Основы государства и права
Основы государства и права
Контрольная работа № 00
по предмету «Основы теории государства и права»
Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.
Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть:
а) явление общественное;
б) явление политическое;
в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой
состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по
двум направлениям:
I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя
Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая
непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества
на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть
является
- аппаратной (имеет механизм осуществления),
- суверенной (не зависит от иной власти),
- легитимной (опирается на закон).
Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с
аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия,
полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
Третий признак государства - разделение населения по территориальному
принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой
проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа
является административно-территориальное деление на такие административные
регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных
пределов и установление государственной границы.
Четвертый признак государства - государственная казна, с
существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные
публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в
установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и
внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то,
что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его
функционирование.
П. Отличие государства от других политических организаций общества
0т других политических организаций государство отличает прежде всего
его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух
сторон:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Верховенство государства внутри страны проявляется:
а) в исключительном праве государства официально представлять все
общество, а не отдельные его части;
б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все
население;
в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем
самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
а) в признании данного государства международным сообществом в
качестве субъекта межгосударственных отношений;
б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;
в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела
суверенного государства.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти)
вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических
организаций:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны,
обозначенную государственной границей;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде
подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и
обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) только государство обладает правом издавать властные
общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе
отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой
общественной власти;
г) только государство обладает монополией на легальное применение силы
(в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая
другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы
безопасности, тюрьмы и т. п.).
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать
как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и
всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-
организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка»,
которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе
которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата
управления, выделившегося из общества и стоящего над ним
Данное определение подчеркивает структурный характер организации
государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством
которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение
является односторонним и неполным, так как характеризует государство
исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены
которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными
структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически
организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как
таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.
Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция,
которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и
соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат
управления обществом, в широком смысле государство — качественно
определенная модель политической организации общества, структурными
элементами которой являются законы, публичная власть, население,
территория, армия и правоохранительные органы.
Вопрос 2. Понятие формы государства.
Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы
организации высших органов государственной власти, территориальной
организации государства и осуществления государственной власти.
Другими словами, форма государства — это его структурное,
территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства,
взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления,
административно-территориальное деление и политический режим.
I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти,
то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы
государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом
правит в государстве.
Существует две основные формы государственного правления — монархия и
республика.
Характерные черты государственного правления
|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА |
|существование единоличного носителя |выборность высших органов |
|верховной государственной власти |государственной власти и их |
| |коллегиальный (коллективный) характер |
|династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства |
|власти | |
|пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной |
|монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный|
|предусматривают отстранения монарха от|срок |
|власти на при каких обстоятельствах | |
|власть монарха предстает как |производность государственной власти |
|непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа |
|приобретается «милостью Божией») | |
|отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы |
|монарха за свои действия как главы |государства |
|государства | |
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным
образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от
этих черт, которые будут рассматриваться далее.
Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно
принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и
т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает
единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои
властные действия.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды
монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
| |МОНАРХИЯ |
| |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) |
| |(неограниченная) | |
| | |дуалистическая |парламентарная |
| |верховная |исполнительная | представительские |
| |государственная |власть, формирует |функции: формально |
|МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав |
| |законодательная, |ответственное перед |правительства, |
| |исполнительная, |ним |подписывает законы, |
| |судебная | |принятые парламентом |
| | нет | законодательная |законодательная власть |
|ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | |
| | |монарх налагает вето | |
| | |на законы, принятые | |
| | |парламентом | |
|РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический |
| |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания |
|СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия |
| |до 1906 г. |Кувейт |Дания |
| | |Бахрейн | |
| |В таком |Практически |Сохранения этой |
| |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии |
|Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к |
|я |актов, |государственного |монарху, верностью |
| |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|
| |власть монарха. | |национального мышления. |
Республика - форма государственного правления, при которой высшая
государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами,
избираемыми населением на определенный срок.
Современная республика может быть президентской, парламентарной или
«полупрезиденсткой» (смешанного типа).
| |РЕСПУБЛИКА |
| |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА |
| | | | |
| | |Президент |Президент |
|Глава | |- избирается либо |- избирается, как |
|государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих |
|ва |- избирается |специальной |выборах |
| |населением или его|коллегией, образуемой| |
| |представителями на|парламентом | |
| |выборах | | |
| |(выборщиками) | | |
| | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно |
|Глава | |который является |утверждаемый парламентом|
|правитель| |лидером правящей |с представления |
|ства | |партии или партийной |президентом |
| | |коалиции; обычно | |
| | |назначается | |
| | |президентом | |
| |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен |
| |такими |государства |юридически и реально |
| |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: |
| |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее |
|Полномочи|значительной |право роспуска |руководство |
|я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет |
|президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска |
|а |деятельность |является |парламента при |
| |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|
| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно |
| |органа (право |т.д. |при выражении вотума |
| |роспуска | |недоверия |
| |парламента, право | |правительству). |
| |вето и др.), брать| | |
| |на себя в | | |
| |экстренных случаях| | |
| |функции | | |
| |парламента. | | |
| |- формируется |- формируется только |формируется |
| |президентом |парламентским путем |парламентским путем; |
| |самостоятельно (не|из числа депутатов, | |
|Правитель|исключен |принадлежащих к | |
|ство |парламентский |правящей партии | |
| |контроль); |(располагающей | |
| | |большинством голосов | |
| | |в парламенте) или к |политически ответственно|
| | |партийной коалиции; |не только перед |
| |- политически |- политически |президентом, но и перед |
| |ответственно перед|ответственно перед |парламентом |
| |президентом |парламентом | |
| |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается |
|Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: |
|льная | |деле вся |президент и его |
|власть | |исполнительная власть|администрация, с одной |
| | |принадлежит |стороны, и |
| | |правительству |премьер-министр и |
| | | |правительство – с другой|
|Страны |США |Италия |Франция |
| |Аргентина |ФРГ |Финляндия |
| |Бразилия |Греция |Россия |
| |Мексика |Исландия | |
П. Форма государственного устройства характеризует способы национально-
государственного и административно-территориального деления государства и
способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного
устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет
данное государство.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства,
экономический строй общества, национальный состав населения, исторические
традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное
государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на
административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких
государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система
высших и центральных органов государственной власти (один парламент,
одно правительство, один верховный суд);
б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная
система, одно гражданство;
в) единая денежная система, одноканальная система налогов;
г) территориальные элементы унитарного государства (области,
департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным
суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально-
территориальную и законодательную (административно-территориальной единице
предоставляется право законодательствовать) автономию.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|