рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы государства и права

актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-

правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания

юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также

осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в

необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие

социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной

реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

15. Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права

вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать

отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов

поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно

всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная

в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе

общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое

поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов,

согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. Следует

отметить, что более плодотворным в этом направлении является не

формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания

на основе углубленного изучения свойств права.

Вопрос 5. Понятие и виды норм права. Структура норм права.

Ответ: Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются:

1. Принадлежностью правовых норм к нормам социальным.

2. Юридической природой норм права.

1. Принадлежность к соц. нормам обуславливает следующие качества правовой

нормы (ПН):

1. ПН – правило поведения людей в обществе;

2. ПН обладает качеством нормативности – является типовым образцом

поведения:

1. круг адресатов определен типовыми признаками (возраст,

вменяемость и т.п.);

2. рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;

3. вступает в действие периодически (всякий раз, когда

возникает ситуация).

2. Юридическая природа ПН определяет их следующие специфические признаки:

1. ПН исходит непосредственно от государства или санкционируется им.

2. Представляет собой государственно-властное веление.

3. Охраняется силой государства.

4. ПН – общеобязательное правило поведения

5. Обладает качеством формальной определенности:

2.5.1. должна быть точным, конкретным предписанием (с точки

зрения внутренней организации);

2. должна содержаться в официальных источниках (формах) права

в плане внешней формы.

2.6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения:

2.6.1. ПН могут быть регулировать поведение людей, только будучи

осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие

на их волю своим властным содержанием (волевой момент);

2.6.2. ПН выражает государственную волю, как право в целом.

2.7. Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. действует через

предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них

юридических обязанностей.

Юридические нормы классифицируются по различным критериям:

а) по предмету правового регулирования:

. гражданско-правовые (конституцонные);

. административные;

. гражданско-правовые (имущественные);

. уголовно-правовые;

. нормы трудового права и т.д.

б) по функциональному назначению:

. регулятивные – определяют модель поведения субъектов

(регулируют общественные отношения);

. охранительные (нормы административного и уголовного права) –

определяют средства защиты прав и законных интересов.

в) по способу воздействия на субъектов:

. управомачивающие – предоставляют определенные правомочия;

. обязывающие – возлагают обязанности;

. запрещающие – налагают запрет на совершение определенных

действий.

г) по специфике правового регулирования:

. материальные (закрепляют права и обязанности участников);

. процессуальные (регулируют процедурный порядок реализации

правовых предписаний).

д) по характеру содержания:

. нормы-декларации (закрепляют правовые принципы, цели и

задачи);

. нормы-дефиниции (содержат формулировки законодательных

определений правовых понятий);

. нормы-предписания (содержат правила поведения участников

правовых отношений).

е) по кругу субъектов:

. общие (для всех граждан);

. специальные (для определенной категории лиц).

ж) по степени обязательности:

. императивные (содержат категорические предписания);

. диспозитивные (предусматривают возможность между участниками

правовых отношений).

з) Также можно выделить группу специальных норм, которые сами

непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам

через системные связи права.

. общие;

. дефинитивные;

. декларативные;

. оперативные;

. коллизионные.

и) по сфере действия:

. общие (нормы федеральных актов);

. местные (нормы республиканских актов).

к) по времени действия:

. постоянные;

. временные.

л) по юридической силе:

. нормы закона;

. нормы подзаконных актов.

Структура норм права.

Норма права имеет определенную структуру (внутреннее строение нормы и

связь ее элементов). Гипотеза, диспозиция и санкция – обязательные элементы

логической структуры нормы права. Указанные элементы формируют логическое

содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных

обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие

(диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)».

Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее

реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к

ответственности выступают общие признаки субъекта преступления:

определенный возраст и вменяемость.

Гипотезы классифицируются по различным основаниям:

1. По характеру содержания:

1. общая (абстрактная) - определяет условия действия норм общими

родовыми признаками;

2. конкретная – устанавливает частные специальные условия действия

нормы (нормы УПК).

2. По степени определенности:

1. абсолютно определенная – только указывает факты, которые

обуславливают действие нормы;

2. абсолютно неопределенная не указывает никаких фактов, с

которыми связано действие, а предоставляет органам право в

необходимых случаях применить правовую норму;

3. относительно определенная – содержит указание на

ограничительные условия действия нормы.

3. По основанию:

3.1. односторонняя – в качестве основания применения нормы

предусматривает только правомерное либо неправомерное

поведение.

3.2. двусторонняя – содержит указания как на правомерное, так и на

неправомерное поведение, приводящее в действие правовую норму.

Диспозиция – это часть правовой нормы права, которая формулирует

правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В

гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей в качестве позитивных

санкций предусматривают поощрительные меры.

Диспозиции также классифицируются по различным основаниям:

1. По способу описания:

1. простая – содержит указание на совершенное деяние без описания

его признаков, так они достаточно очевидны (если речь идет о

предельно ясном деянии);

2. описательная – содержит признаки правомерного (неправомерного)

поведения. Например, закон характеризует кражу как: а)

незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества,

д) совершенное тайным способом;

3. отсылочная – содержит ссылку на другую норму того же

нормативного акта;

4. бланкетная – содержит ссылку на др. нормативный акт либо

указывает на незаконность действий (отсылает правоприменителя к

соответствующему закону).

2. По своей юридической направленности:

1. представительно-обязывающая – содержит двусторонние правила

поведения (например, продавца и покупателя);

2. обязывающая – указывает вид, меру поведения обязанного лица

(например, должника по договору займа);

3. управомачивающая – содержит указание на вид и меру возможного

поведения (например, собственника имущества);

4. рекомендательная – указывает на желательность либо

целесообразность определенного поведения;

5. ограничетельная – ограничивает поведение строго определенными

рамками;

6. закрепительная – закрепляет общие принципы и задачи

деятельности государственных органов.

Санкция – это часть нормы права, в которой указаны правомерные

последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном

праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое

право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают

поощрительные меры.

Санкции классифицируют:

1. По характеру последствий:

1. позитивная – предусматривает меры:

1. поощрения (стимулирующая);

2. восстановления субъектных прав (правовосстановительная).

1. негативная – предусматривает:

1. меры наказания (карательная или полная);

2. возможность признания деяний недействительными (санкция

ничтожности или неполная);

1. По степени определенности и вариантности:

1. абсолютно-определенная – содержит указание на точно

зафиксированное последствие (например, сметная казнь);

2. относительно-определенная – содержит указание на нижний и

верхний временные пределы наказания.

3. альтернативная – содержит указание на несколько видов возможных

наказаний (предоставляет правоохранительным органам право

выбора) (например, лишение свободы или исправительные работы);

4. кумулятивная – предусматривает возможность сложения нескольких

видов наказания (например, смертная казнь может сочетаться с

конфискацией имущества);

5. комбинированная – комбинация относительно-определенных,

альтернативных и кумулятивный санкций.

Вопрос 6. Понятие правоотношения. Состав (элементы) правоотношения.

Ответ: Правоотношение – это охраняемое государством волевое

индивидуализированное общественное отношение, которое представляет собой

социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей,

предусмотренных нормами права.

I. К признакам правоотношения можно отнести следующие:

1. Общественность.

Правоотношения возникают только между людьми, не могут возникать

между человеком и вещью, человеком и животным, а только по поводу

этих объектов.

2. Нормативность.

Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами, которые

выступают базой их возникновения (изменения, прекращения).

3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами,

возникающими при наступлении определенных юридических фактов.

4. Определенность, индивидуализированность.

В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено

их поведение. Индивидуализация может быть как двухсторонней, когда

поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в

гражданском праве), так и односторонней (правоотношение

собственности).

5. Носят волевой характер.

а) связаны с государственной волей, выраженной в праве;

б) связаны с индивидуальной волей, т.к. правоотношения реализуются

посредством сознания и воли его участников.

Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и

прекращается по воле его субъектов.

6. Охраняемость государством.

Будучи следствием выраженной в праве воли государства, правоотношения

им и охраняются.

П. Правоотношения классифицируются по различным основаниям.

1. По отраслевой принадлежности:

1. государственно-правовые;

2. административно-правовые;

3. гражданско-правовые и др.

2. По функциональному назначению:

1. регулятивные:

1. активного типа (возникают на основе обязывающих и

управомачивающих норм и выражают динамическую функцию

права);

2. пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и

выражают статическую, закрепляющую функцию права);

2. охранительные.

3. По степени индивидуализации:

1. относительные (в которых поименно определены все участники

правоотношения);

2. абсолютные (в которых индивидуализирована лишь одна сторона –

управомоченный).

4. По принадлежности к той или иной стороне правовой системы:

1. материальные;

2. процессуальные;

3. частичные;

4. публичные.

5. По характеру распределения прав:

1. простые (сост. из двух субъектов: один имеет право, другой

несет обязанность);

2. сложные (у каждой из сторон имеются и права и обязанности).

6. По продолжительности существования:

1. разовые (купля-продажа);

2. длящиеся (получение образования.

Ш. Структура правоотношений.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) объекты правоотношения;

б) субъекты (участники) правоотношения;

в) содержание правоотношений:

субъективные права (права субъектов);

юридические обязанности.

г) основания правоотношений:

правовые нормы

юридические факты.

Объект правоотношения есть то, по поводу чего или ради чего субъекты

вступают в правовую связь. В их качестве выступают разнообразные

материальные и нематериальные блага. Из множества теорий можно выделить две

основные:

а) моническую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения);

Согласно этой теории, единственным объектом правоотношения является

человеческое поведение или то фактическое общественное отношение, на

которое правоотношение воздействует.

б) плюралистическую (в ней признается множественность объектов

правоотношения).

Эта теория признает объектами правоотношений:

1. Вещи: средства производства, предметы потребления, ценные бумаги и

т.п.

2. Продукты духовного творчества (результаты авторской,

изобретательской и др. деятельности).

3. Личные нематериальные блага: имя, честь, достоинство, жизнь,

здоровье и др., охраняемые нормами государственного, уголовного и

гражданского права.

4. Поведение участников правоотношения (действия или воздержание от

действий).

5. Результаты поведения (действий) участников правоотношения.

Субъект правоотношения – лицо, обладающее по закону способностью иметь

и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические

обязанности (т.е. правосубъектностью).

Правосубъектность разделяют на:

1. Правоспособность – способность лица иметь субъективные юридические

права и обязанности, обусловленные правом.

2. Дееспособность – способность своими собственными действиями

(бездействием) приобретать (осуществлять, прекращать) субъективные

юридические права и обязанности, обусловленные правом.

Подобное разъединение действительно только в гражданском праве и то не

для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина).

Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом право

вообще), отраслевой и специальной (например, правосубъектность юридических

лиц).

По видам субъектов права можно разделить на:

1. Физические лица:

1. граждане;

2. иностранцы;

3. лица без гражданства (апатриды);

4. лица с двойным гражданством (бипатриды).

2. Юридические лица:

1. государство;

2. государственные организации;

3. негосударственные организации (общественные, кооперативные,

коммерческие и др.).

В РФ (ст. 48 ГК РФ) юридическим лицом признается организация,

которая:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.