рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы государства и права

а) имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательством

имуществом;

б) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и

личные неимущественные права, нести обязанности;

в) быть истцом и ответчиком в суде.

3. Общественные образования (народы, нации).

Субъективные права и юридические обязанности образуют юридическое

содержание правоотношения. Материальное содержание правоотношения

представляют собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное

с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

1. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения

управомоченного лица, которая соответствует юридической обязанности другого

лица, а по своей сути – это средство удовлетворения собственных интересов

путем совершения определенных действий, требований, притязаний.

Субъективное право включает в себя три правомочия:

1. Возможность совершать определенные действия самому.

2. Возможность требовать совершения определенных действий от другого.

3. Возможность обратиться за защитой к органам государства, то есть

осуществить правопритязание.

1. Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного

лица, которая соответствует субъективному праву другой стороны, а по

своей сути – это средство удовлетворения чужих интересов путем совершения

необходимых действий, воздержания от определенных действий и

претерпевания негативных санкций.

Обязанность может иметь различный характер:

1. Активная обязанность заключается в совершении определенных

действий.

2. Пассивная обязанность состоит в воздержании от определенных

действий.

3. Негативная наступает в случае правонарушения и состоит в

претерпевании неблагоприятных последствий неправомерного поведения.

Основания правоотношений (правовые нормы и юридические факты) подробно

рассмотрены в ответах на вопросы № 5 и № 7.

Вопрос 7. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

Ответ: Юридические факты – предусмотренные в законе обстоятельства,

которые составляют основание для возникновения (изменения, прекращения)

конкретных правоотношений.

Характерные черты юридических фактов (ЮФ):

1. ЮФ – это общественно-юридические явления, это обычные жизненные

обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать

юр.последствия.

2. ЮФ опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение,

прекращение). Фактические условия правосубъектности (возраст,

вменяемость и т.п.) по своей природе и механизму действия являются

юридическими фактами.

3. ЮФ вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми

нормами, т.е. являются звеньями, связующими нормы права и правовые

отношения.

4. ЮФ наряду нормами и субъектами права выступают одной из предпосылок

возникновения правоотношений.

Различают две группы юридических фактов:

1. События – юридически значимые факты, возникающие независимо от воли

людей (естественная смерть человека, истечение срока, гибель имущества в

различных стихийных бедствиях и т.д.).

1. абсолютные события вообще не связаны с волей человека (стихийное

бедствие и т.п.);

2. относительные события не зависят от воли участников данного

правоотношения, но зависят от воли других людей.

2. Действия – жизненные факты, которые являются волеизъявлением (т.е.

сознательной деятельности) людей. Они, в свою очередь, делятся на:

1. Правомерные (соответствующие предписаниям правовых норм), среди

которых важное место занимают акты юридические:

1. Акты применения права (например, награждение орденом, призыв

на военную службу, приказ о приёме на работу).

2. Разного рода сделки и соглашения (договор поставки продукции,

договор купли-продажи и т.д.).

3. Заявления и жалобы (например, заявление о назначении пенсии,

кассационная жалоба).

2. Неправомерные (противоречащие закону, являющиеся правонарушениями)

действия, подразделяются на:

1. Преступления.

2. Проступки.

а) административные;

б) дисциплинарные.

3. Гражданские правонарушения и др.

Неправомерные действия являются снованием для возникновения

охранительного правоотношения для привлечения виновных лиц к

юридической ответственности.

Юридические поступки не направлены непосредственно на возникновение

(изменение, прекращение) правоотношений, но тем не менее по закону влекут

определенные правовые последствия, в которых имеет юридическое значение не

намерением лица, совершившего действие, приобрести права или обязанности, а

объективный результат такого действия (сознание сценария, находка и т.д.).

Также юридические факты могут быть классифицированы по следующим

основаниям:

3. По характеру порождаемых юридических последствий:

1. правообразующие;

2. правоизменяющие;

3. правопрекращающие.

4. По характеру действия:

1. факты однократного действия (истечение срока, нанесения

материального ущерба);

2. факты состояния (состояние в родстве, состояние

нетрудоспособности).

5. По степени сложности:

1. единичные юридические акты;

2. фактические составы (системы юридических фактов).

Правовая норма иногда связывает наступление указанных в ней юридических

последствий с одним фактом, а иногда – с несколькими. Совокупность

юридических фактов, наступление которых вызывает к жизни правоотношение,

именуют юридическим (фактическим) составом. Правомерный юридический состав

образует титул права, неправомерный – состав правонарушения. Например,

титул права пенсионера слагается из факта достижения определенного

возраста, наличия трудового стажа и получение зарплаты, размер которой

наряду с другими факторами определяет величину пенсии.

Вопрос 8. Понятие нормативного акта, его отличие от акта применения

права.

Ответ: Нормативно-правовой акт является важнейшим источником

права. Его характерные черты определяют тем, что он, с одной стороны,

является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью

правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

- содержит юридические нормы;

- представляет собой официальный письменный акт-документ;

- является результатом особой деятельности государства, которую именуют

правотворческой.

Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке

делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с

участием государства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить

как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и

принимаемый в определенной процедурной форме:

- компетентными органами государства;

- в порядке делегированного законодательства;

- в порядке референдума.

Основная задача нормативно-правового акта - хранить правовую

информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом

плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной

формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства.

Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое

регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать

всю работу по управлению общественными процессами.

Акт применения права – официальный акт-документ компетентного органа,

содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению

права, выносится по результатам правоприменения.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы – нормативные и

индивидуальные. От индивидуальных актов (например, сделок в гражданском

праве) правоприменительный акт отличается государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

- представляют собой письменные акты-документы;

- исходят от государства;

- обладают юридической силой (порождают правовые последствия,

защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые

акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то

содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные

(контретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные

предписания.

Вопрос 9. Виды нормативных актов в РФ.

Ответ: В России, стране с так называемым «писанным правом», нормативно-

правовой акт используется как основная форма права.

1. Конституционные законы:

1 Конституция РФ.

1. Конституции республик в составе РФ

2. Федеральные конституционные законы, издание которых

предусмотрено в Конституции РФ (о Правительстве РФ, о

Конституционном суде РФ и др.)

3. Законы, вносящие изменения и дополнения в текст Конституции РФ.

2. Обыкновенные законы:

1. Кодексы (Таможенный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс

РСФСР и др.)

2. Основы Законодательства (основы законодательства РФ о

нотариате и др.)

3. Федеральные законы (Федеральный закон об оружии и др.)

4. Уставы субъектов РФ

3.Подзаконные акты:

3.1. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ "О мерах по развитию

органов юстиции Российской Федерации" и др.) и президентов

республик в составе РФ

3.2. Постановления Правительства РФ и правительств республик в

составе РФ (Постановление Правительства РФ "О дополнительных

функциях Министерства юстиции РФ").

3.3. Парламентские регламенты и постановления.

3.4. Ведомственные акты центральных органов исполнительной власти

(Приказ Министра обороны и т.п.)

3.5. Акты республиканских центральных органов исполнительной

власти, органов власти края, области, автономной области,

автономных округов, городов федерального значения

3.6. Правовые акты органов местного самоуправления во вопросам

своего ведения (право принятия предоставлено статьей 19

Федерального закона «Об общих принципах организации местного

самоуправления в РФ» от 22.04.96 г.)

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать

локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в

пределах данного учреждения, предприятия, организации

Вопрос 10. Формы (источники) права.

Ответ: Формы внешнего выражения норм права называют источниками права.

0днако и этот термин неоднозначен. Выделяют источники права:

- в формальном смысле (формы права);

- источники права в материальном смысле (материальные условия жизни

общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость

правового регулирования);

- источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи,

исторические хроники и т. п.).

А также говорят об источниках права и в идеологическом смысле -

правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

Первый вид источников права - правовой обычай — обычай,

санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым

правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной

реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится

государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя

способами:

- путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к

обычаю);

- использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте

нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента,

то качества самостоятельного правового обычая обычай не обретает:

норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или

судебного прецедента.

В российской правовой системе роль правового обычая как источника

права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в

Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы

предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение

обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует,

например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота».

Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых

систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США,

Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся

странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай

признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.

Второй вид источников права - судебный прецедент, который признавался

источником права еще в Древнем Риме. Был распространен в средние века.

Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в

странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в

Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные

отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание

прецедента источником права означает признание у суда правотворческой

функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и

развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом,

демократические традиции, отлаженные системы информации и социального

контроля.

Суды не «творят» прецеденты, не изобретают их. С помощью прецедентов

суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд

может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона,

так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только

высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся

Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.

В российской правовой системе судебный прецедент официально источником

права не признан. Хотя тенденция к такому признанию имеется.

В сфере управленческой деятельности государства источником права может

быть административный прецедент.

Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение

судебного или административного органа, которое послужило образцом при

рассмотрении подобного дела и стало юридическим правилом. Строго говоря,

судебный прецедент - это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит

новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, то есть

прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Вместе с тем в

странах «общего права» полагают, что прецедент создается несколькими

судебными решениями.

Третий вид источников права - нормативно-правовой договор.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых

системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный

договор) от правового договора как индивидуального юридического акта

(например, договор купли-продажи в гражданском праве), который

устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и

обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает

соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила.

Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и

конституционного права, с развитием рыночных отношений получает

распространение в сфере гражданского и трудового права. И вообще можно

говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника

юридических норм.

Четвертый источник права - нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в

странах с так называемым «писаным» правом. Характерные черты нормативно-

правового акта рассмотрены в ответе на вопрос № 8.

Нормативно-правовые акты делятся прежде всего на:

1. Законы;

2. Подзаконные нормативно-правовые акты.

1. Закон обладает следующими признаками:

- принимается высшими органами государственной власти или в порядке

референдума;

- ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно

других источников права;

- принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

- регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее

важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

- должен отражать волю и интересы общества в целом;

- исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от

других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления»

индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на:

1.1. Конституционные законы, к числу которых относятся:

1.1.1. Основной политико-правовой акт страны - Конституция;

1.1.2. Закон, вносящие изменения и дополнения в текст

Конституции;

1.1.3. Законы, издание которых предусмотрена Конституцией.

Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные

законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон

не может быть наложено вето Президента.

1.2. Обыкновенные законы, которые можно поделить на:

1.2.1. Кодификационные (Основы законодательства, Кодексы);

1.2.2. Текущие.

В федеративном государстве законы разделяют на федеральные

(общефедеральные) и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и

не должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными (по

иерархии) нормативно-правовыми актами являются:

2.1. указы Президента РФ;

2.2. нормативные акты Правительства РФ;

2.3. нормативные акты центральных органов исполнительной власти

(министерств, государственных комитетов и ведомств).

На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в

президентских республиках), постановления правительств республик, а также

нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 года

органам местного самоуправления (они не входят в систему органов

государственной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего

ведения правовые акты.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать

локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в

пределах данного предприятия, учреждения, организации.

В качестве источника права может выступать юридическая доктрина

(правовые теории, учения о праве). Существенное значение она имела для

права Древнего Рима. Наиболее известным римским юристам предоставлялось

право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время

доктрина признается источником норм в мусульманском праве. В Англии судьи

нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых.

Во многих странах как континентального, так и общего права, источником

норм являются общие принципы права.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.