рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы и практика госуправления

существу, обслуживали карательные акции советской власти, ее руководящего

ядра. Создавались и внесудебные органы с расширенной компетенцией. Так,

согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. при Народном

комиссариате внутренних дел было учреждено Особое совещание с правом

применять высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовых лагерях на

срок до пяти лет и высылку за пределы СССР. Наряду с Особым совещанием на

местах, в областных, краевых и республиканских центрах создавались

пресловутые "тройки", возглавляемые начальниками территориальных

управлений НКВД. В их состав входили руководители партийных, советских

органов и представители прокуратуры. "Тройки" принимали решения о

расстрелах, о лишении свободы на длительные сроки и других внесудебных

мерах расправы с неугодными властям людьми. В правовом государстве, каким

провозглашена Российская Федерация по Конституции 1993 г., на судебную

власть возлагается особая миссия по развитию в обществе принципов

демократии и начал справедливости. Для этого создается соответствующая

нормативная база.

Судьи обязаны основывать свои решения исключительно на законе,

руководствуясь

при этом внутренним убеждением. Это означает, что они объективно оценивают

представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают решения,

не поддаваясь постороннему влиянию.

Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной

и

независимой государственной власти впервые было осуществлено в Конституции

РСФСР

1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1989-1992 гг.). Глава

IX

этой Конституции называлась "Правосудие и прокурорский надзор". В новой

Конституции Российской Федерации 1993 г. в полном соответствии с принципом

разделения властей идея обособления функций правосудия от функций

законодательной и исполнительной властей нашла отражение в отдельной главе

7 "Судебная власть"), идущей вслед за главами 4 ("Президент Российской

Федерации"), 5 ("Федеральное Собрание") и 6 ("Правительство Российской

Федерации").

Одним из направлений осуществляемой ныне в России судебной реформы

должно стать расширение масштабов юрисдикционного контроля со стороны

судебной власти с

распространением его на все обжалуемые акты и действия исполнительно-

распорядительных органов власти в центре и на местах. В настоящее время

контроль за противозаконными действиями должностных лиц государственного

аппарата управления осуществляется лишь эпизодически, при рассмотрении ими

конкретных дел; он недостаточно емок и эффективен, учитывая ресурсную

перенапряженность судебной системы, отсутствие соответствующей

специализации у многих судей и распространенность правового нигилизма среди

подавляющей части граждан, предпочитающих терпеть факты беззакония и

произвола, нежели испытывать свои силы и терпение в неравном

противоборстве с чиновниками, злоупотребляющими своими прерогативами.

Другая важная цель судебной реформы заключается в повышении качества

правосудия, в том числе путем сокращения числа необоснованных или плохо

аргументированных решений. Наиболее эффективно эта задача может быть

выполнена в рамках апелляционного обжалования. Подача жалобы в

апелляционный суд дает возможность повторного рассмотрения дел, решенных

по существу в низших судах, но уже на более высоком профессиональном

уровне (в составе коллегии из трех судей), что

одновременно повышает уровень правовой защиты законных прав и интересов

сторон и

авторитет самого решения.

В нынешних условиях целесообразно восстановить трехинстанционную

судебную

систему, учрежденную еще в ходе судебной реформы 1864 г. в виде: судов

первой инстанции (мировых судей и окружных судов), апелляционных судов

второй инстанции, при сохранении существующей - третьей (кассационной)

инстанции в лице Верховного Суда Российской Федерации. При этом должен

быть учтен положительный опыт апелляционного судопроизводства в системе

арбитражных судов России.

Перечисленные в п. 2 ст. 118 четыре формы осуществления судебной

власти - конституционное, гражданское, административное и уголовное

судопроизводство - являются равными по своему юридическому статусу и

значению формами осуществления судебной власти и, несмотря на специфику

каждой из них, базируются на единых принципах. Этот вид власти отличается

от законодательной и исполнительной властей в трех аспектах. Во-первых,

любая из ветвей судебной власти по своей природе консервативна и инертна;

если законодательная и исполнительная власти могут действовать по

собственной инициативе, то судебная власть проявляет свою "инициативу"

опосредованно, а именно: она действует только "в ответ" на поступившие на

ее рассмотрение заявления, жалобы, ходатайства, материалы уголовных дел.

Право на возбуждение судебного процесса принадлежит обладателю нарушенных

прав

или государству в лице прокурора. Это условие обязательно для того, чтобы

дать ход любому делу, от гражданского до конституционного. Во-вторых,

судебная деятельность подчинена более жестким правилам, чем

законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Судьи

обязаны действовать в строгом соответствии с процедурой, установленной в

соответствующих процессуальных кодексах и регламентах. Нарушение

процедурных правил не только означает нарушение нормального хода судебного

разбирательства, но и в ряде случаев может повлечь нарушение законных прав

и интересов участников процесса. Судебное решение может быть по этой

причине (в ряду других) обжаловано в вышестоящие судебные инстанции,

которые при наличии веских и убедительных доказательств вправе их изменить

или отменить.

В-третьих, окончательное, вступившее в законную силу судебное решение имеет

авторитет постановления, обязательного для исполнения всеми гражданами,

учреждениями и должностными лицами любого уровня, которых оно так или иначе

затрагивает. Решения же законодательной или исполнительной власти, как

правило,

периодически пересматриваются и обновляются.

С 1992 г. в России получило четкую законодательную базу арбитражное

судопроизводство в качестве особой формы судебной деятельности. В

соответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных

судов. Эти процессуальные формы, как и сама процедура разбирательства

арбитражными судами экономических споров и иных дел, определены

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

По Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. "Об

арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589) в

системе арбитражного судопроизводства функционируют федеральные

арбитражные суды округов, обладающие правом рассмотрения жалоб на решения

нижестоящих арбитражных судов. Исходя из принципа двухступенчатой

юрисдикции, на региональном уровне в 1995 г. создано десять апелляционных

региональных судов с правом пересмотра решений нижестоящих арбитражных

судов, включая правовую и фактическую оценки существа спора. Таким

образом, наряду с кассацией, существующей в уголовном и гражданском

судопроизводстве, в России в сфере арбитражного судопроизводства

действует институт апелляции. Что же касается конституционного

судопроизводства,

то решения Конституционного Суда Российской Федерации имеют окончательную

силу и

обжалованию и пересмотру не подлежат (см. ст. 125).

В России действуют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации. Действуют также другие федеральные

суды (см. ст. 83, 125-127). Судебная система Российской Федерации

устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (см.,

например, Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР")

правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из

административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции:

Верховный Суд Российской

Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации,

краевые,

областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и

Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) народные суды.

Военные

суды, входящие в федеральную судебную систему, рассматривают дела о

преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону (служащих

вневедомственной охраны, пожарных и др.). В своей деятельности военные суды

руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на

территории Российской Федерации. Военные суды учреждаются в гарнизонах,

армиях, флотилиях, воинских соединениях, военных округах, группах войск,

флотах, видах Вооруженных Сил.

Споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности и вытекающие

из

гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений в

сфере

управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

региональные апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды краев,

областей,

автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский

городские арбитражные суды.

Проектом Федерального конституционного закона "О судебной системе

Российской

Федерации" предусмотрено создание и других судов федерального уровня. Кроме

того, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции свое законодательство имеют:

республика, край, область, город федерального значения, автономная

область, автономный округ. На этом уровне возможно образование так

называемых местных судов, которые в своей деятельности руководствуются не

только федеральными законами, но и местными (региональными) нормативными

актами.

В настоящее время в рамках концепции судебной реформы, указ о

разработке которой был подписан Президентом 6 июля 1995 г., осуществляются

следующие меры:

1) подготовлен проект Федерального конституционного закона "О

судебной власти", который должен определить природу и назначение судебной

власти в правовом

государстве; структуру органов, входящих в судебную систему; формы

взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной властей,

органами предварительного расследования, прокуратурой и Министерством

юстиции;

2) предусматривается расширение доступа граждан к правосудию, что

будет

достигаться двумя путями: во-первых, созданием системы мировых судей и

окружных

судов на местном уровне, а во-вторых, упрощением судебных процедур по

малозначительным делам и по спорам, в отношении которых стороны достигнут

полюбовного соглашения на основе согласительной процедуры. Такая практика

хорошо

себя зарекомендовала в зарубежных странах. В качестве одного из вариантов

предполагаются два звена местных судов: мировые судьи, действующие

единолично, и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции

в судебных участках и судебных округах. Мировые судьи могут единолично

рассматривать уголовные дела о преступлениях, по которым возможны

минимальные сроки лишения свободы либо наказания, не связанные с лишением

свободы, значительную часть гражданских дел, административные дела. Мировые

суды будут действовать в судебных участках.

Окружные суды будут действовать в судебных округах, как правило, не

совпадающих

с административно-территориальным делением. В качестве суда первой

инстанции они

могут рассматривать более сложные уголовные и гражданские дела. Кроме того,

им

отводится роль суда второй инстанции, осуществляющего апелляционное

судопроизводство. Законопроектом "О судебной системе Российской Федерации"

предусмотрено не только расширение системы судебных органов за счет

создания судов специальной юрисдикции (например, судов по делам

несовершеннолетних), но и ряд мер по укреплению авторитета судебной

власти.

Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов (ч. 3 ст.118

статьи). Практика создания таких судов, имевшая место ранее (например,

"тройки"), несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за

пределами судебной системы, проводили репрессивную, карательную политику

государства, игнорируя гарантии защиты прав личности, предусмотренные

законом.

Именно поэтому они неприемлемы в условиях правового государства.

Запрет на создание чрезвычайных судов служит дополнительной гарантией того,

что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде и

судьей, к ведению которых оно отнесено законом (см. ч. 1 ст. 47).

Глава 5. Центральная избирательная комиссия.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) -

особая властная структура, статус которой определен федеральным законом "Об

основных гарантиях избирательных прав граждан" (от 6 декабря 1994 г. N56-

фз.), установившему, что

. ЦИК РФ действует на постоянной основе, срок полномочий Комиссии - 4

года

. Комиссия состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются

Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых

депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов

Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур,

предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава

тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и

секретаря Комиссии.

. Член ЦИК может уйти в отставку только по собственному желанию или

же после вступления в силу обвинительного приговора суда в его

отношении.

. Досрочный роспуск Центральной избирательной комиссии невозможен ни

при каких основаниях

Новый состав Комиссии был сформирован в марте 1999г.

24 марта 1999 г. Александр Вешняков был избран Председателем ЦИК РФ.

Заместитель Председателя ЦИК РФ Александр Власов.

В сентябре 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", который установил порядок деятельности,

формирования и численный состав Комиссии. Федеральный закон зафиксировал,

что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является

государственным органом.

Полномочия и порядок деятельности Комиссии устанавливаются также

Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации",

Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации",

Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации" и Регламентом Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации. Новая редакция Регламента Комиссии

утверждена постановлением постановлением Комиссии от 23 июня 1998 года.

В соответствии с перечисленными законодательными актами и Регламентом

a) Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство

деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы

государственной власти, а также руководство по проведению референдума

Российской Федерации.

b) Комиссия устанавливает результаты выборов Президента Российской

Федерации, итоги голосования при выборах депутатов Государственной Думы в

целом по Российской Федерации, определяет результаты референдума

Российской Федерации и публикует их в печати.

c) Совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации

(они также являются государственными органами) Комиссия

. осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права граждан

Российской Федерации на участие в референдуме

. организует разработку нормативов технологического оборудования,

необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума,

утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением

. обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с

подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной

системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей,

профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других

организаторов выборов и референдумов

. осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и

референдумов; единого порядка распределения эфирного времени между

зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями,

избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления

итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов в

Российской Федерации и порядка опубликования итогов голосования и

результатов выборов, референдумов

. распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое

обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.