рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы государства и права

Основы государства и права

Контрольная работа № 00

по предмету «Основы теории государства и права»

Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.

Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой

состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по

двум направлениям:

I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя

Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая

непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества

на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.

В отличие от других видов социальной власти государственная власть

является

- аппаратной (имеет механизм осуществления),

- суверенной (не зависит от иной власти),

- легитимной (опирается на закон).

Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с

аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия,

полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Третий признак государства - разделение населения по территориальному

принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой

проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа

является административно-территориальное деление на такие административные

регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных

пределов и установление государственной границы.

Четвертый признак государства - государственная казна, с

существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные

публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в

установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и

внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то,

что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его

функционирование.

П. Отличие государства от других политических организаций общества

0т других политических организаций государство отличает прежде всего

его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух

сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

а) в исключительном праве государства официально представлять все

общество, а не отдельные его части;

б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все

население;

в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем

самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

а) в признании данного государства международным сообществом в

качестве субъекта межгосударственных отношений;

б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;

в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела

суверенного государства.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти)

вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических

организаций:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны,

обозначенную государственной границей;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде

подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и

обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) только государство обладает правом издавать властные

общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе

отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой

общественной власти;

г) только государство обладает монополией на легальное применение силы

(в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая

другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы

безопасности, тюрьмы и т. п.).

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать

как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и

всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-

организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка»,

которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе

которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата

управления, выделившегося из общества и стоящего над ним

Данное определение подчеркивает структурный характер организации

государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством

которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение

является односторонним и неполным, так как характеризует государство

исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены

которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными

структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически

организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как

таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.

Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция,

которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и

соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат

управления обществом, в широком смысле государство — качественно

определенная модель политической организации общества, структурными

элементами которой являются законы, публичная власть, население,

территория, армия и правоохранительные органы.

Вопрос 2. Понятие формы государства.

Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы

организации высших органов государственной власти, территориальной

организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства — это его структурное,

территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства,

взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления,

административно-территориальное деление и политический режим.

I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти,

то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы

государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом

правит в государстве.

Существует две основные формы государственного правления — монархия и

республика.

Характерные черты государственного правления

|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА |

|существование единоличного носителя |выборность высших органов |

|верховной государственной власти |государственной власти и их |

| |коллегиальный (коллективный) характер |

|династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства |

|власти | |

|пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной |

|монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный|

|предусматривают отстранения монарха от|срок |

|власти на при каких обстоятельствах | |

|власть монарха предстает как |производность государственной власти |

|непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа |

|приобретается «милостью Божией») | |

|отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы |

|монарха за свои действия как главы |государства |

|государства | |

В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным

образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от

этих черт, которые будут рассматриваться далее.

Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно

принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и

т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает

единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои

властные действия.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды

монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

| |МОНАРХИЯ |

| |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) |

| |(неограниченная) | |

| | |дуалистическая |парламентарная |

| |верховная |исполнительная | представительские |

| |государственная |власть, формирует |функции: формально |

|МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав |

| |законодательная, |ответственное перед |правительства, |

| |исполнительная, |ним |подписывает законы, |

| |судебная | |принятые парламентом |

| | нет | законодательная |законодательная власть |

|ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | |

| | |монарх налагает вето | |

| | |на законы, принятые | |

| | |парламентом | |

|РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический |

| |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания |

|СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия |

| |до 1906 г. |Кувейт |Дания |

| | |Бахрейн | |

| |В таком |Практически |Сохранения этой |

| |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии |

|Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к |

|я |актов, |государственного |монарху, верностью |

| |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|

| |власть монарха. | |национального мышления. |

Республика - форма государственного правления, при которой высшая

государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами,

избираемыми населением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской, парламентарной или

«полупрезиденсткой» (смешанного типа).

| |РЕСПУБЛИКА |

| |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА |

| | | | |

| | |Президент |Президент |

|Глава | |- избирается либо |- избирается, как |

|государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих |

|ва |- избирается |специальной |выборах |

| |населением или его|коллегией, образуемой| |

| |представителями на|парламентом | |

| |выборах | | |

| |(выборщиками) | | |

| | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно |

|Глава | |который является |утверждаемый парламентом|

|правитель| |лидером правящей |с представления |

|ства | |партии или партийной |президентом |

| | |коалиции; обычно | |

| | |назначается | |

| | |президентом | |

| |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен |

| |такими |государства |юридически и реально |

| |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: |

| |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее |

|Полномочи|значительной |право роспуска |руководство |

|я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет |

|президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска |

|а |деятельность |является |парламента при |

| |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|

| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно |

| |органа (право |т.д. |при выражении вотума |

| |роспуска | |недоверия |

| |парламента, право | |правительству). |

| |вето и др.), брать| | |

| |на себя в | | |

| |экстренных случаях| | |

| |функции | | |

| |парламента. | | |

| |- формируется |- формируется только |формируется |

| |президентом |парламентским путем |парламентским путем; |

| |самостоятельно (не|из числа депутатов, | |

|Правитель|исключен |принадлежащих к | |

|ство |парламентский |правящей партии | |

| |контроль); |(располагающей | |

| | |большинством голосов | |

| | |в парламенте) или к |политически ответственно|

| | |партийной коалиции; |не только перед |

| |- политически |- политически |президентом, но и перед |

| |ответственно перед|ответственно перед |парламентом |

| |президентом |парламентом | |

| |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается |

|Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: |

|льная | |деле вся |президент и его |

|власть | |исполнительная власть|администрация, с одной |

| | |принадлежит |стороны, и |

| | |правительству |премьер-министр и |

| | | |правительство – с другой|

|Страны |США |Италия |Франция |

| |Аргентина |ФРГ |Финляндия |

| |Бразилия |Греция |Россия |

| |Мексика |Исландия | |

П. Форма государственного устройства характеризует способы национально-

государственного и административно-территориального деления государства и

способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного

устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет

данное государство.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства,

экономический строй общества, национальный состав населения, исторические

традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное

государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на

административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких

государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система

высших и центральных органов государственной власти (один парламент,

одно правительство, один верховный суд);

б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная

система, одно гражданство;

в) единая денежная система, одноканальная система налогов;

г) территориальные элементы унитарного государства (области,

департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным

суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-

территориальную и законодательную (административно-территориальной единице

предоставляется право законодательствовать) автономию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.