выборных органов

местного самоуправления, выборных должностных лицах местного

самоуправления, дает им необходимую демократическую легитимацию.

Конституция Российской Федерации закрепляет право избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления, а также случаи, когда

граждане лишаются этих прав (см. комментарии к ч. 2, 3 ст. 32). Ее

положения конкретизируются Федеральным законом "Об основных гарантиях

избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. (СЗ

РФ, 1994, N 33, ст. 3406), который распространяется в том числе на выборы

органов местного самоуправления (ст. 1).

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" определяет, что муниципальные

выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом

избирательных прав граждан (ч. 1 ст. 23). Федеральное законодательство,

таким образом, создает необходимые предпосылки демократической

однородности выборов на всех уровнях, включая местное самоуправление.

Субъекты Российской Федерации принимают законы о порядке проведения

муниципальных выборов. Данный вопрос отражается в уставе муниципального

образования. При этом формулируемые в названных актах положения не могут

противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав

граждан Российской Федерации", но в них могут устанавливаться

дополнительные гарантии избирательных прав граждан (ст. 1).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной

власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных

выборов. Это означает, что названные органы создают необходимые правовые,

материально-технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не

препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан. Именно с

позиций гарантий местного самоуправления Конституционный Суд Российской

Федерации в постановлении от 30 мая 1996 г. по делу о проверке

конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона "Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с

изменениями от 22 апреля 1996 г. (Российская газета, 15 июня 1996 г.)

пришел к выводу о допустимости указания Федеральным законом сроков, в

течение которых должны быть сформированы путем выборов новые органы

местного самоуправления. При этом данная мера ограничена переходным

периодом и рассматривается как средство, упорядочивающее процесс

становления системы местного самоуправления и не допускающее затягивания

создания ее выборных органов; она не нарушает права органов государственной

власти субъектов федерации и муниципальных образований назначать конкретную

дату выборов, а лишь ставит реализацию указанного права в определенные

временные рамки.

Рассматриваемая часть статьи исходит из того, что граждане

осуществляют местное самоуправление также путем "других форм прямого

волеизъявления". К таковым Федеральный закон "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит

собрания (сходы) граждан (ст. 24). Они способствуют выражению общественного

мнения, позволяют населению публично направлять, контролировать и оценивать

деятельность органов местного самоуправления. В отдельных поселениях, если

подобное предусмотрено уставом муниципального образования и соответствует

закону субъекта Российской Федерации, данные собрания (сходы) могут

выполнять полномочия представительных органов местного самоуправления. В

этом случае они считаются правомочными при участии в них более половины

жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и

изменения его решения, пределы его компетенции устанавливаются уставом

муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской

Федерации. Федеральный закон закрепляет право населения на правотворческую

инициативу в вопросах местного значения (ст. 25). Она реализуется в

соответствии с уставом муниципального образования и, если выделить главное,

заключается в том, что население вносит в органы местного самоуправления

проекты правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению на

открытом заседании с участием представителей населения, а результаты

рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Граждане непосредственно участвуют в решении дел местного значения

путем индивидуальных и коллективных обращений, направляемых в органы

местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.

Федеральным законом установлено (ст. 26), что названные адресаты обязаны

дать ответ по существу обращений в течение одного месяца. За нарушение

сроков и порядка ответа на обращения граждан законом может быть

предусмотрена административная ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.